Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.10.2019

Проблемы инвестиционного дисбаланса в инновационной сфере

Problems of investment imbalance in the innovation sphere

Славянов А.
к.э.н., доцент кафедры - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Slavyanov A.
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department - Moscow State Technical University N.E. Bauman
Аннотация: В работе проведен анализ ресурсного обеспечения инновационной деятельности, в ходе которого выявлена проблема непропорционального финансирования стадий инновационного цикла, а также ряд других инвестиционных дисбалансов, что представляет серьезную угрозу для развития национальной экономики. Для решения проблемы разработаны направления формирования сбалансированной системы инвестиционной поддержки организаций и предприятий, участвующих в реализации инновационных проектов.

Abstract: In this article the analysis of resource provision of innovative activity is carried out, during which the problem of disproportionate financing of stages of an innovative cycle, and also a number of other investment imbalances that represents serious threat for development of national economy is revealed. To solve the problem, the directions of formation of a balanced system of investment support for organizations and enterprises involved in the implementation of innovative projects, have been developed.
Ключевые слова: инвестиции, инновационный цикл, инновационные проекты, инновационная сфера, импортозависимость.

Keywords: investments, innovation cycle, innovative projects, innovative sphere, import dependence.


На современном этапе основой развития экономической системы является ее инновационная стратегия, к базовым задачам которой относится повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на внутренних и внешних рынках высокотехнологичных продуктов и услуг. К особенностям российской экономики следует отнести угрожающие ее развитию диспропорции в отраслевой структуре, где преобладают предприятия и организации, работающие в относительно безрисковой зоне, к которой можно отнести добывающую промышленность, а также в области финансов и торговли. Дисбаланс наблюдается и в инновационной сфере. Непропорционально финансируются научные организации, промышленные предприятия, осваивающих новую продукцию и мероприятия по продвижению ее на рынках. Государственные инвестиции в фундаментальную науку и образование пока не дают желаемого эффекта, поскольку участники последующих стадий инновационного цикла [1] – проектные организации не могут, в силу разных причин, довести результаты проведенных исследований до производства.

Анализ современного состояния исследований в сфере организации финансирования инвестиций в инновации показывает, что зарубежные и российские ученые уделяют большое внимание проблеме финансирования отдельных стадий инновационного процесса. Так, Ротвел и Товардс предлагают финансировать в приоритетном порядке фундаментальные исследования и разработки [2]. Ходж и Грев считают необходимым привлечение частного капитала в обустройство инфраструктуры [3], достаточно много работ посвящено венчурному финансированию инновационных проектов [4-6].

Однако, можно отметить, что тематика опубликованных научных работ ориентирована, в основном, на исследование проблем финансирования лишь одной или, в лучшем случае, нескольких стадий инновационного цикла. Можно отметить, что авторы вышеперечисленных научных работ делают свои выводы исходят из того, что инновационный процесс протекает в идеальных условиях, что не соответствует реалиям, в которых функционирует российская экономика на современном этапе. Накопленный ранее опыт и знания в этой области достаточно проблематично использовать в условиях нестабильности на мировых сырьевых и финансовых рынках. Практически нет работ, учитывающих влияние иностранного капитала и санкционных ограничений на финансирование и результативность инновационных проектов.

Анализ работ российских и зарубежных ученых показывает, что достаточно глубоко проработаны частные вопросы в области стратегического планирования предприятий и комплексов наукоемкого сектора экономики, организации страховой защиты проектов, управления рисками, решены другие важные задачи. На практике широко используются результаты проведенных ранее исследований в сфере стратегического планирования, управления инновационной деятельностью, защиты инвестиций, но полученный эффект от проведенных мероприятий не позволяет рассчитывать на то, что Россия в ближайшее время сможет удержать занимаемые позиции на мировом и внутреннем рынке высоких технологий.

Одной из причин инвестиционного дисбаланса, как показали проведенные ранее исследования, является достаточно глубокая импортозависимость российской экономики [7]. В инновационной сфере сложилась ситуация, когда предприятия предпочитают приобретать технологические лицензии иностранных компаний, инициируя таким образом долгосрочную зависимость от зарубежных поставок материалов, оборудования, комплектующих и т. п., в то время как отечественные разработки остаются невостребованными. Другим фактором, влияющим на инновационную активность в стране, являются иностранные корпорации, открывшие в России множество своих филиалов «отверточной» сборки, которые практически нивелировали разработки отечественных проектных и исследовательских организаций. Возросшая роль иностранного фактора в российской экономике, в современных условиях осложнения международной обстановки несет серьезную угрозу экономической безопасности и суверенитету России, что делает чрезвычайно актуальной проблему снижения зависимости от внешнего влияния. Необходимо разработать эффективную систему поддержки отечественных исследовательских организаций и проектов начальных стадий инновационного цикла с одной стороны и ограничить негативное влияние иностранного капитала на инновационную сферу.

Рыночные реформы сняли ограничения на движение капиталов и Россия, обладая огромными конкурентными преимуществами на мировых рынках в минеральных ресурсах, встала на путь сырьевого развития, в результате чего достаточно быстро потеряла лидерство в таких наукоемких видах деятельности, как космонавтика, авиа и судостроение и др. Важнейшей причиной этого процесса стало то, что инновационная деятельность является по своей сути высокорисковой, и капитал, как частный, так и государственный, стал ориентироваться на те сферы, где наблюдается максимальная доходность при минимальных уровнях риска. Это обстоятельство делает актуальной проблему экономической защиты инновационных проектов в целях привлечения частного капитала в инновационную сферу отечественной экономики.

Достаточно слабо и бессистемно финансируются мероприятия по продвижению отечественной инновационной продукции на местных и мировых рынках. Несмотря на то, что практически во всех странах мира созданы российские торговые представительства, обязанные способствовать продвижению отечественных товаров и услуг, Россия существенно отстает от масштабов компаний по презентации новых продуктов таких корпораций, как Samsung, Boeing, Apple и т. д. В результате многие российские инновационные виды продукции, зачастую по ряду параметров превосходящие зарубежные аналоги, остаются незамеченными и вытесняются с рынков конкурентами.

Научно-производственный потенциал участвующей в инновационном проекте организации не всегда соответствует поставленным задачам. В результате чего средства, направляемые исполнителям, остаются продолжительное время неосвоенными, а поставленные задачи нерешенными.

Таким образом, анализ ситуации с инвестициями в инновационную сферу выявил следующие виды дисбаланса:

— между внутренними и иностранными инвестициями;

— внутри стадий инновационного цикла;

— между научно-техническим потенциалом организации и ее возможностями выполнить задачу;

— между инвестициями в гражданские и оборонные проекты;

— между государственными и частными инвестициями.

Это означает, что отсутствует системный подход к формированию программ инновационного развития, а планируемые мероприятия не обеспечены необходимыми ресурсами и слабо увязаны друг с другом. Выделенные на реализацию Государственной программы научно-технологического развития Российской Федерации средства, могут быть нерационально использованы и это обстоятельство делает актуальной проблему разработки и научного обоснования системы и механизма распределения ресурсов в рамках инновационного цикла.

В связи с вышесказанным, появляется необходимость в разработке системы взаимоувязанных методов и инструментов регулирования инвестиционной деятельности в наукоемком секторе экономики. Для создания условий прорывного научно-технологического развития России необходимо разработать сбалансированную по стадиям инновационного цикла систему инвестиционной поддержки организаций и предприятий, участвующих в процессе создания, освоении и в продвижении на рынке новых видов продукции услуг и технологий.

Вместе с тем, исторический анализ показывает, что Россия способна реализовывать крупномасштабные технологически прорывные проекты, создавать новые рынки, в короткие сроки значительно увеличивать темпы социально-экономическое развитие. Таким примером может служить отечественная ракетно-космическая промышленность, входящая в оборонно-промышленный комплекс страны. Отрасль объединяет наиболее конкурентоспособные предприятия наукоемкого и высокотехнологичного сектора российской экономики. Ракетно-космическая промышленность и другие предприятия ОПК играет важную роль в предоставлении высококачественных услуг для государственного и частного сектора экономики, но обеспечивает стратегический паритет в сфере международной безопасности [8]. Опыт успешной реализации проектов в космической деятельности определяет актуальность проведения работ по адаптации и переноса успешных методов управления инновационными процессами в другие отрасли экономики. В настоящее время в РКП реализован принцип сквозного финансирования всех стадий инновационного цикла, начиная с проведения исследований, разработок конструкторской и технологической документации, производства новых видов техники и ее эксплуатации. Кроме того, за прошедшее десятилетие в отрасли значительно была снижена зависимость от поставок зарубежных материалов и комплектующих, выросла загрузка отечественных предприятий, выпускающих приборы и электронную элементную базу, не уступающую зарубежным аналогам.

Перенос опыта ракетно-космической промышленности в гражданский сектор экономики позволит решить многие проблемы, накопившиеся за годы экономических реформ, а также повысит устойчивость и конкурентоспособность отечественного наукоемкого сектора экономики.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-06-00344)

Библиографический список

1. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: «Экономика», 2008. 604 c.
2. Rothwell R. Towards the Fifth-generation Innovation Process // International Marketing Review, 1994, Vol. 11. № 1. Р. 7–31
3. Hodge G.A., Greve C. Public–Private Partnerships: An International Performance Rview // Public Administration Review, 2007, Vol. 67. P. 545–558
4. Bygrave W., Hay M. and Peeters J. (eds) (1999), the Venture Capital Handbook, London, Financial Times-Prentice Hall
5. Berger A. and Udell G. (1998), “The economics of small business finance: The roles of private equity and debt markets in the financial growth cycle”, Journal of Banking and Finance, 22, pp. 613-673.
6. Wall J. and Smith J. (1999), Better Exits, Price Waterhouse Corporate Finance-EVCA.
7. Хрусталев Е.Ю. Славянов А. С. Импортозависимость как угроза инновационному развитию отечественной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 6. – С. 1000-1013.
8. Хрусталев Е. Ю., Славянов А. С., Хрусталев О. Е. Систематизация, классификация и методы компенсации рисков в жизненном цикле сложных наукоемких проектов на примере ракетно-космической техники // Экономический анализ: теория и практика, 2016 .- № 5 .- С. 29 – 40.