Индекс УДК 331.526
Дата публикации: 30.06.2019

Проблема занятости российского рынка труда в условиях цифровизации экономики

The problem of employment of the Russian labor market in the conditions of digitalization of the economy

Швец Д.Д.
Научный руководитель Морозова О.И.
1. студент 3 курса
ФГБОУ ВО Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
2. к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и государственное управление»
ФГБОУ ВО Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Shvets D.D.
Scientific adviser Morozova O.I.

1. 3rd year student
FSBEI HE Orel State University behalf of I.S. Turgeneva
2. Ph.D., Associate Professor of the Department "Management and Public Administration"
FSBEI HE Orel State University behalf of I.S. Turgeneva
Аннотация: В данной статье рассмотрено влияние цифровых технологий на рынок труда в России. Целью проведённого исследования является выявление актуальных или потенциально возможных проблем занятости отечественного рынка труда через призму проводимой политики цифровизации и поиск приемлемых вариантов их решения, нивелирования. В работе используются методы теоретического исследования: абстрагирование, синтез, анализ и обобщение. Результатом исследования является анализ влияния цифровизации на изменение структуры рынка труда, перечня востребованных профессиональных компетенций, а также взаимодействия образовательной среды и бизнеса в рамках подготовки соответствующих кадровых ресурсов.

Abstract: This article discusses the impact of digital technologies on the labor market in Russia. The aim of the study is to identify actual or potential problems of employment of the domestic labor market through the prism of the policy of digitalization and search for acceptable solutions, leveling. The paper uses the methods of theoretical research: abstraction, synthesis, analysis and generalization. The result of the study is the analysis of the impact of digitalization on the change in the structure of the labor market, the list of demanded professional competencies, as well as the interaction of the educational environment and business in the preparation of appropriate human resources.
Ключевые слова: рынок труда, цифровая экономика, компетенции, структура занятости, человеческий капитал.

Keywords: labor market, digital economy, competences, employment structure, human capital.


Современный этап развития российской экономики, равно как и любой другой развивающийся страны, тесно связан с так называемой четвёртой промышленной революцией, характеризующийся цифровизацией всех сфер хозяйственной деятельности. В целях реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы распоряжением правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Исходя из данного курса следует, что несмотря на некоторую отсталость России от развитых стран в ближайшем будущем многие традиционные направления развития бизнеса – сокращение издержек, поиск новых форм взаимодействия с покупателями и поставщиками, инвестиции в инновации – будут реализовываться посредством новых, более совершенных с точки зрения эффективности IT-моделей, что, с одной стороны, является важнейшим условием её будущей социализации и конкурентоспособности на мировом рынке, а с другой, винословием новых вызовов и проблем для отечественного сообщества.

Одной из главных проблем, грядущих за цифровизацией экономической системы, стоит выделить проблему занятости российского рынка труда. Стремительное изменение мира и развитие технологий будущего побудило Агентство стратегических инициатив совместно с Московской школой управления «СКОЛКОВО» разработать «Атлас новых профессий», в котором были помещены прогнозы касаемо появления новых специальностей в 2020-2030 годах [2]. Несмотря на то, что при первом ознакомлении с альманахом даже сами названия данных профессий воспринимаются как непривычные и даже футуристичные, с ежегодной популяризацией на отечественном рынке таких технологий, как Блокчейн (Blockchain), Интренет вещей (Internet of things, IoT), технологии больших данных (Big Data) и многих других, их появление, равно как и их востребованность, кажется более чем реальностью. Более того, в атласе обозначены и профессии-пенсионеры, т.е. те рабочие места, которые полностью исчезнут в результате автоматизации и других высокотехнологичных новшеств. Так, с внедрением новых технологий проблема занятости отечественного рынка труда приобретает совершенно новую форму, форму структурной угрозы существующим традиционным профессиям, с одной стороны, и отсутствия массовой IT-компетенции, – с другой.

В этом ключе наиболее показательными будут слова директора Фонда развития Интернет-инициатив Кирилла Варламова о том, что в связи с цифровизацией российской экономики страна может испытать одновременно и безработицу, и нехватку квалифицированных специалистов [3]. Об актуальности последней тенденции свидетельствует тот факт, что анализ соотношения предложения труда и спроса на труд 2018 года показывает, что как в целом на национальном трудовом рынке, так и на большинстве региональных и местных рынков труда, даже при наличии безработицы, потребность предприятий в работниках не обеспечивается полностью. Это вызвано тем, что многих незанятых граждан по разным причинам не привлекают свободные рабочие места, а работодателей, в свою очередь, далеко не всегда устраивают профессионально-квалификационные характеристики ищущих работу. Так, в 2018 году при наличии в стране 3,9 млн безработных (5,2% от численности рабочей силы) число имеющихся в службе

занятости заявленных работодателями вакансий ежемесячно составляло от 1,2 до 1,6 млн, а общий необеспеченный спрос, по расчетам, проведенным с учетом динамики движения рабочей силы и данных выборочных обследований Росстата, – около 2 млн человек [4]. Исходя из чего следует вывод, что в России уже существует проблема массовой безработицы по причине, в том числе, недостаточности компетенций у потенциальных сотрудников для покрытия существующего спроса работодателей, что, в свою очередь, при автоматизации общественного производства только усугубит проблему занятости отечественного рынка труда.

Возвращаясь к гипотезе о возможной структурной угрозе существующим традиционным профессиям рационально будет проанализировать существующее распределение занятых по основным видам экономической деятельности, представленное в таблице 1.

Таблица 1

Распределение занятых по основным видам экономической деятельности (в %) за 2015-2017 гг. [4]

Виды экономической деятельности2015 г.2016 г.2017 г.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство7,57,57,1
Добыча полезных ископаемых1,51,61,6
Обрабатывающие производства141414,2
Строительство8,88,68,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного пользования

191919
Гостиницы и рестораны2,22,32,3
Транспорт и связь8,28,39,3
Финансовая деятельность222
Операции с недвижимым имуществом, аренда

и предоставление услуг

9,99,99,9
Государственное управление и обеспечение

военной безопасности; социальное, страхование

5,25,25,2
Образование7,77,77,7
Здравоохранение и предоставление социальных

услуг

6,46,46,2
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг4,34,44,4
Предоставление прочих видов услуг3,33,12,3

Исходя из данных, представленных в таблице 1, тенденция изменения структуры занятости является достаточно устойчивой, отражая постепенную трансформацию российской экономики, в некоторой степени, и за счёт технологических инноваций. Читается планомерное перемещение занятых из первичного и вторичного секторов экономики в третичный и четвертичный, что, с одной стороны, является одним их главных признаков перехода хозяйственной системы к четвёртой промышленной революции, с другой – может иметь под собой и менее положительный смысл.

Так, отток рабочей силы из первичного и вторичного секторов экономики в регионах, уровень и качество общественного производства которых не позволяет говорить о них как о прогрессивно развивающихся, не может быть свидетельством цифровизации. К сожалению, относительно данных территориальных единиц речь идёт скорее о недостаточности производственных мощностей для привлечения кадров в первичный и вторичный сектора экономики. Для большей наглядности можно привести опыт Германии, где число промышленных роботов одно из самых высоких в мире, а доля занятых в промышленности остается выше, чем в России. Данный факт может служить ещё одним примером того, что не всегда отток занятых в третичный и четвертичный сектора экономики обязательно является свидетельством автоматизации общественного производства всех регионов страны.

Что касается более прогрессивных областей, таких как Московская, Владимирская, Новосибирская и другие, не в столь далёком будущем потенциальная угроза вытеснения человеческого труда информационными системами и связанная с тем структурная безработица представляется уже более чем реальной. Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Д. Белоусов считает, что данная тенденция дестабилизации рынка является только вопросом времени. В докладе об эффектах цифровизации для экономики он пишет, что «… развитие цифровизации способно высвободить «при прочих равных» 12,5 млн занятых, что ликвидирует нынешнее «скрытое индустриальное перенаселение», проявляющееся в хроническом разрыве по производительности труда между Россией и странами – технологическими лидерами» [5].

Совершенно очевидно, что данное высказывание не идёт вразрез с существующей реальностью, так как спрос на специалистов по IT-технологиям, в особенности, в прогрессивных регионах уже сейчас довольно высок и предложением не покрывается. Так, удельный вес потребности для замещения вакантных рабочих мест по специалистам высшей квалификации IT-сектора составляет 3,3%, в то время как по специалистам высшей квалификации в целом всего 2,3% [6].

Таким образом, тотальная цифровизация российского общества, в любом случае, будет провоцировать определенную автоматизацию общественного производства, постепенно или чуть более радикально – в зависимости от конкретного региона, и деформировать спрос отечественного рынка труда в пользу специалистов в IT-технологиях. Тогда, следует задаться логичным вопросом, насколько готово российское общество к подобным изменениям?

Первый, кто несёт ответственность за реагирование на любую мобильность спроса рынка труда – это, безусловно, сфера образования. В феврале 2018 г. на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности был утвержден проект плана мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На заседании отмечалось, что в стране «… должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой» [7]. Согласно плану, численность обучающихся в сфере IT-технологий должна составить на 2020/2021 учебный год не менее 80 тыс. человек, а к 2024/2025 учебному году ее планируется поднять до 120 тыс. человек.

В такт данному курсу многие российские университеты уже вовлечены в создание образовательных программ в рамках подготовки кадров по IT-профессиям будущего. Более того, ведущие российские вузы начинают активно включать в образовательный процесс различные программы сотрудничества с бизнесом. В качестве примера можно привести совместную образовательную программу «Техносфера», реализуемую Mail.Ru Group и МГУ им. Ломоносова, или программу Высшей школы экономики и «Школы анализа данных» компании «Яндекс». Подобные сотрудничества помогают студентам освоить востребованные компетенции в сфере работы с большими данными, что, в свою очередь, помимо несомненного развития личностного потенциала, повышает их конкурентоспособность при устройстве на работу в передовые компании. Безусловно, отечественный опыт имеет некоторые недостатки, выраженные в узком спектре направлений подготовки по действительно прогрессивным технологиям (искусственный интеллект, когнитивные технологии и другие), а также в достаточно ограниченном круге компетентных в высокотехнологичной среде преподавателей, однако принятие университетами нынешней ситуации как таковой и первые попытки покрытия обозначенной ранее потребности в IT-специалистах уже сейчас позволяют взглянуть на грядущее изменение структуры отечественного рынка труда в более позитивном ключе [7,8].

Более того, в случае овладения системой образования, а также конкретными предприятиями компетенциями подготовки и переподготовки кадров к молодым профессиям, новые технологии не уничтожат существующие рабочие места, а просто вытеснят специалистов на новые, более творческие и интересные. В ситуации же полного принятия обществом четвёртой промышленной революции, она сможет сыграть свою положительную роль не только в рамках повышения эффективности отечественного производства, но и улучшить трудовую реальность рабочей силы страны. Как пример, благодаря новым технологиям появится возможность работы широких масс в удалённом режиме, что позволит полностью решить проблему трудоустройства специалистов из регионов, где локальный спрос на них ограничен.

Таким образом, несмотря на невысокую чувствительность отечественного рынка труда к влиянию цифровых технологий, можно говорить о том, что в среднесрочной перспективе Россия не избежит глобальной тенденции изменения структуры спроса: одни профессии и навыки будут в критической степени востребованы экономикой, а другие потеряют свою актуальность в результате автоматизации общественного производства. В этом ключе, способность рынка труда адаптироваться к новым технологическим вызовам будет определяться готовностью к ним системы образования, отдельных предприятий, а также самомотивацией к повышению квалификации, непосредственно, самой рабочей силы.

Библиографический список

1. Цифровая экономика: проблемы и перспективы нормативного регулирования / Российский инвестиционный форум. — Режим доступа: http://rusinvestforum.org/news/tsifrovaya-ekonomika-problemy-i-perspektivy-normativnogo-regulirovaniya/ (дата обращения: 16.02.2018).
2. Атлас новых профессий / Московская школа управления «Сколково»: Ассоциация стратегических инициатив. — Режим доступа: atlas100.ru.
3. Кирилл Варламов: цифровая экономика без человеческого капитала несостоятельна / ТАСС. — Режим доступа: https://tass.ru/interviews/5100624 (дата обращения: 09.04.2018).
4. Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.
5. Баланова С. Иллюзорный мир: пять главных мифов цифровой экономики / Forbes. — Режим доступа: https://www.forbes.ru/kompanii/350323-illyuzornyy-mir-pyat-glavnyh-mifov-cifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 19.09.2017).
6. По данным проводимых Росстатом выборочных обследований рабочей силы — Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/mon-sub/1.5.1.xls.
7. Заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности / Официальный сайт Правительства Российской Федерации — Режим доступа: government.ru/news/31325 (дата обращения: 09.02.2018).
8. Проект «Техносфера». ВМКМГУ — Режим доступа: https:// cs.msu.ru/news/1795 (дата обращения: 12.07.2018).
9. О кафедре – Базовая кафедра Яндекс / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики — Режим доступа: https://cs.hse.ru/big-data/yandex/about (дата обращения: 12.07.2018).