Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Рыбинец А.Г кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article lists the reasons for the trade war between China and the United States, examines the relationship between the indicators of weighted average customs duties imposed by both China and the United States and the indicators of US GDP per capita. A two-factor MNC model of the dependence of US GDP per capita on these parameters, adjusted for heteroscedasticity, is constructed.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.G. Rybinets, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: trade war, reasons for trade war, tariffs, US GDP, regression analysis.
Введение
Цель данного исследования – описать причины начала торговой войны и дать оценку влиянию торговой войны, а именно вводимых таможенных пошлин на ВВП США на душу населения с применением регрессионного анализа.
Основной причиной несомненно можно назвать растущее отрицательное сальдо торгового баланса США. На момент 2017 г. торговый дефицит США был равен 796 млрд.долл., 347 млрд.долл. или 47% приходилось на долю Китая. Это является серьезной проблемой для Соединенных Штатов.
Основными позициями китайского экспорта в США являются предметы бытовой электроники и электрооборудования, мебель и текстильные изделия, игрушки, спортивные принадлежности, обувь. В настоящее время США сильно зависят от импорта минерального сырья, входящего в структуру основного промышленного потребления. Помимо импорта редкоземельных металлов, необходимых для производства высокотехнологичных устройств, США так же сильно зависят от импорта других металлов и минералов, применяемых в сфере атомной энергетики, в конструкторских и буровых работах, производстве солнечных батарей и т.д. [7, с.157].
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений. Также в исследовании был применен метод регрессионного анализа.
Основная часть исследования
Говоря о Китае, ключевыми позициями в товарной структуре импорта из США стали сельскохозяйственная продукция, запчасти, сырая нефть. Однако, Китай смог снизить зависимость аграрного сектора экономики за счет заключения соглашений с новыми поставщиками, такими как Бразилия. Также снижается зависимость от поставок нефти и СПГ из США за счет наращивания импорта из таких стран как Саудовская Аравия, Россия, Бразилия, Австралия и Малайзия, через которую в обход американским санкциям поставляется иранская и венесуэльская нефть.
Можно сделать вывод о том, что Китай находится в меньшей зависимости от импорта товаров из США.
Стоит также обратить внимание на стратегию КНР «Сделано в Китае 2025» [6, с.82]. Данная стратегия рассчитана на 10 лет и представляет собой комплексный план развития экономики Китая по следующим десяти направлениям: информационные технологии, современные станки и робототехника, аэрокосмическое оборудование, оборудование для освоения морей и высокотехнологичные суда, оборудование для железнодорожного транспорта, энергосбережение, энергетическое оборудование, сельскохозяйственная техника, новые материалы и биофармацевтика и медицинское оборудование. Компаниям, работающим в вышеупомянутых сферах государство оказывает поддержку, предоставляются налоговые льготы и субсидии, трансформируется политика банков путем нацеливания их на предоставление инвестиций новым промышленным секторам [9, с.36].
С точки зрения международной конкурентоспособности, стратегия предполагает повышение потенциала, позволяющего китайским компаниям конкурировать с производителями из других стран. Особый упор в ней сделан на качество производства и инвестиции в технологические инновации и умное производство в областях, где используются технологии, которые трудно воспроизвести с помощью обратного инжиниринга. [8, с.87]
США рассматривают данную стратегию как угрозу своему лидерству на рынке высоких технологий, поэтому в числе первых ограничений на торговлю с Китаем была введена 25% пошлина на ввоз высокотехнологичных товаров из Китая.
Торговая война, инициированная США, фактически является инструментом современной американской торговой политики и преследует достижение следующих целей:
- Сокращение дефицита торгового баланса [10, с.44];
- Защита интересов американских производителей на внутреннем рынке;
- Решение проблем безработицы путем перелоцирования производств на территорию США;
- Защита американских технологий и интеллектуальной собственности [11, с.37];
По оценкам американской стороны, Китай наносит ущерб американским компаниям ежегодно в размере 50 млрд.долл. США путем принудительной передачи технологий. [5, с.34]
- Демонстрация необходимости реформирования ВТО;
- Предотвращение роста военной мощи Китая.
США абсолютно неприемлемо позволить Китаю добиться превосходства в военном секторе, даже в долгосрочной перспективе. Следовательно, США принимают меры для обеспечения национальной безопасности и предотвращения использования Китаем американских технологий двойного назначения.
- Сокращение дефицита федерального бюджета США;
Дефицит бюджета федерального правительства США вырос и превысил 30 трлн. долл. США в 2021 г. Тарифы на импорт китайских товаров рассматриваются как дополнительный источник доходов в бюджет.
Рассмотрим, как взаимные пошлины повлияли на динамику ВВП США. Автор выдвинул гипотезу о том, что на ВВП США (Y в долл. США) оказали влияние следующие внешние (экзогенные) факторы:
X1 – тарифы на американский экспорт в Китай, в %;
X2 – тарифы на китайский экспорт в США, в %.
Рисунок 1 – динамика ВВП США и взаимных импортных пошлин Китая и США
Для проверки гипотезы автором была построена двухфакторная МНК-модель зависимости ВВП на душу населения США от данных параметров с поправкой на гетероскедастичность:
(1)
На основании регрессионного анализа можно сделать вывод о неадекватности модели. В частности:
- Нормированный R-квадрат равен 0.571, следовательно 57% дисперсии значений ВВП США на душу населения объясняется экзогенными факторами Х1 и Х2 и 43% приходится на иные факторы;
- Значимость F равна 2*10-5, что меньше 0,05, следовательно, уравнение регрессии в целом статистически значимо;
- Параметр а= 57631,1 является статистически значимым, поскольку Р-значение 0.0039 меньше 0.05;
- Коэффициент b1= −2297,85 при регрессоре Х1 не является статистически значимым, поскольку Р-значение 0,4759 больше 05;
- Коэффициент b2= 3091,52 при регрессоре Х2 не является статистически значимым, поскольку Р-значение 0,2568 больше 05.
Проверка модели на мультиколлениарность методом инфляционных факторов показала, что имеет место мультиколлинеарность:
- VIF (X1) = VIF (X2) = 59,887 что более 10.
Из-за того, что модель не является адекватной по t – критерию Стьюдента и F – критерию Фишера, а также из-за наличия мультиколлинеарности, данная модель не применима для описания исследуемого явления, а также для составления прогнозов.
В связи с этим, автором также были построены две однофакторные модели для изучения влияния вышеназванных факторов X1 и X2 на ВВП США по отдельности.
В частности, была построена модель зависимости ВВП США (Y) от величины средневзвешенных ввозных пошлин Китая на импорт из США (Х1) :
(2)
На основании регрессионного анализа можно сделать вывод об адекватности модели. В частности:
- Нормированный R-квадрат равен 0.528, следовательно 53% дисперсии значений ВВП США на душу населения объясняется экзогенным фактором Х1 и 47% приходится на иные факторы;
- Значимость F равна 2,5*10-5, что меньше 0,05, следовательно, уравнение регрессии в целом статистически значимо;
- Параметр а= 35469,7 является статистически значимым, поскольку Р-значение 2,84*10-7 меньше 0.05;
- Коэффициент b1= 1498,79 при регрессоре Х1 является статистически значимым, поскольку Р-значение 2,5*10-5 меньше 05;
Рассматриваемая модель является адекватной и может быть применена для описания исследуемого явления. Факт того что коэффициент при регрессоре Х1 (средневзвешенные ввозные пошлины Китая на импорт из США, в %) является значимым говорит о наличии взаимосвязи между показателями ВВП США и величиной тарифов.
Также была построена модель зависимости ВВП США (Y) от величины средневзвешенных ввозных пошлин США на импорт из Китая (Х2) :
(3)
На основании регрессионного анализа можно сделать вывод об адекватности модели. В частности:
- Нормированный R-квадрат равен 0.569, следовательно 57% дисперсии значений ВВП США на душу населения объясняется экзогенным фактором Х2 и 43% приходится на иные факторы;
- Значимость F равна 1,7*10-5, что меньше 0,05, следовательно, уравнение регрессии в целом статистически значимо;
- Параметр а= 44019,7 является статистически значимым, поскольку Р-значение 5,8*10-12 меньше 0.05;
- Коэффициент b2= 1251,67 при регрессоре Х2 является статистически значимым, поскольку Р-значение 1,7*10-5 меньше 05;
Рассматриваемая модель является адекватной и может быть применена для описания исследуемого явления. Факт того что коэффициент при регрессоре Х2 (средневзвешенные ввозные пошлины США на импорт из Китая в %) является значимым говорит о наличии взаимосвязи между показателями ВВП США и величиной тарифов.
Стоит отметить что рассматриваемая зависимость между показателями Х1, Х2 и ВВП США на душу населения является прямой. Это свидетельствует о том, что при увеличении ставок таможенных пошлин ВВП США увеличивается.
Заключение
Автор предполагает, что данный феномен может быть объяснен следующим образом. Повышенные тарифы на экспорт товаров из Китая повышают цену этих товаров для потребителей на рынке США, что делает товары американского производства более конкурентоспособными. Следовательно, повышается потребительский спрос на данные товары, что позволяет производителям увеличивать объемы производства. Это может являться одним из факторов, объясняющих рост ВВП США в рамках исследуемого явления.
Библиографический список
1. Старчукова К.Д. Анализ структуры торговых отношений КНР и США и выявление отраслей экономики наиболее зависящих от импорта / Modern science №7, 2020. – с. 83.2. Стратегия «Сделано в Китае 2025» / Официальный сайт правительства КНР// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm
3. Перская В.В. «Сделано в Китае 2025»: китайский опыт обеспечения задач национального развития /Азия и Африка сегодня. 2020. №7. С. 19 – 25.
4. Белый дом обнародовал список товаров, подпадающих под новые тарифы / The New York Times// Режим доступа: https://www.nytimes.com/2018/04/03/us/politics/white-house-chinese-imports-tariffs.html
5. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
6. Дмитриева, А. Б. Ключевые аспекты международного инвестиционного сотрудничества России в контексте расширения российско- китайского экономического взаимодействия / А. Б. Дмитриева // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – Т. 9. – № 2. – С. 81-87.
7. Дмитриева, А. Б. Практика применения предварительного классификационного решения по коду товарной накладной внешнеэкономической деятельности таможенного союза для целей защиты интересов декларанта / А. Б. Дмитриева // Вестник Юридического института МИИТ. – 2015. – № 4(12). – С. 156-160.
8. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
9. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
10. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
11. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс совершенствования МСФО и российская учетная практика// Аудитор. - 2019. - № 3. - С. 35-39.
12. Инвестиционное сотрудничество России и Китая / Н. В. Лукьянович, М. В. Демченко, Т. П. Розанова [и др.] ; под ред. Н.Н. Котлярова, А.В. Островского. – Моск : Издательство «Русайнс», 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-4365-1137-5. – DOI 10.15216/978-5-4365-1137-5.