Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: the article is devoted to the analysis of the development of small and medium-sized enterprises in China. This type of business occupies a leading role in the Chinese economy; its strategic nature represents the mutually beneficial interest of the state and private business, it also contributes to the balance of these forces in the Chinese economy. The article outlines the main problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses in China, as well as the main strategies for introducing digitalization into the processes of conducting SMEs.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: China, small and medium-sized enterprises, digitalization.
Введение
Малые и средние предприятия являются центральной частью рынка Китая, это жизненно важные элементы стабильного развития национальной экономики, защиты занятости населения, повышения уровня жизни граждан. В вопросах расширения открытости, стимулирования инноваций, привлечения инвестиций, частный сектор экономики в Китае играет важнейшую роль. По этим причинам государство придает большое значение развитию малых и средних предприятий. Оно ввело ряд политических мер корпоративного финансирования, снижения сборов, налогов и издержек, оптимизации услуг, создания технологических платформ для исследований и разработок. Поддержка так же осуществляется в виде предоставления дисконтированных ссуд и посредствам уменьшения расходов по социальному страхованию [10, с.73]. Данными мерами, направленными на развитие благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, правительство Китая стимулирует стабильный экономический рост.
Методологическая основа исследования
В данной работе были применены общенаучные методы исследования, такие, как методы аналогии и сравнения, метод исследования операций и системного анализа, методы характеристики и обобщения.
Основная часть исследования
В большинстве индустриально развитых стран малые и средние предприятия (далее МСП) являются неотъемлемой и необходимой частью экономики. Они служат для таких задач, как:
— вовлечение в процессы производства и реализации тех ресурсов, которые не используются крупным бизнесом;
— обеспечение занятости населения;
— освоение новых рынков сбыта и производства;
— формирование конкурентной среды;
— поддержание инвестиционной и инновационной активности и др.
С началом китайских реформ экономический потенциал страны увеличивался. Благодаря идеям открытости внешнеторговый оборот рос, было создано множество предприятий с участием иностранного капитала [11, с.16]. На динамичный рост экономики КНР также очень повлиял китайский малый бизнес. Например, в 2007 году за счет него было произведено 55% ВВП страны, 46% отчисляемых налогов составляли налоги только от малых предприятий, всего в числе всех организаций КНР 99,8% приходилось на малый бизнес, занято в нем было 82% населения страны [1]. В 2010-2011 годах в Китае действовало более 6 млн. малых предприятий. По состоянию на 2021 год количество малых и средних предприятий в Китае достигло 48,81 миллиона, что на 8,5% больше, чем в 2020 году [2].
Предприятия в сфере профессиональных услуг, оптовой и розничной торговли имеют самый быстрый рост. Распределение малых и средних предприятий по отраслям неравномерно. Более 70% МСП распределены в сфере профессиональных услуг (включая Интернет и технологические услуги), оптовой логистики, розничной торговли и обрабатывающей промышленности. Менее 10% малых и средних предприятий приходится на транспорт и коммунальное хозяйство [3]. Также и географическое размещение малых и средних предприятий неравномерно, в основном они сосредоточены в юго-восточных прибрежных районах (Цзянсу, Чжэцзян и Шанхай).
В настоящее время среди МСП по-прежнему преобладают микропредприятия (0-9 сотрудников). На их долю приходится более 79% и насчитывается около 10,03 млн [4]. В бизнес-планировании их средний цикл развития всего 3 года. Сейчас основными проблемами ведения бизнеса, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия, являются:
— Быстрое изменение спроса. Рынок динамично меняется, и предприятиям трудно идти в ногу со временем, с новыми концепциями потребления и ведения бизнеса. Им не хватает эффективных методов и подходов для удовлетворения потребностей клиентов, они сталкиваются с проблемами рыночной конкуренции и меняющимися потребностями клиентов [9, с.83].
— Растущие расходы. Предприятие мелкого масштаба, в реалиях ведения бизнеса в Китае, имеет малый вес, а, соответственно, и недостаточную силу переговорной позиции. В то же время производственные издержки, например, цены на сырье, продолжают расти, что приводит к дальнейшему росту производственных затрат и себестоимости. Другими словами, не хватает мощностей производства, и становится сложно окупить товар.
— Нехватка талантов. Высокий темп текучести кадров. Удержать талантливых сотрудников сложно. Хоть затраты на обучение и удержание рабочих высоки, людей со знанием дела и хорошо знакомых с новыми технологиями, не хватает.
— Большое влияние политической и отраслевой конъюнктуры. На производство и работу малых и средних предприятий сильно влияет внешняя среда, а отсутствие понимания отрасли и прогнозирование политической ситуации приводит к более высоким операционным рискам для предприятий [14, с.37].
В настоящее время степень цифровизации китайских МСП все еще находится на относительно низком уровне, а общие расходы на информационно-коммуникационные технологии составляют около 30% от общих расходов на ИКТ китайских предприятий [5]. Согласно опросу IDC, около двух третей малых и средних предприятий считают цифровизацию очень важной для компании [2]. На нынешнем этапе развития цифровые технологии привели к повышению эффективности и сыграли роль в содействии трансформации бизнес-моделей. Однако в самом процессе цифровизации малые и средние предприятия также столкнулись с такими проблемами, как отсутствие успешных кейсов и отсутствие возможностей ИТ-инфраструктуры.
Автор статьи определяет малые и средние предприятия будущего в Китае как экосистему и технологическую ведущую отрасль, которая может расширить свою способность выживать и адаптироваться к рынку для повышения производительности, конкурентоспособности и дальнейшего роста бизнеса [16, с.735]. Малые и средние предприятия с лучшим развитием в будущем должны представлять собой организацию нового типа, ориентированную на данные и на клиента, высокоавтоматизированную и предлагающую инновационные решения на основе непрерывной практики и быстрой итерации.
Рынок ИТ малых и средних предприятий продолжает расти. Производители технологий должны четко корректировать свои рыночные стратегии, уделять внимание и развивать рынок малых и средних предприятий. Из-за большого количества предприятий малого масштаба, фрагментированного рынка и неравномерного развития предприятий производители должны уделять первоочередное внимание МСП с опережающей цифровизацией [13, с.36]. Малым и средним предприятиям с относительно отсталой цифровизацией необходимо уделить внимание развитию своих базовых ИТ-возможностей. Производители могут использовать платформы МСП для реализации своих товаров и услуг в соответствии с их разными цифровыми возможностями.
В отчете IDC «Серия исследований по стратегии цифровизации малых и средних предприятий Китая до 2022 года» основное внимание уделяется динамике рынка и поведению в области закупок ИКТ предприятий с числом сотрудников менее 500 человек, а также содержится глубокое понимание статуса цифровизации малых и средних предприятий и различий в потребностях сегментов.
Заключение
В настоящее время, в эпоху искусственного интеллекта, цифровизация является проводником развития не только крупных предприятий, но также малого и среднего бизнеса [12, с.44]. Для полного внедрения цифровых технологий в бизнес, новые типы МСП полагаются на гибкие современные бизнес-модели, создаются новые экосистемы [15, с.63]. Должны быть представлены процессы и стандарты китайских МСП при покупке различных приложений ИТ-технологий, включая оборудование, программное обеспечение, безопасность, облачные приложения и другие связанные технологии, а также необходимо разработать пути развития и рекомендации по их применению для МСП в процессе перехода на цифровые технологии.
Библиографический список
1. Доклад о развитии малых и средних предприятий Китая. - Режим доступа: http://pg.jrj.com.cn/acc/pdf/2005/gp/nb/0322/600415_2004_n.pdf2. Отчет International Data Corporation (IDC) от 18.07.2022 г. «О выживании малых и средних предприятий в Китае»
3. Решетникова Марина Сергеевна Анализ динамики развития инновационного предпринимательства в Китае // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018
4. Национальное бюро статистики Китая. – Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/english/InternationalCooperation/201311/t20131112_459590.html
5. Комитет открытых центров обработки данных. - Режим доступа: http://www.opendatacenter.cn/introduction-en.html
6. Е Симэн, Шерешева М. Ю. Государственная политика КНР в отношении китайский малых и средних предприятий в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - №79
7. Воронова Т.А., Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А., Шарко Е.Р. Анализ проблем и перспектив сотрудничества России и Китая в наукоемкой и инновационной сфере // Инновации и инвестиции. – 2018
8. Соловьева А. А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и Китайской народной республике: перспективы рецепции управленческого опыта // Научные записки молодых исследователей. – 2019
9. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9. – № 2. – С. 81-87.
10. Дмитриева, А. Б. Российско-китайские экономические отношения: современные реалии и перспективы / А. Б. Дмитриева, А. В. Кураева // Социально-экономические аспекты развития международных отношений : Материалы международной научно-практической конференции, Днепропетровск, 28–29 ноября 2014 года. – Днепропетровск: Научная организация "Перспектива", 2014. – С. 71-75.
11. Дмитриева, А. Б. Особенности функционирования финансового рынка Китая в глобальной экономике / А. Б. Дмитриева, А. А. Свиридов // Финансы, деньги, инвестиции. – 2018. – № 2(66). – С. 14-22.
12. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
13. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
14. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.
15. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
16. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.