Индекс УДК 338.48
Дата публикации: 28.04.2018

Структурные элементы городской системы ориентирования в городе Красноярске

Structural elements of the city guidance system in the city of Krasnoyarsk

Воеводкина Анастасия Валерьевна, Щербенко Ева Владиславовна

1. магистрант
2. научный руководитель
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева


Voyevodkina Anastasia Valerievna, Shcherbenko Eva Vladislavovna,

1. graduate student
2. supervisor of studies
Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы ориентирования, основными элементами которой выступают характерные для городской среды здания, сооружения, природные объекты; выделен каркас рассматриваемой системы, определены решаемые задачи, рассмотрены основные средства и способы решения задач.

Abstract: Theoretical problems of formation of the orientation system are considered, in the article, buildings, constructions, natural objects characteristic for the city environment are the main elements of it; the framework of the system under consideration is identified, the solved problems are determined, the main means and methods of solving problems are considered
Ключевые слова: визуальная навигация, визуализация, визуальные образы, городское ориентирование, визуальное информационно-коммуникативное поле города, «информационное пространство».

Keywords: visual navigation, visualization, visual images, urban orientation, visual information and communication field of the city, "information space".


Под ориентацией в среде следует понимать деятельность, направленную на определение своего местоположения в среде, на соотнесенность данного места с другими местами и событиями во времени и пространстве, с внепространственными ценностями и представлениями [1]. Следовательно, задачу построения системы городского ориентирования можно свести к планированию объектов различного функционального значения, косвенно наделенных семиотическими свойствами и отвечающим запросом жителей, проживающих в радиусе действия этой системы. В проектном обеспечении городской ориентации большое внимание уделяется городскому дизайну, как многоуровневому процессу формирования системы городских структур. И наиболее приемлемыми в этой вязи становятся уровни городских пространств и объемных форм [2].

Ключевую роль в аспекте визуальной навигации играет система визуально-графических знаков и решений, вычлененных из других, составляющих среды часть ее зрительных воздействий (информационных устройств, графических символов и пр.), призванная решать задачи обеспечения ориентации, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуациях [1]. Для визуальной коммуникации развитие и внедрение во многие сферы общественной жизни новейших информационно-коммуникационных технологий становятся одним из благотворных условий её обособления и становления [3]

Визуализация улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы. Визуальные образы быстрее запоминаются и дольше сохраняются в памяти человека, что связано с ассоциативностью памяти и способностью различать объекты по форме [4]. Знаки визуальной коммуникации создаются в соответствии с особенностями предметно-пространственной среды, для которой они предназначены и образуют целостную систему с общими смысловыми и графическими характеристиками [5]. Современные исследователи выделяют несколько условных уровней в визуальной составляющей предметной среды [6].

Наиболее значимыми в градостроительном отношении являются следующие два: первый уровень – средств и систем визуальных коммуникаций в городской среде (таблички с названиями улиц, номера зданий, рекламные щиты, витрины торговых зданий, указатели маршрутов транспортных средств, знаки дорожного движения и другие средства информации) – при разработке дизайнерами данных средств визуальных коммуникаций на первый план выходит образность, смысловое значение, идентификация объектов в среде; второй уровень образуют средства визуальных коммуникаций в интерьерах, внутренних пространствах зданий (указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и пр.) – для данного уровня характерна функциональность, информативность, легкость восприятия.

Ценность, различного рода, информационных носителей обусловливается способностью их обработки, интерпретации и получения из них новых знаний [4], в данном контексте, навигационного характера. Содержимое носителя информации: сведения, которые несет информационный носитель, характеризуются информацией о самой среде, её назначении и возможностях и информацией об элементах среды, размещенных рядом с коммуникативным объектом [5]. Такие носители могут иметь различные художественные воплощения, парой не ограниченные пространством своего функционального назначения.

Процесс городского ориентирования становится наиважнейшим аппаратом в становлении диалога между человеком и средой, взаимосвязи, определяющей удобство и качество жизни первых и достойное функционирование последнего. Грамотное планирование городских территорий и композиционное размещение ее средовых элементов способны перенять на себя навигационные свойства объектов визуальной коммуникации и обеспечить визуальную ориентацию в любом, даже самом запутанном, информационном поле города.

Информационная функция изображений, знаков и текста в структуре архитектурного объекта влияет на формирование облика города и, отражая социальные, идеологические, навигационные, коммерческие задачи развития сообщества, активно участвует в изменении как собственно архитектурного объекта, так и самого облика (образа) города [7]. Так в исследовании Ахмедовой Л.С. информационное поле или визуальное информационно-коммуникативное поле города – представляется пространственной характеристикой среды, как синтез текстов, знаков, изображений и всех непосредственно информационных элементов визуального окружения, оказывающий воздействие на человека и существующей в городских условиях. В территориальном смысле, близкое по значению и не редко отождествляющиеся, понятие «информационное пространство» обозначает выделенную субъектом по какому-либо критерию территорию, на которой размещаются информационные ресурсы, источники информации, технологические системы сбора, обработки и распространения информации [8].

На текущий момент возрастает значение оптимальной ландшафтной организации территории города и создания в городской среде системы ориентирования, направленной на включение природных объектов и сооружений. Ключевая роль при формировании данной ориентационной системы должна принадлежать уже имеющимся природным элементам в рамках конкретных, рассматриваемых территориальных образований. Определяющим критерием при разработке системы ориентирования по природным объектам является системный подход. Эта система идентификации и ориентации должна разрабатываться целостно, потому, как она должна включиться в градостроительный масштаб города и стать основой для его уникальности и узнаваемости [9].

В этой связи становится актуальным регламентирование и контроль за столь значимыми для престижа города объектами рекламного и информационного значения. Все сегменты информационного поля города должны быть подчинены сложившейся среде и работать на ее улучшение, нежили на визуальное загрязнение; что является единственным правильным путем ее эксплуатации и идентификации, так как ее перенасыщение неминуемо ведёт к снижению функционально-навигационных свойств. Наиболее верным это суждение становится в вопросе обеспечения улиц информационными табличками и знаками, то есть элементами визуальной коммуникации, чье количественное значение и емкость передаваемых данных являются ключевыми в самоопределении. Например, высота размещения визуальных коммуникаций во многом обеспечивает их доступность для всех групп пользователей – и безбарьерное восприятие архитектурной среды [10].

В настоящее время стало ясно, что задача выстраивания благоприятного городского окружения требует знания «языков» города – его культурологической идентичности; умения согласовать его разрозненные элементы. Такой синтез становится необходимым, так как подразумевает формирование социальной, психологической, коммуникативной общности субъектов, населяющих город. Информационное пространство объединяет население города, направляет его деятельность, создает городское единство и общую ментальность [8]. При таких, оказывающих воздействие на человека и облик города, свойствах визуального информационно-коммуникативного поля, вопрос его организации, а в большинстве случаев реорганизации, становится важнейшим средством в становлении достоверной и удобной среды города.

Библиографический список

1. Истомина С.А., Ракова В.Б., Нарышкина И.В., Пономарева Е.С., Киселева О.В., Коробкова Е.А. Визуальные коммуникации. Учебное пособие к курсовому проектированию. 2008.
2. Михайлов С.М., Михайлова А.С., Надыршин Н.М. Дизайн города: Основные этапы исторического развития. 2014.
3. Юстина Н. И. Влияние визуальной коммуникации на идентификацию в современном российском обществе [Электронный ресурс]. 2012 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-vizualnoi-kommunikatsii-na-identifikatsiyu-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve
4. Шевченко В.Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации. 2015.
5. Гусакова Л.И. Визуальные коммуникации. Элементы информативной экотуристической среды. 2006.
6. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб пособие. – М.: «Архитектура-С», 2005.
7. Ахмедова Л.С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города. 2009.
8. Ширибон Е. В. Информационное пространство современного города (на примере Улан - Удэ). 2007.
9. Арефьева С.И Формирование комплексной системы ориентирования по природным объектам города как эффективное средство сохранения природных элементов и повышения туристической привлекательности. 2016.
10. Силкина M.А. Влияние высоты размещения визуально-коммуникативных систем на образ архитектурной среды. 2014.