Индекс УДК 33
Дата публикации: 05.06.2017

Особенности составления учетной политики в учреждениях государственного сектора

Features of drawing up of accounting policy in the public sector in accordance

Акашева Валентина Вячеславовна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск
Akasheva Valentina Vyacheslavovna
N. P. Ogarev’s Mordovian State University
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности составления учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях с учетом их организационно-правовой формы. Представлена методика формирования основных разделов учетной политики. Определены актуальные практические вопросы в проведении ретроспективных пересчетов в условиях перехода общественного сектора на МСФО.

Abstract: In this article the features of preparation accounting policy in the state (municipal) institutions with regard to their legal form. The technique of forming the main sections of accounting policy. Identified relevant practical issues in conducting retrospective recalculations in the transition of the public sector to IFRS.
Ключевые слова: учетная политика, государственные, бюджетные учреждения, казенные учреждения, автономные учреждения.

Keywords: accounting policy, public, budgetary institutions, public institutions, Autonomous enterprises.


Основополагающим при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности является составление учетной политики. На основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (ГМУ)» от 08.05.2010 №83-ФЗ вступил в силу новый этап реформы, предусматривающий жесткое ориентирование порядка использования бюджетных средств на детализацию этих учреждений на три основные организационно-правовые формы – казенные, бюджетные и автономные учреждения. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные со спецификой построения учетной политики для той или иной  организационно-правовой формы учреждений государственного сектора. Учетная политика прямым образом влияет на характер формирования отчетных показателей учреждений. Следовательно, правильное составление учетной политики приобретает актуальное значение  в современных условиях перехода отчетности государственного сектора на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора. [12-18]

В отношении организации бухгалтерского учета и правил формирования финансовой отчетности учреждений государственного сектора в Российской Федерации с 2010 г. принято множество нормативных документов. Так, Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [1] учреждения государственного сектора начиная с 2011 г. должны формировать учетную политику. Данная норма для учреждений ранее была не обязательна. В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2], вступившем в силу с 01.01.2013, содержится требование о наличии учетной политики организации, которая будет применяться ею последовательно из года в год.

В целях формирования учетной политики следует учесть различия казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Методика формирования учетной политики для автономного учреждения определяется правовым статусом данной организации, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 №174-ФЗ [3]признается некоммерческой унитарной организацией. Автономное учреждение пользуется имуществом на праве оперативного управления и отражает его на балансовых счетах учета внеоборотных активов. В соответствии с п.5 ст. 3 Закона № 174-ФЗ необходимо обособление учета имущества, числившегося за автономным учреждением. При этом следует вести раздельный учет имущества в зависимости от следующих источников:

  • поступление от учредителя;
  • приобретение учреждением за счет целевых поступлений;
  • приобретение учреждением за счет доходов и коммерческой деятельности.

Иными словами, автономное учреждение обладает по сравнению с бюджетными и казенными большими правами.

Согласно  ст.8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формирование учетной политики происходит исходя только  из тех способов, которые допускаются федеральными стандартами.

В том случае, если действующим нормативным законодательством не принят конкретный способ ведения бухгалтерского учета, в учетной политике принимается способ, исходя из принятых в концептуальных основах допущений и требований.

  1. Порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств.

Данный порядок определяется руководителем. Состав инвентаризационной комиссии утверждается либо учетной политикой, либо отдельным внутренним приказом.

  1. Рабочий план счетов.

На выбор учетной политики оказывает существенное влияние план счетов, который различается в зависимости от вида ГМУ.

План счетов включает в себя  пять  разделов,  сгруппированных  по экономическому содержанию:

  1. I. Нефинансовые активы

Счета 10100-10900

  1. Финансовые активы

Счета 20100 — 21500

III. Обязательства

Счета 30100 — 30900

  1. Финансовый результат

Счета 40100- 40230

  1. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта

Счета 50100 — 50800

  1. Ведение учета на забалансовых счетах.

Единый план счетов приводится в разрезе синтетических счетов объекта учета (пять разрядов), а планы счетов для казенных учреждений  (приказ № 162н) [4], для бюджетных учреждений  (приказ № 174н) [5] и для автономных учреждений  (приказ № 183н)  в разрезе синтетических, аналитических  счетов по БК и аналитических  счетов по КОСГУ и имеют по 26 разрядов. В качестве примера определения различий между планами счетов учреждений ГМУ сопоставим синтетические счета в отношении IV раздела «Финансовый результат». Так, по доходам счета бюджетных и автономных учреждений совпадают, а в плане четов для казенных учреждений  добавляются счета:

  • налоговые доходы;
  • доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы;
  • доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование.

В расходной части казенные учреждения дополнительно имеют счета:

  • расходы на покрытие внутреннего долга учреждений;
  • расходы на покрытие внешнего госдолга;
  • безвозмездные переводы государственным организациям.

Бюджетные учреждения по сравнению с автономными включают следующие счета:

  • расходы заработную плату и страховые взносы;
  • расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям.

Единым планом счетов № 157н рекомендуется применение счета 21006  «Расчеты с учредителем» в отношении бюджетных и автономных учреждений, хотя следует отметить, что данный счет присутствует также и в плане счетов № 162н для казенных учреждений. На счетах 21100  и 21200 отражаются внутренние расчеты по поступлениям и по выбытиям». Данные счета предназначаются для учета расчетов между органами, не являющимися участниками бюджетного процесса и производящими денежные расчеты по расчетам с бюджетом.

На счете 30404  отражаются расчеты внутри ведомства по движению финансовых и нефинансовых активов.

Счет 40100  используется для ведения учета финансовых результатов хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и автономного учреждений также существует  неувязка с приказом № 162н, которым для казенных учреждений предусмотрено применение этого же счета.

Таким образом, план счетов казенных учреждений более детализирован, так, он имеет доходный счет налоговых доходов, а расходы включают счета обслуживание внутреннего и внешнего долга государственного долга. Подобных статей расходов в бюджетных и автономных учреждениях нет. Вместе с тем, детализированный анализ приказов в вопросах формирования планов счетов показал, что существуют некие расхождения между требованиями единого плана счетов и плана счетов для казенных учреждений.

  1. График документооборота.

График документооборота устанавливается в виде приложения к приказу об учетной политике. В него включается перечень должностных лиц, ответственных за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, срок его исполнения и порядок передачи в архив.

  1. Технология обработки учетной информации.

Выбор программных продуктов необходимо указать в учетной политике.

  1. Формы первичных учетных документов.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»  первичный документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование;
  • дата;
  • наименование субъекта — составителя;
  • вид факта хозяйственной деятельности;
  • единица измерения;
  • ответственное должностное лицо;
  • подписи уполномоченных лиц.
  1. Лица, имеющие право подписи.

Данный перечень должностных лиц принимается в учетной политике.

  1. Выбор методов ведения бюджетного учета (таблица 1).

Таблица 1

Вариативность методов ведения бюджетного учета казенных, бюджетных и автономных учреждений

№ п/пОбъект учетаВариативность
1Рабочий план счетовВ зависимости от применения приказов № 162н, № 174н или №183н имеется различие в синтетических счетах. Учетной политикой осуществляется выбор аналитических счетов.
2Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательствПроисходит выбор периодичности проведения инвентаризации и видов имущества и обязательств в зависимости от вида деятельности учреждений и прочих факторов, влияющих на бюджетный учет.
3Документооборот и обработка данныхОчередность, время обработки первичных документов.
4Формы первичных (сводных) учетных документовОбязательные реквизиты первичных (сводных) учетных документов, закрепленные учетной политикой:

—    наименование документа;

—    дата;

—    наименование субъекта составителя;

—    вид факта хозяйственной деятельности;

—    единица измерения;

—    ответственное должностное лицо;

—    подписи уполномоченных лиц.

5Учет объектов арендыОбъекты аренды учитываются на балансовой строке «Основные средства», либо на забалансовом счете.
6Срок полезного использованияСроки определяются согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 №1, либо Постановлению СМ СССР от 22 октября 1990 г. №1072

 

  1. Учет расчетов с подотчетными лицами.

В учетной политике устанавливается предельный размер и период времени, в течение которого денежные средства должны быть использованы. Также устанавливается порядок возмещения расходов при командировке сотрудника учреждения.

  1. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Если имели место изменения в учетной политике, то раскрывается характер этих изменений. Организация раскрывает применяемые методы бухгалтерского учета, применяемые виды оценки активов и обязательств, характер и величину изменений в бухгалтерских оценках, также в учетной политике раскрывается информация по ошибкам предыдущих периодов.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» утверждены приказом Минфина №256н  от 31.12.2016 [9], однако вступят в силу только с 1 января 2018 года, поэтому, сопоставим ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» требованиями МСФО для общественного сектора 3 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

При сопоставлении МСФО общественного сектора 3 с требованиями ПБУ 1/2008 [8] следует отметить, что одним из различий является степень детализации в раскрытии отдельных вопросов. Так, МСФО для общественного сектора 3 [10] наиболее детализирован, в нем подробно раскрывается необходимость отражения изменений в бухгалтерских оценках, а также содержится более подробное и дополнительное раскрытие сумм корректировок, сделанных вследствие изменения учетной политики или исправления ошибок предыдущего периода. Данные вопросы не раскрываются в ПБУ 1/2008. Однако, до момента принятия федерального стандарта для государственного сектора по учетной политике, государственные муниципальные учреждения должны руководствоваться ПБУ 1/2008 для коммерческих предприятий.

При формировании учетной политики для учреждений госсектора зачастую возникают сложности в выполнении корректировочных расчетов, вносимых в учетную политику, поэтому учетная политика может применяться как «перспективно», так и «ретроспективно». Поскольку как МСФО для общественного сектора 3, так и ПБУ 1/2008  содержат требования ретроспективного применения учетной политики, следует выполнять ретроспективный пересчет показателей в тех случаях, когда это возможно. В этой связи особую актуальность приобретают практические вопросы тестирования на предмет наличия реальной возможности в проведении ретроспективных пересчетов.

Библиографический список

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н (ред. от 16.11.2016) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
2. ФЗ "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
3. ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
4. Приказ Минфина России от 06.12.2010 №162н (ред. от 16.11.2016) "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
5. Приказ Минфина России от 23.12.2010 №183н (ред. от 16.11.2016) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
6. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 №1 (ред. от 07.07.2016) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
7. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 №1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
8. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2017).
9. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
10. Сборник «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/ (дата обращения: 14.02.2017).
11. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ (дата обращения: 14.02.2017).
12. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Анализ и контроль бюджетной эффективности в условиях реформирования государственного сектора.// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №3 (141). C. 10-18.
13. Казакова Н.А., Трофимова Л.Б., Федченко Е.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности. Монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 270 с.
14. Казакова Н.А. Совершенствование методического обеспечения анализа бюджетной эффективности. / Казакова Н.А., Федченко Е.А. М.: Экономический анализ: теория и практика. 2014. №15 (366). C. 11-18.
15. Казакова Н.А Экономический анализ: вопросы качества информационного обеспечения. // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №14. С. 36-40.
16. Казакова Н.А., Белякова Э.И., Федченко Е.А., Совершенствование методики предварительного анализа отчетности организаций - налогоплательщиков на основе унифицированных аналитических процедур. М.: Международный бухгалтерский учет. 2012. №17. C. 35-41.
17. Казакова Н.А., Институциональные аналитические аспекты и проблемы достоверности учетной информации о развитии бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2012. №35 (233). C. 2-12.
18. Казакова Н.А., Федченко Е.А., Маматов Б.С. Методика комплексной оценки эффективности деятельности государственных учреждений. М.: Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. (Международная торговля и торговая политика). 2013. №11-12. С. 31-38.