Индекс УДК 33
Дата публикации: 14.11.2022

Подходы к построению организационно-экономического механизма распределения инвестиций по основным стадиям инновационного цикла

Approaches to building an organizational and economic mechanism for distributing investments over the main stages of the innovation cycle

Славянов А. С.
МГТУ им, Н. Э. Баумана

Slavyanov A. S.

MSTU. Bauman
Аннотация: Анализ практики финансирования инновационной сферы показал, что декомпозиция крупного стратегического проекта на ряд более мелких проектов, сгруппированных по стадиям инновационного цикла, приводит к инвестиционному дисбалансу. Не учитываются интересы стейкхолдеров, а это снижает общий экономический эффект всего проекта. Построена модель инвестиционного проекта, на основании которой предложены подходы к формированию механизма распределения инвестиций по основным стейкхолдерам проекта, участвующих в проектировании, производстве и эксплуатации инновационного продукта. Результаты исследования будут способствовать сглаживанию противоречий между стейкхолдерами и повышению эффективности капитальных вложений.

Abstract: An analysis of the practice of financing the innovation sphere showed that the decomposition of a large strategic project into a number of smaller projects grouped according to the stages of the innovation cycle leads to an investment imbalance. The interests of stakeholders are not taken into account, and this reduces the overall economic effect of the entire project. A model of an investment project has been built, on the basis of which approaches have been proposed to form a mechanism for distributing investments among the main project stakeholders involved in the design, production and operation of an innovative product. The results of the study will help to smooth out the contradictions between the stakeholders and improve the efficiency of capital investments.
Ключевые слова: инвестиционный проект, стадии инновационного цикла, инвестиции, инвестиционный дисбаланс, стейкхолдеры, экономический эффект

Keywords: investment project, stages of the innovation cycle, investments, investment imbalance, stakeholders, economic effect


Введение

Оценка эффективности проекта базируется на показателях прибыльности и сроках окупаемости вложенных в него инвестиций. В зависимости от того, учитывается или нет в расчетах время, подходы к оценке делятся на две группы – динамические и статические [1-3]. Оценка проводится как правило на начальном этапе для обоснования финансирования проекта и привлечения инвесторов. В зависимости от состояния внешней и внутренней среды проекта и других факторов используют тот или иной метод, который, порой, дает разные результаты, что приводит к ошибкам в принятии управленческих решений. Кроме того, при оценке не всегда учитываются интересы стейкхолдеров, что служит причиной снижения результативности проекта.

Методология Цель исследования состоит в разработке подходов к формированию сбалансированной инвестиционной стратегии по стадиям инновационного цикла. Для достижения поставленной в работе цели используются метод научной абстракции, системного анализа и синтеза. Математические методы были использованы при выработке подходов к распределению инвестиций по стадиям инновационного цикла.

Результаты

В отечественной экономике в настоящее время наблюдаются диспропорции не только в отраслевой структуре, где преобладают инвестиции в предприятия и организации, работающие в области добычи полезных ископаемых, финансов, торговли, но и в инновационной сфере [4]. Здесь можно отметить сложившийся за годы экономических реформ существенный дисбаланс в финансировании предприятий и организаций, участвующих в разных этапах проекта. Рассмотрим линейную модель инновационного цикла, состоящую из последовательных этапов – научные исследования и разработки (НИР) – производство – внедрение и эксплуатация инновационного продукта на рынке [5].

 На каждом этапе заняты организации – исполнители, работа которых предполагает получение четкого результата, что дает основание использовать проектный подход в управлении инновационным процессом [6]. Таким образом, каждый этап инновационного цикла имеет свое начало и завершение, которое можно зафиксировать конкретным результатом. Так, НИР проводятся специализированными научными и проектными организациями, располагающих экспериментальной и опытно-производственной базой. Результатом работ является проектная конструкторско-технологическая документация, защищенная патентами. Разработки реализуются на рынке в виде технологических лицензий, плата за которые поступает в виде дохода в научно-исследовательские и проектные организации. Таким образом, научно-исследовательские организации являются участниками проекта, несут определенные затраты и получают конкретный финансовый результат от продажи патентов и технологических лицензий. Инвестиционная поддержка НИР предполагает финансирование расходов на приобретение научного оборудования, проведение исследований, закупку материалов, строительство и реконструкцию лабораторий и т. п. Если доходы, полученные от реализации результатов НИР окажутся больше, чем инвестиции, то проект следует признать эффективным.

Этап «производство» инновационного цикла подразумевает внедрение новых технологий и выпуск продукции, которая, в соответствии с контрактом, направляется к потребителю. Инвестиции в производство должны обеспечить промышленные предприятия необходимыми для выпуска оборудованием, материалами и научно-технической информацией. Условия положительного результата проекта остаются такими же, как и для стадии НИР. Однако, для получения максимального эффекта, промышленные предприятия будут пытаться снизить свои издержки за счет применения более дешевых материалов и комплектующих, менее дорогого технологического оборудования и свести к минимуму стоимость лицензий. Эти мероприятия могут негативно отразиться на качестве продукции и существенно увеличить сроки ее освоения.

Для успешного продвижения на рынке новой продукции (третий этап инновационного цикла), необходимо мотивировать покупателя более высокой ценностью, которая будет выражаться в снижении эксплуатационных затрат, повышении надежности, эргономичностью и т. п., что может расцениваться как косвенный доход потребителя. Инвестиции в проект третьего этапа включают в себя затраты на продвижение нового продукта на рынке, а для потребителя – расходы на его приобретение. Разница между ценой покупки нового продукта и косвенным доходом потребителя будет представлять собой эффект проекта третьей стадии.

Формальная запись общего эффекта всего проекта может выглядеть как сумма эффектов отдельных проектов каждого этапа. В упрощенном варианте можно рассмотреть три стадии:

E = E1 + E2 + E3    ,

где E – численный результат эффекта инновационного проекта, E1 – эффект от проведения первой стадии — НИР; E2  — эффект от внедрения в производство новой технологии (вторая стадия); E3 – эффект от внедрения нового продукта на рынок.

Как показывает проведенный автором анализ [7], проблемы дисбаланса возникают, когда эффект отдельной стадии проекта, существенно отличается от других. Так, если финансовый результат проведенных НИР будет превышать ожидаемый эффект на стадии производства, то промышленным предприятиям будет невыгодно приобретать технологические лицензии, оборудование и материалы, необходимых для изготовления новой продукции. С другой стороны, если подавляющая часть экономического эффекта будет приходится на промышленные предприятия, то это будет означать, что цена выпускаемой продукции находится на высоком уровне, а стоимость лицензий и других факторов занижена.

Обсуждение

Устранение инвестиционного дисбаланса позволит существенно повысить абсорбционную способность национальной экономики к инновациям, которая проявляется в быстром освоении в производстве и внедрении на рынках новых видов продукции [8]. Для достижения результата проекта (Е) необходимо исследовать модель инновационного проекта и оценить основные пропорции объемов инвестиций, направляемых на финансирование этапов инновационного цикла.

Модель проекта можем записать как зависимость результата (эффекта) от вложенного капитала (инвестиций).

E = f(IC)

Эффект проекта будем рассматривать, как разницу между чистым доходом, полученным организациями – исполнителями (P) за период реализации этапа и инвестициями (IC). Чистый доход определяем как разницу между полученным валовым доходом и текущими расходами организации на выпуск продукции. Тогда эффект от проведения первой стадии – НИР запишем как:

E1 =  Р1 – IC1

Допустим, в экономической системе сформировалась ситуация, когда средняя доходность инвестиций в НИР стабилизировалась на уровне a. Тогда:

Р1 = (1+a)IC1

И выражение (3) можем записать как:

E1 =  (1+a)IC1 – IC1 =  aIC1

Аналогично и для последующих стадий инновационного цикла:

E2 = bIC

E3 = gIC3

Где b, g — средняя доходность инвестиций в последующие стадии инновационного цикла. Тогда полный эффект проекта может выглядеть как:

Е = aIC1 + bIC2 + gIC3

При этом должны соблюдаться следующие условия:

bIC >aIC1;

gIC3 > bIC2.

Инвестиции в проект по выпуску новой продукции должны превышать объем затрат на проведение научно-исследовательских и проектных работ (9). Данное ограничение базируется на необходимости покупки промышленным предприятием технологических лицензий, в цену которых включены затраты на проведение НИР. Стоимость лицензий и иная научно-техническая документация, которая необходима для производства инновационной продукции входит в инвестиционный портфель предприятия наряду с затратами на приобретение оборудования, строительно-монтажные работы и т.п. [9]

В целях стимулирования спроса, необходимо увеличить инвестиции в продвижении инновационного продукта на рынке (10). Для этого следует обеспечить потребителя доступными финансовыми ресурсами – рассрочка платежей, льготное страхование и кредитование покупки сложных технических устройств и другой инновационной продукции и материалов. Значительное влияние на продвижение продукта на рынке оказывают лизинговые схемы финансирования инноваций.

Повлиять на эффективность проекта можно также изменив доходность инвестиций по стадиям цикла. Так, росту результативности проекта могут способствовать привлечение высококвалифицированных сотрудников, новые методы организации производственных процессов, мероприятия по улучшению условий труда и прогрессивная система мотивации персонала. В этом случае отдача от инвестиций увеличится, что будет способствовать снижению негативных эффектов дисбаланса.

Заключение

Крупные инновационные проекты затрагивают интересы целого ряда стейкхолдеров, часть из которых вступают в конфликт друг с другом, основной причиной которых является несправедливое, по их мнению, разделение доходов от реализации проекта. Распределение инвестиций в рамках мегапроекта по стадиям инновационного цикла на основе разработанных предложений будет способствовать сглаживанию противоречий между стейкхолдерами и повышению эффективности капитальных вложений.

 

Благодарности:

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00350

Библиографический список

1. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория 5-е изд. М.: Поли Принт Пресс. 2015. 1300 с.
2. Абдуллина Я. Б., Загирова Э. Х., Пачкова О. В. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта на базе данных управленческого учета / В сборнике: Облачные и инновационные технологии в сервисе и образовании. Сборник научных трудов. Под редакцией И.Т. Насретдинова. 2017. С. 104-108.
3. Ядров А. А. Оценка экономической эффективности проекта // В сборнике: Инновационные технологии в управлении. сборник научных статей. Москва, 2016. С. 248-251.
4. Славянов А. С., Хрусталев Е. Ю. Отечественный и зарубежный опыт инвестиционной поддержки инновационного процесса // Экономика и математические методы. 2021. Т. 57, No 3. С, 57 – 66.
5. Бабич В. Н. Инновационная модель бизнес-процесса / В. Н. Бабич, А. Г. Кремлёв. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014 – 184 с.
6. Сидорова Н. П., Басова С. Н., Торопова Т. А. Применение проектного подхода в системе управления // Власть и управление на Востоке России 2019, №4 (89) с. 91 – 100.
7. Славянов А. С. Модели и методы инвестиционной поддержки инновационных проектов (на примере космической деятельности) / А. С. Славянов. – М.: Изд-во «Научные технологии», 2020, 169 с.
8. Полтерович В. М. Проблемы формирования национальной инновационной системы // Экономика и математические методы, № 2, 2009, с. 3-18
9. Виттенберг Е. Я. Инвестиции в реальный сектор экономики: возможности и потребности // Россия и современный мир. – 2000. с. 28-35.