Индекс УДК 338.48
Дата публикации: 05.05.2017

Международный туризм как сфера экономической деятельности

International Tourism As Sphere Of Economic Activity

Буценко И.Н., Тимченко В.А.
Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

Butsenko I.N., Timchenko V.A.
Institute of Economics and Management V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol
Аннотация: международный туризм стал одним из крупнейших и высокодоходных секторов мировой экономики. Международный туризм приобрел глобальный характер и оказывает существенное влияние на национальную экономику многих стран мира. В статье представлена динамика международных туристских прибытий в разрезе регионов и доходы от международного туризма в разрезе 10 стран-лидеров в период с 1990-2016 гг. Выделены основные риски, препятствующие развитию международного туризма.

Abstract: international tourism is becoming one of the biggest and most profitable sectors in world economy. It acquired global character and has big influence for national economies of many countries in the world. The article reflects dynamics of international tourists’ arrivals in sections of regions as well as revenues from international tourism based on top-ten countries example in the period from 1990 to 2016. In the work are highlighted the risks, which prevent international tourism development.
Ключевые слова: международный туризм, международные туристские прибытия, ЮНВТО, доходы от международного туризма.

Keywords: international tourism, international tourists’ arrivals, UNWTO, international tourism income.


Сегодня международный туризм трансформирует прежде закрытые общества в открытые универсальные общества, где контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью, что удовлетворяет потребности людей во встречах и обменах с другими культурами. Неоспоримо, что туризм является одним из влиятельнейших феноменов экономического и социального развития нашего общества. Наиболее характерными тенденциями развития международного туризма являются: диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, ценовая политика.

Изучению структуры, состояния и роли международного туризма в целом для экономики отдельной страны мира посвящены работы многих ученых, в частности: Брич В., Крамарчук С. [1]; Буценко И. Н. [2]; Воронцова Е. А. [3]; Зайцева В. М., Корниенко О. М. [4]; Писаревский Е. Л. [5]; Федорченко В. К. [6] и др.

Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно, во второй половине ХХ в. Формированию данного вида деятельности способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых: снижение цен на горюче-смазочные материалы;  возникновение относительно дешевых авиаперевозок за счет снижения цен на горюче-смазочные материалы;  тенденция к урбанизации населения; сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др.

Сегодня из 195 государств мира в туризм вовлечено 155 стран [3]. Динамика международных туристских прибытий представлена на рис.1.

Рисунок 1 — Динамика международных туристских прибытий, 1990-2016 гг., млн. чел.

Источник: составлено на основе [9]

По данным UNWTO [7], в 2015 г. число международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% или на 50 млн. туристов, составив 1184 млн. человек, а в 2016 г. увеличилось на 3,9% или на 51 млн. туристов, составив 1235 млн. человек.

По развитию международного туризма ВТО выделяет 6 туристских регионов мира: Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион, Южная Азия, Америка, Ближний Восток, Африка [10]. Статистические данные UNWTO [9], по международным туристским прибытиям в 1990-2016 гг. в разрезе туристических регионов, свидетельствуют об устойчивой динамике роста международных туристических прибытий (табл. 1).

Таблица 1

Международные туристские прибытия по регионам мира, 1990-2016 гг.,  млн. чел.

Регион1990 г.1995 г.2000 г.2005 г.2010 г.2015 г.2016 г.
Мир43552767480995111891235
Европа261,5304,5386,6453,2489,4607,7619,7
Азия и Тихоок. рег.55,982,1110,4154205,5279,2 

302,9

Америка92,8108,9128,2133,3150,2192,6200,9
Африка14,818,726,234,850,453,558,2
Ближний Восток9,612,722,433,754,753,3 

53,6

Источник: составлено на основе [9]

По количеству международных туристических прибытий перовое место занимает Европейский регион (619,7 млн. чел. – 2016 г.), на втором месте находится Азиатско-Тихоокеанский регион (302,9 млн. чел. – 2016 г.) и замыкает тройку лидеров Американский туристический регион (200,9 млн. чел. – 2016 г.). За период с 1990 по 2016 гг. Африканский и Ближневосточный регионы имеют нестабильную динамку.

В 2016 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе зафиксирован наивысший рост международных прибытий (23,7 млн. прибытий) по сравнению с другими регионами мира. В Юго-Восточной Азии и Океании рост достиг 10%, в то время как количество прибытий в Северо-Восточной Азии увеличилось на 8%, а в Южной Азии – на 7%.

На Американском континенте во всех четырех субрегионах наблюдался значительный рост в 2016 г., при этом лидером стала Центральная и Южная Америка. Увеличение числа прибытий в странах Карибского бассейна и Северной Америки было простимулировано длительным, устойчивым спросом на выездной туризм из Соединенных Штатов.

В условиях глобализации международный туризм стал одним из крупнейших и высокодоходных секторов мировой экономики, приобрел глобальный характер и оказывает существенное влияние на национальную экономику многих стран мира. Кроме этого, туризм – это мощная мировая индустрия, образующая до 10% мирового валового продукта, важнейшая экспортная индустрия, сфера крупных инвестиций, привлекающая миллионы работников самых разных профессий и квалификаций. Международный туризм как сфера экономической и предпринимательской деятельности, торговли и обменов, информационной и межкультурной коммуникации – это область, где отчетливо проявляются специфичность и масштабность современных процессов и тенденций глобализации.

«С одной стороны, глобализация способствует развитию туризма, так как облегчает и упрощает международные путешествия: иностранным туристам легче пересекать национальные границы, находить знакомые бренды гостиниц и ресторанов, общаться, путешествуя по всему миру. С другой стороны, туризм способствует глобализации, так как миллионы путешественников делают наш мир меньше, превращая его в «глобальную деревню», распространяя массовую туристскую культуру»[5].

Анализируя динамику доходов стран-лидеров от международного туризма с 1995 г. по 2015 г. можно выделить следующее (табл. 2):

— суммарная доля стран-лидеров по доходам от международного туризма устойчива, с 2000 г. наблюдается небольшой спад на 5,89%, а с 2010 г. — наоборот увеличение на 4,33%;

— стабильно увеличивается доля участия Китая с 1995 г. и по 2015 г. на 2,38% или 47,8 млрд. дол США, также положительная динамика в Испании, Гонкоге и Макао;

— основным лидером по доходам от международного туризма на протяжении представленного периода является США;

— в 2015 г. после США второе место по доходам от международного туризма занимает Испания, третье Китай;

— отрицательная динамика по доходам наблюдается по следующим странам: Великобритании (сокращение к 2015 г. на 1,33%), Италии (на 3,79%) и Германии (на 1,41%).

Таблица 2

Доходы от международного туризма, 1990-2015 гг., млрд. долл. США

Страна1995 г.2000 г.2005 г.2010 г.2015 г.
Мир4154957039661260
США74,8100,2101,5137,0204,5
Испания25,530,949,754,6114,1
Китай8,716,229,345,856,5
Франция27,433,044,047,045,9
Великобритания20,521,930,732,445,5
Таиланд8,07,59,620,044,6
Италия28,727,535,438,839,4
Германия18,018,729,234,736,9
Гонконг (Китай)7,85,910,322,236,2
Макао (Китай)3,13,27,927,831,3

Источник: составлено на основе данных [8]

Отметим, что для некоторых стран мира туризм является первым экспортным сектором и становится все более важным компонентом диверсификации экспорта. В последние годы туризм показал сильную способность компенсировать более слабые экспортные доходы во многих странах-экспортерах сырьевых товаров и нефти. Но при этом, туризм является одной из наиболее чувствительных отраслей сферы услуг, и его чувствительность повышает степень его рискованности. «Несовершенство действующего законодательства в сфере туризма, недостаточность стимулирования этой сферы, сверхвысокий уровень конкуренции отрасли, предопределяют важность исследования рисков в туризме» [4].

Туристские риски, сопряженные с общественно-общественно-политической сферой, очень многообразны. К ним относят: организованную преступность, вымогательство, мошенничество, принуждение к совершению противоправных деяний, преступное перемещение товаров и валюты через границу, насилие над личностью и др.

ЮНВТО [7] время от времени публикует рейтинг направлений выезда туристов в связи с вероятной опасности их существования. К первой, наиболее небезопасной, группе принадлежат страны или территории (Ливан, Иран, Афганистан, Палестина), в которых затянулись военные конфликты, регулярно совершаются террористические акты и которым свойственна экономическая нестабильность.

Страны, так называемой второй группы опасности (Пакистан, Индия, Кения, Перу, Филиппины), характеризуются раздельными, зачастую циклическими, в некоторых случаях длительными вспышками массового насилия.

Информационные агентства еженедельно передают сообщения о противоправных действиях, совершаемых в отношении туристов. Согласно результатам подробного обследования ЮНВТО, более 8 млн. чел. европейцев, либо 3% абсолютно всех туристов, в зарубежных поездках стали потерпевшими преступлений [7]. Самыми известными противоправными поступками, совершенными в отношении туристов, считаются грабеж (хищение), похищение предметов, кража доступных наличных средств, пластиковых карточек и др. СМИ раз в неделю предоставляют сведения о беззаконных поступках, совершаемых в отношении туристов.

В целом часть туристов, пострадавших от войн, внутриполитических конфликтов, терроризма, т.е. событий, вызванных в первую очередь политическими факторами, сравнительно не слишком велика. Основную же угрозу для их безопасности представляют криминальные проявления, в частности грабежи [1].

Эффективное предотвращение туристских рисков либо их снижение вплоть до допустимого уровня в пределах страны подразумевает достоверное изложение фактов, сопряженных с разными угрозами. Неверная оценка происходящих событий способна значительно затруднить проведение спасательных операций, сбить с толку прочие страны в отношении тактики экстренной поддержки.

Сфера международного туризма в современном мире является одной из наиболее стабильных и быстрорастущих. Последние десятилетия показали, что туризм – как экономическая деятельность, наименее всего подвержена влиянию мировых финансово-экономических кризисов, и уже через короткий промежуток времени основные показатели, характеризующие сферу, возвращаются на докризисные уровни и демонстрируют устойчивый рост.

Библиографический список

1. Брич В. Управление рисками в туристическом бизнесе [Электронный ресурс] / В. Брич, С. Крамарчук // Научные записки. – 2010. – №2. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NZTNPU/ geogr/2010_2/4/002Brich.pdf
2. Буценко И.Н. Международный туристический рынок: динамика развития и основные участники / И.Н. Буценко, Д.С. Кулакова // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 1. – С. 98-105.
3. Воронцова Е. А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis. – 2015. – № 1. – С. 59–67.
4. Зайцева В. М. Туризм и глобализация в современном мире / В.М. Зайцева, О. М. Корниенко // Вестник Запорож. Нац. Ун-та. (укр.) – 2012. – № 2. – С. 55–65.
5. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
6. Федорченко В. К. Туризмология как наука. Основные парадигмы теории туризма [Электронный ресурс] // Вестник РМАТ. – 2013. – №2 (8). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/turizmologiya-kak-nauka-osnovnye-paradigmy-teorii-turizma
7. The World Tourism Organization (UNWTO/OMT). Madrid, 2016. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/pressrelease/2016-01-19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikhpribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos
8. UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/wto/WTO_highlights_2016.pdf
9. UNWTO World Tourism Barometer - Advance Release January 2017. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2017_01.pdf
10. UNWTOAnnualReport 2014. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www2.unwto.org/annualreport2014