Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.09.2018

Концепция трансформации институциональной системы Российской экономики в условиях активизации внешних сдерживающих факторов

The Concept of Transformation of the Institutional System of the Russian Economy in the Conditions of Activation of External Constraints

Славянов Андрей Станиславович
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия
Slavyanov Andrey Stanislavovich
Moscow State Technical University. NE Bauman (National Research University), Moscow, Russia
Аннотация: В работе анализируются возможные последствия реализации внешних угроз и вызовов российской экономике, на основании которого делается вывод, что рыночно ориентированная модель не в состоянии адекватно реагировать на санкционное давление со стороны ряда стран. Для эффективного противостояния внешнему давлению предлагается направить государственную помощь предприятиям, занятых в реализации приоритетных проектов при условии организации контроля за выделенными средствами. Разработана модель временного перехода рыночной экономической системы на мобилизационную до стабилизации политической и экономической обстановки. В работе проведен исторический анализ развития национальной экономики, который показывает, что государственная поддержка предприятий, при условии организации принципиального контроля, способствует интенсивному развитию экономической системы.

Abstract: The paper analyzes the possible consequences of implementing external threats and challenges to the Russian economy, on the basis of which it is concluded that the market-oriented model is not able to adequately respond to the sanctions pressure from several countries. To effectively resist external pressure, it is proposed to send state aid to enterprises engaged in implementing priority projects, subject to control over the allocated funds. A model for the temporary transition of the market economic system to mobilization has been developed to stabilize the political and economic situation. In the work, a historical analysis of the development of the national economy is carried out, which shows that state support of enterprises, subject to the organization of principled control, contributes to the intensive development of the economic system.
Ключевые слова: институциональная система, мобилизационная экономика, конкурентоспособность, санкционная политика, модель трансформации.

Keywords: institutional system, mobilization economy, competitiveness, sanctions policy, transformation model.


Введение Финансовый кризис 2008 г. и последовавшее затем падение цен на нефть в 2015 г. показали достаточно высокую чувствительность российской экономической системы к изменениям внешней среды. Институциональная система России осталась не в состоянии адекватно реагировать на нестабильность финансовых и сырьевых рынков, а ограничения в торговле создали осложнения в отечественной добывающей и обрабатывающей промышленности. Это обстоятельство делает актуальной проблему трансформации институциональной системы России в более устойчивую к внешним воздействиям структуру, способную обеспечить стабильный инновационно-ориентированный экономический рост.

Предпосылки функционирования рыночной экономической системы основаны на следующих принципах:

— отсутствие барьеров для производства, продажи и покупки любых товаров и услуг;

— свободный доступ к информации о товаре, производителе и совершаемых сделках;

— свобода движения капитала и рабочей силы.

Экономические и политические реформы, имевшие место в конце 80-х – начала 90-х годов ставили своей целью трансформацию командно-административной плановой экономики в рыночную, для чего руководством страны были сняты практически все барьеры, мешавшие движению товара, капитала и рабочей силы. Государство в 90-е годы практически не вмешивалось в экономику, предоставив рыночным механизмам регулировать все процессы. Так, практически все малые и средние предприятия практиковали так называемую «оптимизацию налогообложения» с помощью различных схем, из которых самой распространенной и безопасной считалось обналичивание денежных средств, занижение таможенной стоимости товаров при прохождении внешнеторговых сделок, расчеты за товары и услуги с использованием наличным средств, серые схемы выплат заработной платы и др. В то же время зарубежные партнеры отменили большинство санкций в отношении России, доставшиеся ей по наследству от СССР. Все это способствовало росту экономической активности до первого финансового кризиса 1998 г. Последующие шаги Правительства РФ были направлены на некоторое усиление роли государства в управлении экономическим процессами. Меры, предпринятые руководством страны по стабилизации экономики, подкрепленные ростом цен на нефть и иностранными инвестициями, привели к тому, что страна получила импульс к развитию в начале 2000-х годов. Один из основополагающих принципы рыночной торговли – свобода движения капиталов, привел к тому, что частные инвестиции направлялись в максимально прибыльные виды экономической деятельности – финансы, торговлю и нефтедобычу, оставив без средств машиностроение, транспорт, науку, сельское хозяйство и др. В результате в России сформировалась гипертрофированная структура экономики, чрезвычайно чувствительная к внешним факторам. Финансовый кризис 2008 г. и последовавшие за ним падение нефтяных цен на мировых рынках, а также санкционная политика ряда государств практически нивелировали все преимущества рыночной экономики.

Внешние угрозы функционирования рыночной экономики в России

Наличие у России современных видов вооружений, а также готовность их применить, практически исключает силовое разрешение неизбежно возникающих конфликтов в политической и экономической сферах. В связи с этим частью индустриально развитых государств была принята так называемая стратегия анаконды [1] (англ. Anaconda Plan), заключающаяся в экономическом «удушении» России с последующим ее необратимым расчленением и устранением как субъекта мировой политики. Данная стратегия предусматривает усиление экономических, политических и финансовых санкций, направленных на сдерживании развития России [2]. Уже введенные США ограничения на финансовые операции с российскими банками, запрет на поставку товаров двойного назначения, в состав которых входят микросхемы, приборы, оборудование, которое может быть использовано в производстве вооружений, дополняется санкциями в отношении зарубежных контрагентов российских предприятий.

В дальнейшем возможно блокирование американских программных продуктов в промышленности, отключение страны от межбанковской системы SWIFT, заморозка долларовых счетов крупных российских коммерческих банков, арест взносов России в Всемирный Банк и Международный Валютный фонд, арест по ордеру американских судов имущества России за рубежом. Международный опыт показывает, что в арсеналах санкционной политики не только ограничения на финансовые операции, но и запрет на воздушное, морское и железнодорожное сообщение, запрет на перевозку всех грузов, кроме гуманитарной помощи и продовольствия, запрет на экспорт из России нефти, газа, металлов и других стратегических продуктов. Подобного рода угрозы были реализованы в отношении Ирака (1990 г.), Югославии (1991 г.), Ливии (1992 г.), Либерии (2001 г.), Ирана (2010 г.), Санкции были введены США в разное время против Беларуси, КНДР, Кубы, Венесуэлы, Сербии, Сирии и других стран.

В условиях санкционного давления рыночные отношения не смогут более стимулировать экономический рост и имеющиеся свободы будут способствовать оттоку капитала, падению производства, росту безработицы и другим кризисным явлениям.

Противодействие внешним ограничениям. Противостоять наметившимся негативным процессам может экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы, что характерно для так называемой мобилизационной экономики. Целями мобилизационной экономики является эффективное противодействие угрозам безопасности системы[3]. Мобилизация ресурсов необходима в том случае, когда угрозы и вызовы экономической системе имеют внешнее происхождение [4].

В последнее десятилетие (2008-2018 г. г.) для России ситуация складывается не вполне благоприятно. Формируемые за последние пять лет искусственные барьеры (2014-2018 г. г.) вокруг России препятствуют реализации основных принципов рыночной экономики: — конкуренции, свободы движения капитала, рабочей силы, товаров. В сложившихся условиях Россия не может дальше развивать рыночные отношения и вынуждена будет корректировать свою институциональную систему.

Государственная поддержка предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны должны компенсировать ущерб недобросовестной конкуренции со стороны ряда индустриально развитых стран. Само собой разумеется, что государственные средства, направляемые на помощь предприятиям, имеющих стратегическое значение для российской экономики, не должны расходоваться бесконтрольно. Государство может проводить инновационную политику и осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью предприятия посредством следующих инструментов:

— введение в органы управления предприятия своих представителей;

— перевод всех счетов предприятия в контролируемый государством банк;

— выкуп акций предприятия.

Последний метод является одним из самых жестких и может быть реализован в крайнем случае. Переход на мобилизационный вариант развития экономики может быть реализован в соответствии с моделью трансформации институциональной системы российской экономики (рис. 1)

Рисунок 1. Модель трансформации институциональной системы российской экономики.

Показанный на рисунке 1 механизм трансформации, показывает, что в зависимости от финансового состояния предприятия, контроль над ним может быть установлен в жесткой (выкуп акций) или более мягкой форме. Процесс трансформации затрагивает не только предприятия, но и финансовые организации, которые участвуют в реализации приоритетных проектов. Нередки случаи, когда средства, выделенные государством на модернизацию производственной системы, придерживаются коммерческими банками, которые отправляют их на финансирование сомнительных сделок с валютой и ценными бумагами, а в конце года переводят на счет предприятия, которое уже не успевает выполнить запланированные объемы работ по проекту. Для контроля над ритмичностью финансирования приоритетных проектов и программ банк должен находится под управлением государства. В России существует ряд крупных банков с государственным участием, таких как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и др., которые могут участвовать в финансировании приоритетных проектов и программ.

Следует заметить, что практика перехода частных банков под контроль государства достаточно широко распространена в России. Так, Центральный банк выявляет проблемы у стратегически важного для финансовой системы банка банк ЦБ находит проблемы у системно значимого коммерческого банка, назначает своего управляющего и проводит санацию путем вливания государственных денежных средств. Такая докапитализация банка стоит ему контрольного пакета акций.

За рубежом банк, выдавший крупный кредит, вводит в состав совета директоров [5] предприятия своего представителя, который контролирует порядок заключения хозяйственных договоров и движение финансовых потоков.

Стратегия государственной поддержки предприятий, реализуемая по приоритетным направлениям развития совместно с организацией принципиального контроля за расходованием средств, создаст базу для интенсивного экономического роста. Анализ исторического опыта развития России показывает, что в период интенсивного вмешательства государства в экономические процессы наблюдался рост макроэкономических показателей (рис.2).

Рисунок 2. Экономический рост России в период 2027 – 2017 г. г.

На графике, построенном на базе данных ЦСУ СССР, Росстата РФ и других источников [6], автором были выявлены тенденции высоких темпов экономического роста в периоды активного участия государства в управлении и падение темпов развития при попытках внедрить элементы рыночных механизмов. Так, в годы первых пятилеток, в период индустриализации темпы экономического роста находились на уровне 12-14%, в послевоенный период также наблюдались достаточно высокие темпы (в среднем10% в год). Аналогичная ситуация имела место в 1999 г., когда Правительство Е. М. Примакова выводило страну из экономического кризиса1998 г. причиной экономического роста в период 2000 -2007 г. можно считать рост цен на нефть, хотя уже в то время государство встало на путь усиления своего влияния в экономике.

Заключение После стабилизации мировых рынков и международной военно-политической обстановки механизм трансформации предусматривает приватизацию части государственной собственности и возвращению к рыночной системе экономических отношений.

Государственная поддержка предприятиям, занятых в реализации приоритетных проектов будет способствовать росту конкурентоспособности выпускаемой продукции, а это окажет влияние на развитие таких видов экономической деятельности, как связь, транспорт, сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство. Предприятия химической, металлургической, электронной промышленности, машиностроения, получат государственные заказы на разработку новых материалов, станков, оборудования, приборов, необходимых для модернизации высокотехнологичных предприятий и производства наукоемкой продукции. Стабильность, вызванная государственной поддержкой, существенно повлияет инвестиционную привлекательность экономики, что будет способствовать ее экономическому росту. Мультипликтативный эффект, вызванный государственной поддержкой высокотехнолгичного сектора российской экономики должен дать импульс развития смежных предприятий и комплексов.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект №17-06-00500.

Библиографический список

1. Balck H. Order in Chaos: The Memoirs of General of Panzer Troops Hermann Balck / University Press of Kentucky, Lexington, Kentucky, USA, May 15, 2015, 578 p.
2. Славянов А.С., Хрусталев Е.Ю. Диффузия технологий оборонно-промышленного комплекса// Военный академический журнал 2018 .- № 2 (18) .- С. 132 - 135
3. Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Развитие системы государственного планирования и управления в условиях мобилизационной экономики// Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 1. С. 49-55.
4. Гриневская С.Н. Модели и механизмы развития территорий с отложенным статусом / IВсеросс. науч.-практ. конф. «Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики». РФ, Набережные Челны.-2017.- С.107-112.
5. Филатов А., Кузнецов М. и др. Организация работы совета директоров: Практические рекомендации М.: Альпина Паблишер", 2014, 172 с.
6. Гайдар Е., Чубайс А. Развилки новейшей истории России, М.: ОГИ, 2011 г., 168 с.