Индекс УДК 336.226
Дата публикации: 26.01.2021

Амортизационная политика в целях налогообложения: особенности применения

Depreciation policy for tax purposes: specifics of application

Блажко Дарья Анатольевна
факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Blazhko Darya Anatolievna
Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
Аннотация: Государственное регулирование амортизационного политики по своей сути направлена на процесс обновление основных фондов. Порядок формирования производственного потенциала являются неотъемлемой частью государственной налоговой политики. При этом государство оказывает прямое воздействие и регламентирует права и обязанности всех субъектов амортизационной политики. Регламентируя способы и правила начисления амортизации, государство влияет на темпы и характер воспроизводства в отраслях народного хозяйства. Вместе с тем для организации имеется выбор того, каким образом осуществлять амортизационную политику, каким способом рассчитывать и использовать налоговые льготы. Поскольку амортизационные отчисления выступают в качестве средства, способного компенсировать нехватку оборотных средств, правильно сформулированная и определенная амортизационная политика позволяет увеличить отчисления на амортизацию, что в будущем создает условия для инвестирования средств компаний в расширение или модернизацию основных средств, а также помогает активизировать процесс обновления основного капитала российской экономики.

Abstract: Government regulation of the depreciation policy is aimed at the process of renewal of fixed assets. The order of formation of production potential is an integral part of the state tax policy. At the same time, the goverтment has a direct impact and regulates the rights and obligations of all subjects of the depreciation policy. By regulating the methods and rules for calculating depreciation, the state influences the rate and nature of reproduction in the sectors of the national economy. At the same time, organizations have a choice of how to implement depreciation policy, how to calculate and use tax incentives. Since depreciation deductions act as a means that can compensate for the shortage of working capital, a correctly formulated and defined depreciation policy allows you to increase deductions for depreciation, which in the future allows for companies to invest funds in the expansion or modernization of fixed assets, and also helps to intensify the process of renewing fixed assets Russian economy.
Ключевые слова: субъекты налоговых отношений, налогоплательщики, экономика, налогообложение, государственная политика, корпорации

Keywords: fiscal unit, taxpayers, economy, taxation, public policy, corporation.


Введение. Амортизационная политика играет одну из наиболее важных направлений управления экономическими процессами в государстве. Политика в сфере амортизации основывается на принципах, методах и нормах амортизационных отчислений, установленных в стране [1]. При этом важно отметить, что каждое предприятие вправе само подстраивать под себя свою амортизационную политику, беря в расчет индивидуальные факторы, формирующие ее параметры. Доход, полученный от реализации продукции, созданной при помощи основных фондов, позволяет сформировать амортизационные отчисления, которые в дальнейшем необходимы для восстановления потраченных ресурсов в виде капитала [2,3].

При это нельзя не упомянуть, что суммы амортизационных отчислений подлежат включению в себестоимость изготавливаемого продукции и выражаются в виде перенесения стоимости постепенно изнашивающихся основных средств на стоимость произведенной продукции. В этой связи амортизация — это процесс воспроизводства капитала, и чем быстрее компания восстанавливает капитал, тем более эффективной является ее предпринимательская деятельность [4, 5]. Для нашей страны амортизационная политика государства сопровождается либеральным подходом, в частности, налогоплательщики вправе самостоятельно выбирать способ расчета амортизации, у них есть выбор на повышающие коэффициенты в целях налогообложения по налогу на прибыль, амортизационной премии. При этом государство предоставляет возможность приостановить начисление амортизации в случаях реконструкции или модернизации [6, 7].

Методика. При исследовании амортизационной политики применялся общий подход осуществления сравнительного анализа, наиболее часто используемый в научных экономических исследованиях.

Основная часть. В современных реалиях, когда каждая компания старается внедрить как можно быстрее более эффективные механизмы в сфере производства за счет научного прогресса и сокращения жизненного цикла капитальных фондов, амортизационная политика позволяет найти на это средства. Учетная политика, принимаемая на предприятии, закрепляет амортизационную политику хозяйствующего субъекта, и реализуется при помощи бухгалтерского и налогового учетов. Корректно разработанная учетная политика в области основных средств и величины амортизации помогает компании влиять на уровень финансового состояния [8, 9]. На практике организации чаще всего вырабатывают единую учетную политику для двух видов. Подобное решение способствует исключению повтора положений, норм, правил, способов и методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете [10].

Вместе с тем амортизация — это метод учета, при котором стоимость материального или физического актива распределяется на протяжении срока его полезного использования или ожидаемого срока службы. При этом амортизация показывает, какая часть стоимости основного средства была потрачена, т.е. амортизация помогает компаниям получать дополнительный доход, списывая часть стоимости основных средств ежемесячно, что значительно влияет на показатель себестоимости. Примером основных средств являются здания, мебель, офисное оборудование, машины и т. д. Земля — ​​единственное исключение, которое не подлежит амортизации. Одна из основных целей амортизации состоит в том, чтобы сопоставить стоимость основных средств в течение срока полезного их использования с доходами, которые получает компания [11, 12]. Исходя из этого, если организация не будет учитывать амортизацию как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, все приобретенные основные средства должны быть отнесены на расходы в момент их ввода в эксплуатацию. Это, в свою очередь, приведет к образованию убытка в последующих периодах за счет образовавшихся сумм расходов по приобретению стоимости основных средств [13].

По общему порядку амортизацию принято начислять каждый месяц, стоит учитывать, что если у компании появились выбывшие объекты или были приобретены новые, то амортизацию по ним прекращают начислять с первого числа следующего месяца. Амортизацию можно начислить только на объекты, уже находящиеся в эксплуатации, даже если они находятся на ремонте, не оформлены или незакончены. Принято выделять два основных метода амортизации при налоговом учете: линейный и нелинейный. При этом налогоплательщик в соответствии с законодательством может самостоятельно выбирать наиболее комфортный и подходящий метод подсчета амортизации, за исключением категорий имущества, относящиеся к 8-10 классификационным группам основных средств. Вместе с тем компания не в праве в течение года изменять метод расчета амортизации [14].

В свою очередь нелинейный метод формируется, исходя из суммы, начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества, и считается, как произведение нормы амортизации для конкретного объекта и остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества. При нелинейном методе амортизация считается в целом по амортизационным группам, а не по каждому объекту ОС. Расчеты необходимо производить на 1-е число каждого месяца. Суммарный баланс амортизационной группы может увеличиваться, если были введены новые основные средства или увеличена первоначальная стоимость основных средств из-за их реконструкции или модернизации [15, 16].

Кроме того, суммарный баланс амортизационной группы может уменьшиться, если происходит полная или частичная ликвидация основного средства. По общему порядку суть линейного метода расчета заключается в том, что организация равномерно в рамках всего срока полезной эксплуатации ОС списывает стоимость амортизируемого имущества. Произведение первоначальной стоимости основного средства и нормы амортизации является практическим применением линейного метода подсчета амортизации за календарный месяц [17].

Одной из важнейших элементов исследования является рассмотрение налоговых преференций в сфере амортизации, предоставляемых государствам. Первым аспектом являет повышающий коэффициент амортизации к основной норме амортизации, который позволяет увеличить срок полезного использования. Однако у такого способа поддержки есть как минусы, так и плюсы. Положительной стороной является то, что у компании есть возможность списать стоимость основного средства быстрее, соответственно, образуется экономия по налогу на прибыль. Однако, существенным ограничением является то, что данный порядок распространяется на ограниченное количество амортизационных групп (1-3 группы с нелинейным методом расчета). Согласно налоговому законодательству компаниям запрещено применять одновременно более одного специального коэффициента к основным средствам. Организации не могут применить коэффициент выше 2, если их можно причислить к компаниям, чья деятельность связана с работой в агрессивной среде; если их предприятие вынуждено работать в условиях повышенной сменности (более 3-х смен); если они являются сельскохозяйственной организацией; если им присвоен статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ либо участником СЭЗ; если компания имеет энергетическую эффективность. Если же основные средства компании получены в рамках договора-лизинга или ОС используются только для осуществления научно-технической деятельности, либо деятельность компании связана с добычей углеводородного сырья в новом месте, либо компания-налогоплательщик работает в сфере водоотведения, водоснабжения, то данные категории могут применить коэффициент не выше 3 [18, 19].

На основании теоретических данных можно признать, что ускоренная амортизация является перенесение стоимости актива в себестоимость продукции ускоренными темпами, так как амортизационные отчисления приписываются в расходы по налогу на прибыль, поэтому налоговое законодательство жестко регламентирует вопрос ускоренного списания затрат на амортизацию оборудования. Другим способом поддержки является амортизационная премия, т.е. мера, затрагивающая порядок исчисления и уплаты налоговой базы по налогу на прибыль, выражающаяся в отнесении расходов единовременно от величины части стоимости приобретаемых основных средств и иных капитальных вложений в размере от 10% и до 30%, в соответствии с амортизационной группой. При этом плательщики могут вернуть до 10% от первоначальной стоимости основного средства, если они относятся к любой амортизационной группе. Если же они принадлежат с 3 по 7 группы, то они могут вернуть до 30% от их первоначальной стоимости.

Важно отметить, если налогоплательщик модернизирует собственные основные средства в течение срока его использования, то премию можно применять после каждого изменения. Амортизационная премия влияет непосредственно на уменьшение размеров расходов, понесенных в рамках ввода в эксплуатации или модернизации основных средств. Рассмотрим плюсы амортизационной премии, например, компании могут сразу списать в расходы больше, чем при обычной амортизации, а премию можно применять к капвложениям при достройке, дооборудовании, реконструкции. Безусловно также имеются и отрицательные стороны, в частности, если организация получила основные средства на безвозмездной основе, то она не может применить амортизационную премию. А также компания может воспользоваться амортизационной премией только тогда, когда вводит объект в эксплуатацию. Несмотря на указанные достоинства, амортизационная премия имеет ряд спорных моментов, например, когда компания приобретает основные средства в аренду. По законодательству арендодатель должен дать согласие на получение амортизационной премии. Это хорошая возможность для заемщика возместить часть средств, капитальных вложений, затраченных на амортизацию, взятых в аренду объектов основных средств.

Относительно новым видом льготы по налогу на прибыль, предоставляемой для возмещения расходов на амортизацию является инвестиционный налоговый вычет с 2018 года. По данному порядку плательщики вправе получить возможность уменьшения исчисленного налога на прибыль организаций при помощи инвестиционного налогового вычета. Налоговый вычет способствует сокращению налоговой нагрузки по налогу на прибыль, освобождению денежных средств и более быстрому обновлению фонда основных средств организации. При этом инвестиционный налоговый вычет действует как на федеральном, так и на региональном уровне, с учетом принятого соответствующего закона субъектом РФ. Согласно ст. 286.1 НК РФ «Инвестиционный вычет — это сумма затрат на приобретение, изготовление, доставку, достройку и модернизацию основных средств, на которую разрешается уменьшить налог на прибыль».

Вычет вправе получить организации, у которых имеется имущество, относящееся с 3 по 7 группам амортизации. Компании обязаны прописать в учетной политике решение об использовании инвестиционного налогового вычета. Решение может быть приведено в действие со следующего года и будет реализовываться в течение трех лет. Отменить инвестиционный налоговый вычет только по истечению трех лет. Вычет устанавливается в размере 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость указанных основных средств. По субъекту РФ, г. Москве соответствующий закон вступил в силу только с 1 января 2020 года и действует до 1 января 2028 года. Закон субъекта РФ дает право применять инвестиционный налоговый вычет налогоплательщикам, на территории города и имеющим статус московского инвестора первой категории или второй категории. Для вычисления предельной величины налогового вычета устанавливается ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет города не свыше 12,5% для московских инвесторов первой категории и 8% — для второй категории. Инвестиционный налоговый вычет компании могут применять, начиная с первого числа налогового периода до первого числа налогового периода, если ее статус был прекращен [20, 21].

В случае наличия у налогоплательщика права на применение инвестиционного налогового вычета и права на применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет города Москвы, предусмотренного иными законами города Москвы, налогоплательщик использует одно из указанных прав по своему выбору. Вместе с тем, в случае если перед компанией стоит выбор применить амортизационную премию или инвестиционный налоговый вычет, то в большинстве случаев лучше выбрать вариант премии, поскольку данная налоговая льгота подходит большему количеству компаний, регламентируется только на федеральном уровне.

Заключение. Амортизационная политика, проводимая в организации, влияет не только на уровень износа основных средств, но и способствует получению дополнительных средств, впоследствии направленных на обновление и модернизацию активов. При этом порядок проведения амортизационной политики в сфере налогообложения должен быть в большей степени направлен на улучшение финансовое состояние компании. Снижение налогового бремени, наращивание основного капитала, развитие инвестиций в уставной капитал, развитие конкурентоспособности производства, замедление износа основных средств — основные преимущества, получаемые от правильно выстроенной амортизационной политике.

Библиографический список

1. Бухарева Л.В., Городецкая М.И., Дятлова О.В. и др. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник. Москва, Юрайт, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп) С. 495.
2. Malitskaya, V.B., Chirkova, M.B., Shtefan, Ya. G., Zimakova, L.A, Vakhrushina, M.A. Stages of economic substantiation analysis and modeling for the meat processing companies' price strategy // Espacios. 2017. 38 (№49). С. 16-25.
3. Быканова О. А. Гладкие структуры и гладкие многообразия: Учеб.-метод. пособие по специальности 032100 "Математика" по курсу "Геометрия" / О. А. Быканова; Под ред. О. Н. Бабенко; М-о образования Рос. Федерации. Таганрог. гос. пед. ин-т. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. - 2001. - 48 с.
4. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. №11. С. 134-140.
5. Харакоз Ю.К., Косов М.Е. Приемы и способы управленческого учета, используемые при определении цен для целей налогообложения в контролируемых сделках // Вестник Московского университете МВД России. 2014. № 1. С. 182-185
6. Балихина Н. В., Машинистова Г. Е., Харакоз Ю. К. Бюджетирование капитальных вложений // Экономика и предпринимательство. 2017. N 6 (83). С. 496-499.
7. Харакоз Ю.К. Тенденции развития системы управленческого учета // Аудит и финансовый анализ. 2007, № 2. С. 15-19.
8. Парамонов А.В., Харакоз Ю.К. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг -2013. Рейтинг компаний//Аудитор. 2014. № 10 (236). С. 36-41.
9. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А. Изменение структуры внешней задолженности по странам БРИКС//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 22-26.
10. Дмитриева А. Венчурные инвестиции и расчеты ожидаемой доходности на вложенный капитал // Аудитор. 2014. №1. С. 1-5.
11. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля - необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 43-49.
12. Ващекина И. В. Структурная эволюция современных национальных банковских систем: преимущества и недостатки в условиях экономического кризиса // Вестник РГТЭУ. – 2012. – №1 (61). – С. 36–44.
13. Vashchekin A. N. The development of new organization forms of wholesale trade enterprises in Russia // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2015. – № 2. – С. 29–33.
14. Александрова Ю.А., Агапова А.А. Особенности проведения налогового мониторинга в Российской Федерации // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. С. 170-174.
15. Калимуллина О.В. Исследование инновационных подходов к управлению кредитной организацией // Дискуссия. 2013. № 11 (41). С. 60-64.
16. Понкратов В.В., Поздняев А.С., Воронцов А.Н. Бюджетные правила в отношении конъюнктурных сырьевых доходов – российская практика и направления совершенствования // Финансовая жизнь. 2019. №3. С. 83-86.
17. Кузнецов Н.В. Особенности оценки рентабельности и цены капитала современных акционерных обществ // Фундаментальные исследования. 2011. №12-3. С. 628-633.
18. Шабанова М. Р., Шумяцкий Р. И. Инвестиционный налоговый вычет как источник финансирования модернизации основных средств или замена амортизации // Развитие территорий. 2019. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-nalogovyy-vychet-kak-istochnik-finansirovaniyamodernizatsii-osnovnyh-sredstv-ili-zamena-amortizatsii (дата обращения: 17.11.2020).
19. Гетьман В.Г. Положения по бухгалтерскому учету основных средств нуждаются в изменениях // Учет. Анализ. Аудит. 2020. Т. 7. № 1. С. 42-48.
20. Покровская Н.В., Разуваева А.А. Востребованность налоговых инструментов стимулирования капитальных вложений у российских организаций // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. № 8 (800). С. 1846-1869.
21. Korableva O.N., Kalimullina O.V. An innovative approach to strategic risk management in banking: Russian banks case study // WSEAS Transactions on Business and Economics. 2016. Т. 13. С. 269-282.