Индекс УДК 332.14
Дата публикации: 30.11.2019

Региональные особенности устойчивого развития Пермского края

Regional features of sustainable development of the Perm region

Васильченко Анна Игоревна
Старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ
Vasilchenko Anna Igorevna
Senior Lecturer, Department of World and Regional Economics, Economic Theory
Аннотация: Каждый регион (субъект РФ), имея определенный потенциал, позиционируется в структуре социально-экономического пространства страны, национальной и мировой экономике. Сочетание универсальных и уникальных региональных особенностей дает возможность сохранять единое экономическое пространство и обосновывать стратегию и направления устойчивого развития региональной политики. Позиции региона отражают не только их имидж и бренды, но и неповторимый образ и индивидуальность территорий. Уникальность регионов проявляется в различных сферах общества: экономической, демографической и национально-этнической, социально-культурной и туристской, инновационной и инвестиционной и т.д. Новизна работы заключается в аргументированном определении вектора устойчивого развития экономики региона. Полученные результаты целесообразно брать во внимание при формировании концепции социально-экономического устойчивого регионального развития, поскольку при сохранении такой производственной структуры для дальнейшего роста экономики Пермского края требуется ориентация на социальную политику, которая включает воспроизводство трудовых ресурсов: рост реальной зарплаты, улучшение условий труда, качества жизни, снижение миграционных оттоков, повышение численности населения и др.

Abstract: Each region (subject of the Russian Federation), having a certain potential, is positioned in the structure of the socio-economic space of the country, the national and world economy. The combination of universal and unique regional features makes it possible to maintain a single economic space and justify the strategy and directions of sustainable development of regional policy. The positions of the region reflect not only their image and brands, but also the unique image and individuality of the territories. The uniqueness of the regions is manifested in various spheres of society: economic, demographic and national-ethnic, socio-cultural and tourism, innovation and investment, etc. the Novelty of the work consists in the reasoned determination of the vector of sustainable development of the region's economy. The obtained results should be taken into account in the formation of the concept of socio-economic development of the region, since while maintaining such a structure of production for further growth of the economy of the Perm region, it is necessary to focus on social policy, including the reproduction of labor resources: increasing real wages, improving working conditions, quality of life, reducing migration outflow, increasing the population, etc.
Ключевые слова: Устойчивое социально-экономическое развитие, конкурентные преимущества, инновационная политика, инвестиционная привлекательность, региональное стратегическое планирование

Keywords: Sustainable socio-economic development, competitive advantages, innovation policy, investment attractiveness, regional strategic planning


Введение

Пермский край является регионом с высоким природным, культурным и экономическим потенциалом, основную долю которого занимает промышленный комплекс, включающий нефтяную, химическую и нефтехимическую промышленность, черную и цветную металлургию, машиностроение, лесопромышленный комплекс и прочие отрасли. Всё это составляет хорошую основу для устойчивого развития региона, однако в последние время можно наблюдать снижение одних социально-экономических показателей, например, численности экономически активного населения региона, численности занятых, и одновременный рост других показателей, например, индекса промышленного производства и пр. Исходя из этого, целью исследования является определение региональных особенностей устойчивого социально-экономического развития экономики Пермского края и выявление факторов, которые в наибольшей степени обеспечивают такое развитие.

 

Объекты и методы исследования

Цель формирует новизну работы, состоящую в аргументированном определении вектора развития экономики региона, основанном на экономическом анализе и сопоставлении его результатов со статистическими данными.

Исследуемому вопросу посвящены труды, касающиеся разных аспектов эффективности использования региональных ресурсов, в том числе трудовых, однако в условиях крайне высокой динамичности экономических и других процессов требуется постоянный мониторинг существующих тенденций с применением новых, более точных инструментов исследования.

При проведении данного исследования использовались методы структурно-логического анализа, сравнения и обобщения. В работе также использованы материалы периодических изданий, ресурсы сети Интернет, научные труды российских экспертов по исследуемой проблематике.

Основная часть

В Пермском крае сконцентрирована значительная часть населения, экономики, капиталов и ресурсов РФ. Площадь края – 160,6 тыс. кв. км, что составляет более 15% территории Приволжского федерального округа, почти пятую часть территории в Уральском экономическом районе и всего 1% территории страны.

Невзирая на относительно небольшой показатель размера территории, регион значительно превзошел многие европейские государства, что указывает на значительный территориальный потенциал.

Конфигурация региона представляет собой правильный прямоугольник с протяженностью с севера на юг более 600 км, с запада на восток почти 400 км. Основные преимущества региона, которые отличают его выгодное экономико-географическое положение, состоят в компактности территории со срединным положением краевого центра – города Перми; наличии развитой речной системы, выступающей осью экономического развития в меридиональном направлении; наличии крупнейшей в РФ железнодорожной магистрали (Транссиб), которая проходит в широтном направлении; «стыковом» положении региона на восточной окраине Русской равнины и западных склонах Уральских гор, что обеспечило контраст ландшафта и многообразие хозяйственной деятельности. Особенное значение в развитии края имеет комплекс преимуществ положения между Европой и Азией, в глубине Евразии, что позволяет относить Пермский край к типичному, «срединному» региону индустриального типа, обладающему выгодным транспортно-географическим положением. Восточную часть региона, с середины XVIII века известную в качестве Горнозаводского Прикамья, на сегодняшний день относят к старопромышленным территориям, где преобладают малые и средние города с однопрофильным производством (так называемые моногорода) [5, с. 22-23].

Пермский край, принимая участие в территориальном разделении труда, выступает в качестве монополиста в РФ по производству 17 видов продукции промышленности (например, калийных удобрений, производству титана и магния и пр.).

В регионе работают приблизительно 500 крупных и средних предприятий. Часть из них выпускают продукцию, которая ориентирована на экспорт, часть – импортозамещающую продукцию, остальные работают на потребности региональной экономики и местных жителей.

Край обладает благоприятным инвестиционным потенциалом, реализация которого содейсьвует преодолению последствий финансовых кризисов. Так, по информации рейтингового агентства «Эксперт РА», среди регионов со средним инвестиционным потенциалом и умеренными рисками (в группе 2В) Пермский край занимает «срединное» положение. Анализируя Индекс конкурентоспособности края, можно также отметить, что регион вошел в ТОП-20, расположившись в Центральном коридоре экономического роста «Смоленск-Москва-Екатеринбург» [4, с. 304].

В то же время проявились и отрицательные тенденции, снижающие позиции края. Так, теряется бренд Перми как порта пяти морей, так как промышленное и гражданское судоходство по реке Каме свелось к минимуму, и ее уже нельзя называть в качестве транспортной европейской артерии. Несмотря на реконструкцию аэропорта «Большое Савино», Пермь существенно уступает соседним городам-миллионерам, поскольку автовокзал и железнодорожный вокзалы не соответствуют требованиям современного мегаполиса.

Сохраняя относительную устойчивость демографической ситуации, Пермский край по демографическим тенденциям выглядит как типичный российский регион. В Пермском крае, как и во множестве регионов России, сформирована неблагоприятная демографическая ситуация, отличающаяся на протяжение продолжительного периода естественной убылью жителей и только с 2012 г. несущественным естественным приростом населения. Это объясняется вступлением в детородный возраст многочисленного поколения молодежи, которые рождены в 1980-е гг. и, относительной стабилизацией социально-экономической ситуации, а также положительными результатами демографической политики, что помогло поднять рождаемость за счет «отложенных рождений».

Проводя оценку региональных преимуществ Пермского края, требуется подчеркнуть, что нарастающие миграционные оттоки населения из региона негативно отразились на общей численности жителей и человеческом потенциале. Анализ динамики механического движения населения Пермского края указывает на «стягивание» населения в краевой центр, столицу Пермской агломерации. Положительное сальдо миграции в город Пермь можно наблюдать с 2006 года. Однако основной миграционный прирост населения в городе Пермь дают внутрикраевые миграции. Численность прибывающих в краевой центр с различных территорий Пермского края, невзирая на некоторые колебания, осталась на уровне 4,5-5,6 тысяч человек. По данным официальной статистики, доля международных потоков мигрантов в общем миграционном приросте не велика, а динамика его объема прибытия довольно не стабильная. При этом Пермь постоянно теряет жителей в обмене с другими территориями РФ, что вызывает большую тревогу.

Среди позитивных трендов сохранилось повышение роли края в процессах укрепления целостности российских территорий. Регион продолжает исполнять важную интеграционную функцию в структуре социально-экономического пространства государства. Он консолидирует социоэкономику РФ в единое целостное образование и выступает регионом-скрепом, который обеспечивает безопасность страны [6].

Итак, ведущие отрасли промышленности Пермского края включают добывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, химическую промышленность, машиностроение, металлургию, лесную промышленность.

Промышленный сектор экономики Пермского края можно охарактеризовать ежегодным повышением производительности труда при высоком уровне износа основных фондов, на фоне общего понижения показателей капиталоотдачи. В то же время присутствует рост показателей производства. Так, в 2018 году индекс промышленного производства вырос почти на 3% к уровню 2017 г. Следовательно, на величину совокупного продукта, образуемого в процессе производства, наибольшее влияние в Пермском крае оказывает потребление трудовых ресурсов, что подтверждено положительной динамикой показателя зарплатоотдачи. Такое положение дел в промышленном секторе экономики характерно для всех старопромышленных регионов РФ, к которым относят и Пермский край, где рост производительности труда достигают на устаревшей производственной базе, которая часто не позволяет автоматизировать множество трудоемких процессов. При сохранении подобной структуры производства для дальнейшего роста экономики Пермского края важна ориентация на социальную политику, которая включает в себя воспроизводство ресурсов труда, повышение реальной зарплаты, улучшение условий труда, сокращение миграционных оттоков, повышение численности населения. Полученные результаты и выводы следует принимать во внимание не только при формировании концепции устойчивого социально-экономического развития Пермского края, но и при подведении итогов степени продвижения к ее целевым показателям.

В свою очередь, основные конкурентные преимущества Пермского края заключаются в следующем:

  • наличии природных ресурсов (основу составляют минерально-сырьевые ресурсы, а также лесные и водные ресурсы);
  • энергоизбыточности региона (20% в электроэнергии поставляется в соседние субъекты РФ);
  • важном транзитном положении в транспортной сети России, расположении на пересечении широтных железнодорожных, автодорожных магистралей федерального уровня и меридиональной водной магистрали – реки Камы.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 г. основные стратегические приоритеты устойчивого социально-экономического развития Пермского края до 2020 года состоят в следующем:

  • формировании инновационной инфраструктуры Пермского края, в рамках которой требуется выработать механизмы, которые позволяют получать новации в независимости от стадии реализации;
  • развитии кластера авиадвигателестроения, предполагающем создание центра двигателестроения на основе Пермского кластера авиадвигателестроения;
  • размещении производства жидкостного ракетного двигателя для ракеты-носителя «Ангара»;
  • создании в Пермском крае центра обслуживания воздушных судов [1].

Таким образом, Пермский край занял определенную «нишу» в экономическом пространстве России. Это такие «знаковые» отрасли, как электроэнергетика, цветная металлургия, нефте- и газопереработка, производство минеральных удобрений и различной продукции основной химии. В Пермском крае сложился многоотраслевой лесопромышленный комплекс, выступающий одним из ведущих комплексов в стране. В то же время некоторые предприятия в машиностроительном и металлургическом комплексах переживают глубочайший кризис, что негативно отразилось на функционировании моногородов, устойчивом социально-экономическом развитии региона в целом, снизив его конкурентные преимущества. Как следствие, край во многом потерял экономический и транспортный потенциалы, но пока сохранил трудовой и интеллектуальный потенциал. Поэтому в целях устойчивого социально-экономического развития требуется переориентировать экономику Пермского края на инновационную деятельность.

Инновационная политика позволяет превращать регион в привлекательную территорию не только для потенциальных инвесторов, но и для притоков населения с высоким уровнем образования и интеллектуальным потенциалом, который обладает качественно иной ценностью человеческого капитала. Данная политика предполагает формирование комфортных условий и для собственных граждан, что должно быть приоритетным направлением в устойчивом социально-экономическом развитии региона.

Пермский край обладает достаточно высоким потенциалом для инновационной деятельности. Особенную роль по формированию инновационного имиджа региона исполняет научно-образовательный кластер, который включает Пермский научный центр, академические институты, национальные исследовательские университеты, систему государственных и негосударственных высших и средних учебных заведений. В кластере скоординирована научная и учебная деятельность всех научных и учебных заведений, функционирующих на территории региона. Осуществляемые в крае проекты (такие как «Новый Звездный», «Фотоника» и др.) обеспечивают консолидацию в регионе науки, образовании, производстве и управлении в сфере высоких технологий.

Как показывает мировая практика и опыт высокоразвитых стран, многие моноотраслевые и старопромышленные районы выходят из экономического кризиса за счет внедрения новых технологий, благодаря новым формам организации производства и перехода к инновационным видам деятельности.

Для повышения уровня инвестиционной привлекательности Пермского края в дальнейшем необходимо рассмотреть создание инновационной зоны, например, на базе города Пермь. В данном случае цели создания инновационной зоны должны заключаться в следующем:

  • создании новых сегментов рынка;
  • создании новой продукции;
  • создании новых рабочих мест и наращиваниии потенциала высококвалифицированных кадров;
  • создании благоприятных условий для привлечения инвестиций;
  • развитии инфраструктуры.

Функционирование инновационной зоны включает:

  • предоставление налоговых и таможенных льгот;
  • государственные вложения в строительство объектов инфраструктуры [4, с. 310].

Отдельно стоит упомянуть об инвестиционной политике в регионе.

В целях создания благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в Пермском крае разработан и реализуется комплекс мер государственной поддержки инвесторов. К примеру, создана «рабочая группа по улучшению ключевых показателей инвестиционного климата» при председателе Правительства Пермского края, задачей которой является выработка оптимальных решений по вопросам улучшения инвестиционного климата в Пермском крае, а также утвержден Совет по улучшению инвестиционного климата в Пермском крае, в рамках деятельности которого осуществляются рассмотрение и анализ проблем, возникающих при реализации инвестиционных проектов. Данный совет принимает решение о присвоении инвестиционному проекту статуса «приоритетный инвестиционный проект», который позволяет инициатору инвестиционного проекта получить меру государственной поддержки по административному сопровождению проекта и претендовать на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Пермского края.

Несомненно, существенный вклад носит инвестиционный портал Пермского края, который содержит информацию по следующим направлениям:

  • инвестиционный потенциал региона (территориальные, географические, ресурсные преимущества);
  • существующие меры поддержки инвестиционной деятельности на территории края (сопровождение инвестиционных проектов по принципу одного окна, административное сопровождение инвестиционных проектов, поддержка инвестиционных проектов в различных отраслях, действующие налоговые льготы);
  • план объектов инфраструктуры;
  • инвестиционная карта Пермского края, с размещенными на ней актуальными инвестиционными площадками, проектами, предложениями.

На портале создан реестр инвестиционных проектов Пермского края, в котором содержится полный перечень реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов на территории региона.

Также к конкурентным преимуществам Пермского края необходимо отнести растущую роль туристско-рекреационной деятельности. Регион размещается в разных климатических зонах на границе Европы и Азии, отличается заметным ландшафтным разнообразием, что расширяет спектр туристских услуг. Край привлекателен для горнолыжного отдыха, речного сплава, спелеологов, геологических и этнографических экскурсий, пешеходного, лыжного и автомобильного туризма. Одним из новых и малоизвестных направлений данной сферы может стать так называемый «промышленный» туризм, который в развитых странах приобретает все большую популярность [3, с. 164-165].

В контексте общественной географии особенно актуально выявление конкурентных преимуществ территории с учетом ее уникальных природно-ресурсных, экономических, социально-демографических, политических, институциональных и других особенностей.

В целом, исследование основных трендов развития экономики Пермского края, его места на фоне развития региональных экономик Приволжского федерального округа (ПФО), России в целом, причин образования застойных явлений по целому ряду экономических показателей показало, что это связано не столько с внешними причинами (стагнация, санкции), сколько с хроническими проблемами региональной экономической политики (на уровне региона и муниципальных территорий), отсутствием современной и эффективной системы регионального стратегического планирования, сбоями в реализации региональных программ и проектов, в том числе на уровне моногородов.

Система регионального стратегического планирования требует определения задач стратегического планирования в регионе с учетом особенностей его устойчивого развития, сложившихся экономических и социокультурных отношений с окружающими регионами. На первый план выходит задача разработки актуальной стратегии социально-экономического и пространственного развития Пермского края как совокупности экономических районов, каждый из которых имеет свою специфику и, следовательно, требует своей стратегии. Эти стратегии должны иметь единую методологическую базу и единый, общий для всех, вектор регионального развития. Такими векторами являются мини-кластерный подход, промысловые формы производства, сохранение культурного кода территорий. При этом актуальным становится переход к анализу ситуации «изнутри», с позиций перспективы развития отдельных муниципальных образований Пермского края и их объединений (агломераций, экономических районов, ареалов расселения).

Динамика социально-экономического развития, условий труда и жизни требует перехода от трендовых, инерционных подходов к планированию и прогнозированию к более креативным методам, использующим методологию футуристического подхода к формированию экономического развития отдельных территорий, нарастающей дифференциации в условиях будущего каждой социально-экономической системы. Решение этой задачи предполагает стратегический, а не формально долгосрочный прогноз, т. е. не столько цифры и тренды, сколько целеполагание с учетом «окон возможностей» и вариантов сценарного выбора. При этом к процессу выработки стратегий должны быть подключены не только внешние эксперты, но и проживающие на конкретных территориях участники этого процесса, представляющие в полном объеме потенциал своей территории (представители «групп влияния» и стейкхолдеры).

Для успешного устойчивого развития Пермского края необходимо:

  • выстроить взаимосвязи системы базовых стратегий, формирующих стратегический контур государственного регулирования и управления, собственно, государственного стратегического планирования и региональной экономической политики;
  • выстроить региональные аналоги стратегического контура экономического регулирования;
  • обобщить и включить в инструментарий региональной экономической политики всё лучшее, что было наработано и накоплено за истекшие годы;
  • предложить новую теоретическую модель региональной экономической политики, дополненную структурной и промышленной политикой и органически увязанную со стратегическими национальными целями, приоритетами и соответствующими стратегическими проектами / государственными программами; с отраслевой структурой экономики, видовой структурой и интересами бизнеса; со специфицированными региональными системами стратегического целеполагания, прогнозирования, проектирования и программирования, включая взаимоувязанные системы параметров, индикаторов и критериев оценки результативности этой политики;
  • обеспечить механизмы контроля, администрирования и стимулирования исполнения принятых экономико-политических решений [2, с. 36-37].

 

Заключение

Таким образом, оценивая научно-технический потенциал Пермского края и перспективы формирования инновационного кластера в регионе, следует отметить его конкурентные преимущества. Экономико-географическое положение Пермского края, его промышленный потенциал, наличие значительных природных запасов в сочетании с трудовыми ресурсами, основу которых составляет персонал высокотехнологических промышленных предприятий, интеллектуальный потенциал академических и отраслевых институтов, высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, создают необходимые условия для дальнейшего развития края в инновационном направлении, формируют благоприятный инвестиционный климат, способствую созданию положительного имиджа территории, привлекают инвестиции и наращивают человеческий капитал.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 27.10.2019.
2. Бухвальд, Е.М. Стратегическое планирование и новые ориентиры политики регионального развития в Российской Федерации / Е.М. Бухвальд, О.Н. Валентик // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – №5. – С. 21-41.
3. Пермский край в цифрах: крат. стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2019. – 180 c.
4. Сорокина, Н.В. Инвестиционная привлекательность Пермского края / Н.В. Сорокина, Е.С. Глушкова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2018. – № 4. – С. 303-313.
5. Шарыгин, М.Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве Российской Федерации / М.Д. Шарыгин // Географический вестник. – 2018. – №4(31). – С. 22-28.
6. Социально-экономическое развитие и бюджет Пермского края [Электронный ресурс]. URL: https://mfi n.permkrai.ru/upload/pages/1658/dat_1539860039475.pdf (дата обращения: 27.10.2019).
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/resources/70a0ff80483b3d4692349ef8830b115d/Ежегодник+2018.pdf (дата обращения: 27.10.2019).