Abstract: In this work, we determined the importance and necessity of granting of the state measures aimed at supporting and developing small businesses. Analysis of operation in recent years, small enterprises in the construction industry, the main economic indicators of the RF state program "Economic development and innovative economy" in the regions of the Southern Federal district; identify the causes that influence the development of small businesses.
Keywords: small business, entrepreneur, government, government support, building sector
Введение. Под малым бизнесом в экономике понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях, критериях, определенных законами, которые устанавливаются государственными органами или другими представительными организациями [1,2].
В последнее время значительно увеличился рост малого предпринимательства, особенно в отраслях, не требующих существенных капиталов, больших объемов оборудования, кооперации большого числа работников. Многие малые предприятия задействованы в наукоемких производствах и в отраслях потребительского сектора.
Развитие малого предпринимательства обеспечивает благоприятные условия для оздоровления экономики: предоставляются дополнительные рабочие места, формируется развитая конкурентная среда, изменяется структура рынка, повышается роль потребительского сектора, рынок насыщается новыми товарами и услугами, увеличивается экспортный потенциал, эффективное использование имеющихся сырьевых ресурсов.
Актуальность выбранной темы состоит в рассмотрении вопросов эффективной государственной поддержки малого бизнеса.
Вклад в оздоровление экономики малых предприятий недостаточен вследствие общего спада производства, а также нехваткой государственной поддержки малого бизнеса.
Объекты и методы исследования. При написании статьи были проанализированы труды отечественных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, социологических и экономических исследований по проблеме малого предпринимательства. Среди известных авторов по данной тематике: Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б. [3], Богачкова Л.Ю. [4], Зограбян А.А. [5], Какшайская Е.А. [7].
В качестве методов исследования в работе применялись: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа.
Цель работы: анализ мероприятий, предпринятых государством, для поддержания малого бизнеса; определить причины, тормозящие развитие малого предпринимательства.
Экспериментальная часть. Проводя экономическую политику, государство все же оказывает вольно или невольно воздействие на субъекты малого предпринимательства. Органы власти используют рычаги, способные влиять на развитие и сдерживание предпринимательской среды. К таким рычагам относят ключевую ставку, тарифы на ресурсы, уровень инфляции, обязательные платежи и др.[4].
В систему государственной поддержки малого предпринимательства входят:
1) государственные нормативно-правовые акты;
2) государственный аппарат, состоящий из совокупности государственных институциональных структур, несущих ответственность за развитие малого бизнеса и способствующих реализации государственной политики в этой сфере;
3) государственная инфраструктура поддержки малого бизнеса, включающая коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых поощряется, инициируется и поддерживается государством.
Основным направлением государственной поддержки малого бизнеса служит снижение рискованности его деятельности. Ресурсная недостаточность заставляет государство поддерживать малое предпринимательство по следующим категориям:
1. Финансовая поддержка (создание государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые, амортизационные льготы и др.);
2. Материально-техническая поддержка (предоставление оборудования и технологий в аренду малого бизнеса, создание технопарков и др.);
3. Информационная и консультативная поддержка (открытость доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание правовых и консультативных услуг, помогающих в решении проблем налогообложения, управления и др.);
4. Формирование рыночной инфраструктуры (локальные ярмарки, рынки оборудования, технологий для малых организаций и т.д.).
Увеличение масштабов деятельности малых фирм, повышение вклада их в экономику и достижение социальной стабильности требует комплексной и системной поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Государственные органы и органы местного самоуправления должны координировать свою деятельность в области малого бизнеса, производить анализ и оценку программ развития рассматриваемой сферы, изучать и организовывать новые формы предпринимательства, разрабатывать пути по привлечению иностранных инвестиций.
Следующие программы поддержки малого бизнеса в 2016 году в России: гранты; субсидии; бесплатное обучение (или обучение по минимальной стоимости); стажировки; предоставление лизинга на льготных условиях; участие в бизнес-инкубаторах; получение льготного или бесплатного бухгалтерского, юридического обслуживания (на условиях аутсорсинга); выкуп или аренда помещений и производственных площадок, являющихся собственностью муниципалитетов; покрытие расходов (скидок) на участие в рекламных мероприятиях, выставках, ярмарках [7].
В 2016 году уже приняты программы развития малого бизнеса, рассчитанные на длительный срок, в некоторых регионах РФ. Программы регулируют условия материальной и функциональной поддержки субъектов малых предприятий. В число субъектов РФ, принявших программы поддержки малого бизнеса в 2016г., вошли: Астраханская область, Алтайский край, Владимирская область, Кировская область, Краснодарский край, Московская область, город Севастополь.
Мероприятия, определенные в государственной программе, будут способствовать инновационному подходу к развитию малого предпринимательства. В ходе реализации программ происходит перераспределение бюджетных средств между регионами для осуществления местных программ. Государственная поддержка направлена на развитие тех субъектов малого бизнеса, которые задействованы в сфере сельского хозяйства, промышленности и производства и которые недавно начали осуществлять свою деятельность.
В России развитие малого бизнеса осуществлялось в несколько этапов, начиная с 1990-х годов, характеризующихся определенным бумом в создании малых предприятий. Данные, приведенные в таблице 1, отражают современное состояние в строительной отрасли.
Таблица 1
Деятельность малых предприятий (без микропредприятий) за 2014-2016 гг. в строительной отрасли.
Показатель | значения | ||
2014 | 2015 | 2016 | |
Число малых предприятий в строительной отрасли | 271 | 1211 | 480 |
Средняя численность работников, задействованных в строительной отрасли, тыс.чел. | 8594 | 29200 | 29500 |
Анализ данных за рассмотренный период свидетельствует о непостоянстве количества малых предприятий. С 2014 г. по 2015 г. число предприятий увеличилось в 4,46 раза, с 2015г. снизилось в 2,52 раза. Численность работников, наоборот, повышается: 2014-2015 гг. в 3,39 раза, 2015-2016 гг. в 0,01 раза.
Основные проблемы малого предпринимательства возникают вследствие налоговых отчислений, низкого уровня рыночного спроса, преобладающими административными барьерами, недостаточным количеством финансовых средств. Разрешению этих проблем будут способствовать обновление ресурсов предприятие, проведение государственных мероприятий, включающих: гибкую систему налогообложения, ослабление административных мер, субсидирование начинающих предпринимателей, модернизация инфраструктуры.
Результаты. Стратегическое планирование малого бизнеса в России предполагает на период до 2030 года увеличение оборота капитала в 2,5 раза, производительности труда в 2 раза.
Для достижения этих показателей малым предприятиям необходимо реализовывать соответствующие меры поддержки. В результате многие организации вынуждены сокращать годовую выручку посредством применения гибкой системы налогообложения, состоящей в разграничении по видам деятельности предприятия, по времени преобладания на рынке, по приоритету развития конкретного региона. В реализации упрощенной системы налогообложения должны быть заинтересованы региональные власти [5].
С 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. в отношении малого предпринимательства отменены плановые контрольно-надзорные мероприятия.
Рассмотрим перечень показателей и целевых индикаторов государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» по регионам Южного Федерального округа [8] в таблице 2.
Таблица 2.
Количество созданных рабочих мест в секторе малого бизнеса при реализации программы (тыс. единиц)
Регион ЮФО | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Краснодарский край | 0,85 | 0,81 | 0,88 | 0,89 | 0,68 |
Ростовская область | 1,9 | 1,81 | 1,97 | 2 | 1,52 |
Волгоградская область | 1,21 | 1,15 | 1,26 | 1,28 | 0,97 |
Республика Адыгея | 0,25 | 0,24 | 0,26 | 0,27 | 0,2 |
Республика Калмыкия | 0,02 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,01 |
Астраханская область | 1,16 | 1,1 | 1,2 | 1,22 | 0,93 |
По количеству созданных рабочих мест лидирует Ростовская область, на последнем месте республика Калмыкия [6].
Одной из мер реализации государственной программы является имущественная поддержка. Она раскрывается во владении и пользовании государственного, муниципального имущества, а именно земельных участков, зданий, сооружений, строений и др., на возмездной основе, безвозмездной, на льготных условиях. К проблемам в области имущественной поддержки относятся: недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, высокая стоимость аренды недвижимых объектов, дефицит промышленных площадок [2].
Выводы. Выбирая тот или иной механизм государственной поддержки, следует учитывать структуру и состояние производства, наличие ресурсов, имеющихся в распоряжении государственных органов.
Можно выделить следующие причины, тормозящие развитие малого бизнеса в регионах России:
1) сырьевая ориентация экономики, высокая инфляция, повышение ставок по банковским кредитам, спад производства;
2) малые предприятия в основном задействованы в сфере услуг и в сфере обращения, что не вызывает качественных изменений в структуре экономики России;
3) недостаточный уровень правовых и экономических знаний предпринимателей;
4) неразвитая государственная поддержка.
В целом малое предпринимательство в России отстает в развитии от желаемых результатов, поскольку современные экономические условия не стимулируют его развитие. Государству предстоит приложить усилия, направленные на повышение мотивации со стороны малых предприятий, восстановление доверия к власти.
Библиографический список
1.Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант».2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) // Справочно-правовая система «Гарант».
3. Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б. Государственная поддержка малого бизнеса.//Актуальные вопросы экономических наук, 2014 г. - №41
4. Богачкова Л.Ю. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России//Вестник Волгоградского государственного университета, 2015 г. - №3
5. Зограбян А.А. Направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России.//Инновационная наука, 2016 г. - №1
6.Иванова И.И., Морозова О.А. Формирование интеллектуального потенциала строительной организации с учетом влияния отечественного и зарубежного опыта // Научное обозрение. 2013. № 11. С. 284-286.
7. Какшайская Е.А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.//Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013 г. - №8.
8. Морозова О.А. Обоснование значимости подготовки персонала в строительстве с учетом тенденций саморегулирования // Научное обозрение. 2014. № 11-2. С. 587-590.