Abstract: The article will discuss primary adaptation as an integral part of building an employee's career and his idea of the workflow. The article also presents the concept of adaptation, its main types and factors that impede the effective adaptation of employees.
Keywords: adaptation, motivation, tools, mentoring, adaptation plan.
Когда специалист переходит на новое место работы, он ожидает, что компания поможет ему приспособиться к новым условиям. Адаптация ‒ это естественный механизм человеческой психики, который происходит самостоятельно. Однако с грамотной помощью извне процесс проходит быстрее и менее болезненно [9]. Адаптация ‒ это процесс приспособления нового сотрудника к работе в компании. Он происходит при знакомстве с членами команды, внутренним распорядком и должностными обязанностями [7].
В зависимости от опыта новичка процесс адаптации персонала делят на два типа: первичный ‒ человек устраивается на рабочее место сразу после вуза, приобретает первый опыт взаимодействия с коллективом; вторичный ‒ работник уже имеет минимум одну запись в трудовой книжке и меняет команду, работодателя, должность или специализацию [3].
Перейдем к более подробному исследованию именно первичной адаптации как способа удержания сотрудников и первого представления о рабочем месте.
Первичная адаптация – это внедрение нового работника, у которого не достает опыта в работе и коммуникации в коллективе. Данную адаптацию проходят чаще всего выпускники вузов и средних специальных учебных заведений, а также родители после декрета. Таким работникам сложнее адаптироваться, из-за чего процесс становится дольше.
То, насколько быстро новичок адаптируется к новым условиям, зависит от множества факторов. Ответственность за это в равной степени берут на себя компания и специалист.
С позиции компании на первичный процесс адаптации влияют:
- масштабы организации и стандартизированность рабочих процессов;
- наличиекорпоративной культуры, технологий интеграции новых сотрудников, программ обучения и наставничества;
- открытость команды к появлению в коллективе новых людей;
- заинтересованность руководства и других сотрудников в адаптации нового персонала;
- условия труда, график и комфорт на рабочем месте;
- качество микроклимата в команде;
- управленческие навыки руководителей среднего и высшего звена [1].
Факторы, которые влияют на первичную адаптацию со стороны сотрудника:
- готовность учиться (в том числе и на собственных ошибках);
- настрой человека на длительную работу в коллективе, желание стать частью команды;
- должность, обязанности, объем ответственности и задач на рабочем месте;
- образование новичка;
- психологические качества ‒ устойчивость к стрессу, эмоциональный интеллект, эмпатия;
- коммуникативные способности, открытость новому [6].
Однако исследуя понятие первичной адаптации стоит отметить, что существуют ряд факторов, которые ограничивают первичную адаптацию сотрудников, к ним относятся:
- нехватка знаний о производственных процессах, источников для быстрого их изучения.
- равнодушное отношение коллектива, холодное управление руководства.
- недостаток практики, отсутствие доступа к быстрому её получению.
- дезориентация на территории, растерянность при поиске нужного отдела или сотрудника [5].
Новая обстановка ‒ это выход из зоны комфорта. «Организации, нацеленные на эффективную работу, требуют высокой квалификации персонала. Специалисты должны быть обучены и иметь необходимые навыки и возможности для обеспечения эффективности процесса производства и управления» [2]. Новичок испытывает неуверенность и страх, даже если программа перемен позитивная. Многие увольняются, не проработав и года, из-за некомфортной психологической обстановки, субъективных личностных переживаний, на которые в компании не обратили внимание. Для этого на предприятиях крайне необходим такой этап как наставничество.
Обычно с новым членом команды сначала взаимодействует рекрутер. После того, как новичок проходит отбор на должность, менеджер по подбору персонала передает сотрудника в руки других специалистов. Ими могут быть:
- HR-специалист.Подбирает обучение, отслеживает динамику адаптации сотрудника, отвечает за его психологический настрой, вовлеченность и мотивацию. Также специалист контролирует сроки и соответствие планам онбординга, составляет характеристики сотрудников по итогам процесса;
- руководитель отдела или компании.Отвечает за приобретение новичком необходимых для работы знаний и навыков, принимает выполненные задачи, оценивает их качество, помогает исправить ошибки и воспитывает у специалиста самостоятельность;
- наставник или тренер.Сопровождает нового члена команды в течение всего периода обучения, дает мотивацию и эмоциональную поддержку. Специалист помогает обрести необходимые навыки для работы, влиться в коллектив и найти общий язык с руководством [4].
Компания может разработать свои документы и методические материалы с описанием всех этапов адаптации, которые сотрудники смогут использовать как инструкции. Они будут отражать ключевые положения первичной адаптации сотрудника, к примеру:
- сценарий ознакомительной экскурсии по офису ‒ расположение кабинетов, туалета, переговорной, места отдыха и столовой;
- внутренние правила и законы ‒ график работы, совещаний и корпоративных мероприятий, особенности дресс-кода;
- порядок трудоустройства ‒ подписание договора, длительность испытательного срока;
- коммуникации в коллективе ‒ рабочие чаты и мессенджеры, доступ к корпоративной почте или CRM-системе;
- быстро ввести сотрудников в курс дела помогут обучающие мероприятия ‒ тренинги, семинары и практикумы. Они могут быть индивидуальными и групповыми, практическими и теоретическими [5].
Некоторые организации нанимают в команду специалистов, которые выступают в роли менторов для новичков, или назначают эту задачу кому-то из руководства. Наставники сопровождают новых сотрудников в течение всего периода обучения, оказывают в том числе и необходимую моральную поддержку, отвечают на все вопросы по рабочим обязанностям.
В любом случае запомнить регулярные последовательные действия, мероприятия, события новому сотруднику непросто. Он должен быстро усвоить большой объём информации и может что-то упустить. Качество найма зависит от плана адаптации. Поддержка нового сотрудника на каждом этапе снижает процент увольнений, стимулирует инициативность и мотивацию вновь прибывших сотрудников [8].
Таким образом, как показывает проведенное исследование первичная адаптация сотрудников позволяет сформировать у выпускников учебных заведений общее представление о работе, что формирует отношение вновь прибывших работников к самому понятие «работа» и ее эффективное выполнение. Показателем успешно выполненной работы по адаптации специалиста можно считать эффективное введение его в должность и успешное выполнение им поставленных задач и целей. В удачно проведенном процессе заинтересована, прежде всего, сама компания. И вопрос не только в том, чтобы новый работник успешно влился в коллектив, но и в приобретении организацией ответственного и преданного сотрудника. Ведь именно во время адаптационного периода у новичка складывается впечатление и формируется устойчивое мнение об организации и ее коллективе, которое в дальнейшем будет очень сложно изменить. Особенно, если оно негативное.
Библиографический список
1. Афанасьева Л.А., Коптева, К.В. Обоснование необходимости разработки методологических подходов по формированию эффективной системы управления кадровым потенциалом предприятия//Auditorium. -2019. -Т. 3. -№ 3 (3). -С. 61-66.1. Богатырева, М. Р. Конкурентоспособность трудовых ресурсов организации с позиции создания достойного уровня труда / М. Р. Богатырева // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2019. – № 3(147). – С. 120-123.
2. Гусева Ж. И. Адаптационный процесс персонала в организации: сущность, виды и инструменты реализации // Производственные технологии будущего: от создания к внедрению: Материалы V Международной научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 06–11 декабря 2021 года / Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2022. – С. 390-393.
3. Лукашевская Д.А. Адаптация и совершенствование системы стимулирования и мотивации персонала к изменениям среды // Вестник университета. – 2020. С. 40-44.
4. Одегов Ю. Г. Управление персоналом: учеб. / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 231 с.
5. Пугачева К. С. Система адаптации персонала в организациях сферы услуг: мотивационный аспект / К. С. Пугачева, О. А. Лымарева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 11-3(81). – С. 48-51.
6. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк [и др.]; под ред. А. А. Литвинюка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 498 с.
7. Федяева А.М. Адаптация работников, как фактор мотивации // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. C. 23-25.
8. Шелест О. И. К вопросу формирования программы адаптации персонала в организации // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты: материалы VII Международной научно-практической конференции, Горловка, 25 марта 2022 года. – Горловка: Донецкий национальный технический университет, 2022. – С. 140-144.