Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.04.2019

Кадровый потенциал для инновационной экономики

The personal potential for innovational economy

Потеев Артур Тихонович
Холявка Кирилл Алексеевич
1. к.э.н., профессор кафедры экономической теории
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления
2. магистрант
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления


Poteev Arthur Tikhonovich
Kolyavka Kirill Alekseevich

1. Ph.D., Professor of the Department of Economic Theory
FSAEI of HE "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky
Institute of economics and management
2. master student
FSAEI of HE "Crimean Federal University
named after V.I. Vernadsky "
Institute of economics and management
Аннотация: Статья посвящена коррективам системы образования, способствующим формированию кадрового потенциала, соответствующего современным требованиям инновационной экономики.

Abstract: The article is devoted to education sistem, correction in order to have personal potentional adequate to innovation of economy.
Ключевые слова: механизация, автоматизация, роботизация производства, инновации, высококвалифицированный труд, подготовка кадров

Keywords: automation, robot, mechanization, innivation, skilled labour, qualification.


Введение. Надвигающейся эпохе прорывных технологий, обширной цифровизации экономики и сферы обслуживания все более настоятельно требуются специалисты новых видов деятельности. Высококвалифицированные рабочие, инженеры, способные создавать и обслуживать автоматические линии, роботы, информационные и коммуникационные компьютерные сети, био- и нанотехнологии, становятся массовыми профессиями, необходимыми сегодняшнему производству. Пока что технологическая инноватизация в России осуществляется крайне медленно. Одной из самых главных причин низких темпов инноватизации производства, на наш взгляд, является дефицит квалифицированных технических специалистов, способных к творчеству, изобретательству, техническому и технологическому новаторству. В производственных коллективах не сформирована философия технического творчества, отсутствует культ технологизации своего предприятия, рабочего места, каждой выполняемой операции. Мотивация к техническому усовершенствованию, росту производительности ослаблена. Система профессионального образования и производственная практика действующих предприятий технологически и функционально дистанцированы. И то и другое нуждаются в существенной корректировке.

Основной материал. Необходимо создавать на предприятиях творческие группы из числа работающих инженеров, техников, рабочих, задачей которых является усовершенствование всех применяемых технологий. Критический подход и целевая установка к совершенствованию, модернизации приемов труда, технических операций, применяемых орудий труда, механизмов должны стать общей атмосферой трудового коллектива, его технологической философией. Соответственно такой постановке технической политики пересматривается весь комплекс стимулирования – от моральных и социальных стимулов до материальных и денежных. Всякое рационализаторское предложение, усовершенствование и сокращение трудоемких физических операций означает без волокиты и промедлений адекватное вознаграждение авторов и исполнителей. Повышение уровня технологичности, рост производительности труда в таком коллективе становятся общей культурой, предметом гордости тружеников предприятия. Слушая музыку, мы наслаждаемся ей в том случае, когда композитор сочинил прекрасное музыкальное произведение, исполнители профессионально его воспроизводят на совершенных и соответствующих композиции инструментах. Так и в производственном процессе. Инженерная мысль материализуется в большей степени тогда, когда профессионально готовы к этому рабочие-исполнители, когда работники вооружены соответствующими инструментами, механизмами, оборудованием и материалами, когда созданы все необходимые условия для производительного труда. В производственном процессе необходима такая же слаженность и гармония, как и в оркестровом исполнении музыкального произведения.

Восхождение к технологическим вершинам происходит через этапы механизации и автоматизации производственных процессов, каждый из которых отличается по полноте и техническому совершенству способов удаления ручного физического труда человека, снижению трудоемкости.

Механизация – процесс замены ручного труда человека механизмами или машиной. Механизация может быть частичной и комплексной. Комплексная механизация означает механизацию всей технологической цепи, включающей как основное, так и вспомогательное производство.

Высшей ступенью механизации является автоматизация. Автоматизация означает применение системы машин, оборудования в производственном процессе, где полностью исключен физический труд человека. Функциями автоматизированного труда становится контроль за работой системы машин при помощи средств автоматики.

Комплексная автоматизация подготавливает условия для роботизации производственного процесса. Функционирование робототехнических средств основано на применении программного управления с использованием компьютерной техники, микропроцессоров и телекоммуникационных технологий. Роботизация – это современная ступень высокотехнологичного механизированного производства. Наряду с механизированными возникли и успешно развиваются такие виды высоких технологий как нано-, биотехнологии, молекулярные и т.п. технологии.

Автоматизация в современном промышленном производстве – связующее звено НТП с последующим внедрением промышленных роботов и манипуляторов, станков и автоматов с числовым программным управлением, компьютерными системами управления и цифровизацией. В числе новейших машин современного автоматизированного производства в отечественной практике широкое распространение получили роторные машины. В них на барабане-роторе размещены инструменты и рабочие органы машины, сообщающие инструментам функциональные движения в процессе вращения ротора. Здесь обработка предмета труда осуществляется синхронно с безостановочным его транспортированием от одного ротора к следующему. В итоге синхронизации устраняются потери времени на размещение операции и увеличивается производительность. Действует автоматическая непрерывная линия. Для малосерийного производства создаются гибкие автоматизированные системы, способные быстро переналаживаться на производство меняющихся видов изделий.

Важно отметить, что каждому последующему восходящему этапу развития технологичности производственного процесса необходим адекватно возрастающий уровень подготовки как творческих, так и исполнительских кадров. Синхронность подготовки специалистов и развития технологичности производства взаимно дополняют и ускоряют научно-технический прогресс. И, наоборот, асинхронность сдерживает и замедляет оба процесса совершенствования технологии и специалистов.

В связи с автоматизацией и роботизацией производства потребовался ряд новых специальностей, таких как: аппаратчик-оператор, инженер-системотехник, оператор полуавтоматических линий, инженер измерительных приборов и автоматики, инженер автоматизирования производственных процессов, разработчик автоматизированной системы управления.

Адекватной реакции производство ожидает от системы экономического образования. Настало время готовить специалистов смежных профессий: инженер-экономист, экономист-технолог, экономист автоматизированного производства и другие специальности экономического профиля с технологическим уклоном или специализацией.

Определенной коррекции требует система профессиональной подготовки рабочих кадров. Если обратить внимание на статистику последних лет, то становится почти очевидной необходимость корректировки системы образования в России. За период с 2005 по 2016гг. уровень образования занятых в экономике значительно повышен. Процент занятых с высшим образованием увеличился с 26,2% (2005г.) до 33,5%(2016г.). Доля занятых со средним профессиональным образованием за этот же период возросла только с 25,6% до 25,9% по количеству подготовленных по программам среднего специального образования. По программам квалифицированных рабочих со средним образованием, соответственно доля увеличилась еще меньше – с 18,4% до 19,2% [1, с.41].

Особое значение в связи с повышением уровней технологичности производства приобретает структура подготовки специалистов по укрупненным группам профессий. Для анализа сложившихся тенденций в подготовке кадров рассмотрим распределение обучающихся в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов по укрупненным группам отдельных профессий, принятых и выпущенных в 2016г., обучающихся по программам среднего профессионального образования в России

ВсегоКвалифицированных рабочих и служащихСпециа-листов среднего звена
Всего
выпущено, чел.628053198429429630
принято, чел.888762224178664584
в т.ч. по отдельным группам профессий:
— техника и технологии строительства
выпущено,%7,19,396,1
принято,%7.410,76,3
— информатика и вычислительная техника
выпущено,%5,474,076,11
принято,%5,563,446,25
— электроника, радиотехника, средства связи
выпущено,%0,90,941,43
принято,%1,410,981,55
— электро- и теплоэнергетика
выпущено,%3,824,142,37
принято,%3,774,393,56
— ядерная энергетика и технология
выпущено,%0,02600,025
принято,%0,0300,03
— машиностроение
выпущено,%7,4212,982,64
принято,%7,416,584,01
— химические технологии
выпущено,%0,740,770,44
принято,%0,911,170,8
— техника и технологии наземного транспорта
выпущено,%12,5118,699,66
принято,%11,2917,389,24
— техника и технологии кораблестроения
выпущено,%0,740,731,19
принято,%1.380,891,54
— нанотехнологии и наноматериалы
выпущено,%000
принято,%000
— экономика и управление
выпущено,%10,834,1713,91
принято,%8,913,1810,84
— юриспруденция
выпущено,%3,5405,17
принято,%3,8505,15

Источник: рассчитано авторами [1,с.291]

Как видно из анализа, приведенного в табл. 1, доля специалистов со средним профессиональным образованием, задача которых –  непосредственное обслуживание современного технологического оборудования, остается и на будущие периоды очень низкой.

Сможет ли переломить сложившуюся кадровую ситуацию система подготовки кадров с высшим образованием? В целом число образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации за последние годы, с учетом концентрации в более крупных вузах, сократилось. Так в 2001г. количество вузов было всего 1009 единиц, в т.ч. государственных – 621 и негосударственных – 388 единиц. В 2016г. их число сократилось до 818 учреждений, из которых государственных – 502 единиц, а негосударственных – 318. При этом общий выпуск специалистов с высшим образованием возрос с 720,2 тыс. чел. (2001г.) до 1161,1 тыс. чел. (2016г.).

Насколько коррелируется распределение приема и выпуска специалистов с высшим образованием с технологическим трендом в развитии российской экономике, в определенной степени, можно судить по распределению обучающихся по группам важнейших специальностей (табл. 2). Из приведенных в табл. 2 сведений очевидно, что такие высокотехнологичные отрасли производства, как электронная, радиотехническая, производство средств автоматики, химическая и биотехнологическая, энергетическая, морская техника и др. недополучают высококвалифицированных специалистов как среднего, так и высшего образования. С другой стороны, специалисты экономики и управления нуждаются в получении знаний в областях технологий производства. Поэтому, на наш взгляд, необходимо совмещение экономических, управленческих специальностей с прикладными технологическими дисциплинами. Востребованность таких специалистов со стороны производственных предприятий, несомненно, увеличится.

Таблица 2

Распределение приема студентов по отдельным группам специальностей высшего образования в вузах России в 2015, 2016гг.

2015г.2016г.
Принято всего, человек10495621038247
в т.ч. по отдельным группам специальностей, %

— энергетика, энергетическое машиностроение, электротехника

 

3,31

 

3,34

— морская техника0,680,72
— транспортные средства3,633,32
— электронная техника, радиотехника и средства связи1,771,8
— автоматика2,32,39
— информатика и вычислительная техника4,014,27
— химическая и биотехнология1,471,47
— технология производства продовольственных продуктов1,221,26
— экономика и управление19,9417,83
— гуманитарные науки18,0319,14

Источник: рассчитано авторами [1,с.327]

 

Выводы. Системы организаций специального среднего и высшего образования нуждаются в корректировке количества приема и обучения студентов, путем увеличения доли обучающихся современным техническим, технологическим специальностям.

Производственные предприятия, формируя новую техническую, технологическую производственную политику, должны шире привлекаться к сотрудничеству с образовательными организациями в решении многочисленных научных, творческих, инженерно-технических проблем.

Семья, общественные организации, образовательные учреждения, кино, средства массовой информации – весь спектр социальных институтов необходимо ориентировать на формирование в обществе культа технического и технологического творчества молодежи. Инженер, изобретатель, высококвалифицированный рабочий должны стать «героями нашего времени».

Библиографический список

1. Образование в России – 2017. Статистический бюллетень. – М.; Московский технологический университет, 2017. – 444с.
2. Российский статистический ежегодник, 2018. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – Режим доступа: www.gks,ru.
3. Потеев А.Т. Технологический уклон в подготовке кадров для инновационной экономики // А.Т.Потеев, Е.С.Ваденина. Экономические исследования и разработки: электронный научно-исследовательский журнал. Нижний Новгород. НОО «Профессиональная наука».№3, 2019. – с.56-62.