Abstract: The paper highlighted the role of socially-oriented human resource management in the system of interaction of subjects of social and economic relations at the municipal level. The directions of mutually beneficial cooperation of subjects of social and economic relations in raising the management capacity of the population. Evaluate the effectiveness of management decisions by groups of respondents. The role of the managerial capacity of the population in the management of human resources of the area, affecting the quality of life of the population
Keywords: Innovative socially oriented management, rural municipal districts, the subjects of socio-economic relations, life quality, management capacity, human resources
Устойчивый рост качества жизни населения является целевой установкой проводимых административных реформ в России. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, для осуществления реформ предлагается инновационный социально ориентированный подход к управлению, который предусматривает создание условий по привлечению человеческих ресурсов в качестве факторов производства[5]. Управленческий потенциал, как один из важнейших факторов развития экономики муниципального района, понимается как уровень возможностей личности в эффективном решении многокритериальных управленческих задач [2].От эффективности управленческих решений зависят результаты деятельности всех субъектов социально-экономических отношений в муниципальном районе, а так же формирование и развитие самой системы взаимодействия между ними. В связи с этим оценка роли управленческого потенциала в муниципальной практике представляет большой научный и практический интерес.
Устойчивый рост качества жизни населения формируется на основе выстраивания эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, основанных на интеграции интересов, целей и ценностей всех субъектов социально-экономических отношений [7]. Синергетический эффект от объединения интересов и соответствия общих моральных, этических, социальных, материальных и других ценностей на территории муниципального района, позволяет реально изменить качество жизни населения.
Сравнение условий для жизни населения и деятельности бизнеса определяет конкурентную борьбу между муниципальными районами, связанную с перераспределением ресурсов по территориям [3]. Эффективное управление территорией позволяет получить наибольший экономический эффект от использования человеческих ресурсов и инвестиционной активности бизнеса. Следовательно, в основе действий по совершенствованию системы управления муниципальным районом лежат эффективные управленческие решения по привлечению природных, человеческих, технологических, интеллектуальных, рыночных, инновационных, социокультурных, бюджетных и других ресурсов, которые можно рассматривать как конкурентные преимущества одной территории по сравнению с другой [4].Одним из факторов, обеспечивающим устойчивое развитие территории и получение дополнительных конкурентных преимуществ, является рост численности населения с высоким уровнем управленческого потенциала.
Таким образом, социально ориентированное управление человеческими ресурсами, раскрывает возможности реализации управленческого потенциала населения в экономической деятельности за счет прямой заинтересованности субъектов социально-экономических отношений в их развитии.
Основные характеристики взаимовыгодного сотрудничества субъектов социально-экономических отношений в развитии и реализации управленческого потенциала на территории муниципального района, обеспечивающие устойчивые тенденции роста качества жизни населения, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Направления взаимовыгодного сотрудничества субъектов социально-экономических отношений в повышении управленческого потенциала населения
Субъект | Роль управленческого потенциала в деятельности субъекта | Роль субъекта в реализации управленческого потенциала |
Население | Принятие решений по повышению материального благосостояния за счет рационального использования факторов производства, находящихся в собственности; повышения уровня доходов, соответствующих отдаче от факторов производства, привлеченных к экономической деятельности; моделирование комфортных межличностных отношений; проявление лидерских качеств и т. д. | Всестороннее развитие личности, формирование ценностей, постоянное повышение уровня образования и уровня квалификации, высокой культуры, здорового образа жизни, активной жизненной позиции |
Бизнес | Принятие эффективных управленческих решений по рациональному использованию факторов производства в интересах их обладателей, производственных и общественных интересов, внедрение инновационных технологий, умение заинтересовать и привлечь инвесторов и т.д. | Выявление, обучение, развитие населения, обладающего высоким уровнем управленческого потенциала; привлечение и мотивация населения к реализации управленческого потенциала; целенаправленное повышение уровня квалификации кадрового резерва; обеспечение условий, формирования и продвижения по карьерной лестнице |
Муниципальные органы власти | Принятие эффективных управленческих решений по формированию рациональной и эффективной системы взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, с учетом интеграции их интересов с общественными, внедрение инновационных механизмов и технологий в систему управления районом, умение заинтересовать и привлечь инвесторов на территорию и т.д. | Обеспечение условий развития за счет формирования на территории района благоприятного инновационного и инвестиционного климата, развитой инфраструктуры, необходимой для удовлетворения материальных, социальных, культурных и др. потребностей, обеспечение безопасности; широкие возможности в политической и общественной деятельности; формирование и обучение кадрового резерва и т.д. |
Следует отметить две значимых позиции в отношении развития управленческого потенциала:
Развитие и формирование управленческого потенциала удовлетворяет запросами всех субъектов социально-экономических отношений;
Со стороны субъектов социально-экономических отношений необходимы определенные действия для развития и формирования управленческого потенциала.
В связи с этим, роль каждого субъекта социально-экономических отношений сельских муниципальных районов в создании условий развития и реализации управленческого потенциала населения в экономической деятельности чрезвычайно велика, и деятельность каждого может существенно изменить качество жизни населения данной территории.
На основе методики оценки управленческого потенциала выявлено, что лишь 2,8% начинающих менеджеров среднего звена обладают высоким уровнем управленческого потенциала [2], при этом процент принимаемых ими эффективных управленческих решений составляет 66,3%. Из этой же совокупности респондентов 6,0% менеджеров обладают низким уровнем управленческого потенциала, а процент эффективных управленческих решений принимаемых ими составляет лишь 29,9%. Среднее значение эффективных управленческих решений по группе начинающих менеджеров и менеджеров низшего звена, как показало исследование, составляет 48,5 %.
В табл. 2 приведены результаты исследования управленческого потенциала среди различных групп населения, которые позволили определить процент принимаемых ими эффективных управленческих решений. Исследование проводилось в период с 2000 по 2014 гг. и охватило более 14,5 тыс. человек.
Таблица 2
Оценка эффективности управленческих решений
по группам респондентов в возрасте от 16 до 35 лет, %[2].
Группы | По выборке | По выборке | По выборке менеджеров, обладающих низким уровнем управленческого потенциала, (Рмин.), % | Среднее значение по всей |
Начинающие менеджеры, менеджеры среднего звена | 66,3 | 49,4 | 29,9 | 48,5 |
Специалисты | 69,2 | 53,0 | 33,7 | 52,0 |
Руководители | 73,8 | 62,4 | 43,8 | 60,0 |
Среднее значение по группе респондентов | 69,7 | 54,9 | 35,8 | 53,5 |
В ходе исследования выявлено, что в среднем лишь 8,4 % населения обладает высоким уровнем управленческого потенциала, который можно определить через процент принимаемых эффективных решений. Процент эффективных управленческих решений по всей совокупности респондентов составляет в среднем 53,5 % от общего числа решений [1]. Согласно логике рассуждений, следует сделать следующие выводы:
Управленческий потенциал, подобен таланту, которым обладает ограниченный круг людей;
Управление – это искусство, для совершенствования которого нужно совершенствовать управленческий потенциал;
Образование играет роль в совершенствовании управленческого потенциала, но не доля талантливых менеджеров практически не меняется;
Реализация управленческого потенциала зависит от интересов, целей и ценностей его обладателя;
Для того, чтобы удовлетворить собственные интересы, субъекты социально-экономических отношений должны создать взаимовыгодные условия для развития управленческого потенциала;
Людей, обладающих даром (талантом к управлению) или высоким управленческим потенциалом необходимо мотивировать к активной социально-экономической деятельности.
В связи с этим, при формировании территориальной стратегии инновационного развития муниципальных районов необходимо учитывать уровень потенциала кадров управления и сформированный уровень единых ценностей всех субъектов социально-экономических отношений [6]. Высокий уровень управленческого потенциала населения определяют конкурентоспособность территории, за счет эффективных управленческих решений обеспечивается приращение валового муниципального продукта. Под воздействием управляющей системы изменяются конкурентные преимущества территории, к которым, безусловно, относятся и создание инновационной инфраструктуры, и повышение уровня и качества трудовой жизни, образованность населения, и перечень и состояние факторов производства, в том числе человеческие ресурсы, качество которых зависит от уровня управленческого потенциала. В период институциональных преобразований и административных реформ именно управленческий потенциал населения играет особо важную роль для развития каждого субъекта социально-экономических отношений территории.
Библиографический список
1. Карьера одаренного менеджера / А.П. Егоршин, С.Г. Захарова - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Логос, 2012. - 384с.2. Филимонова С.Г. Выявление и оценка управленческого потенциала молодых менеджеров [Текст]: дисc. на соискание звания канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 22.10.04: утв. 15.03.05 / Филимонова Светлана Германовна. – Нижний Новгород, 2004. – 137 с.
3. Захарова С.Г., Банин М.А. Конкурентные преимущества как внутренние ресурсы муниципального района /Современная конкуренция.2015. Т.9. №6 (54). С. 116-128
4. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России/ Экономика и менеджмент систем управления – Научно-практический журнал/по общ ред. Кравца О.Я. – М.: из-во Научная книга. 2013. №2.1 – С. 134-143
5. Дмитриев М.Н., Захарова С.Г., Масленников Н.А. Модель управления человеческими ресурсами муниципальных районов в концепции факторного подхода / Приволжский научный журнал. Периодическое научное издание №3 (35). Н. Новгород, ННГАСУ, 2015. с. 206-214.
6. Яшин С.Н., Кулыгина Е.Н. Формирование территориальной инвестиционной стратегии инновационного развития региона (на примере Нижегородской области)/
В сборнике: Примышленное развитие России: проблемы, перспективы// Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. 2015. С. 232-240.
7. Мазин А., Шагалова Т., Кабанов В. Развитие комплексной оценки мотивации персонала в экономической системе //Управление персоналом. 2008. № 19. С. 82-85.