Индекс УДК 338.48
Дата публикации: 28.04.2018

Структурные элементы городской системы ориентирования в городе Красноярске

Structural elements of the city guidance system in the city of Krasnoyarsk

Воеводкина Анастасия Валерьевна, Щербенко Ева Владиславовна

1. магистрант
2. научный руководитель
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева


Voyevodkina Anastasia Valerievna, Shcherbenko Eva Vladislavovna,

1. graduate student
2. supervisor of studies
Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования системы ориентирования, основными элементами которой выступают характерные для городской среды здания, сооружения, природные объекты; выделен каркас рассматриваемой системы, определены решаемые задачи, рассмотрены основные средства и способы решения задач.

Abstract: Theoretical problems of formation of the orientation system are considered, in the article, buildings, constructions, natural objects characteristic for the city environment are the main elements of it; the framework of the system under consideration is identified, the solved problems are determined, the main means and methods of solving problems are considered
Ключевые слова: визуальная навигация, визуализация, визуальные образы, городское ориентирование, визуальное информационно-коммуникативное поле города, «информационное пространство».

Keywords: visual navigation, visualization, visual images, urban orientation, visual information and communication field of the city, "information space".


Одним из основных принципов ориентации в среде является деятельность, направленная на определение вашего места положения в этой самой среде с учетом относительности места в котором вы находитесь к другим местам, событиям в пространстве и событиями во времени, с представлениями и внепространственными ценностями [1]. От сюда следует что задача построения городского ориентирования состоит из планирования объектов с различным функциональным значением, с наделением их косвенными семиотическими свойствами, которые отвечают запросам жителей, проживающих непосредственно в радиусе размещения и действия такой системы. При осуществлении проектирования систем городской ориентации наибольшее внимание уделено городскому дизайну, который представляется как многоуровневый процесс, формирующий системы городских структур. Предпочтительными направлениями для дальнейшего развития систем в этом случае выступают объемные формы и городские пространства [2].

Система визуально-графических решений и знаков, играет наиболее важную роль при организации визуальной навигации. Такая система направлена на зрительное воздействие при помощи графических символов, информационных устройств и т.д. решая задачи, связанные с организацией ориентации и регулировки в конкретных предметно-пространственных ситуациях поведения человека [1]. Одними из самых перспективных подходов внедрения в различные общественные жизненные сферы необходимых нам решений на данный момент являются визуальные коммуникации и информационно-коммуникационные технологии.

Такие технологии улучшают понимание, восприятие и запоминание информации, принятие решений по средствам использования простых для понимания форм и образов. Основываясь на таких свойствах памяти как ассоциативность и способность воспринимать объекты в зависимости от их формы, образы сформированные визуально дольше сохраняются и запоминаются в человеческой памяти [4]. Предметно-пространственная среда оказывает непосредственное влияние на средства, визуальной коммуникации, которые создаются с учетом ее особенностей. Таким образом образуя понятную систему, включающую в себя единые графические и смысловые характеристики [5]. На данный момент в современных исследованиях выделено несколько условных уровней связанных с визуальной составляющей предметной среды [6].

В градостроительном отношении два уровня являются наиболее значимыми. Первый уровень включает в себя системы и средства визуальных коммуникаций располагающихся в городской, такие как номер здания, табличка с названием улицы, витрина торгового здания, рекламный щит, знак дорожного движения, указатель движения маршрута транспортного средства и т.д.. При разработке таких средств визуальной коммуникации в первую очередь используются образы, смысловые значения, идентификация объекта в среде. Второй уровень образуется из средств визуальных коммуникаций, используемых в интерьерах, внутри пространств зданий. Такие средства как пиктограмма, указатель, рекламное объявление, табличка, плакат и т.д.. Такое использование дает легкость восприятия, информативность и функциональность [3].

Основная ценность различных информационных носителей — это способность их обработки с интерпретацией и получением из них новых знаний в контексте применения для навигации [4]. Носитель информации содержит в себе основные сведения характеризующие саму среду, ее возможности, назначение, элементы среды, которые размещаются непосредственно рядом с коммуникативным объектом [5]. Такие носители могут быть представлены в различных художественных воплощениях и не имеют ограничений пространства функционального назначения.

Процесс городского ориентирования становится наиважнейшим фактором в организации диалога между человеком и окружающей его средой. Влияя на удобство и качество жизни людей и достойное функционирование среды. Изначальное грамотное планирование городских территорий при застройке и композиционное размещение их средовых элементов заменяют и дополняют собой навигационные свойства объектов используемых в визуальной коммуникации. Таким образом обеспечивается визуальная ориентация в любом, информационном поле города, даже самом запутанном.

На формирование облика города влияет информационная функция знаков, изображений и текста применительно к общей структуре архитектурного объекта. Функция отражает идеологические, социальные, коммерческие задачи развития сообщества, навигационные. Активно участвует в изменении не только архитектурного объекта, но и самого образа города [7]. В исследовании Ахмедовой Л.С. визуальное информационно-коммуникативное поле города или информационное поле, представляется как пространственная характеристика среды, включающая в себя набор знаков, текстов, изображений и всех непосредственных информационных элементов визуального окружения. Которые оказывают комплексное воздействие на человека, существующего в городских условиях. Понятие «информационное пространство» обозначает выделенную субъектом по какому-либо критерию территорию. На этой территории размещены источники информации, информационные ресурсы, автоматические и технологические системы по сбору, обработки и распространению информации [8].

На текущий момент возрастает значение оптимальной ландшафтной организации территории города и создания в городской среде системы ориентирования, направленной на включение природных объектов и сооружений. Ключевая роль при формировании данной ориентационной системы должна принадлежать уже имеющимся природным элементам в рамках конкретных, рассматриваемых территориальных и городских образований. Использование системного подхода является определяющим критерием при разработке систем ориентирования с использованием природных объектов. Эта система идентификации и ориентации должна разрабатываться целостно, потому, как она должна включиться в градостроительный масштаб города и стать основой для его уникальности и узнаваемости [9].

В этой связи становится актуальным такой вопрос как контроль и регламентирование за знаковыми объектами города, несущими рекламный характер, информационное значение и влияющими на престиж города. Все сегменты информационного поля города должны быть подчинены сложившейся среде и работать на ее улучшение, а так же на визуальное загрязнение; что является единственным правильным путем ее эксплуатации и идентификации, так как ее перенасыщение неминуемо ведёт к снижению функционально-навигационных свойств. Наиболее верным это суждение становится в вопросе обеспечения улиц знаками и информационными табличками, что как раз и является элементами визуальной коммуникации, чье количественное значение и емкость передаваемых данных являются ключевыми в самоопределении.

К примеру, высота размещения визуальных коммуникаций влияет на их доступность для всех групп пользователей. Также реализует без барьерное восприятие архитектурной среды [10].

В настоящее время стало ясно, что задача выстраивания благоприятного городского окружения требует знания «языков» города – его культурологической идентичности; умения согласовать его разрозненные элементы. Такой синтез становится необходимым, так как подразумевает формирование социальной, психологической, коммуникативной общности субъектов, населяющих город. Информационное пространство объединяет население города, направляет его деятельность, создает городское единство и общую ментальность [8]. При таких, оказывающих воздействие на человека и облик города, свойствах визуального информационно-коммуникативного поля, вопрос его организации, а в большинстве случаев реорганизации, становится важнейшим средством в становлении достоверной и удобной среды города.

В данный момент с 2014 г. в г. Красноярск система городской навигации разрабатывается мэрией совместно с Сибирским федеральным университетом. Система включает в себя три основных направления с последовательной реализацией по каждому этапу.

Согласно первому этапу в городе установлено 90 навигационных рекламных конструкций. Установленные конструкции оборудованы подсветкой и содержат информацию о названии улиц, проспектов, площадей, месте нахождения организаций и объектов культурного наследия. Размещены тестовые варианты уличной мебели и остановок, на поверхности которых размещены рекламно-информационные площади. Совмещение рекламной конструкции с системой городской навигации позволило сократить затраты из бюджета Красноярска на реализацию проекта и дало дополнительные возможности для предпринимателей, параллельно создавая удобную среду для города. [11]

Вторым этапом была реализована навигация на остановочных павильонах, широко распространенных в г. Красноярск. На козырьках частных павильонов были размещены названия остановочных пунктов, в близи которых непосредственно размещены сами сооружения.

Третий этап находится на стадии реализации. Запланировано размещение 100-150 аналогов европейских карт с указанием участка города, в котором находится данный остановочный павильон, и маршрутами движения до следующего остановочного павильона с достопримечательностями. Этот этап будет реализован после тестирования системы навигации, которая в настоящий момент сформирована. [12]

 Диагностика и корректировка реализованной системы проводится студентами Сибирского федерального университета. По итогам постоянных исследований в систему навигации вносятся необходимые изменения и доработки.

Библиографический список

1. Истомина С.А., Ракова В.Б., Нарышкина И.В., Пономарева Е.С., Киселева О.В., Коробкова Е.А. Визуальные коммуникации. Учебное пособие к курсовому проектированию. 2008.
2. Михайлов С.М., Михайлова А.С., Надыршин Н.М. Дизайн города: Основные этапы исторического развития. 2014.
3. Юстина Н. И. Влияние визуальной коммуникации на идентификацию в современном российском обществе [Электронный ресурс]. 2012 - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-vizualnoi-kommunikatsii-na-identifikatsiyu-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve
4. Шевченко В.Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации. 2015.
5. Гусакова Л.И. Визуальные коммуникации. Элементы информативной экотуристической среды. 2006.
6. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб пособие. – М.: «Архитектура-С», 2005.
7. Ахмедова Л.С. Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города. 2009.
8. Ширибон Е. В. Информационное пространство современного города (на примере Улан - Удэ). 2007.
9. Арефьева С.И Формирование комплексной системы ориентирования по природным объектам города как эффективное средство сохранения природных элементов и повышения туристической привлекательности. 2016.
10. Силкина M.А. Влияние высоты размещения визуально-коммуникативных систем на образ архитектурной среды. 2014.
11. http://www.dela.ru/news/148016/
12. http://krsk.sibnovosti.ru/society/341343-v-krasnoyarske-k-universiade-ustanovyat-navigatsionnye-ukazateli