Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.08.2019

Условия решения проблем обеспечения информационной безопасности Московского мегаполиса

Conditions for solving the problems of ensuring information security of the Moscow metropolis

Пронькин Николай Николаевич
кандидат экономических наук, доцент
Первый Московский государственный медицинский университет имени
И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Сеченовский Университет)

Pronkin Nikolay Nikolaevich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
First Moscow State Medical University
THEM. Sechenov of the Ministry of Health of the Russian Federation
(Sechenovskiy University)
Аннотация: В статье рассматриваются программный подход в управлении и методологические положения в разработке целевой комплексной программы для мегаполиса.

Abstract: The article deals with the program approach in management and methodological provisions in the development of a targeted integrated program for the metropolis.
Ключевые слова: информационная безопасность мегаполиса, программно-целевой подход, модель целевой программы.

Keywords: information security of megalopolis, program-target approach, model of target program


Известно, что оптимальный (рациональный) выход из создавшихся проблемных ситуаций лежит на путях системного, программно-целевого подхода: взаимосвязанной системе блоков мер, обеспечивающих через спектр целевых комплексных программ решение узловых проблем. При этом программный подход в решении возникающих проблем обеспечения информационной безопасности мегаполиса будет реализован с учётом накопленного опыта разработки различных программ. Анализ методологических и методических аспектов программного подхода необходим для создания модели целевой программы (ЦП) решения стратегических проблем.

В современных условиях значительно возросла роль программного подхода в управлении. Программы стали рассматриваться как универсальный инструмент планирования и управления, выполняющий следующие функции:

– развертывание и конкретизация целостной концепции плана, обеспечение вневедомственного подхода к решению проблем, учёт таких взаимосвязей, которые при отраслевом подходе не учитываются или могут быть учтены лишь частично, обеспечение согласованности действий различных звеньев и обозримости связей между затратами и результатами;

– расширение плановых горизонтов за счет внедрения системы вариантных прогнозов, конкретизации совмещения целевого аспекта с отраслевым и территориальным, усиление сбалансированности и пропорциональности развития за счет более полной увязки целей с возможностями их реализации, повышение социальной направленности планов;

– преодоление ведомственной разобщенности;

– научное обоснование конкретных целей развития, обеспечение согласованности в деятельности объектов, ориентированных на общие задачи, обеспечение адаптивности и эластичности планов;

– концентрация и централизация управления ресурсами для выполнения соответствующих решений;

– обеспечение приоритетности распределения ресурсов в пользу наиболее важных направлений развития;

– прогрессивное изменение сложившихся тенденций.

Анализ методологических и методических вопросов эффективной реализации программного подхода в решении проблем позволяет сформировать основу для создания модели целевой программы.

Разработка программы решения стратегической проблемы – это трудная задача со многими неизвестными. Поэтому подготовке такой программы, предназначенной для практической реализации, должна предшествовать разработка её теоретической модели.

Решения сложных проблем зависят от большого числа постоянно меняющихся факторов, влияющих друг на друга, имеющих различную природу. Вследствие этого при разработке модели программы следует иметь в виду, что ряд её положений предстоит уточнить и доработать при формировании собственно программы, с тем чтобы учесть конкретные условия, в которых она будет реализована.

В теоретической модели необходимо предусмотреть и новые направления, средства и методы, которые способствовали бы эффективному решению проблем в перспективе, попытаться предложить дополнительные меры для более надёжного функционирования системы

Из вышеизложенного следует, что в теоретической модели должно быть сформулировано научное представление об оптимальном (рациональном) варианте программного решения проблемы или комплекса проблем.

Теоретическая модель целевой комплексной программы включает следующие основные элементы:

– обоснование исходных положений для разработки целевой программы;

– предлагаемую структуру программы с обоснованием её целей, задач и мероприятий;

– основное содержание по блокам (подпрограммам);

– методические вопросы разработки.

Исходными методологическими положениями в разработке целевой комплексной программы для московского мегаполиса являются следующие:

  1. Комплексный подход к применению средств, методов, форм преодоления проблемной ситуации. Такой подход включает различные направления решения проблем. В свою очередь каждое из направлений предполагает также комплексный подход как необходимое условие успешного её разрешения. Комплексный подход обусловлен тем, что в общее решение проблемы свой вклад вносит комплекс разных отраслей науки и практики.
  2. Реальность, выполнимость программы. Меры по преодолению проблемной ситуации должны соответствовать не только потребностям, но и возможностям практики в современных условиях. В связи с этим при принятии решения о подготовке такой программы следовало бы предусмотреть гарантии её выполнения: реалистичность постановки целей и задач, конкретность и обоснованность рекомендуемых мер, форм, средств; персонификацию ответственности за выполнение разделов и положений программы; наличие механизмов контроля за исполнением мер, намеченных в программе; возможность корректировки программы в ходе реализации; выделение финансовых и других ресурсов, необходимых для разработки и выполнения программы.
  3. Общегородской характер программы. Представляется, что программа должна быть разработана аппаратом Правительства Москвы, что обусловлено рядом причин:
  • отсутствием в других звеньях (административных округах) достаточного опыта формирования программ такого уровня (поэтому проблемы, которые возникают при её подготовке, необходимо разрешить в центре);
  • многие неотложные и перспективные меры имеют принципиальное значение для развития города, относятся в равной степени ко всем административным округам и должны быть сформулированы единообразно;
  • руководство программой должно быть централизованным.

Можно привести и другие аргументы в поддержку того, что программа должна быть общегородской. Однако это не значит, что в административных округах не нужно разрабатывать свои программы и планы. Только составляться они должны на более короткий срок и содержать лишь те мероприятия, которые необходимы в конкретных условиях. Конкретизация таких планов (программ) может быть осуществлена за счет мер организационного характера, методических рекомендаций, предложений по внедрению положительного опыта.

  1. Директивность целевой программы. Это положение обусловлено необходимостью преодолеть сложившуюся в предшествующий период ситуацию, когда фактически отсутствовали органы и должностные лица, заинтересованные в решении проблем. Для каждого субъекта более или менее низкого уровня программа решения проблемы должна носить жестко регламентирующий характер. Такой подход позволит нейтрализовать в той или иной мере укоренившуюся привычку работать ради процесса, а не конечного результата. В то же время необходимо настойчиво искать механизмы идентификации целей программы с целями и интересами её исполнителей, т.е. механизм мотивирования и стимулирования результативной деятельности исполнителей по выполнению целевой программы.
  2. Место программы в системе программ и планов определяется её значимостью, обеспеченностью ресурсами, возможностью реализации. Представляется целесообразным разрабатывать любую программу в тесной взаимосвязи с программами и другими документами, определяющим жизнедеятельность города в настоящее время и на перспективу, во взаимодействии органов управления, отвечающих за те или иные направления обеспечения информационной безопасности и развития города Москвы.

При определении места программы следует учитывать и её связь с федеральными, региональными программами, различными целевыми программами (научно-технического прогресса, организационно-технического развития, социального развития и др.), которые охватывают общие процессы в обществе и мегаполисе. Влияние этих процессов на разработку и реализацию программы должно постоянно находиться в поле зрения разработчиков и исполнителей.

  1. Период реализации программы. Для определения содержания программы большое значение имеет вопрос о сроке, на который она должна разрабатываться. Радикальные изменения в деятельности Правительства Москвы ограничивают теоретические и практические возможности по точному предвидению развития города Москвы, по прогнозированию изменений в жизнедеятельности города на длительный (10–15 лет) срок. Это, разумеется, не значит, что перспективные направления в программе разрабатывать не надо. Однако целесообразно детально проработать её содержание на переходный период. Как представляется, решение перспективных вопросов должно быть предусмотрено в программе по этапам, в зависимости от того, насколько позволяют обстоятельства в данный момент или будут позволять через какое-то время.

Выбранные методологические положения не исключают возможности обоснованных изменений в программе по сравнению с теоретической моделью.

С учётом рассмотренных положений определяется структура программы, которая является организующим элементом в модели.

Проблемные ситуации в различных сферах жизнедеятельности города Москвы предопределяют необходимость разработки программ комплексного решения проблем, которые включали бы широкую систему мер, направленных на предотвращение, снижение уровня и ликвидацию потенциального ущерба от всевозможных угроз информационной безопасности, и реализацию жизненно важных интересов города Москвы.

Библиографический список

1. Гапоненко В.Ф., Пронькин Н.Н. и др. Основы теории управления. Учебно-методический комплекс. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
2. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Информационные технологии в управленческой деятельности. Учебное пособие для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательной программе повышения квалификации. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
3. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. и др. Информационные системы и технологии. Учебник. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
4. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. и др. Экономическая безопасность в сфере государственных и муниципальных закупок. Пособие для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательной программе профессиональной переподготовки "Управление государственными и муниципальными заказами" / В. М. Глущенко [и др.]. Москва, 2011.
5. Информационная безопасность мегаполиса на примере города Москвы. Монография / Н.Н. Пронькин – М.: ООО «Экслибрис-Пресс», 2017.
6. Исследование проблем кадровой политики в городе Москве. Итоговый отчет о НИР / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
7. Кадровая стратегия Москвы: теория и методы обоснования структур исполнительной власти. Монография / А.К. Алексеев, В.М. Глущенко, В.С. Елизаров, В.М. Крашенинников, А.И. Прокофьев, Н.Н. Пронькин; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
8. Кудрявцев А.С., Пронькин Н.Н. и др. Информационные системы в управлении городским хозяйством. Учебно-методический комплекс для направления 230200.62 "Информационные системы" очной формы обучения высшего профессионального образования. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
9. Москва как система: историко-методологические проблемы. Монография / В.М. Глущенко, А.Н. Новиков, Н.Н. Пронькин, Г.Ф. Шилова; под ред. В.М. Глущенко. Изд. 2-е, переработ. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
10. Московский мегаполис: системный анализ, междисциплинарный подход, информационные технологии управления. Монография / В.М. Глущенко, Н.Н. Пронькин, Г.Ф. Шилова и др.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
11. Пронькин Н.Н. Информационная система «Электронная Москва». Учебное пособие для слушателей образовательной программы профессиональной переподготовки «Кадровая работа на государственной гражданской службе города Москвы» – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
12. Разработка специального математического и программного обеспечения выработки стратегических решений по кадровой политике города Москвы. Отчет о НИР за 2 этап / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
13. Российская социальная система: оглянуться в ушедшее время. Ради будущего. (Синергетика в гуманитарных науках). Под ред. профессора Старостенкова Н.В.: Монография. / Ляпунова Н.В., Потехина Е.В., Пронькин Н.Н., Старостенков Н.В., Шилова Г.Ф.– М.: Экслибрис-Пресс, 2017.