Abstract: In article the most important indicator of efficiency of activity of the enterprise – net profit which receiving and maximizing is a main objective of separately taken economic subjects and the state in general is considered. Therefore managers of various levels at the enterprises make various administrative decisions for identification of reserves of increase in profit. In it the invaluable role is rendered by the CVP analysis which is carried out in article on the example of power supply company.
Keywords: financial result, net profit, administrative decision, constant expenses, variable expenses, CVP analysis, profitability point, marginal income, stock of financial durability.
На современном этапе проблема повышения финансовых результатов занимает ключевое место в деловой жизни экономических субъектов.
Вопрос получения положительного финансового результата (прибыли) актуален как для отдельного предприятия, так и для финансовой системы государства в целом. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно – техническому и социально – экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда работников. Кроме того, прибыль косвенным образом влияет на темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножение их общественного богатства, так как за счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства [6. с. 216].
Следовательно, проблема повышения финансовых результатов деятельности имеет большое значение в производственной политике предприятия.
Показателем, наиболее полно характеризующим результаты производственной и предпринимательской деятельности предприятия, является чистая прибыль. Она формируется под влиянием большого числа внешних и внутренних факторов. К основным внешним факторам, оказывающим влияние на величину финансовых результатов, можно отнести социально-экономические условия, природные условия, цены на производственные ресурсы, инфляция и т.д., действие которых неподконтрольно организации.
Наибольшее значение имеют внутренние факторы, зависящие от деятельности организации. Такие как объем продаж; себестоимость, цена, качество и конкурентоспособность производимой продукции; компетентность руководства; производительность труда и т.д. [3, с.762]. Они служат ориентиром для предприятия в поиске путей улучшения финансовых результатов.
Основным источником резервов увеличения прибыли для любого экономического субъекта является снижение себестоимости. Для достижения этой цели управленческому персоналу на предприятиях приходится принимать разнообразные управленческие решения (по планированию объема производства, цен; выбора технологий производства). И в этом неоценимую роль оказывает CVP-анализ или анализ соотношения «затраты — объем — прибыль» [4, с.77].
Первой особенностью CVP-анализа является определение в ходе его проведения ключевых для принятия управленческих решений показателей: точки безубыточности, маржинального дохода и запаса финансовой прочности [2, с. 442].
Рассмотрим финансовые показатели предприятия, деятельность которого направлена на оказание услуг по передаче электроэнергии населению. Рассчитаем показатели CVP-анализа для предприятия за три года в таблице 1.
Таблица 1
Показатели финансовой деятельности за 2013-2015 гг., руб.
Затраты | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Отклонения | |
абс. | относ., % | ||||
Выручка от реализации продукции | 6 689 135 | 5 106 860 | 4 632 895 | -473 965 | 90,72 |
Затраты предприятия всего | 974 651 | 1 323 844 | 2 343 536 | 1 019 692 | 177,03 |
в том числе: переменные затраты | 253 150 | 286 570 | 311 340 | 24 770 | 108,64 |
постоянные затраты | 721 501 | 1 037 274 | 2 032 196 | 994 922 | 195,92 |
Маржинальный доход | 6 435 985 | 4 820 290 | 4 321 555 | -498 735 | 89,65 |
Доля маржинального дохода в выручке от реализации, % | 96,22 | 94,39 | 93,28 | -1 | 98,83 |
Порог рентабельности | 749 880,18 | 1 098 940,75 | 2 178 602,54 | 1 079 662 | 198,25 |
Запас финансовой устойчивости | 5 939 254,82 | 4 007 919,25 | 2 454 292,46 | -1 553 627 | 61,24 |
Запас финансовой устойчивости, % | 88,79 | 78,48 | 52,98 | -26 | 67,50 |
Исходя из данных таблицы, 1 можно сказать, что основная доля принадлежит постоянным затратам, кроме того, их доля за анализируемый период увеличилась с 74 % до 86,7 %.
Для маржинального дохода характерна отрицательная тенденция, самое высокое его значение было достигнуто в 2013 году. Однако затем мы наблюдаем динамику уменьшения суммы покрытия постоянных затрат филиала. При этом необходимо отметить, что доля маржинального дохода в выручке достигает довольно высоких значений. Чем она выше, тем больше изменяется величина прибыли при изменении объемов производства. Поэтому можно сказать, что предприятие обладает возможностью оперативно нарастить прибыль при благоприятной, и напротив, имеет риск ее быстрого снижения при неблагоприятной экономической ситуации.
В рассматриваемом периоде наблюдаем снижение финансовой устойчивости на 1 553, 6 тыс. руб. или на 38,8 %, что связано с уменьшением объема продаж. Порог рентабельности имеет положительную тенденцию. В 2015 году значение точки безубыточности составило 2 178, 6 тыс. руб., что на 1 079,6 тыс. руб. или на 190,5 % больше, чем в начале анализируемого периода. Руководству предприятия необходимо постоянно следить за запасом финансовой устойчивости и величиной порога рентабельности, ниже которого не должна снижаться выручка от реализации продукции.
Еще одной особенностью CVP-анализа является возможность вычислить критический уровень объема продаж, суммы постоянных затрат и цены при заданном значении остальных факторов, базируясь на взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль».
Рассчитаем в таблице 2 критический уровень постоянных затрат и цены реализации при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж для анализируемого предприятия за 2015 год.
Таблица 2
Расчет критического уровня постоянных затрат и цены реализации 2015 г., руб.
Затраты | 2015 год | |
Сумма постоянных затрат | 2 032 196 | |
Удельные постоянные затраты | 0,9234 | |
Цена 1 руб. кВтч | 3,25 | |
Объем реализации кВтч | 2 200 812 | |
Удельные переменные затраты | 0,1415 | |
Критический объем продаж кВтч. | 653 747,4 | |
Порог рентабельности | 2 178 602,5 | |
Критический уровень постоянных затрат (удельные постоянные затраты*критический объем продаж) | 603 660,3 | |
Критический уровень удельных переменных затрат (цена – (критические постоянные затраты/критический объем продаж)) | 2,33 | |
Критический уровень цены (удельные переменные затраты + удельные постоянные затраты) | 1,06 | |
Уровень минимального маржинального дохода (постоянные затраты / порог рентабельности*100), % | 93,28 |
На основании приведенных расчетов, можно сделать следующие вывод: для покрытия всех расходов, предприятие должно поддерживать уровень цен в размере не ниже 1,06 руб. кВтч. В этом в случае цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность будут равны нулю.
При сумме постоянных затрат в размере 603,6 тыс. руб. предприятие не будет иметь ни прибыли, ни убытков. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то при уровне цен 1,06 руб. кВтч, они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет покрыть их за счет своей выручки. Поэтому, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов. Так как к факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относится, в том числе сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.
Однако, немаловажное значение имеет величина переменных расходов, т.к. они влияют на уровень маржинального дохода. Из таблицы 1, мы видим, что маржинальный доход в 2015 году составил 93,28 %, что является его минимальным уровнем (таблица 2). Следовательно, предприятию необходимо контролировать уровень переменных затрат, и принимать меры по их снижению. При этом основными статьями затрат увеличивающими величину переменных издержек являются: материальные затраты и затраты на оплату труда производственных рабочих (включая отчисления). Они могут быть снижены путем их эффективного использования: внедрение энергосберегающих технологий, новых машин и оборудования – это позволит уменьшить объемы потребляемого топлива, энергии.
Таким образом, опираясь на инструментарий CVP-анализа, предприятие рассматривает различные варианты управленческих решений, ориентированных на достижение требуемой или возможной величины прибыли. Исходя из сложившегося соотношения между постоянными затратами, переменными затратами на единицу продукции и продажными ценами с учетом производственных возможностей и потребностей рынка предприятие осуществляет планирование дальнейшей деятельности. При этом особенно важным ориентиром в анализе является точка безубыточности, рассматриваемая как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.
В современных условиях экономического кризиса и финансовой нестабильности, когда каждое предприятие вправе самостоятельно выбирать для себя способы анализа основных факторов, влияющих на прибыль, роль CVP – анализа только возрастает. Он занимает ключевое место в операционном менеджменте любого предприятия, как самый эффективный способ поддержания оптимального сочетания между затратами предприятия, объемом производимой продукции и ее ценой. Поэтому предприятиям, стремящимся к увеличению темпов экономического роста (техническому перевооружению производства и внедрению новых технологий) чрезвычайно важно переходить на прогрессивные системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, которые предполагают применение CVP-анализа.
Библиографический список
1. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебн. пособие / О. В. Ефимова - М. : Омега; 2010. - 350 с.2. Никифорова Н. А. Управленческий анализ: учеб. пособие / Н. А. Никифорова - М. : Юрайт; 2015. – 442 с.
3. Рябец П. С., Бондаренко Т. Н. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия / П. С. Рябец // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. - № 6-4. с. 761-764.;
4. Саранцева Е. Г. Повышение результативности предпринимательской деятельности машиностроительных предприятий региона на основе операционного анализа прибыли / Е. Г. Саранцева // Регионология. – 2016.- № 1 (94). с. 77-83.;
5. Толпегина О. А. Показатели прибыли: экономическая сущность и содержание/О. А. Толпегина // Финансовый анализ. - 2008. - №20. - с.10-14.
6. Яруллин Р. Р. Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации / Р. Р. Яруллин // Актуальные проблемы экономики и права. – 2016. - № 4 (32). с. 215 – 221.