Индекс УДК 33
Дата публикации: 21.08.2017

О проблемах структуры управления закупочной деятельностью в автономных образовательных учреждениях

On the problems of the structure of procurement management in autonomous educational institutions

Тихомирова К. А.
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Tikhomirova K.A.
Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev
Аннотация: Рассмотрены особенности управления закупками в автономных образовательных учреждениях на основе анализа положений о закупках и уставов данных учреждений; обозначены проблемы организационно-управленческой структуры, препятствующие эффективной закупочной деятельности.

Abstract: The features of procurement management in autonomous educational institutions are considered on the basis of analysis of procurement provisions and charters of these institutions; Outlined the problems of the organizational and management structure that impede effective procurement activities.
Ключевые слова: автономные образовательные учреждения, закупочная деятельность, положение о закупках, устав, закупочная комиссия.

Keywords: Autonomous educational institutions, procurement, procurement regulations, statutes, procurement commission.


В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа, направленная на создание контрактной системы. Статья 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 провозглашает одними из принципов новой системы в сфере закупок открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализма заказчиков, принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд [1]. Целью создания контрактной системы является повышение эффективности обеспечения потребностей государства, его органов и учреждений за счет реализации системного подхода к формированию, заключению и исполнению государственных и муниципальных контрактов, прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и оценки результатов.

Переход к новой системе закупок повлек за собой изменения в привычной системе управления закупочной деятельностью, в том числе и в муниципальных и государственных образовательных организациях и учреждениях. Кроме того, сама сфера образования, обладающая широким спектром инновационных начинаний, потребовала глубокой переработки основных подходов к управлению закупками [2]. Тем не менее, практика показывает, что на сегодняшний день наиболее предпочтительным типом управления закупками в государственных и муниципальных образовательных организациях регионов остается традиционный административно-организационный тип, основанный на принятии управленческих решений фактически руководителем на основе собственного опыта, в то время, как в Москве внедряется автоматизированная система управления. [3]

Управление размещением государственного и муниципального заказа в образовательных учреждениях регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Бюджетные образовательные организации и учреждения подпадают под действие Федерального закона № 44-ФЗ, автономные – под действие Федерального закона № 223-ФЗ. Автономные образовательные учреждения наделены большей самостоятельностью в осуществлении закупок, и в этих обстоятельствах остро стоит вопрос эффективного управления закупочным процессом, ведь сэкономленные в результате такого управления средства, учреждения  в некоторых обстоятельствах вправе распределять по своему усмотрению на нужды своей организации. В таких условиях грамотно выстроенная структура управления закупками может стать залогом эффективной работы образовательной организации в целом. Объектом исследования в данной статье стала именно организационно-управленческая структура закупочной деятельности в автономных образовательных учреждениях, ранее не подвергавшаяся пристальному вниманию со стороны научного сообщества.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг автономные заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным учреждением положением о закупке. [2] Положение о закупках утверждается наблюдательным советом автономного учреждения, и является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением и размещением государственного и муниципального заказа, положения.

Анализ положений о закупках автономных образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что управление закупочной деятельностью учреждений осуществляется закупочной комиссией. Закупочная комиссия создается приказом руководителя образовательного учреждения и состоит как минимум из пяти членов. Руководит работой закупочной комиссии председатель комиссии, ведение рабочей документации закупочной комиссии осуществляется ответственным секретарем комиссии. Закупочная комиссия может создаваться для проведения отдельно взятой закупочной процедуры, либо действовать на регулярной основе (в том числе для проведения однотипных закупочных процедур или для проведения процедур закупки продукции определенного вида).

От лица заказчика, которым выступает образовательное учреждение, закупочная комиссия осуществляет следующие функции:

— планирования закупок, в том числе выбор процедуры закупки;

— формирования закупочной комиссии;

— проведения закупочных процедур;

— заключения и исполнения договоров по итогам закупочных процедур;

— контроля исполнения договоров.

Закупочная комиссия принимает решения во время проведения заседаний, которые проводит ее председатель, а при его отсутствии назначенный им из числа членов комиссии председательствующий. Председатель и ответственный секретарь комиссии являются полноправными членами комиссии и участвуют в принятии решений. Решения закупочной комиссии принимаются простым большинством голосов при условии участия в голосовании не менее половины ее членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании закупочной комиссии считается решающим.

При возникновении необходимости принятия срочного решения по отдельным вопросам и невозможности оперативного проведения заседания, а так же при отсутствии кворума на заседании закупочной комиссии, председатель закупочной комиссии может принять решение о проведении письменного опроса членов закупочной комиссии.

Согласно большинству положений о закупках автономных образовательных учреждений члены закупочной комиссии в равной мере несут ответственность за нарушения законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа.

Документами, регламентирующими систему управления в автономных образовательных учреждениях, являются также уставы образовательных учреждений. Анализ ряда уставов учреждений региона значительно расширяет наши представления о структуре управления закупками в автономных образовательных учреждениях.

Так достаточно широкими полномочиями в сфере закупок наделяются учредители образовательной организации. Учредитель влияет на осуществление закупок учреждения  через утверждение его устава, содержащего отдельные положения о закупках, и внесение в него изменений, осуществляет влияние через назначение директора и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, через принятие решения о назначении членов наблюдательного совета, которые обладают некоторыми функциями управления закупками, или досрочном прекращении их полномочий. К компетенции учредителя в области управления закупочной деятельностью автономного образовательного учреждения относится рассмотрение и одобрение предложений директора о совершении сделок с имуществом учреждения в случаях, если в соответствии с законодательством для совершения таких сделок требуется согласие учредителя.

Согласно уставу, единоличным исполнительным органом автономного образовательного учреждения является директор, который назначается учредителем и осуществляет текущее руководство. Полномочия директора в сфере управления закупочной деятельностью сводятся к следующему:

— директор является распорядителем денежных средств учреждения, в пределах своей компетенции, открывает и закрывает в учреждениях казначейства его счета;

— заключает от имени учреждения договоры, не противоречащие законодательству РФ и уставным целям деятельности.

Кроме того, уставы возлагают на директоров автономных учреждений ряд полномочий в вопросах осуществления крупных сделок. Так, например, именно директора несут перед учреждениями ответственность в размере убытков, причиненных им в результате совершения крупных сделок с нарушением установленных уставами требований.

Широкими полномочиями в сфере управления закупками автономных образовательных учреждений обладают, согласно их уставам, наблюдательные советы, в состав которых входят представители учредителя, представители органа местного самоуправления, представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности учреждения, представители работников учреждения. Как правило, срок полномочий наблюдательных советов составляет около 5 лет. Согласно положениям ряда уставов все крупные сделки в автономных учреждениях совершаются только с предварительного одобрения наблюдательного совета.

Проведенный анализ основных документов автономных образовательных учреждений позволяет прийти к следующим заключениям. Далеко не во всех проанализированных уставах упоминается закупочная комиссия, как орган управления закупочной деятельностью учреждения, в то время как положения о закупках возлагают на закупочные комиссии не только полномочия, но и ответственность за заключение сделок. Уставы возлагают на директоров учреждений всю полноту ответственности за совершение крупных сделок, в то время как положения о закупках такой ответственности не предусматривают.  Это позволяет сделать вывод о том, что локальные акты учреждений, в частности уставы, требуют доработки и пересмотра, а организационно-управленческая структура управления закупками – более четкого разграничения полномочий и ответственности между ее элементами с целью выстраивания эффективной системы закупочной деятельности автономных образовательных учреждений.

Библиографический список

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 28.12.2016) // СПС КонсультатПлюс.
2. Фролова И. А. Управление закупками в сфере образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. // Elibrary.ru.
3. Фролова И. А., Лотвина О. В., Зернова Е. Е. Автоматизированные системы управления закупками для обеспечения нужд образования // Фундаментальные исследования. – 2016. - № 9 – 3. – С. 644 – 648.
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 (ред. от 28.12.2012) // СПС КонсультатПлюс.
5. Абанкина И. В. Цель контрактной системы – дать школам свободу маневра. Кому в коллективе полезно овладеть технологиями закупок // Управление школой. – Первое сентября. – 2014. - № 11
6. Якушкина Е. В. Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования: что нужно знать директору школы / Екатерина Викторовна Якушкина // Народное образование. – 2014. - № 3.