Abstract: The article presents the aspects of introducing new technologies in the service sector. Features of the application of innovations in the service are given. The possibilities of promoting service enterprises using modern technologies as a result of the adequate implementation of innovations are shown.
Keywords: Innovation, modern technology, intellectualization of technologies, psychological and social qualifications of staff.
Введение.
Бизнес среда в настоящее время изобилует постоянным появлением информации о современных научных находках и изобретениях: вживление электроники непосредственно в тело человека, моментальный синхронный перевод с любых иностранных языков, проникновение генной инженерии в различные области жизнедеятельности людей, дистанционное лечение и обучение, инновации в космических разработках и многое другое. Новейшие технологии настойчиво и агрессивно входят во все области человеческого бытия, и, конечно, влияют на работу всех организаций, в независимости от вида деятельности.
Смысловая коннотация термина «инновации» звучит как практическое применение науки по отношению к любой человеческой деятельности. Это, прежде всего, ресурсы и знания, которые необходимы для достижения определенных успехов в работе организаций, в том числе сервисных.
Объекты и методы исследования.
Понятно, что инновации влияют на работу практически всех предприятий. Особенно актуально это звучит в связи с бурным развитием в нашей стране сферы сервиса во всем ее многообразии. В то же время, существуют некоторые особенности внедрения новых технологий в практику предприятий сферы сервиса.
Одной из них является внушительный спектр инновационных технологий, используемых сегодня в практике сферы сервиса. Нюансы внедрения значительного количества инноваций связаны с наличием большого многообразия современных предметных направлений, относящихся к сфере сервиса.
Вторым моментом, на который следует обратить внимание, является направленность инноваций на определенного пользователя.
Сфера услуг находится в полной зависимости от потребности клиента в конкретной услуге.
Структура процесса оказания любой услуги представляется тремя взаимозависимыми действиями:
— процесс приема заказов;
— непосредственно выполнение услуг;
— реализация услуг.
Успех любой организации в конкурентной среде в основном определяется насколько объективно и вовремя она может определить точные предпочтения каждого из клиентов, предложив услугу более качественного, по сравнению с конкурирующими фирмами, уровня.
Организация, использующая инновационные прикладные технологии, обязана предложить своим клиентам услуги, которые связаны непосредственного с получаемым товаром. Однако они должны способствовать выработке доверия клиента к выбранной им компании [1].
Третьим особенным моментом является совершенствование технологий в интеллектуальном плане. Предприятия сферы услуг должны предлагать клиентам весь комплект интеллектуального сервиса, связанного с индивидуализацией. Это означает наиболее эффективное использование товара в процессе его эксплуатации в конкретных условиях конкретным пользователем, с учетом расширения области полезности товара или услуги для данного пользователя.
Четвертым, на что следует обратить внимание, является важность реализации, а также поддержки конкретной услуги, вследствие часто встречающейся разобщенности по месту расположения мест воспроизводства услуг и приема заказов в сфере услуг. При этом следует учесть, что использование современных информационных инноваций неоспоримо продвигает функционирование и крупных, и средних, и малых сервисных предприятий на новый уровень.
Пятым пунктом следует назвать обязательность учета всех стандартов (действующих как в России, так и за рубежом), которые регламентируют применение той или иной технологии. Без понимания обязательного использования стандартов в современной жизни предприятие сферы сервиса не сможет не только конкурировать, оно не сможет выжить в современных условиях глобализации всех сфер деятельности человечества [2].
Шестой пункт – это строгий учет психолого-социальной квалификации всего персонала предприятия сервиса. Необходимо, чтобы инновационные технологии, используемые в сервисе, обеспечивали поддержку корпоративной культуры и способствовали улучшению качества обслуживания потребителей.
Особый акцент сегодня следует сделать на информационных технологиях. Их подразделяют на компьютерные и телекоммуникационные технологии. Первые отвечают за аппаратное и программное обеспечение и занимаются хранением и обработкой данных и информации. Телекоммуникационные — также имеют в составе соответствующее оборудование и программное обеспечение, необходимы для непосредственной передачи данных [3].
В то же время, сегодня имеется еще понятие новых информационных технологий, которые основаны на современных инфологических и компьютерных способах и средствах получения, сохранения, актуализации знаний.
Определяют следующие базовые типы новых информационных технологий:
- когнитивные – направленные, в основном, на получение, сохранение, а также актуализацию знаний, генерирование определенных интеллектуальных решений;
- инструментальные — направленные, в основном, на использование как инструмента, среды с целью построения других технологий, а также для их обслуживания;
- прикладные – используемые, в основном, для решения проблем некоторой сложной области или множества областей;
- коммуникативные — направленные, в основном, для решения проблем связи, общения, коммуникаций [4].
Подобное подразделение – очень условно. Инновационная технология вполне может ,быть прикладной, в то же время когнитивной, инструментальной, а также и коммуникативной.
Сегодня модно характеризовать современное общество термином «информационное». Однако, всякая подобная попытка глубоко вникнуть в современный характер общества должна включать некое соотнесение характеристик существования человека в обществе в конкретный момент его жизни со свойствами социального бытия вообще.
Принимая данный принцип, по-видимому, следует думать о том, что пресловутая «информационность» нашего общества заключается только в усилении влияния коммуникативного аспекта жизнедеятельности человека на все другие виды деятельности человека [5].
В данном контексте соотношение «общество — человек», по всей вероятности, характеризуется тем, что для человека для нормального существования в окружающем его современном мире, а также для адекватной реакции на происходящие изменения требуется получать и обрабатывать новые знания в течение всей жизни.
Сложилось мнение, что фирма, работающая в сфере сервиса — маленькая трудоемкая организация с не очень сложными процессами, требующими лишь небольших инвестиций в технологии. Однако данный посыл не оправдан сегодня на практике: в настоящее время сервисные фирмы вкладывают значительные средства в новые и новейшие технологии [6].
Подобно девятнадцатому веку, ставшему «отцом» промышленной революции, двадцатое столетие выдвинуло на первый план информационные технологии. Само понятие «информационной революции» опирается на бурное развитие новых технологий, обеспечивающих оперативные и недорогие методы хранения, передачи, получения, обработки информации. При этом XXI век ежегодно преумножает достижения прошлого столетия в данном направлении.
Быстрое развитие электронных систем привело широкому применению самых разнообразных новых информационных технологий, которые условно разбивают на две группы:
– корпоративной работы;
– индивидуальной работы.
Особую значимость в деятельности предприятий сервиса сегодня имеют технологии баз данных и систем управления. Это большие наборы строго структурированных данных определенной предметной области, имеющие общую и удобную структуру, единые средства обеспечения.
В сервисе все больше используется технология удаленных баз данных, которая основана на коллективном доступе пользователей к информационным ресурсам компании, сосредоточенном в едином компьютере (хост-компьютере) в диалоговом режиме по сетям передачи данных [7].
Создание прочных экспертных систем означает накопление определенного опыта, навыков высокого профессионального уровня, структурирование, хранение, обновление знаний с использованием информационных технологий с целью приобретения экспертных мнений по разным проблемам конкретной профессиональной области [8].
Компьютерные системы соединяют компьютеры в общую сеть, что позволяет потребителям общаться с организацией он-лайн и без личного общения решать ряд организационных вопросов [9].
Заключение.
Таким образом современные новые и новейшие технологии оказывают значительное воздействие на становление и оптимальное развитие предприятий сферы сервиса во всем их многообразии. С помощью инновационных технологий предприятия сервиса смогут добиться значительного успеха и роста эффективности деятельности за счет автоматизации ряда бизнес-процессов, оптимизации процесса предоставления услуг, улучшения и ускорения обратной связи с клиентом, распространения каналов сбыта и т.п. [10].
Сегодня, в условиях глобальной конкуренции, использование инновационных технологий для сервисных предприятий становится не только важнейшим рычагом расширения, удержания позиций на рынке, но и способом выживания.
Библиографический список
1. Минасян Л.А., Дудкина О.В., Бородай В.А. Нарративные процедуры новой системы мотивации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 15.2. Дудкина О.В. Компетентностный подход в менеджменте человеческих ресурсов в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. «Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг» Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 57-60.
3. Грекова Г.А. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования // В сборнике: Современная система интерактивного обучения в условиях модернизации высшего образования. Материалы научно-методической конференции. 2015. С. 9-22.
4. Грекова Г.А., Дудкина О.В. Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях // Экономические исследования и разработки. 2017. № 4. С. 134-146.
5. Дудкина О.В. О выборе восприятия внешней среды для предприятия сервиса // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы II Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2016. С. 175-177.
6. Гунько Д.И., Дудкина О.В. Теоретическая модель организации современного специального мероприятия в сервисной деятельности // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 120-128.
7. Дудкина О.В. Ориентиры HR-службы в современных условиях // В сборнике: Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. «Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг» Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 60-63.
8. Донцова М.Е., Дудкина О.В. Особенности организации событийных мероприятий патриотического характера в молодежной среде // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 129-137.
9. Котова Д.А., Дудкина О.В. Организация и результативность тематических событийных мероприятий // Экономические исследования и разработки. 2019. № 5. С. 138-144.
10. Дудкина О.В. Апперцепция и индивидуальность в проведении мероприятий по брендированию территории города Ростова-на-Дону // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской Государственный Технический Университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 155-160.