Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.01.2019

Аудит эффективности системы управления финансами в рамках проектного управления в органах власти Белгородской области

Audit of the effectiveness of the financial management system in the framework of project management in the authorities of the Belgorod region

Алексеенко Михаил Михайлович,
Научный руководитель: М. В. Селюков
1. магистр II курса ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»,
2. канд. экон. наук, доцент кафедры социальных технологий ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»
Alekseenko Mikhail Mikhailovich,
Scientific adviser: M. V. Selyukov
1. Master of the II course of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University»
2. Candidate of economic sciences, assistant professor of social technologies Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University»
Аннотация: В данной статье рассматривается оценка эффективности использования бюджетных средств при инвестировании в проекты регионального значения. Проводится анализ параметров и характеристика финансовой системы Белгородской области, а также некоторые аспекты проектного управления в регионе.

Abstract: This article discusses the assessment of the effectiveness of the use of budgetary funds when investing in projects of regional significance. The analysis of the parameters and characteristics of the financial system of the Belgorod region, as well as some aspects of project management in the region.
Ключевые слова: финансовый менеджмент, финансы, финансовое планирование проектное управление, аудит, государственный аудит, аудит эффективности, экономическая эффективность.

Keywords: financial management, finance, financial planning, project management, audit, state audit, efficiency audit, economic efficiency


Современная финансовая система России и механизмы ее прогрессивного функционирования должны быть направлены как на развитие всей социально-экономической системы государства, так и на поэтапную собственную модернизацию.

В процессе модернизации механизмов функционирования финансовой системы предполагается усовершенствовать комплекс мероприятий, направленных на адаптацию финансовой системы к новым мировым финансовым и экономическим процессам, в частности санкциям со стороны развитых стран, не имеющих аналогов в новой экономической истории.

Рассматривая финансовую систему с позиции сущности финансов, можно видеть, что менее всего исследованным является понимание возможностей влияния финансовых ресурсов и приравненных к ним активов на экономическое развитие государства. Финансовые ресурсы и приравненные к ним активы могут предоставляться либо на бесплатной и безвозвратной основе, либо на основе платности, возвратности и целевого характера для осуществления воспроизводственных процессов в стране. Это совершенно по-разному оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны, состояние финансовой системы и возможности ее дальнейшего совершенствования. Поэтому развитие современной финансовой системы без учета рыночных методов хозяйствования сильно затруднено и не позволяет обеспечить необходимый уровень интеграции финансовых отношений в современной национальной экономике[1].

Финансовая система в Белгородской области строится на основе ежегодно принимаемого бюджета, которые состоит из доходной и расходной части. В статьи расхода включены обязательно региона по погашению его долга, выплаты, направленные на социальное обеспечение, образование и иные выплаты. Правительство Белгородской области осуществляет инвестиционную деятельность через проектной управление путем поддержки предпринимателей при реализации социально-экономически значимых проектах для Белгородской области в соответствии со Стратегией развития до 2025 года[2].

Поддержка предпринимателей осуществляется путем предоставления льгот, обеспечения условий для ведения предпринимательской деятельности, непосредственно выделение денежных средств в виде субсидий и грантов на развитие организаций, модернизацию производства и т.д. В связи с необходимостью повышения эффективности использования финансовых ресурсов необходимо подробное изучение инвестиционной деятельности, которая ведется в рамках проектного управления в Белгородской области.

Результаты анализа составления и расходования бюджета Белгородской области свидетельствуют о высоком уровне проводимой бюджетной политики в регионе. Эффективность проводимой местными органами власти бюджетной политики подтверждается отсутствием по состоянию на 1 декабря 2017 года: просроченной кредиторской задолженности по всем финансовым обязательствам; долговых обязательств. Поступившие в 2017 году доходы позволили обеспечить исполнение всех публичных обязательств (обязательств перед населением), установленных законодательством и обязательств бюджетных учреждений. Приоритетным направлением планирования объемов капитальных вложений является максимальное привлечение в область федеральных средств с учетом их софинансирования, переходящих объектов строительства, капремонта и реконструкции объектов социально-культурной сферы[3].

В основе инновационного развития Белгородской области лежит использование современных управленческих технологий. К современным технологиям регионального управления можно отнести: создание и функционирование региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса, региональной системы привлечения инвестиций на основе государственного-частного партнерства, региональной системы поддержки интеграционных процессов, развитие региональной инновационной инфраструктуры, создание территории инновационного развития и другие[4].

При этом необходимо отметить существующие тенденции такие как оптимизацию бюджетных расходов и их сокращения, повышение уровня конкуренции на рынке производства и сбыта продукции населению, что обуславливает необходимость повышения производительности труда и эффективности финансирования бюджетных средств в инвестиционные и социально значимые проекты Белгородской области. Потребность в повышении эффективности управления финансовой системы обусловлена большим спросом на финансовые ресурсы, и обострение дефицита средств при реализации функции органами власти. Инвестиционные проекты в свою очередь с участием бюджетных средств должны быть рентабельны и эффективны для обеспечения возврата средств и обеспечения работоспособности организаций.

Таблица 1

Динамика расходов областного бюджета Белгородской области на 2018-2021 годы в отраслевом разрезе[5][1]

РазделНаименование показателейОжидаемое исполнение за 2018 годПрогноз на 2019 годПрогноз на 2020 годПрогноз на 2021 год
123468
01Общегосударственные вопросы2 169 0312 335 3083 042 4392 947 554
02Национальная оборона32 44023 02923 02923 413
03Национальная безопасность и правоохранительная деятельность417 143554 096521 348471 221
04Национальная экономика30 112 82122 661 72318 948 62820 109 068
05Жилищно-коммунальное хозяйство1 669 9592 943 5311 870 6381 555 973
06Охрана окружающей среды141 294451 928495 061104 022
07Образование19 610 82220 291 63121 177 76621 409 694
08Культура, кинематография1 150 2691 227 6951 371 4471 679 601
09Здравоохранение8 427 3739 310 8507 849 4947 933 593
10Социальная политика16 696 56017 149 09517 695 11118 355 705
11Физическая культура и спорт349 402971 796965 779557 694
12Средства массовой информации209 072222 790221 486226 459
13Обслуживание государственного и муниципального долга2 126 7241 981 8472 288 0092 359 761
14Межбюджетные трансферты4 595 1765 147 8334 493 4424 087 438
ВСЕГО РАСХОДОВ по бюджету87 708 08685 273 15480 963 67681 821 197

В бюджете Белгородской области предусмотрено выделение средств на поддержку предпринимательства на территории региона. Решение о принятии проекта к реализации или отклонении осуществляется в соответствии с регламентами утвержденными нормативными актами правительства Белгородской области. При рассмотрении документации проектов осуществляется экспертная оценка, которая должна определить эффективность и целесообразность реализации проекта. При этом оценка рисков носит формальный характер, не учитывается стоимость денег во времени, что приводит к искажению оценки результатов инвестиционного проекта во времени, осуществляется оценка потенциального количеств рабочих мест и производительности рабочего места и отношение выручки от реализации проекта на одного рабочего.

Таблица 2

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие промышленности и сельского туризма на территории области в 2018-2019 гг

Наименование расходовОжидаемое исполнение за 2018 г.Прогноз 2019 г.Темп роста,%
12345
1Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, из них:110,0571,1519,3
1.1.Поддержка субъектов МСП в монопрофильных муниципальных образованиях7,819,0243,6
1.2.Предоставления информационно-образовательных услуг субъектам МСП10,512,7121,0
1.3.Гарантийный фонд15,030,5203,3
1.4.Прочие мероприятия (текущее содержание ОГБУ «ББРИЦ», микрофинансирование)16,019,4121,3
1.5.Развитие частный промышленных зон20,7260,41258,0
1.6.Программа 500/1000040,040,0100,0
1.7.Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП098,3
1.8.Создание и (или) развитие Центра «Мой бизнес»0,084,3
1.9.Популяризация предпринимательства0,06,5
2Развитие промышленности131,736,727,9
3Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса7,47,4100,0
ВСЕГО249,1615,4247,0

Ввиду необходимости повышения эффективности финансирования инвестиционных проектов необходимо осуществлять совершенствование планирования использования активов и оценку эффективности инвестиций.

В качестве методов, способствующих совершенствованию оценки финансирования инвестиционных средств, предлагается внедрить следующие способы:

На предынвестиционной стадии жизненного цикла проекта, когда известны только прогноз потребных инвестиций и прогноз ожидаемого операционного потока, включая источники финансирования, производится оценка общественной и коммерческой экономической эффективности проекта в целом. В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов в целом на предынвестиционной стадии, рекомендуются:

  • чистая дисконтированная стоимость проекта (net present value, NPV);
  • внутренняя норма доходности;

Чистая дисконтированная стоимость может осуществляться на методологии дисконтирования денежных потоков:

, где n, t — количество временных периодов, CF — денежный поток (Cash Flow), R — стоимость капитала (ставка дисконтирования, Rate).

Внутренняя норма доходности (IRR) — это ставка процента, при которой приведенная стоимость всех денежных потоков инвестиционного проекта (т.е. NPV) равна нулю. Внутренняя норма доходности является показателем, который характеризует возврат инвестиции, но не прибыль (проект окупается, но не приносит прибыли). Данный показатель является пороговым, который должен преодолеть инвестиционных проект в части ставки дисконтирования. На качество прогнозирования данных ставок влияет методика и квалификация персонала. Ставка дисконтирования в свою очередь должна иметь несколько сценариев развития.

При отчете о реализации проекта команда данного проекта будет осуществлять свою деятельность в жестких рамках, согласно которым аналитики не могут позволить себе чрезмерное завышение ставки дисконтирования (приведет к снижению рентабельности большего числа проектов), а также необоснованное занижение ставки дисконтирования (занижение приведет к необъективной оценке рыночной конъектуры и фактическому отклонению прогнозных значений по выручке и окупаемости проекта)

, где NPV (1) – это приведенная стоимость проекта с одним прогнозным сценарием, NPV (2) – приведенная стоимость проекта с иным прогнозным сценарием, r – ставка дисконта.

Также для осуществления альтернативной оценки эффективности реализации проекта является оценка средневзвешенной стоимости капитала с учетом субсидий, оценочной стоимости капитала владельца проекта, привлеченных кредитов и иных источников финансирования. Необходимо осуществить вычисление данного показатели для сопоставления результатов расчетов средневзвешенной стоимости капитала с прогнозируемой ставкой внутренней нормой доходности, которая определяется по аналогии со ставкой дисконта.

, где D – сумма заемного(привлеченного) капитала, руб., E – сумма собственного капитала, руб., X – требуемая или планируемая доходность от собственного капитала, %, Y – стоимость заёмных средств, %.

Альтернативный способов расчета средневзвешенной оценки капитала с учетом ставки налогообложения представлена ниже:

, где kd – рыночная ставка по используемому компанией заемному капиталу, %; T – ставка налога на прибыль, доли ед.;
ke – рыночная (требуемая) ставка доходности собственного капитала компании, %.

В перечень обязательных показателей, которые оценивают эффективность проектов с использованием бюджетных и заемных средств, с учетом дисконтирования доходов необходимо включить коэффициент возврата инвестиций (Return On Investment – ROI).

, где R – выручка от реализации проекта. где CP – себестоимость проекта, I – сумма инвестиций.

Вышеуказанные показатели необходимо включить в перечень необходимой документации к проекту для оценки его эффективности. Ввиду ожесточения конкуренции за привлечения капитала, оптимизации бюджетных расходов необходимо определять эффективность проектов через управление рисками и оценку их окупаемости. При реализации проекта на основании расчетов при управлении рисками и стоимостью проекта представлена возможность оценка качества планирования, и прогнозировании объемов реализации, себестоимости и рисков проекта. Аудит эффективности финансирования в рамках проектного управления должен происходить на этапах планирования, реализации и завершения проекта. Оценка непосредственно качества планирования и управления ресурсами проекта, экономически эффективных решений, что позволит повысить эффективность от использования бюджетных средств при финансировании проектов. В свою очередь реализацию проектов должна соответствовать документам стратегического планирования, в которых отражены приоритеты развития региона выделены ключевые риски и заложено финансирование в государственных программах Белгородской области. Аудит должен давать объективную и достоверную оценку соответствия заявленных целей и задач проектов по отношению к задач заложенных в стратегии социально-экономического развития.

[1] Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов : Закон Белгородской области от 19 декабря 2018 года № 337 // Справочно–правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

Библиографический список

1. Воробьев Ю.Н., Борщ Л.М. Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики // Финансы: Теория и Практика. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-sistema-kompleksnyy-podhod-v-kontekste-gosudarstvennoy-finansovoy-politiki (дата обращения: 11.01.2019).
2. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года № 27-пп // Справочно–правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»
3. Шевченко Р.Н., Ваганова О.В., Шевченко М.В. Об основных направлениях формирования бюджета Белгородской области // Научный результат. Серия «Экономические исследования». 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-formirovaniya-byudzheta-belgorodskoy-oblasti (дата обращения: 11.01.2019).
4. Зиновьева Н.М., Карайченцева Е.Г. Инвестиционный потенциал региона как основа обеспечения инвестиционной активности (на примере Белгородской области) // Территория науки. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnyy-potentsial-regiona-kak-osnova-obespecheniya-investitsionnoy-aktivnosti-na-primere-belgorodskoy-oblasti (дата обращения: 11.01.2019).
5. Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов : Закон Белгородской области от 19 декабря 2018 года № 337 // Справочно–правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».