Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The economic policy of deindustrialization, which has engulfed a number of Western European states today, is undoubtedly one of the central topics of heated economic-political discussions, as well as of endless economic research. This article examines the economic effect of sanctions against Russia on deindustrialization processes taking place in Germany nowadays.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: deindustrialization, Germany, Russia, USA, European Union, industry, sanctions, energy resources, competition.
Введение
В значительной степени устойчивое экономическое положение Германии на мировой арене сложно поставить под сомнение, тем не менее, принимая во внимание деиндустриализационные тенденции, все более набирающие обороты в Европе, углубленного изучения требуют также и перспективы деиндустриализации экономики ФРГ, которые значительно усугубляются в результате проводимой Евросоюзом санкционной политики против России.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, а также формально-логические методы, равно как и метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному.
Антироссийские санкции ЕС
На сегодняшний день ученые-экономисты единогласны во мнении, что деиндустриализация экономики Германии набирает обороты все более быстрыми темпами. Принимая во внимание происходящие прямо на наших глазах процессы реструктурирования международной экономической и политической системы, влияющие на параметры глобальной стабильности, за последний год можно констатировать значительный сдвиг в масштабах развертывания политики по деиндустриализации экономики ФРГ [18, с.14].
В первую очередь, говоря о факторах, направляющих данный процесс сегодня, необходимо сказать о санкциях против Российской Федерации, вводимых странами-участницами Европейского Союза, к коим относится и Германия, «на фоне проведения Россией специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины» [6]. Так, к настоящему времени государствами, входящими в Евросоюз, было принято восемь полномасштабных пакетов антироссийских санкций. По сообщениям международного информационного агентства Associated Press, пятый санкционный пакет, утвержденный 8 апреля 2022 года, «включает в себя эмбарго на импорт российского угля – это первые санкции ЕС против российской энергетической отрасли с момента начала спецоперации» [6]. Затем 3 июня 2022 года европейскими странами был утвержден шестой пакет санкций, «включающий отложенное эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов из России» [8]. В рамках данного пакета Евросоюз предусматривает импорт сырой нефти из России до декабря 2022 года, а нефтепродуктов – до февраля 2023 года в связи с тем, что некоторые государства ЕС не имеют альтернатив российским поставкам. Германия, в свою очередь, отказалась от возможных в рамках вышеупомянутого санкционного пакета поставок по нефтепроводу «Дружба». Кроме того, по данным западных изданий, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен готовится нанести новый удар по Кремлю. Об этом свидетельствует тот факт, что страны-члены ЕС находятся в активной фазе переговоров с G7 и другими иностранными партнерами о введении потолка цен на российскую нефть в попытке сократить доходы России [13, с.110].
Безусловно, санкционное давление со стороны стран Запада оказывает негативное влияние на российскую экономику. Тем не менее, необходимо в полной мере осознавать тот факт, что санкции весьма болезненны и для самих государств, которые их вводят. Об этом заявил и президент РФ Владимир Путин, подчеркивая особую заинтересованность Соединенных Штатов в этом вопросе как возможность устранить европейских конкурентов с глобального экономического рынка: «Европе из-за действий США грозит масштабная деиндустриализация и потеря рабочих мест» [5].
Действительно, уже сегодня можно найти множество подтверждений словам президента России. Так, в августе 2022 года американским правительством был принят закон о снижении инфляции, предусматривающий субсидии для экологически ориентированных производителей [17, с.65]. Данный закон предполагает выдачу субсидии в объеме 600–800 млн долларов заводам и фабрикам, размещенным на территории Соединенных Штатов, в то время как ФРГ выделяет лишь 158 млн долларов на стимулирование промышленной деятельности в стране. Вдобавок к этому власти Америки готовы предложить льготные условия налогообложения, а также низкие цены на энергию и трудовые ресурсы [15, с.1797]. Логично, что переезд немецких производителей по ту сторону Атлантики не заставил себя долго ждать – в одном только штате Оклахома сегодня насчитывается не менее 60 фирм из Германии, включая такие компании-гиганты как Lufthansa и Siemens. В свою очередь, европейские политики начинают все более открыто выражать свое недовольство по поводу действий, предпринимаемых Штатами. Министр экономики и проблем климата Германии Роберт Хабек убежден, что законодательная мера по снижению инфляции представляет собой не что иное, как прямое вмешательство США в глобальные цепочки поставок, нарушающее основополагающие правила Всемирной торговой организации. Тем не менее, очевидно, что тенденция к переносу немецкими производителями своих производств за океан будет лишь укрепляться ввиду высоких цен на энергоносители, установившихся в том числе в результате жесткой санкционной политики ЕС в отношении России [12, с.117].
Более того, в своем намерении полностью отказаться от поставок российских энергоносителей Евросоюзу так или иначе придется идти на компромиссы. Это, как минимум, подразумевает корректировку запланированного ранее «зеленого» энергетического перехода, предполагающего полный отказ от ископаемых источников энергии в пользу возобновляемых. По заявлению депутата федерального парламента Штеффена Котре, представляющего партию «Альтернатива для Германии», «если не отказаться от ряда инициатив по «зеленому» переходу, то продолжится не только рост цен, но и деиндустриализация Германии в таких энергоемких областях, как производство аммиака, стали или алюминия» [6].
Такие перспективы, без сомнения, не вызывают положительной реакции среди населения страны. Данное утверждение подкрепляют заявления Ассоциации работодателей и Ассоциации немецких профсоюзов Германии, категорично выступающих против введения эмбарго на поставки российского природного газа. «Немедленное эмбарго на поставки газа приведет к производственным потерям, остановке производства, дальнейшей деиндустриализации и устойчивому сокращению рабочих мест» [10], – убеждены главы данных объединений. Рассматривая ситуацию в данном контексте, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что последствия введения эмбарго на поставки газа из России для экономики Германии будут гораздо более губительны, нежели удар, нанесенный им по российской экономике [14, с.117]. В связи с этим данный шаг немецкой стороны, прежде всего, иррационален в отношении ее собственной экономики. Так, по оценкам экспертов Немецкого федерального банка, в случае немедленного отказа ФРГ от импорта российского газа экономика страны рискует 180 млрд евро потерянного ВВП в текущем году. Это «отнимет 5 процентных пунктов от темпов роста ВВП Германии, прогнозируемых на 2022 год» [9], что в результате спровоцирует снижение немецкой экономики на 2%. По оценкам Федерального статистического ведомства уровень инфляции в октябре 2022 года достиг отметки в 10,4%, о чем свидетельствует рисунок 2. Тем самым сбываются самые худшие сценарии развития экономики ФРГ, поскольку уровень инфляции за 2022 год является пиковым значением за период, равный 70 годам.
Рисунок 1 – Уровень инфляции в Германии за период с 1980–2022 гг.
Деиндустриализации экономики Германии
На данный момент немецкие эксперты настаивают на том, что санкции должны носить адресный характер, принимая в расчет невозможность отказа от российского газа в срочном порядке, поскольку он составляет около 40% от всего потребления на континенте. Несмотря на большие надежды, возлагаемые немецкими властями на поставки природного газа из Норвегии и Северной Африки, а также сжиженного природного газа из США и Катара, они способны заменить не более половины этих объемов, подчеркивает специалист по вопросам энергетики Георг Захманн [11, с.90]. Впрочем, и этот сценарий представляется на сегодняшний день нежизнеспособным ввиду отсутствия на территории страны необходимых для приема СПГ терминалов, даже ускоренное строительство которых займет не менее трех лет. Ключевой же особенностью, на которой акцентирует внимание Захманн, является то, что «вторую половину российских поставок вообще не получится заменить» [3]. В связи с этим обстоятельством режим строжайшей экономии – единственный путь, к которому с каждым днем все ближе и ближе движется Германия, закрывая глаза на те катастрофические последствия, с которыми в ближайшем будущем столкнется немецкая экономика. Будущее металлургии, химической промышленности, производства удобрений и других отраслей на территории страны теперь ставится под вопрос. По мнению Захманна, существенная доля этих предприятий, находясь под постоянно возрастающим напряжением, может перенести свои производства за пределы Германии, тем самым ускорив дальнейшее распространение деиндустриализационных процессов в государстве. Вместе с тем рассматривается возможность временного использования нефти и угля как альтернативы газу.
Не вызывает сомнений, что в нынешних турбулентных условиях мирового порядка главная цель, стоящая перед властями Германии, – минимизировать риски для развития собственной экономики в контексте вводимых ими ограничительных мер в отношении России [10, с.220]. Руководствуясь этим обстоятельством, все больше сомнений среди политических деятелей Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) вызывает необходимость отказа от атомной энергетики. В полной мере учитывая текущую повестку, соседняя Германии Бельгия, которая, согласно закону о выходе из ядерной энергетики от 2003 года намеревалась отказаться от использования АЭС к 2025 году, уже отложила отказ от атомных электростанций на десять лет в попытке миновать энергодефицит. Наряду с этим Франция, занимающая лидирующие позиции по уровню генерации атомной энергии в Европе, планирует лишь интенсификацию мощностей выработки на АЭС. Кроме того, ряд других европейских стран, среди которых Финляндия, Швеция, Венгрия, Чехия, Словакия и Болгария, также не отказались от использования атомной энергетики. Из этого весьма логично следует, что экономические риски этих стран в значительной степени ниже, чем те, с которыми может столкнуться ФРГ, по причине того, что высокая доля выработки ядерной энергии дает им дополнительные преференции в рамках глобальной конкурентной экономической «игры», предоставляя возможность установления в разы более эффективного контроля над ценообразованием в области электроэнергии, которая, в свою очередь, оказывает прямое влияние на деятельность промышленных предприятий. Однако, являясь жестким противником атомной энергетики, Германия продолжительное время боролась за исключение атомной энергетики из «Зеленой таксономии ЕС», которая представляет собой систему классификаций, определяющую, какие виды экономической деятельности считаются «устойчивыми» с точки зрения влияния на окружающую среду, а какие – нет [19, с.10]. Действия, столь активно предпринимавшиеся немецкой стороной против ядерной энергетики, явно свидетельствовали о том, что Германия не желала получения конкурентных преимуществ странами, продолжавшими эксплуатацию АЭС. Однако 17 октября 2022 года канцлером ФРГ было принято решение о продлении эксплуатации трех атомных энергоблоков Emsland, Isar 2 и Neckarwestheim 2 на срок не позднее 15 апреля 2023 года. Вероятно, данный шаг поспособствует относительной стабилизации немецкой электроэнергетики в ближайшее время и многократно увеличит шансы на поэтапное сокращение цен на электроэнергию в стране. Ранее парламент ФРГ предусматривал отказ от ядерной энергетики к концу 2022 года, объясняя свое решение последствиями аварии на АЭС в Фукусиме, Япония.
Возвращаясь к вопросу о политике, проводимой Германией в отношении других видов энергоресурсов, Министерство по делам экономики и защиты климата ФРГ дает следующий прогноз: «полная независимость от газа из РФ будет достигнута к лету 2024 года» [1]. Тем временем закупка российского угля Берлином прекратилась еще 1 августа 2022 года, а прекращение поставок нефти из России запланировано на 31 декабря 2022 года.
Таким образом, как было упомянуто ранее, предпринимаемые сегодня Германией в рамках Евросоюза антироссийские меры, возвращаются ей бумерангом. Как сообщает немецкий информационно-политический журнал Focus Online, здесь и сейчас наблюдается стремительный рост цен на энергоносители.
Так, по данным, предоставляемым Федеральным статистическим ведомством Германии, затраты на электроэнергию для промышленных предприятий в феврале 2022 года выросли на 66,5% по сравнению с тем же периодом в прошлом году. Кроме того, «цены на уголь, древесину, удобрения и пшеницу поднялись более чем на 20–25%» [6], и эта тенденция, вероятно, сохранится [16, с.8].
Все это неизбежно влечет за собой разрушительные последствия для всех отраслей немецкой промышленности, которая не способна столь быстрыми темпами адаптироваться к повсеместно нарастающему на нее экономическому давлению. Экономика Германии, которая на протяжении долгих лет процветала за счет выгодной энергетической кооперации с Россией, на данный момент находится под угрозой масштабной деиндустриализации. Однако, невзирая на весьма благоприятные для немецкой стороны условия сотрудничества с РФ, многие европейские политики продолжают настаивать на полном отказе от российских энергоресурсов. Их решимость, впрочем, не разделяют немецкие предприниматели, которые в полной мере осознают экономические риски для собственной деятельности. Кроме того, президент немецкого профсоюза химиков IGBCE Майкл Вассилиадис отмечает, что «взрывные цены на энергоносители, но прежде всего возможное эмбарго на поставки газа, сильно ударят по энергоемкой промышленности» [4].
О возможном экономическом коллапсе ФРГ, сравнимого с последствиями Второй мировой войны, в своем интервью газете Frankfurter Allgemeine предупреждает и генеральный директор крупнейшего в мире химического концерна BASF Мартин Брудермюллер, выступая с жесткой критикой действий властей страны, поставивших экономику Германии на «рельсы» тотальной деиндустриализации. По его мнению, большинство людей просто не осознает того, как устроены производственные цепочки и какова роль энергопоставок из России в формировании благосостояния Германии. Также весьма велики опасения главы концерна касательно приостановления химического производства на территории страны.
По оценкам экспертов, высоки риски остановки сталелитейных, равно как и бумажных производств. Как отмечает глава немецкой ассоциации Die Papierindustrie Александр фон Райбниц, «лишь 15% из 26 тераватт-часов газа в год можно заменить другими источниками энергии к следующей зиме» [2].
Остановка бумажной промышленности в Германии подразумевает прекращение выпуска не только бумаги для печати, но и упаковки для продуктов и лекарств, а также специальной гигиенической бумаги, используемой в медицинских целях. Более того, возможно необратимое повреждение оборудования в случае его длительного простоя.
При этом, рассматривая бумажную промышленность, необходимо отметить, что до сих пор Германия занимала четвертое место в мировом производстве бумаги, уступая место лишь Китаю, США и Японии. Поставляя практически 50% бумаги и картона на экспорт, последствия остановки производства для экономики страны будут вполне ощутимы.
Разумеется, введение санкций против России в негативном ключе отразилось и на других отраслях немецкой промышленности. Так, по оценкам представителей строительной отрасли, в 2023 году ожидается стремительное сокращение темпов строительства. Это обусловлено, в первую очередь, нехваткой необходимых материалов, а также резким скачком себестоимости строительства, что делает его «непредсказуемым и бесперспективным» [9] для большинства строительных компаний.
Вследствие вышеизложенного можно заключить, что деиндустриализационные процессы уже массово захватили экономику ФРГ, невзирая на то, что поставки энергоресурсов из России, отказ от которых так скрупулезно планируется немецкими властями, все еще не прекратились. Однако в результате проводимой действующим правительством политики, которой они, вероятно, намерены придерживаться и дальше, велики шансы, что деиндустриализация экономики Германии будет лишь набирать обороты. К тому же движение немецкой экономики в сторону рецессии и сворачивания промышленной деятельности в стране крайне выгодно Соединенным Штатам, которые извлекают максимальную выгоду из текущего турбулентного положения на мировой экономической арене.
Заключение
В работе были сделаны соответствующие выводы о неблагоприятном воздействии антироссийских санкций на экономику ФРГ, вызывающих наблюдаемый на европейском рынке сегодня стремительный рост цен на энергоносители, который, в свою очередь, обусловливает ускорение деиндустриализационных процессов в государстве.
Более того, планируемый властями страны в ближайшем будущем полный отказ от российских поставок энергоносителей больно бьет по немецкой промышленности уже сейчас. Как следствие, все более набирая обороты на фоне глобальной экономической неопределенности, деиндустриализация является триггером для переноса ведущими немецкими производителями своих предприятий за границу, где создана благоприятная рыночная конъюнктура для получения прибыли. Безусловно, возможность минимизации производственных издержек за счет более дешевой электроэнергии, сырья, рабочей силы, а также наличие выгодной системы налогообложения, равно как и отсутствие строгого законодательства в области охраны окружающей среды, так или иначе, способствуют решению немецких компаний о переносе производственной деятельности за пределы своей страны. В условиях рыночной экономики это является вполне рациональным, тем не менее, данная тенденция рассматривается в качестве крайне разрушительной для экономического положения Германии в рамках мировой экономики.
Библиографический список
1. Агентство нефтегазовой информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://angi.ru/news/2898123-В%20ФРГ%20предупредили%2C%20что%20эмбарго%20на%20импорт%20газа%20из%20РФ%20приведет%20к%20деиндустриализации%20страны/ (дата обращения: 27.11.2022).2. Вести.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vesti.ru/amp/article/2703126 (дата обращения: 28.11.2022).
3. Взгляд.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vz.ru/amp/news/2022/3/12/1148284.html (дата обращения: 27.11.2022).
4. Газета.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://m.gazeta.ru/amp/politics/2022/04/20/14759306.shtml (дата обращения: 28.11.2022).
5. ИА Красная Весна [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/08f35643 (дата обращения: 27.11.2022).
6. Известия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iz.ru/1324925/2022-04-22/v-politico-soobshchili-o-planakh-es-vvesti-shestoi-paket-sanktcii-na-sleduiushchei-nedele (дата обращения: 27.11.2022).
7. Интерфакс [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.interfax.ru/amp/837406 (дата обращения: 27.11.2022).
8. ТАСС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/14399405/amp?utm_source=google.de&utm_medium=organic&utm_campaign=google.de&utm_referrer=google.de (дата обращения: 27.11.2022).
9. Life.ru – Информационный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://life.ru/p/1487761/amp (дата обращения: 28.11.2022).
10. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
11. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 91-99. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.
12. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 115-121.
13. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 106-118.
14. Секачева, А. Б. Торговые споры с участием Европейского союза в рамках ВТО как катализатор глобальной экономической нестабильности / А. Б. Секачева // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 3-4. – С. 114-123.
15. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.
16. Дмитриева, А. Оценка влияния государственной задолженности стран Европейского союза на развитие их экономики с использованием математического аппарата / А. Дмитриева, Ю. Калинина // Финансовая жизнь. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
17. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
18. Харакоз Ю.К. История возникновения и развития международных стандартов финансовой отчетности // Экономические исследования и разработки. - 2022. - № 3. - С. 11-16.
19. Харакоз Ю.К. Развитие и внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковском секторе экономики // Экономические исследования и разработки. - 2022. - №5. - С. 6-12.