Индекс УДК 658:005
Дата публикации: 26.10.2016

Значение метода оценки конкурентоспособности предприятия в стратегии его дальнейшего развития

The value of the method of evaluation of enterprise competitiveness in the strategy for its further development

Пегушина Анна Александровна
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
кафедра менеджмента устойчивого развития
г. Симферополь
Pegushina Anna
Crimean Federal University
Аннотация: В статье охарактеризован методический инструментарий оценки конкурентоспособности предприятий, позволяющий принимать управленческие решения относительно стратегических альтернатив дальнейшего развития предприятий в условиях рыночной экономики

Abstract: The article described a methodical toolkit of estimation of competitiveness of enterprises, allowing to make management decisions regarding strategic alternatives for further development of the enterprises in the market economy.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, оценка конкурентоспособности предприятия, конкурентный потенциал предприятия, ключевые факторы успеха, бенчмаркинг

Keywords: competitiveness of the enterprise, evaluation of enterprise competitiveness, the competitive potential of the company, key factors for success, benchmarking.


Введение. В настоящее время применение целенаправленной, научно обоснованной системы оценки конкурентоспособности современных предприятий носит непостоянный, эпизодический характер. Отсутствие четкого понимания своих конкурентных преимуществ не позволяет предприятиям выбрать действенную стратегию развития, что весьма негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом.

Объекты и методы исследования. Целью исследования является обоснование целесообразности выбора метода оценки конкурентоспособности предприятия для возможности дальнейшего применения результатов оценки в процессе разработки стратегических альтернатив развития предприятия.

В ходе исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, системный подход, метод логического анализа.

Экспериментальная часть. Конкурентная позиция современного предприятия напрямую зависит от правильности выбора действенных инструментов повышения конкурентоспособности, позволяющих предприятию эффективно осуществлять свою деятельность в динамической внешней среде. Исходным элементом в выборе направлений повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности. Методический аппарат анализа конкурентоспособности предприятия достаточно разнообразен, при этом выбор инструментария оценки конкурентоспособности предприятия целесообразно осуществлять с учетом возможности разработки стратегических альтернатив его развития.

Целевым ориентиром для выбора инструментария оценки конкурентоспособности предприятия может выступать необходимость определения уровня ресурсной базы предприятия, благодаря которой субъект хозяйствования способен или не способен достичь желаемого уровня конкурентных преимуществ. В современных условиях приоритетное значение приобретает возможность создания устойчивого конкурентного преимущества, что непосредственно связано с формированием и реализацией конкурентного потенциала. Конкурентный потенциал в его современной трактовке рассматривается как системное образование ресурсов, которое характеризуется соответствующими количественными и качественными показателями (параметрами) и отражает возможности активного, динамического саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях быстро изменяющейся внешней среды [2]. В связи с чем, объективной оценкой конкурентоспособности потенциала может стать система разработки качественных и количественных показателей, а также условий их реализации. Выбор параметров оценки во многом зависит от сферы деятельности, поэтому при создании методики оценки конкурентных показателей необходима конкретизация сферы их применения. При этом основные направления и процедура оценки составляющих конкурентного потенциала должны базироваться на системном анализе (рис.1).

Рисунок 1. Этапы оценки составляющих конкурентного потенциала предприятия

Оценку конкурентоспособности предприятия, построенную на основе анализа его конкурентного потенциала, целесообразно дополнить маркетинговыми исследованиями факторов внешней среды предприятия, влияющих на выработку стратегических альтернатив развития предприятия: конкурентоспособность страны функционирования предприятия; организация входных материальных, финансовых и информационных потоков предприятия; факторов, определяющих конкурентный рынок [6].

Методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе ключевых факторов успеха предполагает как сравнение конкурентов, так и оценку их перспективной способности к достижению успеха в конкретной отрасли. Анализ ключевых факторов успеха позволяет определить, что первостепенно в конкурентной борьбе, выбрать ресурсы для реализации целей.

Ключевые факторы успеха организации базируются на научно-техническом уровне производства и продукта, уровне маркетинга, уровне менеджмента; организационно-техническом уровне производственных процессов, финансово-экономическом уровне предприятия, а также уровне персонала. В целом, основные ключевые факторы успеха могут быть объединены в группы: в технологиях, в производстве, в сбыте, в маркетинге, в профессиональной подготовке, в организационных возможностях.

Выявление ключевых факторов успеха организации необходимо с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции. Так, для каждой отрасли характерны свои ключевые факторы успеха. Например, в производстве брендовой одежды к ключевым факторам успеха относят дизайнерское мастерство и качество ткани; в медицинском обслуживании ключевыми факторами успеха являются квалификация и опыт медицинского персонала, наличие современного диагностического оборудования; в гостиничном бизнесе – положительный имидж, высокий уровень обслуживания, современные информационные системы.

С целью укрепления конкурентных позиций предприятия посредством выбора наилучших методов организации бизнес-процессов применяется метод бенчмаркинга — непрерывное самосовершенствование предприятия, постоянный систематический процесс сравнения собственной эффективности и отдельно взятого бизнес-процесса с аналогичным бизнес-процессом эталонного предприятия, с конкурентами и основными мировыми тенденциями [1, 3].

Мотивами инициирования бенчмаркинговых проектов в международной практике являются: пересмотр существующих и формирование новых целей для предприятия, поиск наилучших способов их достижения; своевременная идентификация признаков отставания от конкурентов; необходимость радикальных улучшений для сохранения конкурентоспособности; большие временные затраты на коммерциализацию продукта по сравнению с конкурентами; необходимость прогнозирования новых стратегий конкурентов; участие в конкурсах качества, большинство из которых предполагает использование бенчмаркинга как обязательное условие [4].

Последовательность проведения бенчмаркингового исследования можно представить в виде схемы (рис.2). В зависимости от поставленных целей, предприятие выбирает определенный вид бенчмаркинга: внутренний, внешний (конкурентный), функциональный, общий бенчмаркинг.

Наибольшее распространение в практической деятельности организаций получил конкурентный бенчмаркинг. Ключевым условием в обеспечении объективности анализа является определение количественных измерителей результативности, позволяющих сравнивать предприятия между собой. Главным критерием для сравнения является сопоставимость предприятий-представителей с рассматриваемой экономической системой по виду производства, размерности, стадии жизненного цикла организации. В частности, преимущество одного предприятия над другим может быть оценено в том случае, если организации удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. Контроль может проводиться и при соизмерении показателей анализируемого предприятия с общеотраслевыми оценками [4].

По принципу получения информации для сравнения результатов выделяют внешний партнерский бенчмаркинг. Данный вид бенчмаркингового исследования проводится несколькими организациями, которые заключают договор о проведении совместных сравнительных исследований деятельности каждого из участников с целью оказания помощи друг другу для дальнейшего успешного развития. Подобные соглашения могут заключать как разнопрофильные, так и однопрофильные предприятия, т.е. предприятия-конкуренты. Такого рода бенчмаркинг не предполагает ограничений в обмене мнениями, проведении конференций, во взаимных посещениях предприятий.

Рисунок 2. Этапы проведения бенчмаркингового исследования

Внутренний бенчмаркинг предполагает проектирование рациональных производственных процессов на основании сравнения традиционных способов их выполнения со способами, предлагаемыми лучшими работниками [5].

Результаты. Обобщая вышеизложенное, отметим, что оценка конкурентного потенциала предприятия позволяет определить уровень ресурсной базы предприятия, выбрать и обосновать конкурентную стратегию функционирования и развития предприятия, реализация которой поспособствует, в свою очередь, укреплению составляющих конкурентного потенциала.

Анализируя ключевые факторы успеха, следует помнить, что в каждой отрасли существуют специфические требования к комбинации ключевых факторов успеха, при этом для завоевания позиции лидера в отрасли каждый из них может стать инструментом победы в конкурентной борьбе.

Оценка ключевых факторов успеха позволяет сосредоточить усилия на главных аспектах в конкурентной борьбе; недостатком метода является высокий уровень субъективизма, основанием которого является применение экспертных оценок как для определения ключевых факторов успеха и удельного веса каждого фактора, так и позиции конкурента.

Бенчмаркинг может принести значительный эффект в практической деятельности предприятия. Подход имеет преимущества, поскольку предполагает выбор эталона для сравнения не только среди прямых конкурентов, но и предприятий, относящихся к другим отраслям, зарубежным странам, что значительно расширяет возможности получения знаний и опыта предпринимательской деятельности, методов функционирования предприятия.

Объектом бенчмаркингового исследования может быть не только деятельность предприятия в целом, но и отдельные функциональные и обеспечивающие подсистемы управления предприятием, а также определяющие их процессы, методы и подходы.

Трудность проведения бенчмаркингового анализа заключается в подборе показателей, удовлетворяющих требованиям объективности и достоверности протекающих процессов на предприятии, выборе эталона сравнения, ограниченном доступе к необходимой информации и отсутствии заинтересованности руководства предприятий-лидеров отрасли в сотрудничестве.

Выводы. Таким образом, методы оценки конкурентоспособности предприятий разнообразны и выбор конкретного метода обусловлен целью оценки конкурентоспособности предприятия, доступом к необходимой информации и ее достоверностью, наличием специально подготовленных специалистов для проведения расчетов.

Библиографический список

1. Camp R. C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance ASQC // Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1990. [на англ. яз.]
2. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации : учеб. пос. - М. : ИНФРА-М, 2015. – 299 с.
3. Е.А. Боргардт, М.В. Вишнякова. Система контроллинга как современная концепция управления // Вектор науки ТГУ. -2015. -№1 (31). –С.78-86.
4. Василенко В.А. Экономика знаний и синергетические основы креативного управления : монография. – Симферополь : ДИАЙПИ, 2013. – 377 с.
5. Латфуллин Г.А. Теория менеджмента.- СПб.:Питер, 2014.- 464 ил.
6. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика : учебник. - М. : Юрайт, 2015. - 447 с.