Индекс УДК 331.102.31+82.09+929
Дата публикации: 31.05.2023

Взгляд в технологическое будущее: научная фантастика и ялтинский период А.Р. Беляева

A view to the technological future: science fiction and the yalta period of A.R. Belyaev

Штельцер Е.М.,
Штельцер М.С.
1. Студент,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,
г. Симферополь
2. Младший научный сотрудник,
ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник»,
г. Ялта

Stelzer E.M.,
Stelzer M.S.

1. Student,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol
2. Junior Researcher,
SBIC of the Republic of Crimea «Crimean Literary and Artistic Memorial Museum»,
Yalta
Аннотация: Статья посвящена изучению жизни и творчества А.Р. Беляева. Авторами рассматривается ялтинский период жизни писателя и его влияние на творчество. Применив исторический метод, анализ, аналогию и синтез, авторы выявляют диалектическую связь событий в жизни писателя с его научно-фантастическими произведениями.

Abstract: This article is devoted to the study of the life and work of A.R. Belyaev. The authors consider the Yalta period of the writer's life and its influence on creativity. Applying the historical method, analysis, analogy and synthesis, the authors reveal the dialectical connection of events in the writer's life with his science fiction works.
Ключевые слова: А.Р. Беляев, Ялта, Крым, туберкулез, научная фантастика

Keywords: А.Р. Беляев, Ялта, Крым, туберкулез, научная фантастика


Введение

Прогресс информационных, биологических, химических и медицинских технологий, наряду с дегуманизацией и развитием транс- и постгуманизма ставят новые вопросы в сфере этики и аксиологии. «Новизна» этих вопросов развития человеческой цивилизации относительна, ведь они сопровождают научную фантастику с самого её появления. В свое время их не смогли обойти ни Жюль Верн, ни Герберт Уэллс, ни Мэри Шелли и другие, теперь уже ставшие классиками, первопроходцы научной фантастики.

Александр Романович Беляев был одним из первых русских писателей, пытавшихся предвосхитить технологическое будущее с его проблемами и вопросами. Современники называли его «русским Жюлем Верном». [1] Значительное влияние на мировоззрение писателя, на его отношение к проблеме жизни, смерти и бессмертия, по-видимому, оказало православие, а позднее философская концепция «общего дела» Н.Ф. Федорова. [2] Тема борьбы со смертью путем «улучшения» индивида или создания нового человека, как и вопросы биоэтики, являются лейтмотивом многих произведений Александра Беляева. В этом он являлся последовательным продолжателем идей русских религиозных философов, оформляя их в «обертку» научной фантастики. [3]

Объекты и методы исследования

История наполнила биографию писателя неоднозначными, иногда трагическими событиями. Авторами выдвигается предположение о том, что именно трагические события в непростой судьбе Александра Романовича Беляева в ялтинский период его жизни, способствовали обращению писателя к жанру научной фантастики в части биологии, антропологии и медицины. Поиску аргументов в пользу данного утверждения посвящена данная работа. Для решения этой задачи авторами с применением исторического метода, анализа, аналогии и синтеза рассматриваются биография писателя и его роман «Голова профессора Доуэля».

Экспериментальная часть

Ялтинский период в жизни Александра Романовича Беляева появился неслучайно и вполне закономерно. Биографы расходятся в оценке его временных рамок. Так, Борис Ляпунов в своем критико-биографическом очерке «Александр Беляев» пишет: «Но в конце 1915 года тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — выводит его из строя на долгие годы. Несколько лет Беляев живет в Ялте. Четыре года, с 1917 по 1921, проводит он в постели, в гипсе». [4] Дочь писателя, Светлана Беляева в «Воспоминаниях об отце» пишет менее определенно: «После революции, в двадцатые годы, был инспектором милиции. Заведовал библиотекой в городе Ялте. Был воспитателем детского дома». [5] Точнее временной интервал указывает Зеев Бар-Селла в своей книге «Александр Беляев»: «…отъезд в Крым на длительный срок мог состояться не раньше ноября 1916 года… в начале 1923 года Беляев приехал в Москву…». [1]

Александр Романович в детстве получил травму позвоночника при падении с высоты – осваивал импровизированный парашют: «…попытка летать, когда отец спрыгнул с крыши с отцовским зонтом, сильно ударился о землю пятками и в позвоночнике у него что-то хрустнуло. Какое-то время после этого спина болела, потом отец забыл об этом. И только много лет спустя этот прыжок дал о себе знать. Возможно, что именно он и был причиной тяжелого заболевания спондилитом» — вспоминает его дочь [5]. В 19-20 веках в России чахотка (туберкулез) была распространённой болезнью, не щадившей представителей всех сословий. В конце 19 века среди городского населения России в среднем каждый десятый умирал от туберкулёза. [6,7] Туберкулез костей и суставов был достаточно распространенной формой нелегочного туберкулеза в России.

«Locus minoris resistentia» – позвонки писателя, стали мишенью для туберкулезной палочки, что проявилось уже в зрелом возрасте. Зеев Бар-Селла находит также ятрогенную причину заболевания – занесение туберкулезной инфекции в позвонок при неудачной медицинской манипуляции во время дренирования плеврита, имевшего место у писателя в конце 1915 года: «…плеврит перешел в костный туберкулез. Врачи еще не уверены в диагнозе, и Беляев еще долго будет надеяться на чудо. Чуда не произойдет — один укол иглой изменил жизнь Беляева окончательно и навсегда». [1] Заболевание плевритом подтверждает и дочь писателя – Светлана Беляева, которая также вспоминает об уходе жены писателя в период, когда он так нуждался в помощи близких. Диагноз туберкулезного спондилита был выставлен Беляеву не сразу — он объехал несколько городов, пока, не попал в Ялту, где и остался для дальнейшего лечения. «…у него признали туберкулез позвоночника и уложили в гипс» — вспоминает она. [8]

Ялта на рубеже веков была общепризнанным центром Российской империи по лечению всех форм туберкулеза. О целебном морском климате Ялты в свое время писали известные врачи С.П.Боткин, Д.П.Мухин, В.Н.Дмитриев и пр. Здесь было организовано множество специализированных клиник и санаториев для лечения туберкулеза, в том числе и «Ялтинская санатория для офицеров и классных чинов военного ведомства», в последующем «Санатория имени III-го Интернационала и Хирургическая клиника имени Н.И.Пирогова» и «Ялтинский институт климатолечения туберкулёза» [9].

Исторический контекст «ялтинского периода» жизни писателя формировался в тесной связи, как с событиями мирового масштаба, так и событиями локального — местного порядка.

Попав в Ялту в 1916 году, писатель оказался в городе, где многие лечебницы и санатории были перепрофилированы в госпитали для раненых и пострадавших в первой мировой войне. Последовавшие затем революционные события 1917 года, а также гражданская война не миновали Крым и в частности Ялту. Первоначальный журналистский порыв писателя, проявившийся множеством критических публикаций в местной прессе, сменился тяжелым, пропитанным страхом, творческим молчанием. Многократная смена власти в Крыму, Севастополе, Ялте, бегство белой гвардии и последовавший за этим красный террор, голод – вот краткий перечень событий, создававших фон для жизни писателя в Ялте. В круговороте этих трагических событий писатель переживает личную драму, связанную, как с собственной болезнью – он практически прикован к постели, так и голодной смертью матери. [1]

Пауза в литературной деятельности откроет перед писателем мир научной биологической, химической и медицинской литературы. Впрочем, нельзя отрицать и сугубо практический характер этого интереса – ведь с врачами и медицинскими сестрами в Ялте того времени было совсем плохо, многие из них были уничтожены большевиками как классово чуждый элемент. В получении необходимых книг писателю помогала новая супруга – Маргарита Магнушевская, работавшая в ялтинской библиотеке, той самой, в организации которой в свое время принимал участие А.П.Чехов. В 1921 году врачи заменили писателю гипсовую кроватку на целлулоидный корсет, благодаря чему он уже смог передвигаться самостоятельно. Он пытался работать воспитателем в детском интернате, однако неудовлетворительные бытовые условия вынуждают писателя искать новую работу. При помощи брата своей супруги он устраивается в городскую милицию, где совмещает должности милиционера – работает с несовершеннолетними и лаборанта, основанной им самим фотолаборатории. Нездоровая рабочая атмосфера, пропитанная недоверием на классовой почве, вынуждают Александра Романовича перейти на работу в городскую библиотеку. Безденежье и голод подтолкнули писателя покинуть Ялту в начале 1923 года, а случайная встреча направила его в Москву. [1]

Осмысление прочитанного и пережитого даст в последующем писателю возможность заглянуть в технологическое будущее, реализовав свой болезненный опыт длительной вынужденной неподвижности тех лет в своем знаменитом романе – «Голова профессора Доуэля». История создания и публикации этого произведения не лишена интриги, связанной, как с художественными линиями, так и с политкорректностью сюжета, что не удивительно для советской литературы. Александр Романович говорил об этом так: «Могу сообщить, что «Голова профессора Доуэля» — произведение в значительной степени… автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал: полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал все, что может испытать «голова без тела»». [1]

Аксиологическая (ценностная) сюжетная линия, являясь сквозной для всего произведения, тесно переплетается с линией любовной и детективной. Вопросы биологической этики технологических успехов ставятся писателем с очевидной актуальностью: анатомическая доступность, физиологическая возможность, технологическая способность выводят на первый план вопросы индивидуальной и социальной безопасности, ценности человеческой жизни в личном и общественном измерениях, целесообразности. Именно эти вопросы вкладывает в уста и мысли героев романа «Голова профессора Доуэля» автор. [10] Вызывают интерес и противопоставления – бинарные оппозиции художественных образов, созданные писателем: ученых, врачей, обывателей, представителей власти, журналистов и пр. Именно в развитии этих оппозиций, их борьбе рождается и развивается сюжет произведения.

Заключение

Таким образом, анализ событий из ялтинского периода жизни и творчества писателя позволяет найти проявления законов диалектики. Накопление писателем медико-биологических знаний с последующим их осмыслением и изложением в качественно иной — художественной форме в романе «Голова профессора Доуэля» вполне можно считать проявлением перехода количества в качество. Единство и борьба противоположностей пропитывает ялтинский период жизни писателя практически повсеместно: непримиримость к большевизму в газетных публикациях писателя (до начала красного террора) соединяется с идеологией «общего дела» Н.Ф.Федорова в идее технологической возможности воскрешения умерших — лучших представителей общества или частей их организма. В этом же просматривается и закон отрицания отрицания: будучи невольным неподвижным очевидцем множества смертей он нашел свой способ борьбы со смертью (ее отрицания) – творческий и не лишился желания жить. Его краткая педагогическая деятельность и работа с несовершеннолетними в качестве милиционера как своего рода попытка реализации концепции формирования нового человека – представителей нового поколения, по всей видимости, и привела писателя к научной фантастике как методу воспитания и образования. Этим писатель, несомненно, обессмертил свое имя.

В последующем в нашей стране на произведениях писателя выросло ни одно поколение молодых ученых, врачей, инженеров, в которых продолжит жить вера в прогресс, зерно которой посеял в своих произведениях А.Р.Беляев.

Библиографический список

1. Электронный ресурс удалённого доступа. Зеев Бар-Селла Александр Беляев / Электронная библиотека RoyalLib.com. – Режим доступа: https://royallib.com/read/barsella_zeev/aleksandr_belyaev_.html#0 (дата обращения: 10.09.2022);
2. Мадэй-Цетнаровска М. Федоровские мотивы в творческом мире Александра Беляева в книге: Научное наследие и развитие идей К.Э. Циолковского // Материалы 54-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. 2019. с. 138-141.;
3. Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли / И.В. Вишев; М.: Академический Проект, 2005. — 432 с.;
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Ляпунов Б.В. Александр Беляев / Электронная библиотека RoyalLib.com. – Режим доступа:
https://royallib.com/read/lyapunov_boris/aleksandr_belyaev.html#0 (дата обращения: 11.11.2022);
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Беляева С.А. Воспоминания об отце / Электронная библиотека RoyalLib.com. – Режим доступа:
https://royallib.com/read/belyaeva_svetlana/vospominaniya_ob_ottse.html#0 (дата обращения: 12.10.2022);
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Звонова О. Как исследовали и лечили туберкулёз. История борьбы. / Аргументы и факты. – Режим доступа: https://aif.ru/dontknows/about/kak_issledovali_i_lechili_tuberkulyoz_istoriya_borby (дата обращения: 10.12.2022);
7. Электронный ресурс удалённого доступа. Пироговская М. Чахотка в XIX веке. – Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/670 (дата обращения: 10.02.2023);
8. Электронный ресурс удалённого доступа. Беляева С.А. Звезда мерцает за окном / Электронная библиотека RoyalLib.com. – Режим доступа:
https://royallib.com/book/belyaeva_svetlana/zvezda_mertsaet_za_oknom.html (дата обращения: 10.03.2023);
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Ежов В.В. «Госпиталь 1913‒1916». – Режим доступа: https://ubkterra.org/heritage/1562269 (дата обращения: 15.04.2023);
10. Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля: Романы / А.Р. Беляев; М.: Мартин, 2021. – 304с.;