Индекс УДК 33
Дата публикации: 18.12.2019

«Токсичный» персонал

Toxic staff

Сабиров Владимир Дмитриевич
Махинова Наталья Викторовна

1. УрГЭУ, гр. ЭК-19-5
2. к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия

Sabirov Vladimir Dmitrievich
Makhinova Natalya Viktorovna

1. Ural State Economic University, gr. EK-19-5
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Enterprise Economics
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме «токсичного персонала». Во все времена главным фактором производства является труд и поэтому важно грамотно организовывать рабочий процесс. Если менеджер заинтересован в том, чтобы его компания была успешна, он должен создавать благоприятную атмосферу в коллективе и не допускать любого проявления «токсичности». В статье представлена таблица поведенческих атрибутов «токсичного» персонала и способы управления им. Это поможет выявить неблагоприятных для фирмы сотрудников и грамотно противодействовать им.

Abstract: This article is devoted to the problem of "toxic personnel". At all times, the main factor of production was labor and therefore it is important to organize the work process competently. If a Manager is interested in making his company successful, he must create a favorable atmosphere in the team and prevent any manifestation of"toxicity". The article presents a table of behavioral attributes of "toxic" personnel and ways to manage them. This will help to identify unfavorable employees for the company and competently counteract them.
Ключевые слова: Токсичный персонал, управление персоналом, токсичные, способы управления, проблемы персонала

Keywords: Toxic personnel, personnel management, toxic, management methods, personal problems


Введение

В последнее время работодатели сталкиваются все чаще с проблемой «токсичного персонала». Такие сотрудники несут огромнейшее негативное влияние на атмосферу в рабочем коллективе. Это провоцирует упадок производительности труда и текучесть персонала, что в итоге ослабляет компанию, снижая ее эффективность и конкурентоспособность.

В общем понимании «токсичный персонал» – это сотрудники, которые постоянно демонстрируют контрпродуктивное и неэтичное профессиональное поведение, раздражение и цинизм по отношению к своей работе, организации и другим сотрудникам, способные вызывать постоянное напряжение и стресс у их коллег, вольно или невольно снижая их продуктивность, отвлекая внимание и силы руководства на выяснение отношений, в ущерб результативной работе.

Понятие токсичного персонала (кто они?)

Токсичные сотрудники — это люди, оказывающие негативное влияние на коллектив своим поведением. Выражаться это может совершенно по-разному [1]. В таблице перечислены поведенческие атрибуты «токсичного» персонала:

Таблица 1

ПризнакХарактеристика
Общее негативное отношение к работе в организацииНедовольные сотрудники излучают негатив в любых ситуациях, часто проявляют ярость, доходящую до агрессии, не хотят работать и недовольны своими коллегами, не стесняются в выражениях, высказывая свое мнение о других. Другая категория работников – «ноющие пессимисты», вечно жалующиеся на жизнь и вовлекающие других в обсуждение личных проблем
Нежелание брать на себя ответственностьВ любой проблеме обвиняют других людей, а выслушивая критику в свой адрес, часто позиционируют себя в роли жертвы; жалуясь и привлекая внимание коллег, пытаются убедить всех, что они выполняют больше работы, чем все остальные
Эгоизм и самоуверенностьНе считаются с чужим мнением и действуют только в своих интересах, даже когда это выглядит как помощь другим. Абсолютно уверены в своей правоте и незаменимости, не доверяют коллегам и руководителю
КонфронтацияСоздают коалиции и группы по принципу противостояния другим (руководителю, коллегам), преднамеренно распуская слухи и порождая конфликтную атмосферу в рабочей группе
Саботаж и неповиновениеЧасто не выполняют распоряжений руководства, сознательно противопоставляя себя большинству и подпитываясь идеей благородного протеста, представляют своих коллег и даже компанию в невыгодном свете
Использование рабочего времени в личных целяхРаботники, которые тратят часы работы на покупки онлайн, общение с друзьям и серфинг в Интернете или находят другие способы занять время, нередко находят повод уйти с работы раньше, как только уходит руководитель. Такое поведение становится не только причиной недовольства добросовестных сотрудников, но и порождает склонность к нарушениям дисциплины и безответственность у молодых специалистов
Действия, угрожающие репутации компанииОсвещают чужие ошибки на самых публичных форумах, распространяя негативную информацию о поведении своих руководителей, коллег и даже клиентов, выкладывают в соцсетях порочащие видеоматериалы, провоцируя тем самым их широкое обсуждение

Происхождение термина

Термин «токсичные сотрудники» впервые появляется в статье Майкла Хаусмана и Дилана Майнара, опубликованной в 2015 году в Harvard Business Review. Авторы описывают новый термин, основываясь на более ранних исследованиях психологических типов работников: от «звезд», приносящих организации множество бонусов, до тех, кто вредит своим поведением рабочему процессу. Главной особенностью в трактовке нового термина является тот факт, что токсичные сотрудники не просто вредят рабочему процессу, но и демотивируют весь коллектив, заражая его негативными эмоциями [2].

 

Способы управления «токсичным» персоналом

На первый в взгляд может показаться, что самый простой способ – это уволить такого работника, тем самым будет восстановлена здоровая атмосфера в коллективе. Однако это оказывается не так просто. Зачастую к токсичным сотрудникам невозможно придраться с профессиональной точки зрения. Они пунктуальны и исполнительны, а на фоне деморализованного ими же коллектива и вовсе демонстрируют лучшие показатели. Есть и другая сторона медали, увольняя сотрудника, организации неизбежно придется потратить ресурсы на поиск нового человека. И всегда есть риск, что либо поиски займут много времени, либо новый работник не справится с обязанностями.

Однако убытки, которые несут компании из-за токсичных сотрудников, порой многократно превышают доходы, которые приносят адекватные служащие. А если взять во внимание тот факт, что из-за токсичных сотрудников могут уволиться по-настоящему ценные кадры, картина негативного влияния становится совершенно явной. В связи с этим эксперты рекомендуют следовать нескольким простым правилам:

  1. Тщательно проводить отбор персонала. И при малейшем подозрении на «токсичность» лучше сразу отказаться от приема на работу такого человека, чем впоследствии искать ему замену.

Вот подборка 7-ми способов умного найма персонала от Harvard Business Review[3].

  1. Составьте список с четкими количественными указаниями, каких результатов вы требуете от новых людей. Тут главное точность, не надо общих слов.
  2. Перечислите ключевые принципы корпоративной культуры вашей компании, которым должен соответствовать будущий сотрудник.
  3. Отыщите лучших кандидатов с помощью своей сети, не слишком полагаясь на объявления, сайты вакансий и рекрутеров.
  4. Предложите большую премию тому сотруднику, который сумеет найти в команду первоклассного игрока. Одна весьма успешная фирма в Штатах выплачивает премию в $100 000 (по $10 тысяч в год) с момента прихода нового сотрудника в компанию на протяжении 10 лет — при условии, что и новый сотрудник, и тот, кто его рекомендовал, все еще работают в компании.
  5. Проведите с кандидатом как минимум трехчасовое интервью, детально изучите прежний профессиональный опыт. Загляните под каждый камушек. По каждому месту работы, обозначенному в резюме соискателя, выясните:
  • Каковы были его обязанности?
  • Что он считает главным своим достижением?
  • Какие он допустил ошибки?
  • Как относятся к нему начальники? (этот аспект можно сверить с рекомендациями)
  • Почему он оттуда ушел?
  1. Следите за тревожными сигналами: соискатели, которые не признают ошибок или плохо отзываются о своих предыдущих начальниках, токсичны.
  2. Проверяйте кандидатов на соответствие пяти С:
    • Совпадение (с вашей компанией)
    • Семья (одобряет переход в вашу компанию)
    • Свобода (принятия решений)
    • Счастье (и успех, стремление к нему)
    • Смех (умение радоваться жизни)
  1. 2. Пообщаться. Если вы не сразу выявили, что это токсичный сотрудник попробуйте пообщаться с ним с глазу на глаз, аккуратно выяснить причины его нестандартного поведения и, если это возможно, помочь ему справиться с внутренними проблемами.
  2. 3. Обособить от коллег. Например, можно сделать перестановку в офисе так, чтобы он был мебелью отделен или его рабочее место находилось подальше от коллег. Или можно исключить на время такого человека из любых совместных проектов. Так же стоит проводить меньше совещаний с его участием.
  3. Задокументировать факты токсичности. Перед принятием окончательного решения по поводу судьбы такого сотрудника стоит тщательно задокументировать все его негативные поступки. Иногда люди не осознают, что они делают что-то не так. И для решения сложившейся проблемы достаточно просто деликатно указать им, что они ведут себя некорректно. Если же разговор не поможет, то имея доказательную базу в виде задокументированных фактов токсичного поведения, руководителю будет проще расстаться с таким подчиненным.

Вывод

В заключение хочется призвать работодателей или специалистов по набору персонала к более качественному подбору сотрудников или же к более эффективному менеджменту. Выдавать негативные реакции время от времени могут все сотрудники. Многое зависит от того, как организованы процессы, проводится ли работа с персоналом, от уровня доверия. Но если все предложенные инструменты минимизации рисков «токсичности» и подходы были испробованы, а результат нулевой – прощайтесь с токсичными людьми без сожалений.

Библиографический список

1. HR-словарь: токсичные сотрудники [Электронный ресурс]/Материал с сайта «hh.ru» − Режим доступа: https://ekaterinburg.hh.ru/article/501103
2. How to Manage a Toxic Employee [Электронный ресурс]/Материал с сайта «Harvard Business Review» − Режим доступа: https://hbr.org/2016/10/how-to-manage-a-toxic-employee
3. 7 способов умного найма персонала [Электронный ресурс]/Материал с сайта «Harvard Business Review» − Режим доступа: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/p16537