Abstract: This article is devoted to the definition of theoretical and organizational bases of tax control. In modern conditions, tax control is of great importance in the General system of state financial control, since taxes are the main fiscal and regulatory measures of the market economy. The paper uses special methods of scientific knowledge: literature analysis, methods of tabular data display.
Keywords: cameral check, tax control, exit checks, taxpayers.
В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства.
Ведущей и самой результативной формой налогового контроля становятся налоговые проверки, которые могут проводиться как в налоговом органе (камеральная проверка), так и по фактическому месту нахождения налогоплательщиков (выездная проверка). Камеральная проверка является процедурой, проводимой налоговыми органами относительно определенного лица и состоит из несколько последовательных операций.
Вопросы, которые касаются осуществления налоговых проверок становятся весьма значительными, так как на сегодняшний день ни один налогоплательщик не застрахован от налоговых проверок. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его эффективности зависит благополучие и экономическая безопасность страны [8].
Для юридической науки актуальным является проведение систематизации накопленных теоретических и практических знаний в области организации налоговых проверок и формулировка предложений по повышению результативности их проведения.
Изучение нормативного регламентирования налоговых проверок стало относительно новой темой для отечественной правовой науки. Совокупных исследований, которые были бы связаны с данным вопросом, в российской юридической науке за последние 5 лет не осуществлялось. Ученые разных направлений юридической науки всегда уделяли большое внимание институту налогового контроля. В последние годы исследованием вопросов налогового контроля занимались авторы Бельский К. С., Брызгалин А. В., Винницкий Д. В., Гаджиев Г. А., Горбунова О. Н., Захарова Р. Ф. и др.
Однако, в результате внесения в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ изменений в Налоговый кодекс, работы данных авторов в существенной мере утратили свою актуальность. Постоянное изменение в налоговом законодательстве требует непрерывного научного исследования [2].
Ученые рассматривают налоговый контроль с 3-ех точек зрения, например, как: специфическую деятельность представительных государственных органов по соблюдению налогового законодательства; совокупность мероприятий, способов проверки соблюдения налогового законодательства; систему организационно-методических и технических точек зрения.
Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль» представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль»
Автор | Определение |
Подунай О. А. [11] | Налоговый контроль рассматривает как функцию или звено государственного управления экономикой, как специфическую работу по выполнению налогового законодательства |
Булатов С. Р. [3] | Налоговый контроль является специализированным (лишь относительно налогов и сборов) надведомственным (вне рамок ведомств) государственным контролем |
Макаренко О. [9] | Подразумевает под налоговым контролем «работу должностных лиц налоговых органов в границах своей компетенции и формах, которые предусмотрены НК РФ, с целью проведения проверки точности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также установления и устранения налоговых правонарушений и причин, которые их порождают, выполнения законодательства о налогах и сборах». |
НК РФ (ст. 82) [1] | Характеризует налоговый контроль как деятельность представительных органов по контролю за выполнением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен НК РФ |
Нестеренко А. С. [10] | Полагает налоговый контроль как составную часть формируемого страной организационно-правового механизма управления, который представляет собой особый вид деятельности специально представительных органов, в ходе которой гарантируются установленное нормами налогового права выполнение должностных обязанностей лиц в области налогообложения, анализ и выявление основ для проведения принудительного налогового изъятия в бюджетную систему, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений |
Кочкаров А. А. [5] | Налоговый контроль — это установленная законодательством совокупность мер и инструментов руководства компетентных органов, которые обеспечивают выполнение налогового законодательства и точность определения, полноту и уместность внесения налогов в бюджет или внебюджетные фонды |
Чеканова В. И. [12] | Характеризуют налоговый контроль как обеспечение полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и иных обязательных платежей |
Изучение основных понятий и сущности налогового контроля позволило определить, что под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [7].
Налоговыми органами используется несколько форм налогового контроля, среди которых основополагающими являются налоговые проверки, которые подразделяются на выездные и камеральные. Разница и сходство выездных и камеральных проверок представлена в таблице 2.
Таблица 2
Разница и сходство выездных и камеральных проверок [6]
Выездные проверки | Камеральные проверки |
Сходство | |
Проводятся одним и тем же государственным ведомством | |
Изучаются документы | |
Разница | |
Осуществляется на территории проверяемого предприятия | Осуществляются по месту работы государственных инспекторов |
Исследуется значительный перечень документов, а также содержание разных хозяйственных операций | Исследуются только отчетные документы |
Камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.
В ходе налогового контроля необходимо проверять вопросы обоснованной налоговой выгоды при изменении моделей бизнеса юридических лиц, в связи с чем важно учитывать доказательную базу экономической обоснованности произведенных расходов для целей налогообложения [4].
Внедрение современных информационных компьютерных технологий, способствующих реализации реформы цифровой экономики, в деятельность государственных органов позволяет: ускорить и оптимизировать процесс принятия управленческих решений; упростить процедуры подачи и получения необходимой информации и документов гражданами и организациями; оптимизировать деятельность государственных органов, снизить численность работников и сократить бюджетные расходы на государственный аппарат.
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.
Библиографический список
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая): [Федеральный Закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Принят Государственной Думой 16.07.1998 г.: в ред. от 27.12.2018 г.] // Собрание законодательства РФ 03.08.1998 г.2. Богданкевич Е.В. Налоговый контроль в сегодняшних условиях развития налоговой системы // Финансы и кредит. - 2017. - № 4. - С. 32-39.
3. Булатов С.Р. Предоставление пояснений в рамках камеральной проверки бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2018. - № 12. - С. 41-49.
4. Выжитович А.М., Булгакова И.А., Гаврилюк Е.А. Экономическая обоснованность расходов предприятий на аутсорсинг для целей налогообложения // Развитие территорий. СИУ - филиал РАНХиГС. - 2015. - № 3. - С.12-17.
5. Кочкаров А.А. Камеральная налоговая проверка - форма предупреждения налоговых правонарушений // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - № 5. - С. 115-123.
6. Кривцова М.К. Характеристика камеральных налоговых проверок в РФ // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 2. - С. 105-107.
7. Лермонтов Ю.М. Камеральная проверка как форма налогового контроля // Все для бухгалтера. - 2017. - № 9. - С. 74-79.
8. Майорова И.М. Камеральные налоговые проверки как объект статистического исследования // Дайджест-финансы. - 2017. - № 5. - С. 84-92.
9. Макаренко О. Налогообложение: учебник. - М.: Магистр, 2018. – С. 102-103.
10. Нестеренко А.С. Современный механизм налогового контроля в России // Вестник СГСЭУ. - 2017. - № 1. - С. 87-93.
11. Подунай О.А. Камеральные проверки налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей РК в соответствии с налоговым законодательством РФ // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 11. - С. 44-51.
12. Чеканова В.И. Совершенствование налоговых камеральных проверок // Инновационная наука. - 2016. - № 6. - С. 281-283.