Индекс УДК 336.2
Дата публикации: 17.08.2017

Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций

Tax methods of stimulation of production investments

Султанова Муслима Каримджоновна
к.э.н., доцент. Московский государственный гуманитарно-экономический университет,

Sultanova Muslima Karimdzhonovna
PhD Econ., associate professor. Moscow state humanitarian and economic university, Russia, Moscow
Аннотация: В статье определены специфические особенности практики применения налоговых методов, направленных на поддержку инвестиционной активности российских предприятий. Рассмотрены ряд проблем, препятствующих практическому воплощению этих инструментов действенному механизму стимулирования инвестиционной активности в России. Отмечены наиболее приоритетные направления государственной фискальной политики, способствующие повышению эффективности применения предоставляемых льгот и преференций.

Abstract: In article specific features of practice of application of the tax methods directed to support of investment activity of the Russian entities are determined. A number of the problems interfering the practical embodiment of these tools to the efficient mechanism of stimulation of investment activity in Russia are considered. The most priority directions of the state fiscal policy promoting increase in efficiency of application of the provided privileges and preferences are noted.
Ключевые слова: налоговая льгота, инвестиционный налоговый кредит, стимулирование инвестиций, инновации

Keywords: tax benefit, investment tax credit, stimulation of investments, innovations


Инвестиционная активность – безусловный приоритет долгосрочного развития экономики любой страны, требующий особых подходов в ее реализации в силу свойственных производственным инвестициям особенностей и рисков. С этой позиции, использование налоговых инструментов для регулирующего воздействия на экономику в рамках государственной финансовой политики выступают основным способом обеспечивающим активизацию предпринимательской деятельности.

За рубежом практика создания стимулов в совокупности с институциональными механизмами имеет давнюю историю. В последние годы высокодинамичная среда в условиях вызовов экономической безопасности России,  требует построения комбинации инструментов, способных оказать существенный стимулирующий эффект на экономику страны. При этом  одним из основных приоритетов финансовой политики остается совершенствование налогового стимулирования инвестиций в основной капитал.

В 2007 г. в Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) были введены радикальные изменения, охватывающие следующие меры косвенного регулирования инвестиционной деятельности:

 –  освобождение от НДС научно-исследовательские разработки, патентно-лицензионные и некоторые другие операции;

– исключение из налогообложения, безвозмездно полученные  налогоплательщиком-реципиентом средства и имущества на финансирование научной и образовательной деятельности (ст. 259 НК РФ);

–  право налогоплательщиков признать убытки от ежегодной оценки объектов нематериальных активов на обесценение;

– увеличение расходов текущего периода на сумму затрат, потраченных на НИОКР, с применением коэффициента 1,5 независимо от полученного результата (ст. 259 НК РФ);

– стимулирование малого предпринимательства посредством специальных налоговых режимов и расширение перечня расходов, по которым применяющие упрощенную систему налогоплательщики могут уменьшить полученные доходы (ст. 346 п.16 НК РФ);

— освобождение от налогообложения средства в размере 1,5% от дохода, отчисленные в российский фонд технологического развития и иные отраслевые, межотраслевые фонды (ст. 262 п.6 НК РФ);

– применение специального коэффициента, в 3 раза (но не более) повышающего основную норму амортизации  в отношении основных средств, используемых для НИОКР;

– увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) до 100 тыс. руб. (№150-ФЗ).

Как следует из приведенного перечня, принятые меры в основном направлены на поддержку малых предприятий и научно-исследовательских организаций, но с точки зрения стимулирующего воздействия на крупный и средний бизнес не являются критичными. Более принципиальной для последних, является инвестиционный налоговый кредит.  Данный механизм предусматривает предоставление организации отсрочки платежа по налогу на прибыль, или по другим региональным и местным налогам, но при определенных условиях.

Организация вправе уменьшать свои обязательства перед бюджетом по соответствующим налогам (как правило, по налогу на прибыль) в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите (до 10 лет п. 1 ст. 65 НК РФ), который может быть предоставлен организации при наличии одного из следующих оснований (ст.67 НК РФ):

– проведение НИОКР, технического перевооружения, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или на защиту окружающей среды;

– инновационная, внедренческая деятельность, совершенствование технологий, создание новых видов сырья или материалов;

– выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, в том числе государственного оборонного заказа;

– инвестиции на создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;

– включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития.

Размер, предоставляемого ИНК составляет 100% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей, или суммы кредита, определяемой по соглашению между уполномоченным органом и налогоплательщиком.

Согласно п.7.ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке  менее ½ и превышающей ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ, что существенно ниже, чем ставка коммерческого кредита. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате за этот налоговый период.

Как показала практика, очень небольшое число российских компаний стремятся получить инвестиционный налоговый кредит. Во многом это связано наличием ряда проблемных вопросов.

Механизм управления инвестициями, также состоит в создании внутри станы территорий льготного налогообложения в виде специальных экономических зон (СЭЗ) и зон территориального развития, которое сделало жизненными оффшорные схемы и в России.

В зависимости от приоритетных направлений развития и стимулирования бизнеса в конкретном регионе они разделены на четыре типа:

  • Промышленно-производственные (срок функционирования 20 лет):
  • Технико-внедренческие (срок функционирования 15 лет):
  • Туристско-рекреационные (срок функционирования 20 лет);
  • Портовые (срок функционирования 20 лет).

Несмотря на то, что на этих территориях предусмотрены упрощенная процедура регистрации, льготные условия налогообложения, оффшорные зоны России не так известны широкому кругу предпринимателей, и не пользуются популярностью, как зарубежные «налоговые гавани» [6].

Важно отметить, что изменения в базовой системе налогообложения зачастую сводят на нет уже введенные налоговые льготы и преференции для предпринимательства. Например, в результате замены ЕСН страховыми взносами, согласно закону №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговая нагрузка на предприятия, увеличилась почти в 3 раза.

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций на первый взгляд является прогрессивным шагом и становится разнообразнее. Однако по мере применения на практике все более отчетливо выявляется ряд проблем налогового регулирования. Они состоят, во-первых, в том, что в  нормативно-правовых актах отсутствует четкое закрепление понятий, касающихся правил предоставления инвестиционных налоговых льгот, что допускает различную интерпретацию порядка и условий взаимодействия налогоплательщиков и уполномоченных органов. Ввиду этого, для полномасштабного пользования предоставляемых государством льготами организации предъявляют высокие требования к квалификации бухгалтеров в части знания не только бухгалтерского учета, но и налогообложения, налогового учета и налогового планирования.

Во-вторых, инновационные льготы распространяются на определенные виды научно-исследовательские работы, перечень которых является закрытым (ст. 262 НК РФ). В то же время, расходы налогоплательщиков на развитие традиционных технологий остаются вне поля зрения льготного налогообложения, что тормозит инвестиционную активность предприятий.

В-третьих, инвестиционный налоговый кредит распространяется преимущественно на региональную часть налога на прибыль, а бюджетное законодательство не предусматривает компенсацию дефицита нижестоящих бюджетов, образовавшегося из-за инвестиционной деятельности субъектов.

В целом, приведенные обстоятельства нередко приводят к осложнению налогового администрирования и повышению рисков злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны уполномоченных органов.

С этих позиций считаем необходимым обеспечение взаимосвязи государственной финансово-фискальной политики на средне и долгосрочную перспективу со стратегией налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности промышленных предприятий с учетом региональных и отраслевых аспектов налоговых поступлений.

Целесообразно отразить прогноз налоговых поступлений и последствий предоставления льгот, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков, являющихся базовым критерием принятия инновационной политики. В документе необходимо отразить возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей и оценку мероприятий по минимизации налоговых рисков.

Библиографический список

1. Лиханин Е.Н., Грызунова Н.В. Совершенствование методов реструктурирования задолженности организаций по налогам и сборам
/ Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 90-97.
2. Митрофанова И.А., Тлисов А.Б., Яценко Г.А. Оптимизация налогообложения как инструмент планирования финансовых результатов деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. № 28 (322) / 2014. - С.34-43
3. Макейчева Д.А., Грызунова Н.В. Воздействие налоговой политики на факторы экономического роста в Российской Федерации
В сборнике: Влияние науки на инновационное развитие Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 55-57.
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. https://www.nalog.ru/rn50/opendata/stat_od/5039459/