Индекс УДК 336.14
Дата публикации: 26.10.2016

Социально-экономическая роль бюджетов муниципальных образований

The socio-economic role of municipal budgets

Макейкина Светлана Михайловна, Красникова Александра Валерьевна
1. кандидат экономических наук, кафедра финансы и кредит
2. магистрант, кафедра финансы и кредит
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (г. Саранск)
Makeikina Svetlana, Krasnikova Alexandra
1. PhD, Department of Finance and Credit
2. The graduate student, Department of Finance and Credit
National Research Mordovia State University
Аннотация: В статье исследуется социально-экономическая роль бюджетов муниципальных образований, их значение в бюджетной системе.

Abstract: The article examines the socio-economic role of municipal budgets, their importance in the budget system.
Ключевые слова: местный бюджет, муниципальные образования, бюджетный процесс

Keywords: local budget, municipalities, the budget process


Местный бюджет (local budget) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. [2]

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. [3]

Важную роль местные бюджеты играют в реализации экономических и социальных задач муниципальных образований. При разработке и осуществлении социально – экономической политики необходимо учитывать те факторы, которые являются основными на тот момент времени. Государственная и муниципальная социально-экономическая политика реализуется с помощью социального и финансового планирования, a также управления посредством системы социальных мероприятий и программ, которые проводятся федеральными, региональными и местными органами.

В первую очередь это связано c распределением государственных средств на развитие и обеспечение социальной инфраструктуры населения. Данные средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более двадцати девяти тысяч городских, поселковых и сельских бюджетов. Отсюда следует, что осуществление социальной политики в развитии общества требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Важнейшим механизмом осуществления социальной любого государства является система государственных минимальных социальных стандартов, под которым подразумевается минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей общества в целом.

Необходимо отметить, что общеэкономическая эффективность местных

финансов в большей степени зависит от тех полномочий и прав, которые закреплены за муниципалитетами. Все это прописано в Конституции РФ, Бюджетном Кодексе РФ и в ФЗ №с 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В Соответствии c ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения в рамках территории муниципального образования отнесен ряд вопросов местного значения. Прежде всего, это создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п. 7.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, a также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ); содействие в развитии сельскохозяйственного производствa, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (п. 28 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ). [3]

В Конституции к вопросам местного ведения относятся вопросы здравоохранения; защиты семьи, материнства; социального обеспечения.[1]

Экономическая же сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. В соответствии c этим они ставят перед собой следующие задачи:

— формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

—  распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

—  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Таким образом, обобщая все выше отмеченное, выявлено, что предмет использования местных бюджетов в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

— осуществление выравнивания уровней экономического и социального развития территорий (составляются и реализуются региональные программы развития регионов по улучшению условий для общества, связанные c развитием сети дорог, возрождению культурных памятников и т.д.);

— формирование местных бюджетов дает возможность для муниципалитетов в полной мере осуществлять расходование денежных средств для социально-экономического развития общества (данная роль муниципального бюджета соответствует принципу самостоятельности БК РФ);

— осуществления воздействия на формирование оптимальных и равных пропорций для оказания воздействия при финансировании капитальных и текущих затрат, а также стимулирования эффективного использования материальных, трудовых ресурсов и создания и развития новых местных производств;

— формирования муниципальных бюджетов для обеспечения оптимального развития общеобразовательных, медицинских учреждений, а также образований культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

Все муниципалитеты, конечно же, стремятся реализовать все поставленные цели в социально-экономическом развитии общества, но нужно отметить, что нестабильность и кризисы в экономике, связанные то с ростом, то падением рубля не позволяет осуществлять поставленные цели. Также выполнить все задачи не позволяет и совершенство законодательства. Это связано с тем, что население не участвует в выборах местной власти [4,с. 7].

Библиографический список

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
4. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005 С.221.
5. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005 С.225.
6. http://any-book.org/download/83793.html