Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.01.2017

Анализ антимонопольной политики в России и за рубежом (на примере США)

Analysis of antimonopoly policy in Russia and abroad (in the example of the USA)

Шембетова Элвира Растямовна, Кругова Ирина Николаевна
1. студентка факультета мировой экономики и управления, Астраханский Государственный Университет
2. ассистент кафедры экономической теории, заместитель декана по научно-методической работе, Астраханский Государственный Университет


Shembetova Elvira Rastyamovna, Krugova Irina Nikolaevna
1. student of the faculty of International Economics and Management, Astrakhan State University
2. assistant of the facility of International Economic Theory, Vice Dean for scientific and methodical work, Astrakhan State University
Аннотация: В современной экономике происходит возникновение новых источников монопольной власти, чья активность порождает угрозу конкуренции. В статье рассмотрены главные аспекты регулирования монополий, а так же компаний, обладающих высокой монопольной властью. Показаны способы их регулирования, выявлены имевшиеся достоинства и недостатки, a так же сходства и различия в регулировании монополий разных стран на практике.

Abstract: there is the emergence of new sources of monopoly power, whose activity creates a threat to competition in the modern economy. The article discusses the main aspects of the regulation of monopolies, as well as companies with high monopoly power. The article shows how to regulate them, identifies the available advantages and disadvantages and also similarities and differences in the regulation of monopolies in various countries in practice.
Ключевые слова: Монопольная власть, антимонопольная политика, антимонопольное законодательство, регулирование монополий, Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), стимулирование конкуренции.

Keywords: monopoly power, anti-monopoly policy, antitrust laws, regulation of monopolies, the Federal Antimonopoly Service (FAS), encouraging competition


В результате появления монополии, задачей государства стало проведение антимонопольной политики. Для регулирования деструктивных сил монополии, государством было разработано антимонопольная политика, а также антимонопольное  законодательство. Антимонопольная политика – комплекс мер, которые направлены на ослабление деятельности монополий, сдерживание предпосылок возникновения, а так же поддерживание конкуренции. Почти в каждой развитой стране антимонопольная деятельность государства концентрируется на двух тенденциях. Первая тенденция направлена на объединение средств влияния на действующую среду монополистов, не контактируя с ними. Она осуществляется за счет упреждающих антимонопольных средств, включающих понижение таможенного налога, запрет на количественные ограничения, устранение барьеров, которые препятствуют попаданию внутрь рынка товаров иностранного производства и множество других способов. Вторая тенденция характеризуется совокупностью систем прямого влияния на деятельность монополий: применяются штрафные санкции, производится строгий контроль процессов слияния и поглощения фирм и другие. Суть антитрестовской политики заключается в попытке сохранить конкуренцию посредством  формирования преград для образования и применения власти монополии.

В Российской Федерации существует специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС осуществляет принятие нормативных правовых актов, контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, оказывает услуги для государственных нужд и множество других функций. Деятельность Федеральной антимонопольной службы руководит Правительство РФ. А также Федеральная служба по тарифам РФ, осуществляющая государственное регулирование цен на продукцию и контроль их соблюдения, согласно законодательству Российской Федерации. Помимо законодательного антимонопольного регулирования в государствах с рыночной системой используются нормативно-ориентирующие пути воздействия, выраженные в правительственных заказах, налогах, процентах и государственных  субсидиях. Использование этих рычагов помогает государству  оказывать  воздействие на интенсивность конкурентной среды  в различных отраслях рынка.

Чтобы достаточно точно оценить эффективность антимонопольного регулирования, выявить наблюдающиеся на данном рынке проблемные точки для осуществления конкурентных отношений нужно проанализировать ситуацию на определенном рынке. В качестве примера исследуем отрасль газовой промышленности. Данная отрасль была выбрана как объект исследования в силу до сих пор продолжающейся с 2006 года дискуссии о разных механизмах «освобождения» газовой отрасли, и её важностью для экономики в целом.

Крупнейшим кредитором экономики России выступает РАО «Газпром». «Газпром» осуществляет примерно 95% добычи газа и 100% его транспортировки. Данная компания регулируется государством, например Постановлением Российской Федерации №333, которое предполагает введение нового способа установления цен на газ, который поставляется «Газпромом». Компания ни раз нарушала антимонопольное законодательство. Например, в 2004 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС) было возбуждено дело о нарушении статьи 5 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» против ОАО «Газпром». «Газпром» отказался дать согласие на приобретения газа  » ДСК — Инвест» для использования в котельной, которая предназначена для отопления нового жилого квартала, из-за отсутствия необходимого количества ресурсов газа. Однако, в ходе расследования обнаружилось, что в данный период компания «Газпром» дала право использовать газ другим объектам коммунального теплоснабжения (объём расходуемого топлива которых превышал запрашиваемое количество ресурсов).

Антимонопольная политика в других странах достаточно похожа на политику Российской Федерации. Главным образом, первостепенные задачи в большинстве зарубежных законодательно-правовых актах заключаются в борьбе с монополизацией и поддержкой конкуренции. Эти задачи можно расценивать как способ достижения определенных целей. Самая важная из этих целей — цель эффективности.

Она может быть представлена в законодательных актах в различных вариациях:

задача повышения общественного благосостояния. Например, акт Австралии от 1974 года ставит задачу повышения благосостояния своих граждан.

задача о повышении экономического уровня. Например, закон Индонезии нацелен на поддержание эффективного делового климата для стимулирования экономического роста.

задача об обеспечении благосостояния потребителей. Например, акт Канады «О конкуренции» нацелен на предоставление покупателям конкурентных цен и широкого ассортимента продукции.

Другая общая задача зарубежных законов — достичь добросовестной конкуренции. Данную цель отмечают законодательные акты Кореи, Индонезии, Армении, Тайваня, Белоруссии и другие.

     Рассмотрим механизм антимонопольного регулирования на примере Соединённых Штатов Америки (США). США — пионер в области антимонопольного регулирования. Крупные монопольные компании США играют господствующую роль в экономической системе всего мира. Десять крупнейших монополий мира включают 8 американских. Система антимонопольного регулирования в США признает незаконность всех актов монопольной деятельности, независимо от уровня их воздействия на конкуренцию. Данная система закреплена не только в законодательстве США, но и в законодательствах других стран, например Канады или Аргентины. Но монополия полностью запрещена только в США. Основой антимонопольной политики США был в 1890 году закон Шермана. Цель данного закона заключалась в прекращении контроля над рынком и предотвращении монопольной власти. Закон Шермана не разрешал следующие формы объединения: сделки, межфирменное сотрудничество, любой контакт фирм между собой, которые был направлены чтобы ограничить торговлю или коммерцию.

В 1914 году появился закон Клейтона, в следствие которого произошло существенное усиление положений закона Шермана. В основе нового закона лежали несколько ключевых моментов: поддержка среды конкуренции, незаконность принудительных соглашений, ценовой дискриминации, а также запрет слияний, покупки активов и перекрестных директоратов.

К основным законам также относят закон » О Федеральной торговой комиссии», созданный с целью предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции; контролировать коммерческую этику компаний. На основе трёх этих законов была составлена основа антимонопольного регулирования.

Государственный контроль монополистической деятельности в США осуществляется антитрестовским отделом Министерства юстиции, который имеет полномочия для возбуждения судебных дел против предприятий, которые не следуют антитрестовскому законодательству.

Рассмотрим механизм регулирования монополий в США на примере компании «Apple». «Apple» — американская компания, которая производит персональные и планшетные компьютеры, аудиоплееры, телефоны. Из-за инновационных технологий и эстетичного дизайна, компания имеет исключительную популярность и репутацию. Корпорация – первая в мире по значению рыночной капитализации. Её размер составляет 537 млрд долларов США (по данным от 11.12.15). Компания «Apple» не раз сталкивалась с нарушением антимонопольного законодательства. В апреле 2012 года властями США был выдвинут иск на корпорацию «Apple», а также на пять издательств электронных книг (Simon & Schuster, Penguin Publishers, MacMillan, Hachette Book Group и HarperCollins). Десятого июля 2013 корпорация «Apple» была признана виновной в картельном сговоре с отдельными книжными издательствами в целях увеличения стоимости на электронные книги в США и обязалась выплатить штраф в размере $450 миллионов из-за нарушения антимонопольного законодательства.

Сравнивая антимонопольную политику Российской Федерации и США, можно увидеть сходство антимонопольных законодательных актов стран. Цель законодательных актов США заключается в предотвращении сверхмерной концентрации предприятий, а антимонопольные акты РФ ставят задачу разукрупнения ранее сформировавшихся монополий. То есть антимонопольная политика РФ не учитывает специфику развития экономики России, которая в корне отличается от экономики США и, соответственно, не находит решения поставленным перед экономикой задачам. Законодательство РФ отражает потребности монополий-преемников командно-административной системы, а законодательство США выражает государственные интересы. Главное различие между антимонопольными законами этих двух стран: они выражают потребности различных социально-экономических субъектов. К сходствам же можно отнести: нагроможденные статьи, нормы, ограничения и санкции, запутанные и двусмысленные формулировки законов, лазейки в формулировании положений законов, необходимость в стройном механизме реализации.

Таким образом, практика показала, что большинство государств имеют достаточно похожую систему регулирования монополий, направленную на борьбу с монополизмом и поддержку конкуренции, но каждой политике присущи свои достоинства и недостатки. Анализируя антимонопольное регулирование России и США, можно прийти к выводу, что обе политики направлены против крупных капиталов. Однако, владельцы крупных капиталов США  нейтрализовали влияние подобного регулирования с помощью образования института доверительной собственности, в отличии от представителей крупных капиталов России, которые так и не нашли пути решения данной проблемы. В то же время, в условиях постоянной глобализации экономики, любая страна нуждается в крупных национальных капиталах. Наряду с этим, нужно соблюдать хрупкий баланс между интересами крупных капиталов и благополучием общества. То есть реализация производимой продукции на внутренних рынках не должна провоцировать потери страны и ухудшать общественное благосостояние. Для преодоления недостатков антимонопольной политики и достижения наиболее эффективного результата в регулировании монополий, правительство РФ должно учитывать специфику развития экономики в антимонопольном законодательстве.

 

Библиографический список

1. Аристотель. политика. пер. с древнегреч. С.И. радцига. – м.: АСТ, 2010. – с. 190. и Смит А. исследование о природе и причинах богатства народов. (серия: антология экономической мысли). - м.: Эксмо, 2007. – с. 96, 122, 178, и др.
2. Гловели Г.Д. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / высш. шк. экономики, нац. исслед. ун-т. - м.: Юрайт, 2012. – с. 12
3. Еникеева Д.Д. К вопросу об организационно-хозяйственных формах монополий в современной экономике России // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - т. 21. - № 2. - с. 92..
4. Караева Ф.Е, Жанатаева А.Х. Максимизация прибыли как один из факторов конкурентной борьбы хозяйствующего субъекта, журнал «Экономический анализ: теория и практика», 2008, n 22
5. Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. – 2012. - № 8. – с. 76.
6. Малкина М.Ю., Абросимова О.Ю. Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 12. - с. 56.
7. Пичурин И.И. Общественные издержки монопольной власти // журнал Экономической теории. - 2008. - № 1. - с. 112