Abstract: The article deals with the actualization of artificial intelligence in business. It is shown that there is no single approach to this phenomenon. One of the consequences of the fact that we consider human intelligence as a process, and not a possibility of action, is that a person constantly changes this action in accordance with what processes he has in a real mode in the brain from birth to death. It is concluded that artificial intelligence, in the form in which we are considering it, will simply be an auxiliary chain, capable of providing additional objective information.
Keywords: Evolutionary approach, developing system, business tools, artificial intelligence, information, robot, routine.
Недавно компания Amazon опубликовала видеоматериал, где был показан образ офлайн-магазина, работающего без касс и очередей. Представленный шопинг похож на ограбление без последствий: бери все что хочешь и уходи. Созданная система автоматически определяет, какие продукты включить в счет при выходе из торговой точки. Создать такой магазин уже возможно благодаря разработкам в сфере искусственного интеллекта. Придуманные фантастами темы искусственного интеллекта уже реальность.
В России положительно рассматривают вопрос внедрения ИИ. Алексей Кудрин однажды заявил о том, что использование таких технологий позволит примерно на 0,3% от ВПП уменьшить расходы на обеспечение работы государственного аппарата. Дмитрий Медведев предрекает исчезновение ряда профессий из-за внедрения Искусственного интеллекта. Однако чиновник подчеркнул, что использование таких технологий приведет к бурному развитию других отраслей.
Что нужно делать прямо сейчас, чтобы бизнес успешно конкурировал через какие-то пять-десять лет? Ученые уверены, что самообучающиеся машины, нейронные сети и анализ big data плотно войдут в бизнес-инструментарий максимум за это время. И те, кто не начнет готовиться к этому прямо сейчас, рискуют оказаться на обочине прогресса [1].
Но, для начала необходимо определиться в понимании этой сложной и неоднозначной категории – искусственный интеллект. Оказывается, к этому явлению нет единого подхода. По логике вещей, искусственный интеллект должен быть сравним с человеческим, естественным интеллектом. Но тогда возникает вопрос, что такое, «искусственность» – она в каком плане здесь понимается?
Во-первых, это – совершенно другая элементная база, на основе которой возникает система, способная, условно скажем, мыслить, как человек.
Во-вторых, если возникает система, которая мыслит, но не как человек – имеем ли мы право называть ее интеллектом? С чем сравнивать?
На наш взгляд, следует основываться на том, что человек отличается от природы тем, что имеет человеческое, подчеркиваю, сознание [2]. И интеллект, который мы обычно имеем в виду, это – человеческий интеллект, основанный на человеческом же сознании. И все свойства этого интеллекта присущи именно человеку.
Поэтому, когда мы говорим об искусственном, мы должны точно определить, о чем идет речь. Первый вариант – искусственный интеллект реально представляющий просто систему обработки большого количества данных. С использованием современных компьютеров, квантовых компьютеров в перспективе и всего что угодно. Является это интеллектом или нет? С нашей точки зрения – нет. Это просто счетная машина высокой производительности.
Можно ли сделать на базе счетной машины высокой производительности искусственный интеллект – вопрос спорный. Можно сделать нейронные системы, которые являются основой для самообучающихся систем, в том числе машин, которые могут адаптивно реагировать на изменения внешних условий и внешних данных. Является это интеллектом или основой для какого-то интеллекта? Это тоже спорный вопрос, потому что мы опять сравниваем машину с человеком.
Сознание человека не является стационарным прибором. Оно постоянно находится в динамике, это развивающаяся система, и вот это развитие есть суть системы. Вы никогда не вспомните информацию, которой вы обладаете, в том варианте, в котором она к вам пришла. И второй раз, обращаясь к ней, вы ее вспомните опять иначе, чем вспомнили первый раз и любые другие разы. У вас всегда будут, условно назовем, «дефекты», хотя непонятно, плохо это или хорошо.
Компьютер действует ровно наоборот. Он как раз нацелен на то, чтобы информация, которая в нем заложена один раз, сохранялась без изменений. Опять же – за исключением тех же нейронных сетей. Там информация, которая уже есть, сохраняется, а новая добавляется. Старая информация остается, а у человека забывается. И принцип действия, поэтому совсем иной.
Одно из следствий того, что мы рассматриваем интеллект человека как процесс, а не возможность действия, состоит в том, что человек постоянно меняет это действие в соответствие с тем, какие процессы у него происходят в реальном режиме в головном мозге от рождения до смерти [3]. И процесс естественного изменения организма человека влияет на то, как он думает, о чем он думает, и что он думает. У компьютера этого быть не может, он не стареет, если только задачу старения не ввести искусственно.
Поэтому, следует четко определить, исходя из того, что есть такая разница, о каком искусственном интеллекте мы будем говорить применительно к тем проблемам, которые могут возникнуть в бизнесе.
Допустим, речь идет о системах обработки больших данных, включая те же самые – нейронные сети. Сейчас большинство запросов, связанных с банковским обслуживанием, в том же «Сбербанке» обрабатываются компьютерным способом: отвечают вам компьютеры. Большие базы данных и системы их обработки позволяют снять рутинную работу [4]. Скажем, операторы банковских офисов, чья работа связана с заполнением какой-нибудь карточки или с типичными проводками, а не общением между людьми, безусловно будут заменены компьютерами.
Уже хорошо известен перечень специальностей, которые выполняют рутинную работу. Для них определенный риск есть, это будет связано с тем, что их рутинная работа будет заменена на работу вот таких, условно назовем, систем искусственного интеллекта, которые будут принимать решения в рутинных ситуациях. Принятие решений в рутинной ситуации – это просто набор правил и возможность его перебора, что помогает найти соответствие между входными данными и правилами обработки этих входных данных [5].
Попытка переложить на машину развивающийся алгоритм в этих вопросах тут же сталкивается с проблемами осознания этих изменений со стороны человека. Давайте рассмотрим тему на примере дорожного движения. Говорят, например, что инспекторы ГИБДД – тоже умирающая профессия, потому что есть камеры, есть Правила дорожного движения. Не нарушаешь – ездишь, нарушаешь – получаешь штраф. Автоматические камеры сейчас все это быстро отслеживают и рассылают письма. Все замечательно, но это – не искусственный интеллект. А теперь представьте, что у нас будет включена машина искусственного интеллекта, которая будет изменять правила игры в соответствии, ну, хотя бы с принципом минимизации риска для человеческой жизни. Это значит, она сможет изменять Правила дорожного движения. Кто возьмет ответственность за изменение со стороны искусственного интеллекта уже принятых правил, утвержденных соответствующими инстанциями. Разработчик? Начальство ГИБДД? Какая-нибудь верховная власть?
Сейчас законодательство вырабатывается, грубо говоря, эмпирически – человеком – и поэтому имеет все недостатки этой самой эмпирики: несоответствие и отставание от реальных ситуаций в жизни, но оно принимается обществом опытным путем [6]. То же самое в этике. Этические нормы условны, но они тоже принимаются обществом, и опять же, в среднем, удовлетворяют всех.
Допустим, машина примет решение по такому критерию как снятие риска для жизни человека. Теперь представим: автобус с людьми, и женщина с ребенком на его пути, за рулем компьютер. При торможении вы можете получить кучу жертв в автобусе. Что делать? Какое решение будет верным? Вопрос не этический.
Будут проанализированы установки, то есть те критерии, которые будут заложены в программе. Мы не знаем, какие. Известно, что, например, машинист при экстренном торможении имеет право сбить человека, который находится на путях, чтобы не повредить тех, кто находится в составе. Будут ли такие правила у этой машины? Пока такого рода правила вырабатываются людьми, они берут на себя ответственность за принятие подобных правил. Если это будет делать машина, кто будет брать на себя ответственность за принятие решений машиной?
И такие примеры есть в других сферах деятельности человека. Есть примеры в банковской системе. Одобрение различных заявок по кредитованию либо открытию счета переложили на искусственный интеллект. В результате часть обращающихся получает отказ, но никто не может объяснить, включая самих банковских работников, почему.
Мы сможем объяснить, почему искусственный интеллект принял то или иное решение, когда правила «игры» ему заданы, и он их не менял. Он должен был просто найти оптимальное решение, соответствующее ряду различных признаков. Но если он уже начал обучаться, то вы никогда не ответите на вопрос, почему компьютер принял то или иное решение.
Теперь о специалистах, которых нужно готовить. Некоторые специалисты сетуют на то, что самая большая проблема сейчас в том, что очень трудно найти сотрудников, которые имели бы математический склад ума и образование, но и могли применять эти знания именно в разрезе бизнеса [7]. Эту проблему, на наш взгляд, следует разбить на две части.
Первая часть, взаимодействие с интерфейсом – это проблема, грубо говоря, становления. Есть такая наука – эргономика, которая говорит, что для того, чтобы человек комфортно работал и эффективно работал, нужно в соответствии с его возможностями устраивать его рабочее место. В том числе интерфейс. Наверняка многие помнят историю развития компьютерной техники, и то, что в начале интерфейс был совершенно ужасен. Пользователи вычислительных машин затрачивали много времени, чтобы общаться с этой машиной. Сейчас у нас очень удобные интерфейсы. Думаем, то же самое произойдет с большими данными. Да, сейчас тяжело, потому что мы делаем только первые шаги по использованию программ обработки больших данных и только специалист может спокойно работать с ними. Однако, во-первых, можно обучиться работе с ее интерфейсом. Во-вторых, разработчики будут стремиться улучшить этот интерфейс и сделать его удобным. Поэтому здесь пугаться не стоит, это процесс естественный. Всегда есть некоторое число людей, которые умеют работать со сложным интерфейсам, но большинству нужен более простой и удобный интерфейс. Пользователь не будет знать, что там происходит с большим объемом данных, как они обрабатываются, но основные кнопки, которые ему нужны, там появятся, он будет с ними работать не задумываясь.
Вторая часть – это вопрос образования, которое сегодня дают наши вузы. Мы с вами уже обсудили, что уйдут рутинные функции человека, которые идут на уровне помощника автомата – наладить конвейер, закрутить два-три болта или, например, сортировать мусор. Но останутся функции, творческие функции, связанные с пониманием сложных задач. Задача взаимодействия с большим объемом данных является очень сложна, человеку трудно к ней адаптироваться [8]. Мы должны людей настраивать не рутинные операции настраивать, а учить их думать, чтобы они могли решать сложные задачи.
К сожалению, сейчас система образования, с моей точки зрения, нацелена ровно на обратное. Она унифицируется как в начальной, так и в высшей школе. Везде вводятся стандарты, сплошная отчетность, тогда как у преподавателя должны быть совершенно иные цели. Он должен научить студента решать разноплановые задачи и разрабатывать у него мыслительный процесс так, чтобы тот умел думать, – это как-то уходит на второй план. Учителя сейчас все – и в высшей, и средней школе – в большей степени заняты различными формальными делами. Вот эта формализация деятельности и снижает процент людей, которые возможны для использования в сложных задачах. Поэтому и возникает дефицит креативных кадров [9].
Какова может быть роль бизнеса в этом процессе. Бизнес стыдливо уходит от финансирования образования. Он, насколько мне представляется, считает, что образование – это дело государства. Со времен Советского Союза оно было бесплатное, и бизнес полагает, что ему хватит имеющихся выпускников. Но, как показывает практика некоторых компаний, уже не хватает.
На самом деле бесплатного образования мало: сейчас уже большая часть образования платна, даже в государственных вузах. Пока образование в России дешевое, потому что людям нечем платить, студенты платят из своего или родительского кармана, а бизнес в этом участия не принимает [10]. Вместо того, чтобы вместе с государством заниматься финансированием образования и подготовкой кадров, бизнесмены, все еще надеются, что им удастся урвать из этого «пирога выпускников» свой кусок. Но «урвать» с каждым годом становится сложнее, потому что за этот кусок борются не только наши банки, корпорации и бизнес, но и зарубежные – кусок-то хороший: государственный, бесплатный.
Государство сейчас начало применять меры. Со следующего года будет так называемый целевой набор, как он будет работать – пока не знаю, но он уже анонсирован. За государственные деньги студенты будут распределяться, как и раньше, по определенным предприятиям, которые заинтересованы.
С каждым годом все сложнее получить именно то образование, о котором мечтают серьезные компании. То есть, чтобы люди имели и знания, и навыки в работе со знаниями, да еще и творческое мышление. Это серьезная проблема.
У бизнеса интерес к проблеме искусственного интеллекта конечно есть, но денег пока не хватает даже на разработку тех самых систем, которые снимут рутинную работу. Вот китайцы преуспевают – у них эта работа поставлена на государственную платформу, внедрение информационных систем в массы идет полным ходом, рутинные работы потихоньку снимаются. Хотя, казалось бы, там-то как раз народу много – взял, поставил людей всех за конвейер и вперед с песней. Но китайцы понимают, что скорость обмена информацией растет, причем, по экспоненте, а не линейно. По этой причине они на этот путь ступили. У нас понимание есть, а денег не хватает, поэтому мы начинаем катастрофически отставать [11]. Примеров масса, в Китае вопрос идентификации личности давно решен, поэтому вопросы со всякими штрафами уже решаются автоматически.
Есть ли выход? Если бизнес понимает, что Искусственный интеллект ему нужен, хотя бы для решения рутинных задач, а денег на разработку нет, бизнесу остается надеяться на то, что талантливый выпускник российского вуза предложит недорогое решение. Конечно, бизнес был бы рад получить бесплатное решение проблем. Чудеса бывают, нашу страну часто спасало чудо. Но… Создание решения – дело достаточно долгое. Если решение нужно прямо сейчас, то кроме как купить его, других вариантов нет [12]. Либо можно продолжать надеяться на чудо.
Если бизнесмен способен планировать свою деятельность, ну, скажем, лет на пять, и ему нужно поэтапно вводить искусственный интеллект в обиход своей компании, то, наверное, можно обойтись собственными силами. Начинать нужно с подбора кадров на стадии подготовки студентов в ВУЗе. Через три года компания получит специалистов, через год они поймут ее задачи и еще через год решат. И через пять лет вы получите собственную интеллектуальную систему в дешевом варианте. Хотя не в дешевом, а просто растянутом по времени. Но за все надо платить.
До «будущего» осталось 5-10 лет. Некоторые эксперты надеются на аутсорсинговые компании по разработке решений в области искусственного интеллекта. И, действительно, такие компании есть. Их меньше, чем, например, в Индии. Но речь же идет не о разработке продуктов, а о решении конкретной проблемы конкретной компании – это совсем другая вещь. Аутсорсинг по решению проблем. Такой рынок в России пока, к сожалению, не развит, а он-то как раз нам и нужен.
К аутсорсингу по решению проблем обычно прибегают тогда, когда уже дальше некуда, когда сами решить свои проблемы уже точно не могут [13]. Ведь каждый человек считает, что он задачу сам сформулировал, и сам же ее решит. И довериться кому-то на сторону да еще деньги за это платить как-то странно, в конце концов, мы ради этого живем, чтобы собственные проблемы решать. Поэтому, считаем, что аутсорсинг по решению проблем, по управлению проектами подключается на стадии, когда проект уже практически безнадежен.
Однако сформулировать задачу – это уже половина решения. Когда мы знаем, как решать задачу, то можно запросить решение и в Индии, там все сделают дешевле. Можно найти исполнителя и в России. Но скорее всего в этом случае речь идет не об искусственном интеллекте, а о конкретной программе для решения конкретной проблемы.
Следует ли ждать, что скоро искусственный интеллект, обработка больших данных, нейронные сети получат распространение в российском бизнесе? Считаем, что в течение ближайших пяти, максимум десяти лет. В банковской сфере принятие решений по кредитованию уже полностью отдано на «плечи» машины. В управленческой сфере тоже много интересного произойдет. Принятие решений в менеджменте скоро будет основываться, по крайней мере, на анализе большого количества данных, а не на том, «как моя левая пятка захотела».
Конечно, в России ключевые решения все равно будет принимать человек, а не машина [14]. Поэтому искусственный интеллект, в том виде, который мы рассматриваем, будет просто вспомогательной цепочкой, которая даст дополнительную объективную информацию. Для бизнеса, в том числе. И, если «будущее» наступит уже через пять лет, получается уже завтра надо начинать искать специалистов. Точнее, не искать, а готовить. Поставить задачу для высшего образования. Нужно готовить не менеджеров, знающих сегодняшние реальности экономики, а аналитиков. Выпускники должны знать возможные проблемы экономики и уметь их решать. Их надо учить тому, как завтра решать проблемы, возникающие сегодня. На самом деле это все можно сделать. Но надо делать быстро, а у нас все получается, к сожалению, очень неповоротливо.
Библиографический список
1. Бородай В.А. Российские экономические проблемы регулирования сферы потребительского рынка в переходный период // Экономико-финансовая и управленческая компоненты в современных социально-экономических системах.- М.: Планета; Волгоград, 2010. С. 207-217.2. Феоктистов Р.С., Бородай В.А. Трансформации сервисного бизнеса в русле инновационного развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 51-57.
3. Бородай В.А. Сервис как идеология высокого смысла и новый взгляд на отношения в обществе // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 224-228.
4. Молчанова О.С., Бородай В.А. Ребрендинг сервисной компании как выход на новый качественный уровень развития // Экономические исследования и разработки. 2018. № 5. С. 102-110.
5. Бородай В.А. Торговля как социально-инновационный процесс и фактор социальной трансформации // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 181-184.
6. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Социальные коммуникации в сфере рыночного обмена // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 156-158.
7. Бородай В.А. Нелинейность связи причины и следствия в современном бизнесе // В сборнике: Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг Сборник научных трудов. Выпуск 12. Сер. "Социально-экономические и общегуманитарные проблемы развития сферы услуг.Том 2 Социально-экономические проблемы развития сферы услуг" Под общей редакцией: Л.А. Минасян. Ростов-на-Дону, 2013. С. 35-39.
8. Kasyanov V.V., Minasyan L.A., Borodai V.A., Ponomarev I.E., Samygin P.S., Vorobyev G.A., Skvortsov D.V. Health management and the strategies to meet a healthy society // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. 2018. № 9 (4). С. 357-368.
9. Бородай В.А. Альтернатива долгосрочным прогнозам развития «когнитивно сложных систем» в российском обществе // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Институт сервиса и туризма Донского государственного технического университета; Ростов-на-Дону, 2013. С. 30-32.
10. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Экономические и социокоммуникативные потребности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 3. С. 120-124.
11. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. – Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.
12. Архипов П.И., Бородай В.А. Архитектура управленческой модели - выбор альтернативы // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 38-43.
13. Бородай В.А. Стратегические ловушки роста // Инновации социальные и экономические: вызовы и решения. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет. 2014. С. 103-105.
14. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Интенциональность потоков коллективной коммуникации в ивент-индустрии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 6 (112). С. 34.