Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.10.2019

Методы оценки и эмпирический опыт управления стоимостью компании

Valuation methods and empirical experience of company value management

Харламова Вероника Сергеевна
Волкова Валерия Вадимовна
Фролова Тамара Валерьевна

1. студентка 4 курса, факультета управления и бизнеса.
Кемеровский институт (филиал) Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова
2. студентка 4 курса, факультета управления и бизнеса.
Кемеровский институт (филиал) Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова
3. Кандидат экономических наук кафедры менеджмента и бизнес-технологий
Кемеровский институт (филиал) Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова

Kharlamova Veronika
Volkova Valeria Vadimovna
Frolova Tamara Valerevna

1. student 3 course of the faculty management and business
Kemerovo Institute (branch) of the Federal State Budget
educational institution of higher education
«Plekhanov Russian University of Economics»
2. 4th year student, Faculty of Management and Business.
Kemerovo Institute (branch) of the Russian Economic University. G.V. Plekhanova
3. PhD in Economics, Department of Management and Business Technologies
Kemerovo Institute (branch) of the Russian Economic University. G.V. Plekhanova
Аннотация: В статье рассматриваются методы оценки и эмпирический опыт управления стоимостью компании, рассмотрены актуальные подходы, а также этапы проведения оценки стоимости компании, раскрыта сущность анализа стоимости компании.

Abstract: The article discusses the valuation methods and empirical experience of managing the value of the company, considers current approaches, as well as the stages of assessing the value of the company, reveals the essence of the analysis of company value.
Ключевые слова: стоимость компании, доходный подход, гудвилл, затратный подход, сравнительный подход.

Keywords: company value, income approach, goodwill, cost approach, comparative approach.


Стоимость бизнеса равноценна сегодняшней стоимости будущих экономических или финансовых выгод (ожидаемых доходов) от использования соответствующей по объему собственности. На основе разработки системы стратегического планирования создается возрастающая стоимость бизнеса. В результате этого компания сосредотачивает усилия на наиболее весомых направлениях своей деятельности.

Практически каждый день ведущие менеджеры крупных
(открытых) компаний осуществляют мониторинг и контроль стоимости своего бизнеса. Это объясняется тем, что контролируемая стоимость своего бизнеса зависит от движения цены акций компаний на фондовом рынке. Частные закрытые компании лишены возможности обратной связи, а также проверки фондовым рынком окончательных результатов своей деятельности. Акционеры – руководители частных закрытых компаний редко знают стоимость своей компании [В.В. Царев и др., 2015, с.3]. Оценка и управление стоимости бизнеса (предприятия) — это многоэтапный и сложный аналитический процесс определения справедливой рыночной стоимости его капитала, который базируется на выполнении определенной системы расчетов и необходимых логических процедур.

Цель оценки стоимости компании: получение четкого представления о справедливой рыночной стоимости  объекта оценки, например, предприятия, организации или компании, или о величине доли активов, которые принадлежат собственнику, на конкретный момент времени [В.В. Царев и др., 2015, с. 7-8].

Общепринятое количество этапов по оценке стоимости бизнеса в зарубежной и отечественной научной литературе не указывается. Насчитывается от трех до  семи и более рекомендуемых этапов. Это отражает принятую авторами разную степень из дифференциации.

Стандарт оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности (гл. 3, ст. 13) включает в себя следующие этапы проведения оценки [1] [Стандарты оценки.., 2001]:

  1. Заключение с Заказчиком договора об оценке;
  2. Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
  3. Анализ рынка, к которому относится объект оценки;
  4. Выбор методов оценки и проведение необходимых расчетов;
  5. Вывод результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
  6. Составление и передача Заказчику отчета об оценке.

Помимо стандарта оценки, рекомендуется следующий вариант этапов работ оценки стоимости предприятия (компании):

  1. Подготовка договора на выполнение работы оценки стоимости компании;
  2. Осуществление всестороннего бизнес-анализа текущей и ретроспективной информации о конечных результатах деятельности оцениваемого объекта;
  3. Оценка производственного, сбытового и интеллектуального потенциала компании, а также принятие во внимание влияния внешних и внутренних факторов;
  4. Обоснование выбора состава наиболее целесообразных методов выполнения необходимых расчетов с учетом принятой стратегии развития предприятия;
  5. Сбор и предоставление необходимой информации с целью проведения расчетов по каждому выбранному методу и проведение этих расчетов в соответствии с выбранными методами;
  6. Оценка, коррекция, оформление и передача отчета о результатах расчетов стоимостной оценки объекта [В.В. Царев и др., 2015, с. 84].

Предлагаемый состав этапов оценки стоимости копании (бизнеса) характеризуется строгой последовательностью выполняемых работ, связанной логической взаимосвязью.

Оценка предприятия, которая осуществляется с помощью любого известного метода, характеризуется высокой степенью субъективности. Тем не менее, точность результатов и субъективность являются  неодинаковыми по отношению к разным объектам оценки.

Например, при проведении оценки машин, недвижимости и производственного оборудовании есть возможность обеспечения правильности результатов расчетов. Для этого возможно воспользоваться следующими подходами к оценке стоимости: расчет суммы производственных затрат, капитализация прибыли, а также рыночный сравнительный анализ.

Как правило, в распоряжении оценщика практически всегда имеются необходимые исходные данные по имевшим место продажам на рынке сопоставимых объектов недвижимости. Например, при оценке земельного участка, отведенного для размещения предприятия, вполне вероятно найти ряд участков аналогичного профиля использования, для которых можно провести сравнительный анализ на основе сопоставления площадей или протяженности фронтальной границы. Оцениваемая недвижимость представляет собой материальный объект [П. Дойль, 2015, с.5].

Для оценки бизнеса также необходим анализ взаимного влияния следующих факторов: финансовое благополучие компании, качество управления, возможность смены деятельности, нематериальные активы (лицензии и патенты) и др.

Существует три базовых подхода оценки стоимости компании:

  1. Доходный подход;
  2. Затратный подход;
  3. Сравнительный (рыночный) подход.

В составе каждого подхода есть методы, которые используются, исходя из поставленной задачи и имеющихся данных об организации.

Самым  простым и редко применяемым методом для оценки бизнеса является затратный подход. Его часто применяют не очень добросовестные покупатели или инвесторы, когда пытаются снизить цену.

Инвестор не хочет платить больше, чем будет стоить создание либо приобретение инвестором аналогичного объекта одинаковой полезности.

Большинство инвесторов под затратным методом понимают именно затраты. Т.е. есть владелец бизнеса, он потратил определенную сумму денег на создание и развитие проекта. И поэтому бизнес столько стоит. Нет, это ошибочное мнение.

Например, за год вы открыли бизнес, на который потратили 2,4 миллиона рублей, однако, это не означает, что его стоимость равна 2,4 миллионам рублей.

Если открыть аналогичный бизнес теми же силами за 1,5 миллиона рублей, то он будет стоить 1,5 миллиона. И никого не волнует, сколько вы на него потратили. То есть затратный метод учитывает, сколько нужно потратить, чтобы повторить создание бизнеса или определенного товара, а не фактически потраченные деньги на его первоначальное создание.

Оценка стоимости предприятия с использованием доходного подхода основана на определении стоимости будущих доходов, которые являются результирующим показателем его коммерческой деятельности и, возможно, информационной основой для дальнейшей его продажи [П.В. Круш и др., 2012, с. 16-19].

Прогнозирование будущих доходов является одной из основных проблем, которые возникают при использовании данного подхода.

Получение достоверных данных относительно будущих доходов предприятия важно для проведения расчета величины стоимости в рамках данного подхода. Это вызывает сложности в процессе практического применения.

Деловая репутация (goodwill) является важной составляющей в оценке стоимости компании, так как это определяет потенциальные выгоды, которые будут выражаться в синергетических эффектах, т.е., в бизнес-связях, увеличении доли на рынке, имидже и т.п. Для привлекательного имиджа компании, влияющего на его стоимость, используются лояльности как средство продвижения, конкурентной борьбы и увеличения рыночной доли предприятия [Н.В. Дмитриева, 2018, с. 58-62]. Потенциальный инвестор (покупатель) бизнеса ожидает сверхприбыли в будущем при наличии высокой деловой репутации у предприятия. В управлении стоимостью компании необходимо уделять должное внимание деловой репутации.

Применение доходного подхода позволяет более полно учесть целевые значения стоимости, которые согласованы с показателями социально-экономического развития страны, так как хозяйствующие субъекты реализуют доходный подход на основе проверенной и четко структурированной информации, выводя обоснованные результаты оценки стоимости компании.

Сущность сравнительного подхода заключается в том, что он основан на анализе цен на классические объекты купли-продажи с возможной корректировкой отличительных сторон объектов сравнения и объектов оценки.

Преимущество сравнительного подхода – простота в использовании и статистическая обоснованность в связи с реально существующими объектами оценки, что обеспечивает получение полноценных и объективных данных, которые применимы в других подходах.

Обязательное наличие активного рынка является одним из ограничений в применении сравнительного подхода при оценке стоимости компании. Недостаток сравнительного подхода – указания поправок, которые влияют на достоверность итогового результата [О.Н. Макушева и др., 2019, с. 122-124].

Допускается применение сравнительного подхода только при наличии доступной разносторонней финансовой информации по аналогичным видам деятельности и по оцениваемому бизнесу [Модильяни Ф., 2015, с. 17-20].

Используя сравнительный подход, рекомендуется использовать широкий спектр поправок, которые ориентированы на особенности деятельности оцениваемого бизнеса (предприятия) и рыночную стоимость аналогичных видов предприятий.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что не существует стандартных методов, которыми можно было бы воспользоваться для применения к базовым данным, гарантирующих высокую объективность итоговой оценки. Окончательное заключение о стоимости предприятия должно базироваться на последовательности суждений, которые оценщик выносит в процессе оценки [В.В. Царев и др., 2015, с.234].

 

Библиографический список

1. Бушуева Н. В., Гофман Ж. Проблемы оценки стоимости бизнеса в современных условиях // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017 - № 2 (21) //220 с.
2. Дмитриева Н.В. Программы лояльности как средство продвижения и конкурентной борьбы в условиях нормативного ограничения рекламы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов, аспирантов, научно-педагогических работников и специалистов в области антимонопольного регулирования. Под общей редакцией В. Г. Михайлова; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2018//300 c.
3. Круш П. В., Полищук С. В. Управление стоимостью предприятий // Маркетинг. - 2012.- № 4. // 20 с.
4. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость.. /СПб.: Питер, 2015 г./450 c.
5. Макушева О. Н., Макушев А. В. Проблемы оценки стоимости бизнеса в
6. современных условиях // Молодой ученый. - 2019. - №5. //400 с.
7. Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? - М.: Дело, - 2015. / 212 с.
8. В.В. Царев, А.А. Кантарович. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб.пособие для студентов вузов./М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015./ 575 с.
9. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные постановлением Правительства Рф № 519 от 6 июля 2001 г.
10. Шевчук А. В., Зименко А. В. Опциональный метод оценки бизнеса // Проблемы и перспективы развития банковской системы Украины: Сборник научных трудов. 2015. - №2 (12). //370 с.