Для достижения данной цели было проведено исследование посредством анкетирования, по результатам которого было проведено сравнение между ценностями и интересами, которыми руководствуются граждане России и других государств.
Abstract: The article provides a comparative analysis of the motivational characteristics of employees in Russia and abroad, and identifies factors and features that affect the degree of employees’ motivation.
To achieve this goal, a study was conducted through a questionnaire based on the results of which was made a comparative analysis of the values and motivations, which citizens of Russia and other countries are guided by.
Keywords: motivation, labor, personnel, management, survey
Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни [11]. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.) [5]. Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы, с ним связанные, имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания. Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, то есть желания работать [10]. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности. Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени [9]. Вопросы мотивации нашли отражение в многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных ученых, среди которых можно выделить А. Маслоу [6], Ф. Герцберга [3], Д. Мак-Грегора [7], Е.В. Белкина [1], В.А. Дятлова [4], Т.И. Мухамбетова [8], В.А. Ядова [12] и других.
Существующее многообразие национальных деловых культур предопределяет необходимость исследования и учета особенностей мотивации персонала в разных странах. Знание систем ценностей, понимание кросскультурных особенностей поведения людей в разных странах существенно повышают эффективность управления [2].
Цель статьи – провести сравнительный анализ особенностей мотивации работников различных организаций в России и за рубежом и выяснить, какие факторы и особенности влияют на степень мотивации работников.
Для достижения данной цели было проведено исследование с применением метода опроса, по результатам которого был проведен сравнительный анализ между ценностями и интересами, которыми руководствуются граждане России и других государств.
Инструментом опроса стала разработанная авторами анкета. В ходе исследования были опрошены респонденты из России, а также ряда других стран. В опросе принимали участие респонденты разного возраста (старше 18 лет), работающие в организациях частной и государственной форм собственности различных сфер деятельности.
На первом этапе исследования были опрошены респонденты, проживающие и работающие в таких странах, как США, Германия, Португалия, Нидерланды, Австралия, Канада, Израиль, Украина и другие.
На основной вопрос анкеты «What can motivate you for better performance?» («Что может Вас мотивировать к лучшим результатам?») ответы респондентов распределились следующим образом:
- «Increase of wages» (повышение заработной платы) – 53,6%;
- «Career opportunities» (возможности карьерного роста) — 58,9%;
- «Additional benefits from the company» (дополнительные льготы в компании) – 37,5%;
- «Increasing your credibility among colleagues» (повышение Вашего авторитета среди коллег) – 33,9%.
На данный вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, а также добавить свой вариант (рис.1).
Рисунок 1. Распределение ответов зарубежных респондентов на вопрос «What can motivate you for better performance?»
Как мы видим, большинство респондентов (58,9 %) ответило, что к лучшим результатам их может мотивировать возможность карьерного роста, несколько меньше (53,6%) мотивирует финансовая составляющая, а именно повышение заработной платы. Дополнительные льготы и уважение среди коллег мотивируют опрошенных в меньшей степени – 37,5% и 33,9%, соответственно.
Рассмотрим ответы на другие вопросы анкеты тех респондентов, для которых возможность карьерного роста является приоритетным мотивирующим фактором, и проанализируем влияние различных факторов на причины их мотивации.
Характеристики респондентов, для которых мотивирующим фактором является возможность карьерного роста, следующие:
— 57% работают в крупных городах (более 1 миллиона жителей), что говорит о постоянном их нахождении в социуме и о соответствующем при этом уровне коммуникабельности и кругозора;
— 84% работают в небольших частных компаниях, т.е. это представители малого и среднего бизнеса (рис.2).
Рисунок 2. Распределение респондентов, работающих в государственном и частном секторе
Примечательно, что 75% респондентов работают в организациях не более трех лет и могут обладать некой «жаждой» производственных побед, что также может послужить причиной, определяющей выбор мотивирующего фактора.
48% занимают должности специалистов без функции управления.
51% довольны своей заработной платой, следовательно, финансовые мотиваторы для них не так эффективны.
66% опрошенных считают, что у них было достаточно (и более чем достаточно) возможностей для профессионального роста (рис.3).
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «How many opportunities did you have for your own professional development?»
50% уверены, что задачи, поставленные перед ними на работе, помогают им развиваться в профессиональном плане.
72% гордятся брендом компании, в которой они работают, что само по себе является одной из решающих причин добиваться успехов по карьерной лестнице именно в этой организации.
Для 84% респондентов очень важен психологический климат в коллективе (рис.4). Стоит заметить, что существует мнение о том, что чем выше должность, тем более комфортная психоэмоциональная среда создается вокруг. Этот факт можно рассматривать, как одну из причин желания сотрудника двигаться вверх по карьерной лестнице.
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Is the psychological climate in the working team important to you?»
81% респондентов относятся к возрастной категории от 25 до 44 лет и находятся на пике социальной и трудовой активности.
69% имеют высшее образование, и можно предположить, что основной причиной его получения является именно карьерный рост.
Отметим, что ответы респондентов практически не коррелируют с тем, в какой стране они проживают.
На втором этапе исследования были опрошены респонденты, проживающие и работающие в Российской Федерации, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Нижневартовск, Ульяновск, Липецк, а также в ряде небольших городов.
Вопросы анкеты для российских и зарубежных респондентов были абсолютно идентичны.
Сравним результаты опроса российских и зарубежных респондентов.
На вопрос «Что может Вас мотивировать к лучшим результатам?» ответы распределились следующим образом (рис.5):
- «Повышение заработной платы» – 67,1%;
- «Возможности карьерного роста» — 27,4%;
- «Дополнительные льготы в компании» – 0%;
- «Повышение Вашего авторитета среди коллег» – 9,6%.
Рисунок 5. Распределение ответов российских респондентов на вопрос «Что может Вас мотивировать к лучшим результатам?».
В отличие от зарубежных коллег, для российских респондентов основным мотивационным фактором является повышение заработной платы (67,1%). Возможность карьерного роста в качестве мотивации рассматривает лишь 27,4 % опрошенных.
Дополнительные льготы в компании не мотивируют никого из опрошенных.
Уважение среди коллег важно для 9,6% респондентов, что существенно меньше, чем для зарубежных респондентов (33,9%).
Охарактеризуем работников российских компаний, для которых повышение заработной платы является основной мотивацией к лучшим результатам.
85% опрошенных живут и работают в крупных городах (свыше 1 миллиона жителей).
63% работают в организациях, относящихся к государственному сектору (рис.6), что говорит о том, что бизнес-сфера в России проигрывает государственным организациям в степени стабильности и доверия со стороны граждан РФ, а уровень оплаты труда в государственной сфере определяет ее повышение как мотивирующий фактор.
Рисунок 6. Распределение российских респондентов, работающих в государственном и частном секторе
55% опрошенных работают в организациях от трех лет и более, что говорит о низком уровне текучести кадров в государственных компаниях.
В равной степени респонденты занимают руководящие должности и должности специалистов без функций управления, что может являться показателем низкой покупательной способности граждан вне зависимости от занимаемой должности и, как следствие, повышение заработной платы становится решающим фактором мотивации в работе для одних и для других.
Несмотря на то, что 66% опрошенных в целом довольны своей заработной платой (это больше, чем показатель для зарубежных респондентов), но можно предположить, что комплекс таких факторов, как менталитет, нестабильная обстановка в экономической сфере страны и т.п. выдвигает на первое место в качестве мотивации именно повышение заработной платы.
59% ответили, что у них было достаточно и 16% – более чем достаточно возможностей для профессионального развития (рис.7).
Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос «Сколько возможностей было у Вас для собственного профессионального развития?»
50% уверены, что задачи, поставленные перед ними на работе, помогают им развиваться в профессиональном плане.
51% респондентов гордятся брендом компании, в которой они работают.
Для 57% важен (а для 30% очень важен) психологический климат в коллективе (рис.8).
Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос «Важен ли для Вас психологический климат в коллективе?»
81% (как и в зарубежных странах) входит в возрастную категорию от 25 до 44 лет.
73% имеют высшее образование, однако в силу особенностей менталитета карьерный рост рассматривается скорее как платформа для увеличения финансовой составляющей.
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод. В целом респонденты России и зарубежных государств имеют равные возможности для самореализации и схожие потребности в стремлении к лучшей жизни, но политическая и экономическая обстановка как внутри государств, так и на мировой арене определяет для этого разные пути. Для России это повышение уровня финансового благополучия путем работы в государственных компаниях как гарантах стабильного заработка, пусть и не самого высокого. Для респондентов других государств, имеющих более высокий уровень заработной платы, путь к более высокому уровню жизни лежит через карьерный рост, к которому они идут, работая в небольших коммерческих структурах.
Библиографический список
1. Белкин Е.В. Человеческий фактор общественного производства/ М.: Мысль, 1989. – 176 c.2. Варданян И.С. Национально-страновые аспекты мотивации персонала: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 68 с.
3. Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; пер. с англ. [Д. А. Куликов]. – М.: Вершина, 2007. – 240 с.
4. Дятлов В.А., Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учеб.-практ. пособие. – 5-е изд. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
5. Кулагин В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании // Российское предпринимательство, 2018. – Том 19. – №12. – с.4159 – 4174.
6. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2019. – 400 с.
7. Мак-Грегор Д. Человеческая сторона предприятия. – Нью-Йорк, 1960. – 312 с.
8. Мухамбетов Т.И. Модель перспективной мотивации труда в условиях рыночной экономики. – А-А.: КазНИИНКИ, 1992. – 34 с.
9. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации/ Пер. с нем. – Х.: Гуманитарный центр / А.В. Коченгин, 2015. – 176 с.
10. Тихонова А.Д. Мотивация персонала в рамках развития систем управления корпоративными знаниями // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – №5. – с. 659-672.
11. Фатеева С.В., Архипова А.И., Савчишкина Е.П. Мотивация персонала как фактор эффективной стратегии организации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам международ. науч.- практ. конф. – №(22). – М., Изд. «МЦНО», 2018. – с.10-14.
12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.