Индекс УДК 656.211.5
Дата публикации: 30.11.2019

Железнодорожные вокзалы как объекты транспортной туристской инфраструктуры

Railway stations as objects of transport tourist infrastructure

Кусерова Анна Ивановна
старший преподаватель кафедры туризма
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Kuserova Anna Ivanovna
senior lecturer of the department of tourism
National Research Ogarev Mordovia State University
Аннотация: В статье дается описание понятий туристской инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, железной дороги, железнодорожного вокзала. Представлен анализ некоторых вокзалов мира как объектов туристской инфраструктуры. На примере железнодорожного вокзала г. Саранска доказано, что объекты транспортной инфраструктуры относятся и к сфере туризма.

Abstract: The article describes the concepts of tourist infrastructure, transport infrastructure, railway, railway station. The analysis of some stations of the world as objects of tourist infrastructure is presented. On the example of the railway station of Saransk it is proved that the objects of transport infrastructure belong to the sphere of tourism.
Ключевые слова: туризм, туристская инфраструктура, транспортная инфраструктура, железнодорожный транспорт, железнодорожный вокзал

Keywords: tourism, tourist infrastructure, transport infrastructure, railway transport, railway station


Термин «инфраструктура» в наиболее общем понимании означает комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и обеспечивающих основу функционирования какой-либо системы. Туристская инфраструктура – это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. В свою очередь, туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [4].

Исходя из определения, можно сказать, что туристская инфраструктура –это неотъемлемый элемент туриндустрии (рисунок 1), которую можно разделить на две части:

1) индустрия гостеприимства, к ней относятся предприятия питания и средства размещения;

2)  инфраструктура туризма, которая складывается из трех уровней.

Рисунок 1. Инфраструктура туризма как часть туриндустрии [1]

На первом уровне туристской инфраструктуры находится производственная инфраструктура, в состав которой входят действующие здания и сооружения, транспортные сети, а также системы, не относящиеся непосредственно к производству туристского продукта, но необходимые для предоставления туристских услуг. Это транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, страхование, безопасность. Остальные уровни туристской инфраструктуры сформированы организациями, принимающими непосредственное участие в формировании турпродукта. При этом на втором уровне находятся те организации, которые могут функционировать без туристов, но их деятельность расширяется в туристских центрах и дестинациях. К таковым относятся предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; предприятия питания; музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т. д.

Также в составе инфраструктуры туризма выделяют общую и специфическую инфраструктуру (рисунок 2). Общая инфраструктура включает в себя экологическую, социальную инфраструктуру и комплекс, называемый инфраструктурой туристского рынка. Специфическая инфраструктура делится на 2 вида: созданная человеком и созданная природой.

Рисунок 2. Состав инфраструктуры туризма [4]

Данную классификацию можно дополнить и уточнить классификацией М. А. Морозова и Н. С. Морозовой (рисунок 3). По их мнению, инфраструктура туризма является совокупностью взаимосвязанных структурных элементов, туристских ресурсов, направленных на создание благоприятных условий для обеспечения эффективной туристской деятельности. При этом в качестве структурных элементов могут выступать как материальные, так и нематериальные объекты [8].

Рисунок 3. Общая классификация инфраструктуры туризма [8]

Таким образом, можно сделать вывод, что по мнению большинства специалистов, транспорт является неотъемлемой частью туристской инфраструктуры, а транспортные услуги в целом – одна из двух главных составляющих туристского продукта.

В наиболее общем понимании транспортная инфраструктура – совокупность отраслей и предприятий транспорта. Транспортная инфраструктура составляет основу транспортного комплекса и представляет собой реальную транспортную сеть, используемую для осуществления перевозок грузов и пассажиров, а также организационную структуру для обеспечения эффективного использования транспортных средств и постоянных устройств. Транспортная сеть – пути сообщения с расположенными на них точечными структурами. К данным структурам относятся вокзалы, терминалы, станции, остановочные пункты, аэропорты и другие объекты [10].

Исходя из обозначенных выше понятий и из того факта, что пока не утверждено общепринятое определение транспортной туристской инфраструктуры можно предложить следующее определение: транспортная туристская инфраструктура – это транспортная сеть, которая используется для перевозок туристов, и организационная структура, которая регулирует деятельность транспортных организаций, занимающихся туристскими перевозками, работу транспортных средств и объектов транспорта.

Транспортная туристская инфраструктура основывается на использовании:

  • животных – лошадей, слонов, верблюдов, ослов, собак;
  • наземных механических средств передвижения – велосипед, автомобиль, автобус, поезд;
  • воздушных средств передвижения – самолет, вертолет, воздушный шар;
  • водных средств передвижения – лодки, плоты, речные и морские наводные и подводные суда [5].

Среди различных видов транспорта, используемых в туризме, железнодорожный транспорт является одним из главных как в индивидуальных, так и в групповых туристских перевозках. На территории России он имеет некоторые преимущества перед другими видами транспорта:

  • более низкие тарифы (относительно авиатранспорта) и развитая система скидок;
  • независимость от времени года, времени суток и погодных условий;
  • регулярность и массовость перевозок;
  • возможность сооружения железной дороги практически на любой сухопутной территории.

Согласно ГОСТ Р 55056-2012 «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» железная дорога – «оборудованная рельсами полоса земли либо поверхности искусственного сооружения, которая используется для движения железнодорожного подвижного состава». В России железнодорожный транспорт – составная часть единой транспортной системы Российской Федерации, призванная во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации [3].

Составляющие технического оснащения железнодорожного транспорта – рельсовый путь с искусственными сооружениями, оборудованные станции и остановочные пункты, подвижной состав, устройства электроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасности движения и управления перевозками. Как правило, крупные пассажирские станции оборудуются капитальными зданиями и сооружениями [10]. В соответствии с ГОСТ Р 55056–2012, пассажирская железнодорожная станция – это «станция, предназначенная для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов». А железнодорожный вокзал – «комплекс зданий и сооружений, находящихся в пункте пассажирских перевозок, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа» [3]. В основном вокзал – это место для обслуживания пассажиров; в его структуру входят билетные кассы, камеры хранения, терминалы, залы ожидания, медпункт, справочная и диспетчерская службы, пункты питания, комнаты отдыха, туалеты, платформы.

На вокзалах или на территории около них часто устанавливают памятные знаки в честь событий, происходивших на этих вокзалах или в этой местности. Достаточно часто на вокзалах можно увидеть паровозы-памятники, например, в Тынде паровоз Еа-3246 установлен в честь 30-летия БАМа, паровоз Л-3451 в Благовещенске – ко Дню железнодорожника, паровоз СО17-1600 в Красноярске – как памятник героям Великой Отечественной войны. На некоторых крупных вокзалах прибытие и отправление важных поездов сопровождается музыкальной композицией, связанной или ассоциируемой с городом, в котором расположен вокзал [6]. Так, отправление фирменного поезда из Петрозаводска в Москву сопровождается песней «Долго будет Карелия сниться». Фирменные поезда в Москву из Перми, Владивостока, Ижевска, Кирова, Архангельска, Воронежа и некоторых других городов отправляются под марш «Прощание славянки». В Белоруссии при отправлении международных поездов также играет эта музыка. Прибытие фирменных поездов в Смоленск сопровождается официальным гимном города.

Большие, старинные, известные или имеющие историческую и архитектурную ценность здания вокзалов также являются ориентирами для туристов, объектами туристского показа и элементом туристской инфраструктуры (рисунок 4). Например, вокзал Kings Cross в Лондоне был построен к открытию Всемирной промышленной выставки, внешне он не очень примечателен, однако получил мировую известность благодаря серии книг о Гарри Поттере. В настоящее время это самый популярный среди туристов объект транспортной инфраструктуры в Лондоне, на вокзале даже создана фотозона в виде платформы 93/4. Центральный вокзал в Нью-Йорке является самой большой железнодорожной станцией в мире, архитектурной достопримечательностью города и местом съемок множества фильмов.

Рисунок 4. Известные вокзалы мира [4]

Рисунок 5. Вокзал станции Слюдянка [11]

На станции Слюдянка в Иркутской области здание вокзала построено целиком из мрамора (рисунок 5). А Самарский вокзал является самым высоким зданием вокзала в Европе, поскольку ориентирован вертикально и по своим очертаниям напоминает ракету (Самара – центр космической промышленности России).

Как правило, рядом с вокзалом формируется привокзальная площадь, являющаяся одновременно своеобразной буферной зоной и транспортно-пересадочным узлом. На привокзальной площади могут быть размещены другие вокзалы и станции, чаще всего – автовокзалы, а также остановки общественного транспорта, средства размещения, торговые центры, сувенирные магазины [6]. Ярким примером может служить Комсомольская площадь (площадь Трех вокзалов) в Москве, ограниченная Казанским, Ленинградским и Ярославским железнодорожными вокзалами.

В Саранске на привокзальной площади, напротив центрального входа в вокзал, установлен памятник героям-стратонавтам. Памятник посвящён трём испытателям стратостата «Осоавиахим-1», которые зимой 1934 г. поднялись на нём на высоту 22 км, установив абсолютный мировой рекорд. При посадке летательный аппарат потерпел крушение на территории Мордовии. Стратонавты были объявлены героями посмертно. Памятник на этом месте появился в 1963 г. [2]. Наличие такого объекта делает железнодорожный вокзал                   г. Саранска и Привокзальную площадь объектом туристского и экскурсионного показа, что позволяет отнести вокзал к объектам туристской инфраструктуры.

Сам железнодорожный вокзал в Саранске был построен в 1893 г. и к настоящему времени пережил как минимум 3 реконструкции и модернизации. Современное здание вокзала введено в эксплуатацию в 2009 г. С точки зрения туристско-рекреационного районирования и как объект инфраструктуры, вокзал относится к Приинсарской рекреационной зоне Саранско-Рузаевского рекреационно-туристского комплекса [7]. В 2017 г., в рамках подготовки железнодорожной инфраструктуры к проведению Чемпионата мира по футболу–2018, была проведена реконструкция посадочных платформ и пешеходного моста, построен новый досмотровый павильон [9].

Железнодорожный вокзал г. Саранска выполняет функции объекта туристской инфраструктуры в двух направлениях:

1) оказание транспортных услуг туристам;

2) оказание туристских услуг.

Можно определить перечень услуг, которые предоставляются туристам на вокзале г. Саранска [2]:

  • продажа, обмен и возврат пассажирских билетов, в том числе электронных;
  • информационно-справочные услуги, консультация туристов (туристская информационная стойка от ГБУ «Туристско-информационный центр Республики Мордовия» и национального туристского портала Visit Russia с буклетами и туристскими картами);
  • хранение багажа и ручной клади как на краткосрочный период, так и на длительный срок;
  • оказание первой медицинской помощи в оборудованном медицинском пункте, который работает круглосуточно. Здесь постоянно находится дежурный врач;
  • предоставление для временного проживания комнат отдыха;
  • услуги питания (кафе на первом этаже вокзала);
  • бесплатный беспроводной интернет (wi-fi);
  • досуг для детей (детская площадка в зале ожидания и отдельная детская игровая комната);
  • культурный досуг в виде посещения временных выставок и чтения книг (буккроссинг). Например, в октябре 2018 г. вокзал стал базой для передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД» – поезда-музея из 12 специальных выставочных вагонов;
  • дополнительные услуги (автомат для зарядки мобильных устройств).

Таким образом, в современных железнодорожных вокзалах созданы необходимые условия для комфортного пребывания пассажиров поезда и туристов. Главное – это средства размещения и питания. Они представлены в виде комнат отдыха, а также гостиниц, расположенных на базе вокзального комплекса. Кафе, бистро, столовые, закусочные также являются неотъемлемой частью вокзала. В крупных городах на железнодорожных вокзалах существуют торговые ряды, где продается сувенирная продукция и товары первой необходимости. Также на территории вокзалов проводятся различные выставки, культурные мероприятия и даже работают музеи, что, конечно, скрасит ожидание поезда любого туриста. Практически всем критериям объекта транспортной туристской инфраструктуры соответствует и железнодорожный вокзал г. Саранска.

Библиографический список

1. Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом Герда, 2007. – 528 с.
2. Вокзал Саранск / Официальный сайт Дирекции железнодорожных вокзалов. – Режим доступа: http://saransk.dzvr.ru/. (дата обращения: 06.06.2019).
3. ГОСТ Р 55056–2012. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения; введ. 2013–07–01. – М.: Стандартинформ, 2013. – 54 с.
4. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2005. – 174 с.
5. Докторов А. В., Мышкина О. Е. Организация транспортного обслуживания в туризме: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 208 с.
6. Железнодорожный вокзал / Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Железнодорожный_вокзал (дата обращения: 06.06.2019).
7. Кусерова А. И., Емельянова Н. А. Рекреационный комплекс Республики Мордовия // География и регион: материалы междунар. науч.-практ. конф. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2015. Т. VI. С. 72-76.
8. Морозов М. А., Морозова Н. С. Инфраструктура туризма как базис вовлечения нематериального культурного наследия в индустрию туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2017. – Т.11. – № 1. – С. 43-49. – Режим доступа: https://spst-journal.org/Archive_article/ 2017/2017_11_01/05_Morozov_Morozova.pdf. (дата обращения: 06.06.2019).
9. Саранск I / Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саранск_I (дата обращения: 06.06.2019).
10. Транспортные услуги в туризме на примере фирмы / Портал «Литература и русский язык». – Режим доступа: http://litirus.ru/ekononomika/transpotnyie-uslugi-v-turizme-na-primere-firmyi.html#1 (дата обращения: 06.06.2019).
11. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. – М. : КНОРУС, 2007. – 416 с.