Индекс УДК 33
Дата публикации: 04.06.2023

Экономический анализ влияние санкций на рынок импорта реактивов

Economic analysis of the impact of sanctions on the import market of reagents

Витюгова Юлия,
Научный консультант: Марсель Гумеров
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Vitiugova Iuliia,
Scientific advisor: Marsel Gumerov

Lomonosov Moscow State University
Аннотация: В данной статье рассматривается влияние государственных санкций на рынок импорта химических реактивов, относящихся к логистическим и регуляторным аспектам. Автор исследуют сложности и особенности транспортировки опасных материалов, а также на них влияющие ограничительные меры правительства. Выявлено, что санкции и прочие ограничительные меры могут существенно замедлить поставку химических реактивов, важных для работы таких отраслей, как исследовательские институты, фармацевтическая промышленность и медицинские учреждения. Обсуждаются проблемы с сохранением качества и свойств реактивов при поддержании оптимальных условий транспортировки, а также проблемы границы и преодоления регуляторных барьеров. В статье акцентируется внимание на необходимости более глубокого теоретического анализа рынка и пересмотре законодательства для оптимизации логистических процессов и снижения сроков ожидания поставки химических реактивов.

Abstract: This article examines the impact of government sanctions on the market of imported chemical reagents, related to logistics and regulatory aspects. The author explores the difficulties and peculiarities of transporting hazardous materials, as well as the government's restrictive measures affecting them. It has been revealed that sanctions and other restrictive measures can significantly slow down the delivery of chemical reagents, which are important for industries such as research institutes, pharmaceuticals, and medical institutions. The article discusses problems with maintaining the quality and properties of reagents while maintaining optimal transportation conditions, as well as border issues and overcoming regulatory barriers. The article emphasizes the need for a more in-depth theoretical analysis of the market and a review of legislation to optimize logistics processes and reduce waiting times for the delivery of chemical reagents.
Ключевые слова: логистика, химические реагенты, государственные ограничения, регуляторные ограничения, фармацевтические компании, санкционный рынок, теоретический анализ рынка.

Keywords: logistics, chemical reagents, government restrictions, regulatory restrictions, pharmaceutical companies, sanctions market, theoretical market analysis.



Введение

Современное общество привыкло к высокому уровню сервиса, однако существуют отрасли, где логистика может занять много времени. Одним из примеров является снабжение химическими реактивами исследовательских институтов, фармацевтические компании, медицинских клиник. Часто они ждут около полугода, чтобы получить необходимые для работы материалы. Одна из причин столь длительной поставки — это строгие правила и стандарты, которые регулируют транспортировку опасных материалов. Химические реактивы могут быть опасными для окружающей среды и здоровья людей, поэтому их необходимо транспортировать с особым вниманием к безопасности. Это требует специальной упаковки, оборудования и процедур, что может затянуть процесс доставки. Многие химические реактивы являются чувствительными к температуре и другим условиям, таким как влажность и освещение. Для того чтобы сохранить свои свойства и качество, они должны быть транспортированы в определенных условиях, что может повысить сложность и время доставки. Наконец, доставка химических реактивов также может быть затруднена из-за различных правительственных и регуляторных ограничений на транспортировку опасных материалов через границы. Эти ограничения могут приводить к дополнительным проверкам и процедурам, что также может затянуть время доставки.

Анализ проблемы рынка

Ситуация в фармацевтике и науке в России постепенно ухудшается. С 2019 года границы различных государств, которые поставляли необходимые компоненты, закрываются, а поставки жизненно необходимых для РФ медикаментов и реактивов, необходимых для их производства, замедляются. Потребность реагентов у рынка регулярна, поэтому даже остановка поставки одного вещества может привести к остановке целых отраслей — как это было в пандемию. После введения санкций со стороны Европы, США и некоторых других стран. Поставки становятся еще более сложными со стороны логистических процессов. Многие поставщики и логистические компании разрывали с отечественными компаниями. Российским самолетам запрещали в воздушное пространство ЕС, автомобилям — пересекать контракты заходить границы «недружественных» государств, а суда под российским флагом не пускали в международные морские порты. Для многих компаний это действительно стало серьезным ударом. До ввода санкций реактивы могли доставляться прямым авиарейсом за несколько дней, сейчас это практически невозможно. Доставка по земле тоже усложнилась и стала дороже в несколько раз дороже.

В Китае осталось мало авиакомпаний, которые выполняют рейсы в Россию, и они редко берут опасные грузы. И даже в этом случае очень тщательно и долго проверяют документы. Глубина бронирования сейчас составляет 1-2 недели. Таким образом, реальный срок доставки увеличивается в двое. Авиаперевозки из Европы возможны только через Сербию, Турцию, Иран, ОАЭ — и практически никто не подтверждает прием опасных грузов. Есть риск застрять в транзитном коридоре, а реагенты требуют особого температурного режима, не каждый аэропорт может его обеспечить. Так же появились проблемы не только из-за прямых санкций. Некоторые производителей отказались сотрудничать с Россией просто потому, что не хотят или боятся заключать и продлевать контракты на разрешенные реагенты, так как есть опасность, что ЕС или США введут очередные санкции. Поэтому многие предпочитают пока не производить импорт в Россию.

Необходимость импорта

По экспертным оценкам общая доля импорта сырья на российском рынке составляет примерно 90%, что свидетельствует о критически высоком уровне импортозависимости. Доля использования отечественного синтетического сырья не превышает 15%, растительного до 20%. На российском рынке в большом объеме представлено растительное сырье из стран Юго-Восточной Азии. Большая часть синтетического сырья импортируется из стран ЕС. Низкая обеспеченность сырья обусловлена совокупностью причин:

  1. Невысокое качество.
  2. Неконкурентная цена в сравнении с зарубежными аналогами
  3. Недостаточный уровень кооперации между производителями.
  4. Дефицит квалифицированных научно-технологических кадров.
  5. Недостаток компетенций в России для вывода новых видов реактивов,

существующих на стадии лабораторных разработок.

  1. Отсутствие современных технологий и оборудования для производств.
  2. Малое количество инвестиций.

Из-за ряда перечисленных проблем производство реактивов слишком затратно и нецелесообразно, поэтому импортирование является более выгодным вариантом.

Влияние санкций

После введения санкций со стороны Европы, США и некоторых других стран. Поставки становятся еще более сложными со стороны логистических процессов. Многие поставщики и логистические компании разрывали контракты с отечественными компаниями. Российским самолетам запрещали заходить в воздушное пространство ЕС, автомобилям — пересекать границы «недружественных» государств, а суда под российским флагом не пускали в международные морские порты. Для многих компаний это действительно стало серьезным ударом.

До ввода санкций реактивы могли доставляться прямым авиарейсом за несколько дней, сейчас это практически невозможно. Доставка по земле тоже усложнилась и стала дороже в несколько раз дороже.

В Китае осталось мало авиакомпаний, которые выполняют рейсы в Россию, и они редко берут опасные грузы. И даже в этом случае очень тщательно и долго проверяют документы. Да и глубина бронирования сейчас составляет 1-2  недели. Таким образом, реальный срок доставки увеличивается в двое.

Авиаперевозки из Европы возможны только через Сербию, Турцию, Иран, ОАЭ — и практически никто не подтверждает прием опасных грузов. Есть риск застрять в транзитном коридоре, а реагенты требуют особого температурного режима, не каждый аэропорт может его обеспечить.

Так же появились проблемы не только из-за прямых санкций. Некоторые производителей отказались сотрудничать с Россией просто потому, что не хотят или боятся заключать и продлевать контракты на разрешенные реагенты, так как есть опасность, что ЕС или США введут очередные санкции. Поэтому многие предпочитают пока не производить импорт в Россию.

Решение проблемы

  1. Открытие представительства.

Современный рынок реактивов требует от компаний максимально оперативно и качественно удовлетворять потребности своих клиентов. Одним из ключевых факторов, влияющих на быстроту и эффективность процесса поставки, является география перевозок. В связи с этим, компании неизбежно сталкиваются с необходимостью расширения своей географии деятельности, и одним из вариантов является открытие представительства в другой стране для транспортировки реактивов.

Основные трудности

Процесс открытия представительства может быть длительным и затратным, что может повлечь повышение длительности и цены доставки. Необходимо учитывать налоговые, юридические и иммиграционные процессы, чтобы избежать проблем с законодательством.

 

 

Преимущества

Открытие представительства позволяет расширить географию закупок и продаж, укрепить позиции компании на мировом рынке и наладить более эффективную работу с потенциальными клиентами и партнерами. Кроме того, открытие представительства в другой стране позволяет обойти ограничения, которые существуют в стране производства. Например, в некоторых странах запрещено вывозить определенные виды реактивов, но при наличии представительства в другой стране, компания может закупать реактивы там и привозить их в страну производства, обойдя ограничения.

1.1. Исследование рынка

Перед открытием представительства в другой стране необходимо провести исследование рынка, что позволит оценить спрос на продукцию компании, конкуренцию на рынке и ожидаемые доходы и расходы.

Для оценки спроса на продукцию компании необходимо:

  • Изучить сегмент рынка.
  • Целевую аудиторию.
  • Предложения конкурентов.

Так же изучить: политические, географические факторы и наличие инфраструктуры. Например, изменение налогового законодательства, валютных курсов, торговых соглашений между странами и других факторов могут существенно повлиять на доходы и расходы компании. Исследование позволяет выявить преимущества и недостатки рынка для целесообразности открытия компании в конкретной стране и последующего формирования цен.

1.2. Оценка рисков и возможностей

Следующей ступенью после исследования рынка является оценка рисков и возможностей. Необходимо определить, какие риски наиболее значимы для компании и как можно минимизировать их воздействие.

Риски могут быть связаны с конкуренцией, сложностями транспортировки и законодательными изменением, потребностью в новых инвестициях. Одним из главных рисков при открытии представительства в другой стране является риск неоправданных расходов. Компания, не проведя достаточного анализа рынка, может оказаться на новом рынке. В таком случае, все инвестиции будут напрасными, и компания потерпит убытки.

Возможности могут быть связаны с доступом к новым рынкам и новой клиентской базе, привлечением инвестиций, получением новых технологий. Новые возможности влияют на увеличение объема продаж за счет нового рынка. Определение и оценка возможностей поможет компании сделать правильный выбор и максимально эффективно использовать ресурсы при открытии представительства в другой стране.

1.3. Финансовый анализ

Первым шагом в финансовом анализе является оценка расходов на открытие представительства. Это может включать в себя юридические услуги для регистрации представительства, аренду офиса, получение необходимых лицензий и сертификатов, а также расходы на персонал, техническое оборудование и транспортировку.

Для достижения успеха, финансовый анализ должен учитывать:

  • Переменные издержки. Курсы валют могут варьироваться, что повлияет на рентабельность бизнеса.
  • Изменения в законодательстве страны, в которой открывается представительство, что может повлечь дополнительные расходы на обучение, адаптацию персонала к новым правилам и транспортные расходы.
  • Потенциальная прибыль. Существующие конкуренты на внешнем рынке, определяют спрос и ценовую политику на данном рынке.
  • Налоговые ставки, которые могут как уменьшать, так и увеличивать выручку от продаж.
  • Построение плана, предусматривающего действия на случай неудачного проникновения на внешний рынок. В случае необходимости, на ранних этапах будет необходимо снижать расходы и сокращать персонал.

Финансовый анализ играет важную роль при открытии представительства в другой стране, помогая предотвратить непредвиденные расходы и объективно рассчитать возможности и риски расширения бизнеса.

Открытие представительства в другой стране для транспортировки реактивов это сложный, но перспективный шаг для компании. Необходимо провести анализ рисков и возможностей, и финансовый анализ, чтобы правильно выбрать стратегию и уменьшить риски. Разработка грамотной стратегии поможет компании расширить свой бизнес, увеличить объем продаж и укрепить свои позиции на рынке.

  1. Изменение подходов в логистике

2.1. Автоперевозки

Международные автоперевозки являются популярным и надежным способом доставки реактивов в Россию. Гибкость и оперативность позволяют осуществлять транспортные услуги на высоком уровне, удовлетворяя потребности клиентов в различных отраслях промышленности и науки. Важными аспектами для доставки химических веществ является: использование специализированной техники, которая гарантирует сохранность и безопасность груза. Так как многие реактивы требуют определённых методов при транспортировке и хранении. Соответствия груза международным нормам и стандартам. Необходима дополнительная проверка для таможенного контроля и получение соответствующих разрешительных документов.

2.2. Мультимодальные перевозки

Мультимодальные транспортировка груза включает в себя использование нескольких видов транспорта. Основной сложностью является — система отслеживания, которая позволяет контролировать груз и реагировать на любые нештатные ситуации. Преимуществом данного способа перевозки является возможность выбора наилучшего маршрута и видов транспорта для перевозки реактивов. Например, можно использовать железнодорожный транспорт для доставки реактивов к порту или на логистический центр, где они будут перегружены на судно или автотранспорт для дальнейшей доставки. Это помогает уменьшить время доставки и расходы на перевозку.

2.3. Дополнительное логистическое плечо

Введение дополнительного логистического плеча может включать в себя использование стыковочных рейсов с другими авиакомпаниями или транспортными компаниями, которые уже имеют налаженные процессы доставки в Россию, что позволяет более эффективно использовать ресурсы и снизить издержки. Стыковочные рейсы позволяют расширить географию доставки, закупать и доставлять реактивы в отдаленные регионы, где нет прямых перелетов или сложная инфраструктура. Это будет способствовать развитию научных и промышленных проектов в этих регионах и усилит инновационный потенциал.

  • Переориентация бизнеса

Эффективным решением для улучшения контроля логистических рисков российскому бизнесу необходима активная переориентация с европейского региона на азиатский. В Европе существует множество различных ограничений на логистику, такие как таможенные пошлины, пропускные режимы. Это приводит к тому, что риск задержки груза их потери становятся высокими. Азиатский рынок на данный момент является более открытым и доступным. Многие компании могут предложить быстрый доступ к логистическим услугам и более конкурентоспособную цену в сравнении с европейскими компаниями. Так же, в связи с ростом азиатского рынка, российской компании могут расширить возможности в международном бизнесе.

Для обеспечения комплаенса — подход составляет несколько этапов:

  • Проверка реактивов и организаций на соответствие национального и международного законодательства.
  • Определение классификации реактивов по группам согласно правилам транспортировки воздушным и морским транспортом.
  • Выбор способа транспортировки в соответствии с правилами международной транспортной конвенции для предотвращения возможных опасностей.
  • Подготовка необходимой документации, учитывающей особенности доставки реактивов и соответствующую требованиям международного законодательства.
  • Использование специальной упаковки и контейнеров, рассчитанных на сохранность и безопасность реактивов во время транспортировки.
  • Нанесение на упаковку соответствующих меток и этикеток о классе и степени опасности реактивов.
  • Комплаенс

Поставка реактивов из зарубежных стран, включает в себя учет требований международного и национального законодательства. Комплайенс-подход, т.е. соблюдение требований законодательства, снижение рисков нарушения правил и норм, тоже очень важен при проведении логистических операций по доставке реактивов.

Для обеспечения комплаенса подход составляет несколько этапов:

  1.       Проверка производителя реактивов на соответствие национального и международного законодательства.
  2.       Определение классификации реактивов по группам согласно правилам транспортировки воздушным и морским транспортом.
  3.       Выбор способа транспортировки в соответствии с правилами международной транспортной конвенции для предотвращения возможных опасностей.
  4.       Подготовка необходимой документации, учитывающей особенности доставки реактивов и соответствующую требованиям международного законодательства.
  5.       Использование специальной упаковки и контейнеров, рассчитанных на сохранность и безопасность реактивов во время транспортировки.
  6.       Нанесение на упаковку соответствующих меток и этикеток о классе и степени опасности реактивов.

Снижение рисков и соблюдение комплаенса являются ключевыми факторами при доставке реактивов, а использование дополнительного логистического плеча, стыковочных рейсов позволит сделать этот процесс более эффективным и быстрым.

 

 

Заключение

Суммируя результаты, проведенного исследования, можно сделать вывод, что санкции влияют на многие сектора экономики, в том числе и на рынок импорта реактивов в России. Было продемонстрировано существование нескольких решений, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие санкций на этот рынок. Открытие представительства, изменение подходов в логистике, переориентация бизнеса и комплаенс — все эти меры будут способствовать укреплению позиций российских компаний на рынке реактивов и обеспечивать их устойчивое развитие в условиях санкционной политики.

Для успешной работы на рынке импорта реактивов в условиях санкций необходимо принимать комплексные решения, учитывая все возможные аспекты процесса. Однако, несмотря на сложности и препятствия, это может быть одновременно и вызовом для развития отечественного производства и инновационных технологий.

Библиографический список

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Стратегия развития парфюмерно-косметической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и плановый период до 2035 года.