Индекс УДК 332.1
Дата публикации: 09.07.2019

Роль территории опережающего развития в Хабаровском крае

The role of the territory of accelerated development in the Khabarovsk Territory

Коокуева Виктория Владимировна
Церцеил Юлия Сергеевна

1. к.э.н., доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова
2. к.э.н., доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова

Kokueva Victoria Vladimirovna
Tsertseil Julia Sergeevna

1. Ph.D., associate professor of REU named after G.V. Plekhanova
2. Ph.D., associate professor of REU named after G.V. Plekhanova
Аннотация: В статье показана роль территорий опережающего развития для Хабаровского края. Охарактеризованы основные преимущества и недостатки действующих ТОРов на территории края. Выделены основные условия, проекты, крупнейшие резиденты территорий опережающего развития и их площадок. Доказано, что функционирование ТОР дает импульс к развитию экономики и промышленности территорий и необходима их реализация и мониторинг.

Abstract: The article shows the role of priority development areas for the Khabarovsk Territory. The main advantages and disadvantages of the active territories of advanced development in the territory of the region are characterized. The main conditions, projects, the largest residents of the territories of priority development and their sites are highlighted. It is proved that the functioning of TOR gives impetus to the development of the economy and industry of the territories and their implementation and monitoring is necessary.
Ключевые слова: территория опережающего развития, территория опережающего социально-экономического развития, Дальний Восток, Хабаровский край.

Keywords: territory of advanced development, territory of advanced socio-economic development, the Far East, Khabarovsk Territory.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00428 а.

Дальнему Востоку и Арктике уделяется достаточно много внимания со стороны государства в последнее время. Этому способствуют как положительные, так и отрицательные тенденции развития в экономике и политике страны. Если говорить о положительном, то можно затронуть перспективы развития Нового Шелкового пути как сухопутным, так и морским путем. Развитие данных внешнеэкономических отношений будет способствовать развитию Дальнего Востока и Арктики, в связи с чем Россия готова финансово поддерживать различные инвестиционные проекты. В конечном итоге все эти инструменты должны способствовать тому, чтобы соответствующий регион, территория опережала свое текущее развитие и способствовала росту конкурентоспособности не только самого региона, но и страны в целом.

В целях развития отдельных территорий России, усиления их конкурентных позиций был принят Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Изначально они были созданы для развития Дальнего Востока, в первые годы создавались только на тех территориях, затем они стали создаваться на территории моногородов.

На сегодня уже создано 18 ТОР, 19-й создали в июне 2019 года. Распределение территорий наглядно отражено на рисунке 1. По данным Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, количество резидентов 251, привлечено инвестиций 2209,035 млрд рублей, будет создано более 42,9 тыс. рабочих мест. За четыре года резиденты уже инвестировали свыше 400 млрд рублей и по факту создали 22 тыс. рабочих мест. Развитие бизнеса в ТОР и СПВ продолжается: идет активное строительство предприятий, приходят новые компании. Согласно условиям, на данных территориях можно получить земельные участки и инфраструктуру. Кроме того существуют налоговые льготы такие как пониженная ставка страховых взносов (7,6% вместо 30%), нулевые ставки налогов на прибыль, имущество, землю в течение первых 5 лет, а также понижающие коэффициенты по НДПИ.

Это налоговые льготы. Социальные выплаты на 10 лет снижаются для резидентов с 30 до 7,6 %. Обнуляются на пять лет налоги на прибыль, землю, имущество (везде, кроме Камчатки). В течение 10 лет действует и понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых.

Первым был создан ТОР Хабаровск (Приморский край) сроком на 70 лет. Хабаровск имеет свои преимущества, к примеру – удачное местоположение, близость к рынкам сбыта, транспортная сеть, наличие природных богатств, свободные территории. Недостатки характерные для многих регионов и городов России- низкая инвестиционная привлекательность, слабая инфраструктура, сырьевая структура экономики, старение населения.  Минимальный объем инвестиций для резидентов – 500 тысяч рублей, действует режим свободной таможенной зоны.

Рисунок 1. Территории опережающего развития России (по состоянию на 18.04.2018).

Источник: данные Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики — https://minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya/

По состоянию на апрель 2019 года в ТОР «Хабаровск» подано 62 заявки на осуществление деятельности, общий объем заявленных инвестиций – 42,8 млрд. рублей, а по заключенным соглашениям -20,8 млрд. руб., планируемое количество рабочих мест – 4 643. Всего резидентов 31, которыми осуществлены инвестиции в объеме более 8 млрд.руб. и создано более пятисот рабочих мест. Среди крупнейших инвестиционных проектов можно выделить АО «Международный аэропорт Хабаровск» — 4,5 млрд. рублей — строительство нового пассажирского терминала; ООО «Фридман Фиш» -1,8 млрд. руб. – создание производственного комплекса для выращивания рыбы,  ООО «Оптово-распределительный агропромышленный парк «АгроХаб» -3,2 млрд. рублей, ООО «КРИОГЕНТЕХ»- 1,3 млрд. рублей — строительство завода по производству СПГ), ООО «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток» — 1,6 млрд. рублей — Строительство завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов; другие. Также можно выделить проекты по производству металлоконструкций, пластиковых изделий, полиэтиленовых труб, создание индустриального парка «Авангард», логистических комплексов, молокозавода, свиноводческого комплекса, тепличного комплекса, фармацевтическое производство, многое другое.

В ТОР «Хабаровск» действуют четыре площадки – Аэропорт, Авангард, Ракитное, Лазо. На первой площадке ведется строительство современного пассажирского терминала с развитой деловой и коммерческой инфраструктурой, что позволит стать главным аэропортом Дальнего Востока к 2030 году.  Вторая площадка связана с одноименным индустриальным парком, специализирующимся на отраслях машиностроения, производстве строительных материалов, пищевой, легкой промышленности, производство энергии, логистика. Площадка «Ракитное» находится вблизи БАМ, федеральных трасс, поэтому резиденты имеют прямой доступ к деловым, логистическим центрам и специализируется на сельском хозяйстве, пищевом и промышленном производстве, машиностроении и производство стройматериалов.

Одновременно с ТОР «Хабаровск» был создан ТОР «Комсомольск». Что касается льгот, то они аналогичны предыдущему ТОР. Совокупные частные инвестиции составляют 36,7млрд. рублей. Данный ТОР специализируется на пищевой промышленности, машиностроении, металлообработка, туризм.

К крупным инвестиционным проектам можно отнести модернизацию производства Амурского гидрометаллургического комбината (18,9 млрд. руб.),  производство топливных гранул (1,5 млрд. руб.), создание горно-обогатительного комбината (2,2 млрд. руб.), производство бортовых кабельных сетей, трубопроводов, других устройств для авиационной промышленности (1,4 млрд. руб.), модернизация Солнечной обогатительной фабрики (более 800 млн. руб.), модернизация круглогодичного горно-лыжного комплекса «Холдоми» (более 430 млн. руб.) и много других проектов. На апрель 2019 года  подано 34 заявки, статус резидента у 23 компаний,  заявлено инвестиций на более чем 133 млрд. рублей, заключено соглашений на 37 млрд. руб., планируется к созданию 3736 рабочих мест. Известно, что фактически осуществлены инвестиции на 4,97 млрд. рублей, создано более 144 новых рабочих мест, налоговые отчисления составили 749 млн. рублей.

В ТОР «Комсомольск» функционируют 8 площадок. Площадка «Парус» специализируется на высокотехнологичных и инновационных производствах, планируется создать одноименный индустриальный парк, построить производственные модульные цеха. Предполагается бюджетная поддержка 960 млн. рублей. Площадка «Холдоми» была создана в 2017 году, которая направлена на развитие одноименного спортивного комплекса и превращение его в крупный горнолыжный курорт федерального уровня. Здесь реализуется 3 инвестиционных проекта, связанных с модернизацией самого комплекса, водно-оздоровительного комплекса, гостиницы. Площадка «Амурлитмаш» расположена на механообработке, пищевой промышленности. Здесь действует индустриальный парк, обеспеченный всей необходимой для производственной деятельности, инфраструктурой. Площадка «Амурск» расположена в городе Амурске, которая специализируется на глубовой переработке древесины. На площадке «Амурск» зарегистрированы два резидента, которые представляют лесопромышленный холдинг RFP. Инвестиционные проекты по организации производств клееного бруса, мебельных щитов, топливных гранул и другой продукции глубокой переработки древесины. Данная продукция предназначена для экспорта в страны АТР (Китай, Япония, Корея), в Европу, а также для поставок на внутренний рынок. Проекты реализуются на территории бывшего завода «Амурмаш». Эта площадка полностью обеспечена всей инфраструктурой. Площадка «Правоурмийское» создана лишь в 2018 году для содействия в реализации инвестиционного проекта компании ПАО «Русолово» по строительству горно-обогатительного комбината на базе оловорудного месторождения с созданием необходимой инфраструктуры. Площадка «Агропромышленного комплекса» направлена на развития соответствующего сектора экономики региона. Площадка «Оловянно-рудная» также создана лишь в 2018 году Площадка содействует развитию проектов горнодобывающей отрасли, содействует в реализации инвестиционного проекта компании  ПАО «Русолово» по модернизации Солнечной обогатительной фабрики. Площадка «Березовый» содействует развитию лесоперерабатывающего комплекса предприятий в поселке Березовый, резидентом которой является ООО «Логистик Лес», проект по созданию деревообрабатывающего предприятия. Проектом предусмотрено производство сухих пиломатериалов, топливных гранул (пеллет), технологической щепы.

ТОР «Николаевск» создан в апреле 2017 года, специализируется на рыболовстве, животноводстве, добыче полезных ископаемых, судоремонте, туризме. В настоящее время из 10 поданных заявок, 6 компаний уже получили статус резидента, из заявленных 3,8 млрд. руб. заключено соглашений на 2,8 млрд. руб., к созданию запланировано 512 рабочих мест. За период существования ТОР резидентами фактически осуществлены инвестиции около 2,4 млрд. рублей, создано 138 новых рабочих мест, произведены налоговые отчисления в размере 92,6 млн. рублей. Здесь действуют 9 площадок. Площадка «река Лонгари» связана со строительствмо рыбоперерабатывающей базы на реке Лонгари, площадка «мыс Перовского» — -со строительством рыбоперерабатывающей базы, площадка «Иннокентьевка» направлена на техническое перевооружение рыбоперерабатывающей базы, строительство консервного цеха, строительство цеха переработки отходов, площадка «мыс Кошка» — строительство рыбоперерабатывающей базы. Площадка «Николаевский судостроительный завод» ориентирован не только на реконструкцию и техперевооружение судоремонтного цеха, но и на строительство цеха по переработке рыбы на базе бывшего судостроительного завода. Площадка «Чныррах» имеет якорный проект строительство цехов по первичной переработке, изготовлению консервов, переработке отходов в рыбопродукции, площадка «Оремиф» — строительство рыбоперерабатывающего комбината. Строительство золотодобывающего предприятия на месторождении «Полянка» реализуется на одноименной площадке. Площадка «Охотск» имеет якорный проект ООО «Охотский судоремонтный завод».

Как видно из представленного материала, достаточно много различных направлений развития в действующих ТОРах задействовано, что должно сбалансировать социально-экономическое развития территорий. Функционирует много различных площадок, во многих из них уже зарегистрированы резиденты, освоены инвестиции, созданы рабочие места. Однако на сегодняшний день недостаточно полно проработана нормативно-правовая база, определяющая эффективность функционирования ТОРов, инвестиционных проектов, функционирования резидентов. Открытая информация о ТОРах, деятельности резидентов, недостаточно «прозрачна», чтобы можно было бы однозначно оценить эффективность их функционирования и проверить достоверность представленных данных. Так, невозможно проверить данные о реальности новых рабочих мест. В отчете Счетной палате отмечается, что на самом деле из указанных созданных рабочих мест новыми являются не более 50%. С одной стороны, созданы институты развития Дальнего Востока, с другой стороны, не четко определены функции, задачи, обязанности и ответственность за неисполнение финансовых и нефинансовых задач и функций. Самая важная задача – не допустить  неэффективного расходования средств бюджета, как произошло с отдельными ОЭЗ, а для этого необходимо выработать строгую методику оценки эффективности и ответственности за неполучение плановых показателей, растрату бюджетных средств.

Библиографический список

1. Официальный сайт Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики- Режим доступа – URL: https://minvr.ru (Дата обращения 12.07.2019.)
2. Официальный сайт АО «Корпорации развития Дальнего Востока» - Режим доступа – URL: https://erdc.ru (Дата обращения 12.07.2019.)
3. Инвестиционный портал Хабаровского края - Режим доступа – URL: https://invest.khv.gov.ru (Дата обращения 12.07.2019.)
4. Официальный сайт Хаваровского муниципального района - Режим доступа – URL: https://khabrayon.ru/?q=deyatelnost/investicii/investicionnye-ploshchadki/investicionnaya-ploshchadka-tor-habarovsk-ploshchadka-rakitnoe (Дата обращения 12.07.2019.)
5. Официальный сайта Фонда развития Дальнего Востока - Режим доступа – URL: https://www.fondvostok.ru/instruments_of_state_support/advanced_special_economic_zones/ (Дата обращения 12.07.2019.)
6. Алексанова М.В. Развитие территорий опережающего развития как драйвера экономического роста России //Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 13-16.
7. Сериков С.Г. Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент достижения устойчивого сбалансированного развития амурской области //Сибирская финансовая школа. 2017. № 5 (124). С. 9-13.