Abstract: The article describes the model of the process of secondary employment management of students, built to meet the requirements of active and passive employment policy of the state. The levels, components and recommendations of implementation of the presented model are prescribed.
Keywords: students, student youth, secondary employment, employment.
Важным направлением совершенствования политики управления трудовой активностью студентов является разработка модели процесса управления вторичной занятостью студенческой молодежи, реализация которой позволит обеспечить организацию взаимодействия системы образования, общественности, семьи, предпринимательских структур, представителей органов государственной и муниципальной власти[1].
В науке имеется несколько различных трактовок, определяющих значение понятия «модель». Наиболее общим мотивом большинства определений является стремление рассмотреть модель в качестве образца (эталона) как кого-либо объекта или процесса, которые представляют идеал для того, кто осуществляет моделирование. Под «моделью управления» понимается теоретически выстроенная целостная совокупность представлений о том, как выглядит или как должна выглядеть система управления. Указанные представления касаются вопросов о том, как она воздействует или как она должна воздействовать на объекты управления, также они отвечают на вопросы о том, как адаптируется или как она должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, а также устойчиво развиваться и обеспечить свою жизнеспособность. При этом модель, как правило, включает элементы, представленные базовыми принципами управления, стратегическим видением, целевыми установками и задачами, совместно вырабатываемыми ценностями, структурой и порядком взаимодействия ее элементов, организационной культурой, аналитическим мониторингом и контролем, движущими силами развития и мотивационной политикой.
Управленческие модели являются эффективным инструментом для решения вопросов, организации управления процессами, возникающими в среде молодежи. Вместе с этим, необходимо осознавать, что модели управления обеспечивают только аналитическую базу, которая может поспособствовать принятию значимых решений.
При выборе более эффективной модели управления мы использовали вариант, при котором необходимо создать сборную модель из готовых блоков и деталей, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления. Модель управления вторичной занятостью студенческой молодежи Забайкальского края, представленная автором, сочетает данные управления трудовой социализацией молодежи Р.М. Нутфулиной и данные по политике занятости В.В. Адамчука.
Модель является средством управления вторичной занятостью студенческой молодежи в силу массового характера данного явления. Модель составлена с учетом требований социальной и молодежной политики государства, региональных особенностей рынка труда и образования[2].
Управленческие модели являются эффективным инструментом для решения вопросов, организации управления процессами, возникающими в среде молодежи. Вместе с этим, необходимо осознавать, что модели управления обеспечивают только аналитическую базу, которая может поспособствовать принятию значимых решений.[3]
В соответствии с представленной далее моделью, в качестве цели управления вторичной занятостью студентов выступает всестороннее развитие молодежи и ее потенциала, что должно способствовать более активному воздействию на процессы создания всех видов благ и ценностей, а также обеспечить устойчивое развитие образовательных и профессиональных систем.
В структуру модели управления вторичной занятостью студенческой молодежи входят три уровня (см. рис 1)
Рисунок 1. Модель управления вторичной занятостью студенческой молодежи
Первый – государственный уровень, отражающий пассивную политику управления занятостью (министерства и ведомства) (наличие специальности: утвержденный ГОС и учебный план, государственного заказа на специалистов определенного профиля, их востребованность). На этом уровне в качестве субъекта управления выступает государство, которое проводит целенаправленную социальную политику управления образованием и трудовой занятостью. Управляющая функция государственной власти проявляется в воздействии на процессы изменения ситуации на рынке труда через сокращение безработицы и профессиональном переобучении, в формировании профессиональной ориентации выпускников, в финансовом обеспечении выплатами и льготами, а также в реализации программ, нацеленных на содействие социальной адаптации и повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, в поддержке молодежного предпринимательства.
Второй – внутригосударственный уровень (региональное пространство), отражающий активную политику управления занятостью (деятельность студентов по прохождению производственной практики). Управление на этом уровне складывается из организации функционирования региональных и территориальных органов управлении и отработки деятельности по сбору, анализу и систематизации информации, руководства деятельностью образовательных учреждений с едиными целями и задачами.
Третий – уровень учреждений по работе со студенческой молодежью, отражающий активную политику управления занятостью (профкомы, центры, вузы). На этом уровне происходит формирование социально и профессионально значимой личности[1].
При господстве пассивной политики занятости государству уделяется ведущая роль, так как оно имеет задачу обеспечения сохранения рабочих мест для тех, кто стремится работать. Для работодателей государство должно обеспечить условия, при которых был бы поддержан спрос на выпускаемую ими продукцию, для безработных оно обеспечивает выплату пособий и помогает в трудоустройстве. При господстве активной политики занятости, активную роль играет человек как личность, который, чувствуя свою ответственность за благополучие своих близких, стремится к сохранению занятости, а после ее утери – к активному поиску новой работы.
Основные направления активной политики, направленной на организацию управления вторичной занятостью молодежи:
1) информирование студенческой молодежи о рынке труда. Задачей информирования студентов является стремление способствовать совершенствованию функционирования рынка труда посредством донесения до них и работодателей сведений о ситуации на рынке и о процессах, проходящих в сфере занятости, трудоустройства, обучения и переквалификации, о дифференциации подхода к различным категориям участников рынка. Сбор и распространение информации способствует выявлению проблем в сфере труда и определению мер в поддержку занятости; обеспечению трудового посредничества для различных категорий населения; осуществлению консультативной деятельности, профориентации. В целях реализации задач информационной поддержки государственной политики занятости предполагается комплексное использование всех доступных методов информационной деятельности, включая использование современных информационных сетей.
2) проведение мероприятий по профессиональной ориентации и психологической поддержке студенческой молодежи. Система мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию студенческой молодежи является одним из главных компонентов политики управления занятостью населения и оказывает существенное влияние на регулирование занятости. Целью профессиональной ориентации является организация процессов оптимизации обоснованного выбора студентов своей профессиональной деятельности и форм занятости, которые должны осуществляться в соответствии со специальностью, полученной в вузе.
Основными задачами профессиональной ориентации являются:
– во—первых, организация превентивной работы с учащейся молодежью;
– во—вторых, отработка и внедрение профориентационого сопровождения и психологической поддержки в учебный процесс, направленный на профессиональное обучение;
– в—третьих, посредничество в трудоустройстве и формирование банка данных о имеющихся вакансиях;
– в—четвертых, трудоустройство на временные рабочие места; которое осуществляется в целях создания условий для материальной поддержки безработных граждан в период поиска работы, а также приобщения к труду несовершеннолетних граждан в возрасте 14…18 лет, получения ими профессиональных навыков и адаптации на рынке труда и, наконец, обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
– в—пятых, организация общественных работ, которые проводятся на предприятиях жилищно-коммунального и лесного хозяйства, в отделах социальной защиты. Как правило, в это сфере большое внимание уделяется оказанию помощи таким группам населения, как больные, престарелые, инвалиды, участники Великой Отечественной войны, также часто занимаются доставкой сельскохозяйственной продукции в детские дошкольные учреждения;
– в—шестых, трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Участие в этих видах работ позволяет гражданам, относящимся к данной категории: сохранять профессиональные навыки в условиях безработицы, приобретать навыки и стаж работы по специальности, увеличивать шансы для дальнейшего постоянного трудоустройства, повышать доходы в период поиска постоянного места работы;
– в—седьмых, трудоустройство на новые рабочие места, которое является одним из основных направлений активной государственной политики в социально‑трудовой сфере и включает как создание новых рабочих мест, так и сохранение кадрового потенциала в сочетании с мерами по предотвращению роста безработицы;
– в—восьмых, программы социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, которые ориентированы на молодежь в возрасте 16…29 лет. Целью указанных программ является стремление к минимизации сроков интеграции отдельных категорий граждан в основное русло продуктивной деятельности. В связи с этой целью определяются задачи, которые заключаются в следующих положениях: во—первых, снижение синдрома социальной дезадаптации; во—вторых, сохранение и повышение мотивации к активному самостоятельному трудоустройству у граждан, впервые попавших на рынок труда; в—третьих, развитие самостоятельности и предпринимательской инициативы;
– в—девятых, оказание содействия развитию самозанятости населения. Эта деятельность предполагает, организацию целенаправленной и сбалансированной политики занятости посредством реализации системы мер по созданию условий, при которых будет достигнуто максимально полное использование потенциала трудовой и деловой активности населения в рамках региона. В умении открыть свое дело, бизнес, в рациональном использовании труда земли, капитала, других экономических ресурсов проявляются творческие и предпринимательские способности каждого человека;
– в десятых, развитие и повышение качества системы профессионального образования безработных граждан и незанятого населения. Профессиональное обучение в рамках стратегий управления вторичной занятостью студенческой молодежи является одним из важнейших инструментов, использующихся в целях активной политики содействия занятости молодежи.
Целями и принципами профессионального обучения являются:
– ориентация обучения на основе трудовой деятельности к социальной адаптации;
– программно-целевой подход;
– преемственность обучения с учетом образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности;
– модульный принцип формирования обучения, многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения;
– определяющий характер обучения, способствующий сокращению периода временной безработицы.
Пассивная политика занятости (политика занятости государства) прежде всего нацелена на молодежь по причине того, что доля безработных выше среди молодежи, чем среди других возрастных категорий.
Модель управления вторичной занятостью студенческой молодежи образуется из следующих составляющих управления занятостью молодежи (см. рис. 1):
1) социальная политика государства (Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба миграции), являющаяся определяющим фактором управления занятостью, которая направлена от государства к управлению вторичной занятостью студенческой молодежи;
2) деятельность человека (работающего или желающего работать студента), который так же действует, прежде всего, в ведомстве государства, соблюдает трудовое законодательство, а потом уже, его деятельность направлена от государства к управлению;
3) молодежная политика, которая в рамках управления занятостью направляется на достижение задач оптимального использования трудового потенциала молодежи и студентов в соответствии с полученным ими образованием. Особый акцент в проведении молодежной политики делается государством на формировании у молодежи системы духовно‑нравственных ценностей по отношении к труду и профессиональной деятельности[2]. Большое внимание в молодежной политике уделяется системе мероприятий, направленных на защиту трудовых прав, создание социальных, политических, организационных, социально‑психологических и других условий и гарантий;
4) управление вторичной занятостью студенческой молодежи, которое образуется на стыке деятельности государственной политики государства, молодежной политики и самого студента, требования которых необходимо учитывать при регулировании данного процесса.
Из содержания модели становится очевидно, что непосредственное взаимодействие деятельного человека (работающего или желающего работать студента) с социальной политикой государства осуществляется по той причине, что государство стремится сохранить рабочие места, поддержать спрос на определенную продукцию, помочь в трудоустройстве и выплате пособий, в то же время человек (работающий или желающий работать студент), в свою очередь, ответственен за материальное благополучие своей семьи и себя, за сохранение занятости и за активный поиск работы. Взаимодействие деятельного человека (работающего или желающего работать студента) с молодежной политикой направлено на максимальное использование трудового потенциала студенческой молодежи в соответствии с получаемым образованием, а молодежная политика государства является составной частью социальной политики государства и их взаимодействие очевидно.
Выработаны рекомендации реализации модели управления вторичной занятостью студенческой молодежью как необходимости учета:
1) учебных планов специальностей;
2) особенностей региональной молодежной политики;
3) взаимодействия государственной власти, системы образования, общественности, семьи и служб занятости в решении проблем трудовых отношений студенческой молодежи;
4) специфики деятельности университета и его взаимосвязи с Министерством финансов, Министерством здравоохранения, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной миграционной службой;
5) готовности преподавателей работать в условиях управления вторичной занятостью студенческой молодежи.
Необходимо учитывать следующие риски реализации модели:
1) студент не всегда может проявлять себя как будущий специалист, а это зависит от мотивации обучения в вузе;
2) обучение по той или иной специальности может и не способствовать внедрению Модели с первого курса.
Итак, модель управления вторичной занятостью студенческой молодежи – система управления вторичной занятостью, включающая деятельность социальной политики государства, молодежной политики, а также деятельность работающих или желающих работать студентов, их непосредственное взаимодействие.
Модель управления вторичной занятостью студентов имеет многоуровневую структуру, что позволяет обеспечить эффективное взаимодействие государственной власти, системы образования, общественности, семьи и служб занятости в решении проблем трудовых отношений молодежи.
[1]Глубшев О.А. К вопросу моделирования поля жизненных проблем студенческой молодежи // Диагностика и прогнозирование соц. процессов. Вып.2. Белгород, 1999. С. 100-103; Маркарян Э.С. Глобальное моделирование как особый адаптационный механизм культуры. М., 1999. С. 72.
[2] Моделирование в социологии. Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/42-2010-08-30-12-18-24/881-2011-01-16-16-05-09 (дата обращения: 24.04.2017); Моделирование. Режим доступа: http://otvet.mirslovarei.com/q/838292/ (дата обращения: 24.04.2017).
[3]Лига М.Б. Социальная безопасность молодежи: организационно-управленческое обеспечение. Режим доступа: http://rae.ru/monographs/161(дата обращения: 21.11.3014).
[4]Нутфулина Р. М. Оптимизация управления трудовой социализацией студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. канд. социол. наук. Уфа, 2007. 20 с.
[5]Адамчук В.В. Экономика и социология труда. М.: Юнити, 2000. 407 с.
Библиографический список
1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук. – М.: Юнити, 2000. – 407 с.2. Глубшев О.А. К вопросу моделирования поля жизненных проблем студенческой молодежи / О.А. Глубшев // Диагностика и прогнозирование соц. процессов. Вып.2. – Белгород, 1999. – С. 100-103.
3. Лига М.Б. Социальная безопасность молодежи: организационно-управленческое обеспечение [Электронный ресурс] URL: http://rae.ru/monographs/161(дата обращения: 21.10.2017).
4. Маркарян Э.С. Глобальное моделирование как особый адаптационный механизм культуры / Э.С. Маркарян. - М., 1999. - С. 72.
5. Моделирование в социологии. Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/42-2010-08-30-12-18-24/881-2011-01-16-16-05-09 (дата обращения: 24.04.2017).
6. Моделирование. Режим доступа: http://otvet.mirslovarei.com/q/838292/ (дата обращения: 24.04.2017).
7. Нутфулина Р.М. Оптимизация управления трудовой социализацией студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. канд. социол. наук / Р.М. Нутфулина. – Уфа, 2007. – 20 с.