Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 14.11.2022

Цифровая трансформация экономики и общества: проблемы и перспективы

Digital transformation of the economy and society: problems and prospects

Ефимова Е.Г.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной,
муниципальной экономики и управления,
Уральский государственный экономический университет

E.G. Efimova.,
PhD of Economics, associate Professor,
Ural State University of Economics
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития цифровизации экономики и общества в современных условиях, приводящих к неизбежной их трансформации. Для анализа тенденций цифровой трансформации выделены и охарактеризованы условия и факторы, сдерживающие данный процесс. На основе анализа научных исследований, направлений государственной политики в сфере цифровизации российской экономики и общества, статистических данных об использовании информационно-коммуникационных технологий, выделены проблемы цифровой трансформации. Выделенные проблемы позволили сформулировать некоторые выводы о перспективах развития цифровизации в новом формате экономических условий.

Abstract: The research examines the development of the digital economy and society in modern conditions, leading to their inevitable transformation. In order to analyze the trends of the digital transformation, the conditions and factors constraining this process are highlighted and characterized. The problems of the digital transformation are highlighted based on the analysis of the scientific research, the directions of the government policy in the field the digitalization of the Russian economy and society, and statistical data on the use of information and communication technologies. The highlighted problems allowed us to formulate some conclusions about the prospects for digitalization in the new format of the economic environment.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационное общество, цифровые навыки, цифровая грамотность, проблемы цифровизации.

Keywords: digital economy, information society, digital skills, digital literacy, digitalization problems.


В сложных на сегодняшний день для России экономических условиях нужно выделить приоритетные стратегические направления развития экономики и общества, где важны экономическая безопасность страны, состояние системы образования, здравоохранения и т.п., для каждой из которых процесс цифровизации является важным аспектом. Цифровизация необходима для внедрения во всех сферах хозяйственной деятельности, для общества в целом и на всех территориях нашей страны. Внедрение цифровых технологий приведёт к социально-экономическим изменениям, к трансформации экономики и общественных отношений [8].

Цифровизация российской экономики определена как одна из важнейших государственных задач в ближайшей перспективе, а сам процесс цифровизации – один из актуальных и значимых для России, поскольку в данной сфере имеются открытые вопросы, он остаётся недостаточно исследованными в силу своей новизны, что определяет научный интерес к теме.

Цифровые данные выделяют ключевыми факторами развития для сферы производства и социально-экономической среды. Следует сказать, что процесс цифровизации ведёт к трансформации человеческих ресурсов, в результате чего появилась экономика знаний, которая неизбежно влечёт дальнейшие серьёзные изменения в общественных отношениях, хозяйственной сфере, на рынке труда, в системе образования в целом и профессиональном образовании, а также во всех других сферах, что характеризует цифровизацию в качестве глобального процесса (внутри страны, в мире).

Глобальность цифровизации требует организации её процесса и регулирования. В 2017 году Правительством РФ была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [9], где основной целью поставлено создание условий для развития общества знаний на основе применения цифровых технологий. В стратегических документах (например, Прогнозе социально-экономического развития РФ на до 2036 г., с. 24, 43) говорится о необходимости цифровизации экономики, сферы услуг, в том числе необходимости формирования информационного пространства как направления развития социально-экономической сферы, повышающего и обеспечивающего повышение качества жизни людей, конкурентоспособность территорий, экономический рост и укрепляющее национальный суверенитет. Таким образом, данная программа утверждает трансформацию человеческих ресурсов и необходимость развития экономики знаний в качестве основы для реализации задач цифровизации.

В указанной Программе необходимые мероприятия запланированы на период до 2024 г., а цифровая экономика представлена тремя основными уровнями её формирования, или трансформации [9, с. 2]:

— рынки и отрасли экономики (сферы деятельности);

— платформы и технологии (компетенции для сфер деятельности);

— среда (условия для развития платформ и технологий).

Все три уровня имеют тесную связь: «эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред» [9, с. 2]. Таким образом, основное внимание в Программе сконцентрировано на целях и задачах развития «ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов)» и «основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность)» [9, с. 2-3].

Без реализации этих трёх выделенных в Программе направлений цифровой экономики не будут созданы условия для развития информационного общества в РФ. С этой позиции в Программе так же отмечается, что многие вопросы в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в разных сферах деятельности урегулированы, но имеется ряд недостатков, создающих существенные барьеры по формированию институтов цифровой экономики.

Важное значение имеет качество подготовки кадров – важное условие реализации процесса цифровизации общества и экономики, где в настоящее время всё ещё сохраняется серьёзный их дефицит. Необходимость обладания цифровыми компетенциями понимает большинство граждан РФ, но существует весомый разрыв в цифровых навыках.

Выделим факторы, сдерживающие процесс цифровизации. В этой сфере Правительству России и региональным властям предстоит решить много проблем и вопросов, среди которых:

— несовершенство регуляторной и нормативной среды;

— недостаточный уровень распространения информационно- телекоммуникационной сети («Интернет») как основы процесса цифровизации;

— разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения (уровень цифровой грамотности, компетенций);

— готовность системы профессионального образования к цифровизации;

— недостаточность использования имеющегося научно-образовательного потенциала регионами.

Охарактеризуем кратко выделенные проблемы. В самой Программе «Цифровая экономика РФ» обозначена первая из выделенных проблем: несовершенство регуляторной и нормативной среды цифрового взаимодействия (информационно-телекоммуникационных технологий в сфере экономической деятельности). Отметим, что нормативная основа имеет основополагающее значение при реализации направлений государственной политики. Именно на уровне Правительства РФ следует решать уже имеющиеся и возникающие вопросы совершенствования регуляторной и нормативной среды в сфере цифровизации и информатизации в ближайшей перспективе.

Вторая проблема заключена в сохраняющейся дифференциации уровня социально-экономического развития регионов, особенно в сельской местности, удалённых от центра регионов страны, и является весомым сдерживающим фактором процесса цифровизации пространства России. Дифференциальный «разрыв» в уровне социально-экономического положения российских регионов остаётся значительным, что учёные определяют в качестве одной из самых серьёзных проблем (разрыв между экономически развитыми регионами и регионами-аутсайдерами на сегодняшний день оценивается в 8 раз) [10]. Такая дифференциация даёт неравные стартовые условия регионам для создания основы процессу цифровизации, а существенным условием создания основы выступает наличие информационно-телекоммуникационных технологий (сети «Интернет» и т.п.), без чего процесс цифровизации просто невозможен.

Третья проблема – разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения, обнаруживает разрыв в цифровых навыках между молодым поколением и старшим, особенно людей предпенсионного и пенсионного возраста. Овладение цифровыми навыками [12, с.121] формирует цифровую грамотность, образованность, где исследователи выделяют уровни:

  1. начальный уровень цифровой грамотности (владение элементарными знаниями, умениями и навыками);
  2. продвинутый уровень цифровой грамотности (функциональная грамотность, детальное освоение базовых принципов работы и интерпретации информации);
  3. цифровая компетентность (владение образовательными цифровыми технологиями: проблемно-практический, смысловой и ценностный аспекты) [3, с. 227].

К обучению, в процессе которого формируются цифровые навыки и умения, уровни цифровой грамотности, в большей мере должны быть подключены образовательные организации (начиная с общего образования и на всех его остальных уровнях: СПО, ВО, ДПО и др.), где нужно организовывать курсы для пенсионеров и людей пожилого возраста по формированию у них элементарной цифровой грамотности (начального уровня). Это позволит приобщить эти группы людей к процессу цифровизации общества, что даст им возможности для освоения следующих уровней цифровой грамотности.

Четвёртая проблема – готовность самой системы образования (от школьного до послевузовского уровней) к процессу цифровизации. Она имеет большую значимость, поскольку именно в ней население получает основное образование, позволяющее формировать индивидуальный профессиональный путь человека. Полученные квалификации требуют постоянного обновления, повышения уровня, переобучения или дообучения, что вызывает необходимость непрерывного образования (в течение всей жизни).

В системе образования, в том числе в профессиональном, процесс цифровизации происходит. Об этом свидетельствуют активно применяемые дистанционные образовательные технологии (ДОТ), электронное обучение (ЭО), онлайн-обучение (E-learning) и т.п. Исследователи определяют, что этот инновационный сегмент онлайн программ не превышает 2 % [5].

В целом, процесс цифровизации будет более активным, когда информационные технологии будут повсеместно распространены (в сельской местности, удалённых регионах и т.п.). «Созданную цифровую образовательную среду вузам необходимо наполнить своими образовательными продуктами, интерактивным контентом, инструментами взаимодействия и проектной деятельности учащихся, тогда для них станут доступны преимущества цифровой экономики» [5, с. 30].

Важной кадровой проблемой является и уровень подготовки педагогических кадров для цифровизации системы образования, которая выделена в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2025 г. Госпрограмма задаёт направления формирования региональной политики где обозначены такие важные стратегические ориентиры: 1) качество образования; 2) доступность образования; 3) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Особое внимание в данной программе уделено форме онлайн-образования – формированию единого электронного образовательного пространства [7].

В образовательной среде значимую проблему выделяют Балацкий Е.В. и Екимова Н.А., определившие недостаточность использования имеющегося в регионах научно-образовательного потенциала, сопровождающегося процессом сжимания ядра эффективных регионов (в сфере использования собственного накопленного научно-образовательного потенциала) на фоне расширения научно-образовательной периферии [2].

Другую проблему внутри самой системы профессионального образования выделяет Болгова Е.В.: «современная система регионального образования, ориентированная исключительно на функцию создания и передачи знаний, представляет собой ресурс, недоиспользованный в отношении пространственного прогресса. Региональные вузы, в собственном функционировании не учитывающие значимость улучшения пространственных свойств экономики, в существенной степени становятся причиной наиболее устойчивого и острого дисбаланса между высокими ожиданиями и фактической продуктивностью системы высшего профессионального образования» [4, с. 29]. Она выделяет серьёзную проблему, заключающуюся в игнорировании пространственного аспекта экономической роли образования, в следствие чего консолидация с производственными структурами в регионе неэффективна.

Исследуем статистические показатели процесса информатизации и распространения информационно-телекоммуникационных технологий, создающих основу для процесса цифровизации российского пространства.

В настоящее время реализуются меры государственной программы «Информационное общество», одной из целей которой является обеспечение роста доли домашних хозяйств, которым обеспечена возможность доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет [6]. По данным таблицы 1 в 2021 году 14% городских и 22% сельских домашних хозяйств вообще не имели доступа к сети Интернет; широкополосный доступ к сети Интернет, в 2021 году не имели 14,9% домашних хозяйств в городской и 24,8% домашних хозяйств в сельской местностях [12, с. 16]. Таким образом, данные условия препятствуют развитию информатизации в России.

Таблица 1

Доступ к сети Интернет домашних хозяйств в РФ

показатели20172018201920202021
Домашние хозяйства, имеющие доступ к сети Интернет, всего, в % от общего числа домашних хозяйств, в том числе:76,376,676,980,084,0
В городской местности, %79,579,779,982,886,0
В сельской местности, %66,567,167,771,678,0
Домашние хозяйства, имеющие широкополосный доступ к сети Интернет, всего, в % от общего числа домашних хозяйств, в том числе:72,673,273,677,082,6
В городской местности, %76,877,377,780,685,1
В сельской местности, %59,660,760,965,875,2

Статистические данные в таблице 2 показывают, что в 2021 году 6,7% городского и 12,7% сельского населения никогда не «выходили в сеть» [12, с. 19-20]. Хотя следует отметить, что данный показатель имеет чёткий тренд снижения.

Таблица 2

 Использование Интернет в городской и сельской местности в РФ

Население, использовавшее сеть Интернет:В городской местности, %В сельской местности, %
2017201820192020202120172018201920202021
в течение последних 3-х месяцев79,283,485,387,590,166,373,174,677,682,6
от 3-х месяцев до года3,72,72,82,11,74,43,73,52,72,4
более года назад3,93,42,92,31,53,63,43,12,52,3
никогда не использовали13,210,49,08,16,725,719,718,817,212,7

Таким образом, в масштабе численности населения страны достаточно большое количество людей могли бы пользоваться услугами информационно-телекоммуникационных технологий. Эта проблема обусловлена несколькими факторами, сдерживающими повсеместное использование Интернета и информационно-телекоммуникационных услуг: низкий уровень цифровой грамотности населения, недостаток знаний для работы в Интернете, отсутствие необходимости использования данных технологий. Проблема наиболее ярко выражена в сельской местности.

Недостаточная информатизация сдерживает формирование цифровизации и цифровой культуры, которая является необходимым и достаточным условием цифровизации экономики и общества. Для сравнения приведём примеры стран, где большой процент домашних хозяйств имеют доступ к сети Интернет и активно им пользуются согласно исследованиям 2021 года: например, в Дании, Швеции, Швейцарии 96-99% от общего числа домохозяйств, где частота его каждодневного использования составляет 93-95% [12, с. 17]. Анализ мероприятий госпрограммы в сфере цифровой экономики РФ до 2025 г. позволил выделить существующие проблемы её реализации [1].

Выделенные выше проблемы, усугубляемые дифференциацией уровня социально-экономического развития регионов России, является факторами, сдерживающими процесс цифровизации. На основе вышеизложенного можно заключить следующее:

  1. в ближайшей перспективе требуется эффективное взаимодействие и координация усилий всех заинтересованных в активном процессе цифровизации сторон: государства, бизнеса, научно-образовательного сообщества и граждан страны;
  2. выделенные в статье проблемы требуют безотлагательного решения, согласования на федеральном и региональном уровнях, где важно решить вопросы несовершенства регуляторной и нормативной среды цифрового взаимодействия.

Библиографический список

1. Ахриева М.М.-Б. Анализ реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №7. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-realizatsii-gosudarstvennoy-programmy-tsifrovaya-ekonomika-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.12.2022).
2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Российская модель сопряжения академической результативности и образовательного потенциала регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 5 (73). С. 109−127.
3. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 223-230.
4. Болгова Е.В. Система образования в экономическом пространстве региона // Региональная экономика: теория и практика. №45 (228), 2011. С.29-37.
5. Кензина Ц.З., Босхаев А.Н., Куцаева Г.М. Современное развитие образования в условиях цифровой экономики. О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 5, г. Красноярск, – НН: ИЦРОН, 2018. 33 с. с.29-30.
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/70644220/
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/71848426/5df3cf44452 aab7de28d69de5bee2373/#ixzz5Z7b2JE6f
8. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 (одобрен на заседании Правительства РФ 22.11.2018). Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf
9. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» № 1632-р от 28.07.2017. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/
10. Рейтинг социально-экономического положения регионов: инфографика. РИА-Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20220516/ekonomika-1788413061.html
11. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
12. Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Ц75 К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 124 с.