Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.12.2022

Современные методы борьбы с безработицей в России

Modern methods of combating unemployment in Russian Federarion

Старикова С. Д.
Масанова Е. А.
Медведева О. В.

1. студент,
ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)»
2. студент,
ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)»
3. ст. преподаватель кафедры ЭУСП
ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)»

Starikova S. D.
Masanova E. A.
Medvedeva O. V.

1. Student
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
2. Student
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
3. Senior Lecturer
The Novosibirsk State University of architecture and Civil Engineering (Sibstrin)
Аннотация: В статье даны рекомендации по борьбе с безработицей в России. Выполнен анализ уровня безработицы в Российской Федерации в период с 2017 по 2022 год. Рассмотрены основные методы США и Китая по борьбе с безработицей, а также проанализированы их методы. Даны рекомендации по улучшению политики занятости России.

Abstract: The article gives recommendations for combating unemployment in Russia. An analysis of the unemployment rate in the Russian Federation in the period from 2017 to 2022 was carried out. The main methods of the United States and China to combat unemployment are considered, as well as their methods are analyzed. Recommendations are given to improve Russia's employment policy.
Ключевые слова: безработица, рынок труда, методы борьбы, политика занятости, виды безработицы, государственный контроль.

Keywords: unemployment, labor market, methods of combating, employment policy, types of unemployment, state control.


В становлении экономики разных стран проблема занятости и безработицы является ключевой. Конкретный уровень безработицы есть в любой стране, но он может быть настолько велик, что приведёт в конечном итоге к плохим последствиям. Ввиду этого приоритетной задачей для государства является – свести к минимуму незанятость населения.

Безработица является одним из основных показателей для определения общего состояния экономики, для оценки её эффективности. Проблема безработицы в Российской Федерации в условиях экономического кризиса требует немедленных действий государства по снижению её уровня и выработке рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной социальной и экономической политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально приемлемого уровня.

Уровень безработицы на 2021 год в России составлял 3 630,5 тыс. человек или 4,83 % от трудоспособного населения. За период с 2017 года по 2020 год отмечается тенденция к снижению уровня безработицы. На рисунке 1 представлена динамика изменения уровня безработицы в период с 2000 по 2021 год [7].

Рисунок 1 – Динамика изменения уровня безработицы в России по годам

В марте 2022 года 3,1 млн человек в возрасте от 15 лет классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда). В марте 2022 года уровень безработицы населения в возрасте от 15 лет составил 4,1 %. В таблице 1 представлены данные по уровню безработицы в России в период с 2017 по 2021 год [4].

Таблица 1

 Изменение уровня безработицы в России за 2017-2021 года

Февраль

2017 года

Февраль

2018 года

Февраль

2019 года

Февраль

2020 года

Февраль

2021 года

Численность безработных по критериям МОТ4,6 млн человек3,8 млн человек3,7 млн человек3,4 млн человек3,6 млн

человек

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы)5,6 %5,0 %4,9 %4,6 %4,8 %

Меры по борьбе с безработицей определяются властями каждой страны. Выявление факторов, определяющих спрос и предложение рабочей силы, необходимо для эффективной борьбы с безработицей.

Существуют разные виды безработицы: фрикционная и циклическая. Они также имеют свои специфические меры борьбы.

Мы рассмотрели методы борьбы с фрикционной безработицей, теперь более подробно остановимся на циклической безработице.

Методами борьбы с фрикционной (связанной с затратами времени на поиск работы) безработицей являются:

  1. Проведение политики информирования. Другими словами, необходимо повысить степень информированности населения о наличии вакансий, провести ярмарку наличия свободных мест, а также использовать другие виды публикаций возможных вариантов трудоустройства. Во всех странах эту функцию выполняют биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Данная организация по трудоустройству граждан собирает информацию о вакансиях у работодателей, а затем доводит до сведения безработных.
  2. Повышение мобильности рабочей силы путем создания развитого рынка жилья, расширения жилищного строительства и упрощения процедуры переезда работника из одного населенного пункта в другой. При этом важно повысить и уровень межпрофессиональной мобильности.

Для снижения уровня структурной безработицы необходимо развивать программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы. С помощью этих программ достигается соответствие уровня профессиональной подготовки к имеющимся вакансиям. Это может быть реализовано путем создания специальных центров, которые оказывают помощь в подготовке новых кадров.

Были рассмотрены методы борьбы с фрикционной безработицей, теперь более подробно остановимся на циклической.

Циклическая безработица – наиболее сложный вид, при котором эффективны следующие меры:

  1. Поддержка самозанятости, помощь малому и среднему бизнесу. Важно разработать программы, которые помогут открыть собственное дело. Созданное предприятие по мере своего развития будет способствовать занятости населения, обеспечивая новые рабочие места.
  2. Создание гибких форм занятости для социально незащищенных категорий граждан: поддержка молодежи, стимулирование ее заинтересованности в получении рабочего места; реализация программ, направленных на пожилое население.

Данным категориям граждан труднее всего найти работу – молодежь не может найти работу из-за отсутствия опыта [1], а пожилых людей не принимают на работу из-за низкой производительности труда.

Необходимо сформировать наиболее эффективные методы учета, регистрации и активной поддержки безработных.

Также существуют косвенные методы регулирования уровня безработицы: налоговая, денежно-кредитная политика государства и субсидирование предпринимателей, которые трудоустраивают безработных.

Изменения, происходящие на рынке труда, предполагают использование различных мер регулирования для отдельных ситуаций. Например, создание свободных мест для отдельных групп безработных поощряется дотациями или льготами на налоги.

Финансовую поддержку получают и работодатели, создающие график, удобный для определенных категорий граждан. С помощью льгот также стимулируются и квоты на рабочие места. Квоты могут предназначаться различным уязвимым категориям: инвалидам, женщинам и одиноким матерям.

Одним из примеров в России является антикризисная программа субсидирования работодателей для борьбы с безработицей. С начала 2022 года у них есть возможность получать по три минимальных размера оплаты труда (МРОТ) за трудоустройство молодых людей до 30 лет. Таким образом планируется помочь тысячам граждан.

Доля занятых россиян в возрасте от 15 до 29 лет сейчас составляет 50 процентов, тогда как в группе 15-24-летних – всего 27 процентов. Среди молодежи безработных гораздо больше, чем среди жителей России в целом: этот показатель составляет 16, 2 % для лиц в возрасте 20-24 лет и 7,4 % для 25-29-летних.

Также формируется долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года. Для молодых людей организуют масштабную программу по профориентации, а также помогут ей стать привлекательнее для работодателей, популяризуя производственные практики и увязывая спрос на специалистов с контрольными показателями приема в образовательные организации. Кроме того, компаниям и индивидуальным предпринимателям было предложено создать возможности для совмещения учебы с работой или предпринимательством [6].

В 2022 году в России на региональные программы дополнительного образования и профессионального обучения для 125 тысяч граждан выделено более 7 миллиардов рублей. Еще 6 млрд рублей – уйдут на гранты некоммерческим организациям на курсы переподготовки, которые обеспечат 100 тысяч человек новыми навыками и около 75 тысяч – возможностью начать своё дело [6].

Для сравнения будут рассмотрены методы борьбы с безработицей в США и Китае.

Если сравнивать американские методы по борьбе с безработицей с российскими, то Россия значительно уступает США. США лидируют по низкому уровню безработных. Главный недостаток политики России по борьбе с безработицей заключается в том, что она осуществляется не комплексно, а в основном за счет выплат пособий. Социальное страхование по безработице в США рассматривается не как долгосрочный заменитель доходов безработного, а как средство поддержки в период поиска новой работы [5]. Россия также проводит политику страхования безработных, но в России право на получение пособия имеют еще и лица, ранее не работавшие, но желающие найти работу. С этой точки зрения целесообразно добавить условие, при котором пособие по безработице смогли бы получать лица, отработавшие определенное время и заработавшие определенную сумму.

Основными направлениями политики США по борьбе с безработицей остаются: стимулирование роста занятости и увеличение рабочих мест; подготовка и переподготовка кадров; содействие найму рабочей силы; социальное страхование по безработице и поддержка малого бизнеса [5].

В отличии от России, по Китайскому законодательству, все, кто был сокращён с госпредприятий за последние 16 лет, получают пособия по безработице, хотя и не имеют данного статуса. А безработными считаются только те, кто состоит на учёте в бирже по безработице.

Правительство Китая очень обеспокоено растущим уровнем безработицы в стране. В целях его снижения государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, его социальной поддержкой и содействием в создании дополнительных рабочих мест [8].

Главным приоритетным направлением в решении данной проблемы Правительство Китая видит обучение молодого поколения, которое в настоящее время испытывает наибольшие проблемы в безработице [2].

Основной проблемой России и Китая являются вопросы стимулирования трудовой занятости молодежи. Ввиду этого особо внимание следует уделить профессиональным ориентациям молодежи, с учетом, как их индивидуальных запросов, так и потребностей России и Китая в специалистах различного профиля [2].

В частности, для стимулирования граждан КНР к предпринимательству, правительство предоставляет гарантии по кредитам для малого бизнеса. Желающим начать собственное дело могут бесплатно предоставить помещения под офисы или небольшие производства [3]. Также в России практически любой малый или средний бизнес может получить государственную гарантийную поддержку, но при условии регистрации на территории России и соответствия критериям малого и среднего бизнеса.

Одновременно государство увеличит финансирование программ профессиональной подготовки и переподготовки людей, оставшихся без работы. Будет активизирована работа служб занятости и социальной поддержки безработных.

Программа также предусматривает меры поощрения тех работодателей, которые отказываются от увольнения своих сотрудников или пересматривают в сторону уменьшения планы по сокращению штатов. Они смогут получить 50-процентное возмещение своих страховых взносов по безработице, выплаченных в прошлом году.

Обеспеченность социально незащищенных слоев населения, главные из которых – пенсионеры и безработные, пожалуй, один из важнейших критериев состояния общества, а следовательно, и экономического развития. В Китае эта сфера развита слабо. Правительству еще предстоит серьезная работа по усовершенствованию системы социальных гарантий в масштабах всей страны [8].

Можно сделать вывод, что именно проведение активной политики, которая направлена на создание новых и обновление существующих рабочих мест, субсидирование предпринимателей для их создания, а также проведение мероприятий в области решения негативных социальных последствий безработицы смогут способствовать увеличению уровня занятости населения.

Таким образом, основной задачей в сфере занятости является достижение оптимального уровня трудоустройства населения. Для реализации этой цели необходимо действовать по основным направлениям: программам, направленным на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку кадров, содействие найму рабочей силы, внедрение систем социального страхования по безработице и обязательного пенсионного обеспечения.

В связи с этим, необходимо выявить комплекс мер с учетом вида безработицы. Обобщив все методы, мы определили, что основными являются: информирование населения о вакансиях, повышение мобильности, проведение программ профессиональной подготовки, поддержка предпринимательской деятельности и создание гибких форм занятости.

Политика занятости должна быть направлена не только на предоставление любого рабочего места трудоспособному гражданину, но и развивать и реализовывать потенциал каждого желающего найти работу, то есть рационально применять профессиональные навыки работников, найти индивидуальный подход к каждому занятому в предприятии, предоставить возможность повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану.

Государственная поддержка малого бизнеса не должна ограничиваться только субсидированием, но также существует необходимость в снижении налогов. Реализация проектов в сфере инфраструктуры может рассматриваться как следующая мера, которую Россия могла бы применить при подготовке политики занятости. Основой инфраструктурных проектов являются улучшение коммунального транспорта, реконструкция и инновация зданий, строительство новых дорог и инвестирование производства, которые не только способствуют созданию новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса.

Выводы:

  1. Анализ методов по борьбе с безработицей России и США показал, что органы власти США наиболее эффективно используют финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которыми они располагают, для создания и осуществления политики в сфере занятости, чем государственные органы России. Увидеть лучшие варианты лучшее из практики по борьбе с безработицей США, в нашей стране.
  2. Важно расширить обучение студентов предпринимательству [3] и снизить уровень безработицы, так как он укрепит экономический баланс страны и регионов.
  3. Россия отличается высоким уровнем безработицы, в том числе высоким уровнем скрытой безработицы. Для нашей страны характерна вторичная занятость. В создавшихся условиях важно изучение опыта борьбы с безработицей разных стран. Использование чужого опыта способствует выработке своих эффективных методов решения проблемы, формированию гибкого рынка труда, поддержке доходов населения, предотвращению массового обнищания.
  4. Высокий уровень молодежной безработицы, как в России, так и в Китае, является одним из современных вызовов, который тормозит устойчивое развитие национальных экономических систем, так как наиболее востребованные вакансии, предлагающиеся в массовом порядке в центрах занятости, молодых граждан не привлекают.

Библиографический список

1. Вередюк О. В. Качество занятости молодежи в России: анализ оценок удовлетворенности работой // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2018. – № 3. – С. 306-323.
2. Государственная молодежная политика КНР. [Электронный ресурс] // socioguru.ru: информ. справочный портал. URL: http://www.socioguru.ru/sgurus-44-4.html (Дата обращения: 28.11.2022).
3. Гурунян Т.В. Обучение студентами населения основам предпринимательской деятельности: образовательная инновация и антикризисная мера // Лучшие практики в образовании и профориентации Президентской академии: сборник методических материалов и статей / науч. ред. канд. соц. наук И.А. Газиева. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – С. 89-94.
4. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2020 года: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // rosstat.gov.ru: справочная правовая система. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/80528 (Дата обращения: 22.11.2022).
5. Петровская Н.Е. Проблемы занятости населения в США // Вестник НГИЭИ. – 2016. – №11 (66). – С. 133-141.
6. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.» [Электронный ресурс] // garant.ru: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403136100/ (Дата обращения: 20.11.2022).
7. Труд и занятость в России, 2021: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) – Офиц. изд. – М.: [б.и.], 2021. – С. 53-54.
8. Чжан Чжэнчи Особенности формирования занятости
молодежи в России и Китае // Экономика труда. – 2020. – Т. 7. – № 11. – С. 993-1006.