Abstract: The article discusses the theoretical foundations of the problem of improving business planning. The state of the economic environment in the Russian Federation at this stage can be characterized as unstable and changeable. Due to various kinds of events, the level of risk and uncertainty is also quite high, which greatly complicates the conduct of business activities for enterprises and organizations. A logical continuation of such conditions was a decrease in the level and quality of planning at enterprises that do not have time to adapt quickly enough to changing conditions. The purpose of the study is to identify the problems that arise when developing business plans in the context of reforming the Russian economy and the direction of improving business planning. The scientific novelty of the research is to identify ways of improvement that can become an impetus for the development of a new business-planning paradigm.
Keywords: business-planning, problems in business planning, the effectiveness of enterprises, and the direction of improvement.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Российская Федерация переживает сложный период реформирования собственной экономики под влиянием геополитических изменений. Проблема совершенствования бизнес-планирования становится все более актуальной. Эффективность деятельности предприятий в условиях рыночной экономики определяется в значительной степени эффективностью действия системы планирования и каждого ее элемента в отдельности. Значительное число субъектов хозяйствования не выполняет задания бизнес-планов. Причина такого положения заключается в постановке ошибочных, нереалистичных целей предприятия, сформулированных без учета тенденций внешней и внутренней среды. Другой причиной является недостаточность методического обеспечения на предприятиях систем бизнес-планирования. Это объясняется тем, что на предприятиях действуют системы внутрифирменного планирования, созданные в период плановой экономики.
В процессе исследования использованы анализ, классификация, элементы системного подхода.
Теоретическую базу исследования составляют отечественные и зарубежные исследования по общим вопросам рыночной экономики, а также бизнес-планирования. Исследованию проблем планирования посвящено достаточно большое количество научных публикаций, анализирующих разные уровни и аспекты планирования. В этих работах рассматриваются как общие проблемы планирования (И.Т. Балабанов), так и проблемы внутрипроизводственного планирования (В.А. Горемыкина), в том числе взаимодействие планирования и управления (А.А. Орлов, Е.А. Уткина).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы управленческими организациями, функционирующими предприятиями.
Основная часть.
Усиление неопределенности производственной среды и резкий экономический спад привели к тому, что значительное количество предприятий прекратили осуществление хозяйственной деятельности, существенно сократили объемы либо были вынуждены переориентировать ее.
Универсальным критерием эффективности деятельности каждого предприятия является максимизация прибыли, возможная посредством:
– увеличения цен на выпускаемую продукцию;
– увеличения объема продукции;
– снижения издержек производства.
Увеличения цен на свою продукцию представляется самым простым вариантом, однако в современных условиях он себя исчерпал, так как существенно снизилась платежеспособность населения. В результате, основную роль в деятельности предприятий стали играть второй и третий варианты. Безусловно, и на рост объема производства, и на эффективное использование ресурсов на предприятии влияют многие факторы.
Важное значение в этой связи имеет система методов и приемов бизнес-планирования, используемого на предприятии [2, с. 24]. В экономике бизнес-планирование занимает значимое место в обеспечении эффективности деятельности предприятия, определяя уровень качества его функционирования. Сущность бизнес-планирования состоит в разработке планов работы и развития предприятия по обеспечению запланированного уровня эффективности производства на основе привлечения и рационального использования средств производства и трудовых ресурсов.
Умение разрабатывать бизнес-планы в условиях реформирования российской экономики стало актуальным в силу следующих причин:
– появилось новое поколение предпринимателей, которые не имеют опыта планирования и руководства коммерческими структурами;
– руководители старой формации в условиях реформирования не готовы к конкурентной борьбе, не владеют тактикой стратегического планирования, игнорируют прогнозы долгосрочного развития в условиях нестабильной экономики;
– анализируя эффективность бизнес-проектов, предприниматели не учитывают всех факторов, определяющих риски: финансово-экономические, социальные, технические и экологические;
– предприниматели пытаются применить западную методологию разработки бизнес-планов без адаптации к специфике российской деловой среды.
В настоящее время в России разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методическими рекомендациями UNIDO [6, с. 90-91]. Тем не менее, проблема не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что разработка бизнес-планов является для нас занятием новым и при всей своей внешней схожести на техпромфинплан имеет серьезные отличия. Также ситуация осложняется требованием иностранных инвесторов представлять расчеты финансового плана с помощью лицензированных UNIDO пакетов – COMFAR и PROPSPIN [5, с. 361-364]. Поэтому использование указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющих требованиям, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов.
Исходя из этого, главным свойством системы бизнес-планирования должна быть способность к обновлению, адаптации ее структуры и содержания к изменяющимся условиям рыночной сферы. Этому будут способствовать следующие направления совершенствования:
- Интеграция разрозненных компонентов стратегического, тактического, оперативно-календарного, бизнес-планирования и финансирования в единую, многоуровневую систему планирования с соответствующим методическим обеспечением.
- Формирование ряда необходимых требований для внутрифирменных планов с обязательным их отражением в методическом обеспечении. Наиболее важными среди них являются: гибкость плана, полнота планирования, приоритет текущих решений над планом, участие персонала всех уровней в процессе планирования, точная формулировка планов.
- Использование зарубежного опыта бизнес-планирования, адаптированного к реальным хозяйственным, правовым, социальным и другим условиям Российской Федерации.
Заключение. Современные реалии таковы, что не представляется возможным разработать единую, цельную, продуманную систему планирования, которая будет эффективно функционировать на протяжении длительного времени и не требовать внесения корректив. Поправки будут зависеть от поступающей новой информации, изменяющихся условий, квалификации и степени развитости стратегического мышления у сотрудников, которые занимаются составлением планов.
Уровень сложности и динамичность протекания процессов на современном рынке ставят предприятие в достаточно сложное положение, что приводит к возрастанию роли системы бизнес-планирования и требует постоянного ее совершенствования.
Библиографический список
1. Андреев О.С. Новые подходы к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта в рыночных условиях / О.С. Андреев // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. – 2007. – № 10. – С. 10-15.2. Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика: учеб. пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. – М.: Инфра-М, 2005. – 192 с.
3. Сафин К.Р. Разработка бизнес-плана как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы / К.Р. Сафин // Молодой ученый. – 2021. – № 17 (359). – С. 145-147.
4. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Н.Д. Стрекалова. — СПб.: Питер, 2017. – 352 c.
5. Туголуков Е.А. Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования / Е.А. Туголуков // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 361-364.
6. Хабалтуев А.Ю. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе / А.Ю. Хабалтуев, М.А. Авдеева // Молодой ученый. – 2017. – № 44 (178). – С. 90-91.