Индекс УДК 33.338
Дата публикации: 30.05.2018

Тенденции развития корпоративного обучения в сервисной деятельности

Trends in the development of corporate training in service activities

Чеснокова Елена Александровна.
к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент». Воронежский государственный технический университет

Chesnokova Elena
Ph. D., associate Professor of the Department "Economics and management". Voronezh state technical University
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы становления и развития системы корпоративного обучения. Показано, что многие компании продолжают вкладывать средства в профессиональный и личностный рост своих сотрудников. Выделены подходы к образовательному процессу, установлены общие тенденции. Предложены основные направления развития и совершенствования образовательных процессов в учебных центрах. Делается вывод о том, что учебный центр, работающий по грамотно составленной и соответствующей профессиональным реалиям программе, учитывающий тренды рынка, выпускает не просто специалистов, а настоящих экспертов. И чем их больше, тем выше уровень знаний всей отрасли.

Abstract: In the article the problems of formation and development of corporate training system. It is shown that many companies continue to invest in professional and personal growth of its employees. The selected approaches to the educational process, established General trends. The basic directions of development and improvement of educational processes in educational centres. It is concluded that the training center, working on well-written and relevant to the professional realities of the program, taking into account market trends, produces not just experts, and real experts. And the more you have, the higher the level of knowledge of the entire industry.
Ключевые слова: Кадровые агентства, образовательный процесс, эффективность, качество обучения, коучинг, фасилитация, геймификация.

Keywords: Recruitment agencies, educational process, efficiency, quality of training, coaching, facilitation, gamification.


Несмотря на кризис, до 45% российских компаний продолжают инвестировать в развитие персонала. Но при этом больше внимания уделяют эффективности обучения.

Эксперты некоторых кадровых агентств проанализировали актуальные веяния в корпоративном обучении и пришли к выводу, что экономический спад вынудил бизнес считать ROI. В отличие от кризиса 2008 года, когда бездумно и полностью урезались HR-бюджеты по всем статьям, в 2016 и 2017 годах организации отказываются от такого подхода. Но они начинают прицельно выбирать, кого, чему и каким образом учить. По данным февральского опроса исследовательского центра Superjob, от 28% до 45% компаний (в зависимости от отрасли) продолжают вкладывать средства в профессиональный и личностный рост своих сотрудников. Подходы к образовательному процессу, как и преследуемые цели, у всех разные, но можно выделить общие тенденции. Предлагаем к рассмотрению основные из них.

  1. Корпоративных учебных центров становится больше. Сейчас дальновидные управленцы понимают, что без регулярных инвестиций в человеческий капитал невозможно качественно встраиваться в изменившуюся бизнес-реальность[1]. Рынок диктует свои требования относительно направления и скорости развития компетенций сотрудников. Поэтому компании, в зависимости от их масштаба, открывают корпоративные университеты или учебные центры, набирают штатных тренеров и коучей или обращаются к провайдерам образовательных услуг. В работе учебных центров регулярно появляются вакансии руководителей и специалистов по внутреннему обучению от компаний из различных отраслей, например юридической, фармацевтической, сферы услуг».

Организации, преследуя цель повысить квалификацию сотрудников, стараются добиться эффективности обучения за счет привлечения внутренних ресурсов. Чтобы успевать за изменениями на рынке, появляющимися технологиями, необходимо постоянно обновлять программы тренингов [2]. На определенном этапе карьерного роста в компаниях сотрудники подключаются к этому процессу не как реципиенты, а как источники знаний и навыков: готовят и проводят занятия по определенным направлениям деятельности агентства, принимают зачеты у ассистентов. Для них, кроме прочего, это возможность систематизировать данные, обобщить и структурировать собственный опыт.

Популярна и комбинированная модель, когда создание образовательной программы поручается стороннему исполнителю, а внедрение осуществляется полностью своими силами. Это выгодно и быстро, когда требуется оперативно обучить большое число сотрудников. Полный комплект материалов курса, включающий разработанную программу, методические рекомендации, скрипты и прочее, заказывается внешним провайдерам, затем передается внутренним тренерам в ротацию.

  1. Снижение среднего чека за уникальные решения. Эксперты отмечают, что рынок образовательных услуг стал и сложнее, и интереснее. Модели с привлеченными внешними провайдерами делаются более разнообразными, включают в себя этапы от разработки до внедрения и оценки результатов [3]. Доходность специализированных тренинговых центровпадает, в нынешней непростой экономической обстановке переговоры ведутся в большей мере с учетом бюджета заказчика, его возможностей, нежели прайс-листа исполнителя. К программам предъявляются серьезные требования по кастомизации – адаптации под конкретное предприятие, включения сквозных реальных кейсов, привязки к работе конкретной группы сотрудников. «Коробочные» продукты практически сошли с дистанции в гонке за потребителем.

При падающей в общем по рынку марже мы наблюдаем одновременный всплеск запросов и по количеству, и по разнообразию форм и видов обучения. Повысилась потребительская грамотность: никого уже не удивишь модерацией, фасилитацией или групповым коучингом [4]. Последний стал нормой жизни эйчаров и руководителей, его внедряют на системном уровне, а не от случая к случаю. Во многих компаниях выросли сильные внутренние коучи.

Требования к уникальности образовательного продукта продиктованы в первую очередь ожидаемой эффективностью, планируемой отдачей на каждый вложенный рубль. Российский бизнес, благодаря сформированным системам оценки персонала, научился переводить в конкретные цифры результаты обучения. Как показал вышеупомянутый опрос Superjob, это делают 85% организаций. Поэтому стали востребованы те методы (например, игровые), которые еще несколько лет назад не рассматривались по причине высокой стоимости [5].

  1. Игровая подача любого образовательного материала. Геймификацию, как один из самых передовых инструментов, сегодня может реализовать все большее число разработчиков игровых приложений. Они готовы браться за проекты любой тематики и для любой аудитории. Рынок предложения вырос в шесть-восемь раз по сравнению с 2015 годом. С ростом конкуренции и появлением разнообразных платформ (уже наполовину готовых, шаблонных решений) цены проектов могут различаться на порядок.

Создание обучающей игры может стоить от 100 тыс. до 1,5 млн рублей. По словам эксперта, если использовать онлайн-платформу или плагин для сайта, распространяемый по модели подписки, то геймификация обойдется всего в 15-20 тыс. рублей в месяц. В сегменте индивидуальных решений цены скорее выросли, но остаются доступными не только крупнейшим международным корпорациям, но и среднему российскому бизнесу [6].

Заказчики в стремлении вовлечь «игреков» и «миллениалов» готовы переводить в игровой формат все, вплоть до юридических и банковских тем. Например, Сбербанк для своего корпоративного университета разработал компьютерные бизнес-симуляции не только для сотрудников, но и для партнеров.

Изменились и требования к оформлению: в тренде большие игровые поля, яркая графика и запоминающиеся персонажи. Организации понимают, что ROI такого продукта тем выше, чем он качественнее реализован. Все чаще пользуются спросом офлайн-варианты геймификации, а именно серьезные бизнес-игры, которые моделируют реальность.

  1. Чужой опыт в свою пользу. Выход не только из онлайна, но и физически за пределы своего предприятия – еще один популярный тренд. Курс обучения строится по следующей схеме: сначала рассматривается определенный управленческий инструмент. После этого слушатели курса отправляются на экскурсию, чтобы оценить, как он внедрен в другой компании, знакомятся с корпоративной культурой и организацией бизнес-процессов. Вернувшись, участники группы закрепляют полученные знания на практике: встречаются для работы над проектами с реальным последующим внедрением, защищая их перед топ-менеджментом компании. Интересные инициативы сотрудников, подкрепленные изучением чужого опыта, могут окупить вложения в обучающие мероприятия, но главное – повышают вовлеченность коллектива [7].

В крупных корпорациях используются стажировки за границей, даже разрабатываются внутренние мини-MBA. В 10% компаний (по опросу Superjob) пользуются успехом долгосрочные образовательные программы, например по переподготовке инженерных и управленческих кадров для нанотехнологической индустрии совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, на базе его опыта и наработок. Бизнес меньшего масштаба вкладывает средства в более доступные по бюджету форматы – краткосрочные тренинги (40%).

  1. Мультизадачность обучения. Задач и целей у образовательных проектов становится больше. Компании посредством обучения повышают мотивацию персонала, формируют кадровый резерв, управляют преемственностью опыта [8]. Например, некоторые работодатели таким путем проводят подбор кадров.

Например, объединение промышленников организовало корпоративный университет, пригласив молодых специалистов пройти обучение в направлении юридической поддержки производственного предприятия. Цель мероприятия состояла в том, чтобы принять на работу достойного специалиста, показавшего себя в деле. По результатам защиты итоговых проектов лучший выпускник получал оффер на одном из заводов объединения, с окладом выше среднерыночной планки по региону для аналогичных специалистов. По программе образовательного проекта задача заключалась в поиске опытного юриста, который бы присоединился к образовательной программе на одном из последних этапов и поучаствовал в конкурсе проектов наравне со студентами. Причины поиска – недостаток сильных кандидатов в стартовом наборе, а также желание сравнить результаты и качество подготовки тех, кто прошел обучение по программе, с юристом-практиком.

  1. Проектный подход к обучению. Будет расти популярность training transfer – проектного подхода к реализации обучения персонала. Его отличие от стандартного тренинга в том, что добавлены подготовительные мероприятия, блок переноса навыков в практику, оценка результативности и последующая поддержка [9]. Участники приходят на семинар, заранее выполнив определенные кейсы, уходят с домашними заданиями, поддерживают связь с тренером до и после мероприятия.

Воздействие дополнительных активностей, по опыту работы команды GET Global, позволяет повысить качество усвоения полученных знаний и умений до 60-80% против 20-процентного эффекта от разового занятия. Пока проектное обучение не является стандартом рынка. Но уже сейчас программ с привязкой к регулярной оценке, сопровождающихся между сессиями индивидуальной и групповой работы, разрабатывается все больше. В них вовлекаются руководители обучаемых, создаются онлайн-платформы для администрирования training transfer, благодаря которым можно оценить вовлеченность участников, выполненные работы, этапы прохождения процесса.

  1. Самоподдерживающиеся системы обучения и развития. Венцом эволюции проектного обучения и в целом корпоративных образовательных технологий на текущий момент эксперты называют самоподдерживающуюся систему обучения и развития (ССОР). Она дает ощутимую экономию средств за счет того, что функционирует внутри компании без дополнительных вложений в течение одного-двух лет, сохраняя и углубляя навыки персонала [10]. Первоначальные инвестиции в ССОР направляются на анализ ситуации, детальную диагностику задач, разработку тренингов и их проведение, создание сценариев поддержки, отчетности и нематериальной мотивации, подготовку и сертификацию внутренних тренеров. Каждый этап сопровождается контролем провайдера.

Специалисты, работающие с ССОР, отмечают позитивное влияние того факта, что процесс проходит в единой корпоративной культуре, и те, кто поддерживает систему и учит других, сами должны демонстрировать отличные результаты [11]. Например, в нескольких компаниях внедряли данную систему и получали потрясающие отклики и результаты: устойчивый и долгосрочный эффект роста уровня навыков и знаний. Так, в продажах на 70% становилась выше вовлеченность участников. Управленец и сам учит, и проводит полевой коучинг, и контролирует. Он подготовлен к тому, чтобы передавать материал другим сотрудникам, развивать их, получать постоянную обратную связь. Например, руководитель и эйчар провели тренинг, научили группу тому, как проводить правильно совещания. Через три недели – поддерживающее занятие, на котором они совместно разобрали успешный и неуспешный опыт. А затем начальник принял участие в совещаниях своих подчиненных/коллег, посмотрел, как они на практике их проводят, и дал развивающую обратную связь, как его этому обучили провайдеры.

Многие ученые и специалисты изучают проблему открытия образовательных центров в России. Центров, которые могли бы реально вести образовательный процесс, готовить необходимых специалистов для рынка России. К сожалению, мотивационные программы по ведению бизнеса в этой сфере еще достаточно слабы [12]. Тем не менее, наше видение и рекомендации выглядит следующим образом.

Во-первых, — искать заинтересованных. Учебный центр начинается с подготовки программы курса, для создания которой нужно заранее понять, на какую целевую аудиторию она рассчитана. Хорошо сегментированная аудитория – залог успеха, мы выделяем три наиболее емкие группы.

1) Люди, не обладающие знаниями в сфере интернет-маркетинга, но стремящиеся их получить, чтобы, в перспективе, сменить профессию или расширить круг компетенций.

2) Продвинутые пользователи, которые приходят на курсы, чтобы структурировать уже имеющиеся знания, либо чтобы узнать что-то новое и получить полезные знакомства.

3) Собственники бизнеса – им интересна «внутренняя кухня» интернет-маркетинга, чтобы понять, как взаимодействовать с подрядчиками, как и на чем сэкономить при проведении рекламной кампании, какие процессы наладить «in-house», а какие отдать подрядчику [13].

Большая часть слушателей – представители первых двух групп, поэтому при разработке учебной программы ориентируемся именно на них. Однако задачу усреднения уровня знаний этот подход все равно не решает. Сделать так, чтобы «продвинутым» было нескучно, а «начинающим» – все понятно, помогают предварительные индивидуальные интервью, выявляющие знания и потребности каждого. Еще один инструмент – вводные занятия, наполненные многочисленными примерами, на которых точно никто не скучает.

Во-вторых, — менять программу. Необходимо готовиться тому, что программу обучения придется менять из-за следующих обстоятельств:

1) Перемены в отрасли. Нельзя игнорировать, например, внедрение «Яндексом» алгоритма «Минусинск», запуск Google алгоритма mobile-friendly, изменение структуры новостной ленты Facebook. Отставание от подобных нововведений негативно скажется на процессе обучения, и воспитать профессионалов точно не получится. Так что, желание давать актуальные знания обуславливает своевременное внедрение изменений [14].

2) Отсутствие целостной картины. Например, в одном из центров подготовки однажды пришлось переписывать почти готовый курс по контекстной рекламе, так как тестовые лекции курса показали, что программа не формирует цельного представления о предмете изучения. У слушателей неизбежно возникали вопросы, например, почему преподаватель говорит о ремаркетинге и решил затронуть вопрос сегментирования, как это связано с озвученной ранее информацией? Проведенный анализ показал, что первоисточник проблемы, как ни странно, высокий уровень преподавателей: при подготовке лекций они исключали погружение в некоторые базовые основы.

В-третьих, — давать обратную связь. Выяснить, насколько органично изменения вписались в программу курса, помогает обратная связь со слушателями, существование которой поддерживает открытость руководства и преподавательского состава учебного центра. Кроме традиционных вопросов на лекциях, сообщений в социальных сетях и телефонных звонков в учебный центр, компании стали использовать онлайн-дневники, которые ведут слушатели. В своих соцсетях они делятся впечатлениями от каждой лекции, а учебный центр получает «взгляд со стороны».

Еще один способ понять, успешно ли внедрены изменения – проанализировать насколько усваиваются знания [15]. Если у 90% слушателей разбираемый материал вызывает затруднения, значит что-то пошло не так, и, возможно, следует внести коррективы в программу. Например, ввести больше практических заданий, основанных на реальных кейсах.

В-четвертых, — использовать принцип вовлеченности. Еще одна проблема, с которой сталкивается любой учебный центр – вовлечение слушателей в рабочий процесс. Ее можно решить, предприняв четыре шага, которые позволят заинтересовать до 90% слушателей:

  • Максимально персонализировать каждый курс. Даже если в группе обучается более 20 человек, к каждому можно найти подход. Например, индивидуальные вебинары, закрытые группы в социальных сетях, где слушатели могут задать вопросы любого уровня сложности и вести дискуссии с преподавателями.
  • Сконцентрировать слушателей на практике. У большинства слушателей есть собственные проекты, а преподаватели в рамках занятий дают советы по их улучшению.
  • Поддержать здоровую конкуренцию, одним из инструментов которой сделать рейтинги успеваемости. Лучшие слушатели награждаются грантами, углубленными индивидуальными консультациями, проходят стажировку в лидирующих компаниях отрасли и, впоследствии, получают предложения о трудоустройстве [16].
  • Игнорировать социальный статус слушателей. Например, среди слушателей может быть заместитель генерального директора крупной компании, начальник отдела маркетинга банка, однако отношение к ним такое же, как к владельцу небольшой домашней пекарни или молодого интернет-магазина. Неважно, с какими знаниями пришел слушатель, главное, чтобы при завершении курса они соответствовали образовательной программе учебного центра.

Подводя итоги, хочется напомнить, что учебный центр, работающий по грамотно составленной и соответствующей профессиональным реалиям программе, учитывающий тренды рынка, выпускает не просто специалистов, а настоящих экспертов [17]. И чем их больше, тем выше уровень знаний всей отрасли.

Библиографический список

1. Бородай В.А. Предпосылки устойчивого развития бизнеса в турбулентной среде // В сборнике: Регулирование экономической деятельности и деловая среда: проблемы, перспективы и решения Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 332-341.
2. Молчанова О.С., Бородай В.А. Ребрендинг сервисной компании как выход на новый качественный уровень развития // В сборнике: Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума. 2017. С. 131-146.
3. Бородай В.А. Сервис как идеология высокого смысла и новый взгляд на отношения в обществе // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 224-228.
4. Дудкина О.В., Бородай В.А. Информационный индивидуализм сервисных услуг на основе эластичности медийного пространства // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 198-202.
5. Бородай В.А. Рыночные императивы потребительского поведения в ХХI веке // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 214-224.
6. Карич Л.В., Бородай В.А. Репутация сервисной компании как потенциал развития и социальный запас прочности // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 236-243.
7. Бородай В.А., Петренко А.С. Бенефиты талантливым работникам – фундамент лояльности в сервисной компании // Подводя итоги года. Вопросы политологии, социологии, философии, истории, экономики. - Саратов: ЦПМ Академия бизнеса. 2016. С. 25-28.
8. Бородай В.А. Проблемы эмерджентности системы управления в сервисной деятельнорсти // В сборнике: Развитие науки и технологий: проблемы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 7-17.
9. Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Дивергентное мышление в сервисной деятельности / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). С. 31.
10. Бородай В.А. Форсайт как техника принятия решений в туристской сфере в условиях неопределенности // В сборнике: Финансы, учет и менеджмент: теоретические и практические разработки Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 371-383.
11. Дудкина О.В. Лояльность клиентов как инструмент маркетинга в сфере сервиса // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 290-300.
12. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. – Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.
13. Минасян Л.А. Россия в системе мирового туризма: тенденции развития // В сборнике: Туризм и индустрия гостеприимства: современное состояние и тенденции развития Международная научно-практическая конференция, в рамках XI Международного научно-технического форума ИнЭРТ-2014. Редакционная коллегия: Л.А. Минасян, А.А. Резванов, Л.Н. Казьмина, В.С. Макаренко . 2014. С. 23-36.
14. Бородай В.А. Альтернатива долгосрочным прогнозам развития «когнитивно сложных систем» в российском обществе // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Институт сервиса и туризма Донского государственного технического университета; Ростов-на-Дону, 2013. С. 30-32.
15. Минасян Л.А., Бородай В.А. Социально-психологическая доминанта в управлении изменениями сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 6 (100). С. 12.
16. Бородай В.А. Проектирование и управление взаимоотношениями персонала и бизнеса работодателя // Подводя итоги года. Вопросы политологии, социологии, философии, истории, экономики. - Саратов: Академия бизнеса. 2016. С. 36-40.
17. Бородай В.А., Минасян Л.А. Дискурсивная миссия корпоративного стиля сервисной компании // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017. № 3 (94). С. 132-135.