Индекс УДК 338.2
Дата публикации: 24.03.2017

Управление рисками в государственной инвестиционной политике Белгородской области

Risk management in public investment policy Belgorodsky region

Алексеенко Михаил Михайлович,
Научный руководитель: Бояринова И.В.
1. Студент ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»
2. к.соц.н., доцент кафедры социальных технологий ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»

Alekseenko Mikhail Mikhailovich,
Scientifie adviser: Barinova I.V.
1. Student Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University»
2. Candidate of Sociological Sciences associate Professor of social technologies Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University»
Аннотация: В статье рассматриваются риски в управлении экономикой, в качестве среды определения рисков в государственной инвестиционной политики была рассмотрена Белгородская область и имеющиеся риски для инвестора. Рассмотрены основные формы рисков в сфере инвестиций, а так же виды рисков, которые являются наиболее актуальными для Белгородской области.

Abstract: the article discusses the risks in managing the economy, as the environment in determining risk gosudastvennoy investment policy has been to consider the Belgorod region and the existing risks for the investor. The basic form of risk in investment, as well as the types of risks that are most relevant to the Belgorod region.
Ключевые слова: управление рисками, инвестиции, государственная инвестиционная политика, инвестиционный проект.

Keywords: risk management, investment, state investment policy. Investment project.


Риски в экономике являются важной составляющей при осуществлении стратегического планирования, проектном управлении и регулирования социально-экономического развития территории. Инвестиционные риски подразумевают по большей части риски, связанные с денежными ресурсами, ценными бумагами, с валютой, с ценой на недвижимость и так далее, это задаёт основной вектор при прогнозировании развития ситуации и проведения мероприятия по устранению данных рисков и ситуаций в ним ведущих. Инвестиционное риски имеют свои особенности при разделении инвестиций на группы и виды будь то портфельные инвестиции или прямые, и это влияет на возможность возникновения того или иного риска. Как правило инвестиционные проекты при разработке и реализации учитывают риски, которые заложены в плане, однако могут в силу нестабильной социально-экономической ситуации риск может быть недооценён, что в последствии скажется негативно на результативности реализации инвестиционного проекта. Учитывая внедрение проектного управления в органах власти, особую актуальность имеет работа с рисками и минимизация потерь, т.к. бюджет проекта формируется под конкретную цель и как правило не предусматривает дополнительное выделение средств на покрытие издержек, иначе проект будет реализовываться с отклонения от заранее заданного плана.

Согласно Закону № 39-ФЗ «инвестиционный проект есть обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».

Управление рисками в государственной инвестиционной политике заключается в прогнозировании возникновения рисков при реализации инвестиционных проектов и мероприятий по привлечению инвестиций, а так же качественная оценка рисков с которыми могут столкнуться органы власти и предприниматели при реализации совместных проектах. В рамках управления рисками в государственной инвестиционной политике применяются разные управленческие, экономические методы при анализе ситуации, оценке рисков, а так же при минимизации наступления рисков, или их устранения.

В управлении рисками в государственной инвестиционной политике можно поделить на группы: управленческие, экономические, политические. К управленческим можно отнести риски организационной составляющей проекта в распределении работ и процессов, а так же при планировании проекта, кадровые риски, организационные формы проектов. К экономическим рискам можно отнести ограниченность ресурсов, конкуренцию на рынке, цены кредиты, инфляции, и риск ликвидности. К политическим рискам можно отнести измачивающуюся ситуацию как в стране так и в регионе, кризис элит, нестабильная социальная ситуация в регионе.

Белгородская область согласно рейтингу RAEX (Эксперт РА) обладает одним из лучших инвестиционных климатов среду всех субъектов РФ и входит в группу регионов «Средний потенциал – минимальный риск (2A)», однако для освоения уникального ресурсного потенциала региона, существующего объёма инвестиций недостаточно, и перед Правительством региона стоит задача по увеличению финансовых вложений в инфраструктуру и экономику Белгородской области. В регионе проводится значительная работа по привлечении инвестиций и проработана нормативная база, по работе с инвестициями. Не смотря на оценку от агентства RAEX (Эксперт РА) состояние минимального риска инвестиционных вложений в области, для области характерны политические риски в ввиду того что Белгородская область является приграничным регионом и на по состоянию на 2017 год, через область сократились поставки в Украину. Ввиду экономической ситуации для области характерны валютные риски, риск повышения налоговой нагрузки на предпринимателей, стоит выделить в связи с этим дефляционный риск, в области также есть ликвидный риск по выводы средств из области, что так же отпугивает инвестора.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал (миллионов рублей)

Январь-декабрь 2016 г.IV квартал

2016 г.

Инвестиции в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций143801,841687,7
в % к соответствующему периоду  прошлого года91,381,6
Инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами – всего88574,230108,5
Из общего объема инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, инвестиции в:
жилища3907,3854,1
здания (кроме жилых) и сооружения44578,416105,9
машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь36312,312140,3
прочие3776,21008,2

В области предусмотрено внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий с учетом степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда охраняемым законом ценностям, позволяющего существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов. Риск-ориентированный подход позволяет сосредоточить усилия при планировании на минимизации издержек, вероятности наступления риска. Данный подход предусматривает выделение категорий организаций по степени риска, и проведении соответствующих работ по улучшению состояния риска в организации. В государственной инвестиционной политики данная практика может применятся при отборе инвестиционных площадок на предмет риска и поиска инвестора также может осуществляться при возможности на основании выделенных критериев для определённой инвестиционной площадки, для удовлетворения интересов инвестора и органов власти.

На практике инвестиционный проект – последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении. Риск-ориентированных подход в данном случае может проявляться в создании резервов, заложенных в план проекта в размере 3-5% от общей суммы затрат на проект. Регламентация процесса реализации управления рисками в данном случае предусматривает создание и утверждение методики для расчёта качественной оценки риска для управления инвестиционной привлекательностью региона.

Качественная оценка риска — это первое, что должна сделать фирма, или администрация региона при применении комплексного подхода к управлению риском. Качественная оценка может быть сравнительно простой, ее главная задача — определить возможные виды риска, а также факторы, влияющие на уровень риска при выполнении определенного вида предпринимательской деятельности. Как правило, качественный анализ предпринимательского риска проводится на стадии разработки бизнес-плана. На данном уровне оценки риска предприниматель должен выявить основные виды рисков, влияющих на планируемые результаты деятельности предприятия. Помимо перечисленных выше видов рисков для коммерческого банка, как и для любого другого предприятия, ими могут быть: риск утраты имущества фирмы, риск изменения конъюнктуры, риск по хозяйственным контрактам, риск усиления конкуренции и потери доли рынка.

Согласно статистическому методу, «степень риска — это вероятность потерь, а также размер возможного ущерба». Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает прежде всего неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и перспектив изменения этих условий. Неопределенность хозяйственной ситуации обуславливается следующими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием. К примеру, именно эти факторы обуславливают не выраженную инвестиционную привлекательность России.

Ввиду специфики инвестиционной деятельности следует выделить ряд рисков характерных для управления инвестиционной политики регионов, и предприятий.

По формам проявления инвестиционные риски подразделяются:

  1. Риски реального инвестирования, которые могут быть связаны со следующими факторами:
  • перебои в поставке материалов и оборудования;
  • рост цен на инвестиционные товары;
  • выбор не квалифицированного или недобросовестного подрядчика и другие факторы, задерживающие ввод объекта в эксплуатацию или уменьшающие доход в процессе эксплуатации.
  1. Риски финансового инвестирования, которые связаны со следующими факторами: неоправданный выбор инструментов финансирования и некорректное применение методов финансового анализа и прогнозирования условий инвестирования. Изменений социально-экономической ситуации.
  • Инфляционный риск – возможность потерь, за счёт обесценивания капитала, реальной стоимости вложений, активов, реальной первоначальной стоимости при сохранении или росте номинальной их стоимости, а также обесценивания ожидаемых доходов от объекта инвестирования и от дохода с капиталовложений в условиях неконтролируемого опережения темпов роста инфляции над темпами роста доходов по инвестициям.
  • Дефляционный риск — вероятность потерь, которые может понести субъект экономике в результате уменьшения денежной массы в обращении из-за изъятия части избыточных денежных средств, в т.ч. путем повышения налогов, учетной процентной ставки, сокращение бюджетных расходов, роста сбережения и т.д.
  • Рыночный риск — вероятность изменения стоимости активов в результате колебания процентных ставок, курсов валют, котировок акций и облигаций, цен товаров, являющихся объектом инвестирования. Разновидностями рыночного риска являются, в частности валютный и процентный риск
  • Операционный инвестиционный риск — вероятность инвестиционных потерь вследствие технических ошибок при проведении операций; вследствие умышленных и неумышленных действий персонала; аварийных ситуаций; сбоев в работе информационных систем, аппаратуры и компьютерной техники; нарушения безопасности и т.д.
  • Функциональный инвестиционный риск — вероятность инвестиционных потерь вследствие ошибок, допущенных при формировании и управлении инвестиционным портфелем финансовых инструментов.

Различные экономико-математические методы (моделирование, теория игр) — позволяющие наиболее точно оценить уровень предпринимательского риска. Все расчеты в данных методах, так же, как и в статистическом методе, ведутся с использованием опять же аппарата вероятностей[4].

Управление рисками в государственной инвестиционной политике Белгородской области строится на риск-ориентированной подходе и учитывает потенциально экономически опасные риски, которые приобретают особую актуальность в сложившихся экономических условиях на момент 2017 года.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Белгородской области / Инвестиции в основной капитал за январь-декабрь 2016 года. Режим доступа: http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/ru/statistics/enterprises/investment/ ( дата обращения 06.03.2017)
3. Юрлова Н. С., Скачок И. В. Управление рисками // Вестник НГИЭИ. 2014. №3 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami (дата обращения: 28.02.2017).
4. Макарова Г. Н. Государственная инвестиционная политика и стратегические риски России // Известия ИГЭА. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-investitsionnaya-politika-i-strategicheskie-riski-rossii (дата обращения: 27.02.2017).