Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: Innovations are a necessary element of the economic development of each state in order to increase the international competitiveness of the country. The formation of the national innovation system of the state is a prerequisite for the development of the country's R&D. The economy of the Federal Republic of Germany positions itself as one of the strongest in the world in terms of the level of innovative development, combining technological innovations, international openness and industrial competitiveness. The German government and research centers are developing strategies and projects aimed at strengthening the country's investment policy.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: Germany, innovations, R&D, projects, National innovation system.
Введение
Инновационная система ФРГ имеет свою индивидуальность, которую следует принять во внимание. В Германии существует четкое разделение полномочий между федеральным правительством и 16 штатами в области финансирования НИОКР, профессионального образования и инновационных проектов. В компетенцию земель входит финансирование профессионального образования и фундаментальных исследований в университетах, а также региональных инновационных программ [13, с.212]. Федеральное правительство отвечает за стратегический курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке необходимого уровня инновационной активности предприятий, осуществляемых через государственные банки (KfW и DtA), особо важные направления технологической политики (энергетика, транспорт, охрана окружающей среды и здравоохранение), создание общенациональной законодательной базы для инноваций [16, с.63].
Институциональная база для проведения инновационной политики Германии
В федеральном правительстве полномочия по реализации инновационной политики разделяются между федеральным Министерством образования, науки, исследований и технологии (BMBF) и федеральным Министерством экономики и технологии (BMWi). BMBF, по сути, финансирует НИОКР в контексте различных тематических программ, а также инновационные проекты в высших учебных заведениях и обмен технологиями. Напротив, должностная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, что выражается в создании новых фирм посредством предоставления ссуд и венчурного капитала.
Особенность организации развития НИОКР в Германии отличается от многих других стран тем, что там отсутствует центральный механизм, координирующий проведение научных исследований и определяющий приоритетные направления [7, с.74]. Все учреждения, проводящие научные исследования получают финансирование за счет федерального и регионального бюджетов. Законы ФРГ призваны ограничивать влияние федерального правительства на выбор приоритетов и целей в научных исследованиях, что дает возможность для развития различных подходов по решению вопросов в сфере дальнейшего развития. При этом усиливается ответственность и заинтересованность регионов, расширяются возможности и стимулы для сотрудничества высших учебных заведений с экономическими агентами, особенно с малым с средним бизнесом [17, с.57].
Большое участие в организации обмена технологиями принимают местные органы власти, в первую очередь, правительства земель. В частности, они вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров, рассматривая эту деятельность как одно из важнейших направлений в решении проблем регионального развития.
В последние годы расходы немецких предприятий на НИОКР, проводимые за рубежом, росли гораздо быстрее, чем те, которые осуществлялись внутри страны [14, с.1247]. Это связано не с более плохими условиями в Германии, как зачастую считают, а с расширением деятельности немецких компаний и приобретением ими предприятий за границей. Привлекательность Германии как центра НИОКР подтверждается тем фактом, что зарубежные филиалы американских фирм именно здесь реализуют большую часть своих НИОКР. А в рейтинге предпочтений японских дочерних предприятий она стоит на втором месте после Великобритании. Не стоит забывать и то, что около 70% всех НИОКР в Германии финансируется частными компаниями и только 30% — государством и местными властями [9, с.45].
Опыт проведения инновационной политики Германии
На федеральном уровне Германии инновационная политика осуществляется посредством создания благоприятной среды для инновационного развития, предоставляя налоговые льготы и предусматривая различные меры финансовой поддержки для стартапов и исследовательских институтов [8, с.37].
Государственная поддержка развития инновационных проектов Германии позволяет повышать уровень международной конкурентоспособности страны в сфере ИКТ, изменять и дополнять элементы образовательной структуры, осуществлять обмен знаниями и иностранными специалистами. В образовательной структуре возможна оптимизация средне-специального и высшего образования в направлении большей осведомленности о новых технологиях, а также модернизация университетской системы обучения и профессионального образования.
Также за счет государственной поддержки на федеральном уровне интенсифицируется кооперация и технологический обмен между исследовательскими центрами и промышленными группами. Интенсивно развивается рынок биотехнологий и других высокотехнологичных отраслей хозяйства, в том числе за счет растущего значения и увеличения объемов венчурного капитала [15, с.1279].
Германия пользуется отличной репутацией благодаря своей динамичной и инновационной среде исследований и разработок. Это регулярно подтверждается ведущими международными исследованиями инновационного потенциала. В свою очередь инновационное развитие Германии имеет ряд преимуществ, благодаря которым удается оставаться в десятке лидеров по развитию в НИОКР. По данным Global Innovation Index Германия в 2022 году занимала 8-е место, опередив Китай и Японию.
Германия имеет давнюю традицию быть в авангарде технологических инноваций [6, с.15]. Около 33 700 компаний в Германии постоянно занимаются исследованиями и разработками; более 181 400 компаний регулярно выводят на рынок новые продукты и услуги.
Инновационные компании Германии имеют возможность перенять опыт научно-исследовательских институтов с мировым именем, среди которых особо стоит отметить Общество Макса Планка, Ассоциацию немецких исследовательских центров им. Гельмгольца, Общество Фраунгофера, Ассоциацию Лейбница, а также опыт различных научно-исследовательских институтов, которые подчиняются министерствам Германии и университетам.
Немецкие компании занимают сильные позиции на рынках, поэтому Германия часто входит в число ведущих стран в рейтингах инноваций, обычно уступая Швейцарии и скандинавским странам, но всегда опережая другие крупные экономики [7, с.74]. Однако азиатские страны, особенно Китай и Южная Корея, догоняют. Поэтому немецким компаниям необходимо учитывать тот факт, что число глобальных конкурентов в технологическом секторе будет расти.
Проекты развития в сфере НИОКР
Германия имеет ряд проектов по развитию в области НИОКР, среди которых можно выделить следующие:
- Стратегия будущего, исследования и инновации.
Направлена на укрепление инновационной мощи Германии и обеспечение технологического суверенитета Европы.
Коалиционное соглашение определяет следующие области будущих исследований и инноваций:
- Управление с учетом ресурсов, чистая энергия и устойчивая мобильность,
- Защита климата и сохранение биоразнообразия (биоразнообразия),
- Улучшение здравоохранения,
- Обеспечение технологического суверенитета Германии и Европы и использование потенциала оцифровки,
- Использование пространства и морей,
- Укрепление разнообразия и сплоченности.
Со стратегией на будущее федеральное правительство продолжит развивать политику исследований и инноваций, чтобы защитить естественные основы жизни, обеспечить международную конкурентоспособность Германии, укрепить устойчивость общества и обеспечить собственную экономическую мощь. Таким образом, федеральное правительство вносит свой вклад в решение социальных и глобальных проблем и берет на себя ответственность перед будущими поколениями [11, с.94].
- High-Tech Strategy
Новая Стратегия высоких технологий направлена на то, чтобы продвинуть Германию вперед, чтобы стать мировым лидером инноваций. Цель – хорошие идеи, которые быстро трансформируются в инновационные продукты и услуги [12, с.112].
Данная стратегия позволит найти творческие ответы на новые вызовы современности, в том числе вызовы в таких областях, как устойчивое градостроительство, экологически чистая энергетика, индивидуализированная медицина и цифровое общество.
- Стратегия данных Федерального правительства Германии
Стратегия данных федерального правительства направлена на улучшение и структурирование ответственного и инновационного использования предоставления и использования данных в Германии и Европе. Сюда входит не только экономика, но и научный сектор, государственный сектор, а также гражданское общество. Особое внимание также уделяется включению европейских ценностей, гарантирующих, что не будет никаких монополий на данные или широко распространенного неправомерного использования данных.
- Дорожная карта квантовых технологий
В ответ на потенциальные экономические последствия кризиса Covid-19 правительство Германии стремится стимулировать инновации в области квантовых вычислений. В этом документе заложена основа для успешного внедрения и финансирования именно квантовых технологий и вычислений в экономике, даны рекомендации по действиям, а также указаны фундаментальные проблемы.
Таким образом, инновационная составляющая Германии требует больше времени и затрат как физических, так и финансовых для дальнейшего развития. Программы, которые разрабатываются научными центрами и государственными организациями, поспособствуют увеличению значимости инноваций в стране.
Заключение
Необходимо учитывать будущие тенденции и вызовы, чтобы сохранить сильную международную позицию Германии в долгосрочной перспективе. Цифровизация является решающим фактором в этом контексте, поскольку она предлагает новые возможности для таких областей применения, как искусственный интеллект и взаимодействие человека и технологий. Таким образом, инновационная составляющая Германии требует больше времени и затрат как физических, так и финансовых для дальнейшего развития. Программы, которые разрабатываются научными центрами и государственными организациями, поспособствуют увеличению значимости инноваций в стране.
Библиографический список
1. Federal Ministry of education and research https://www.bmwk.de/Redaktion/EN/Dossier/innovation-policy.html (Дата обращения 25.12.2022)2. Щербаков, В. Н. Инвестиции и инновации : учебник / В. Н. Щербаков, Л. П. Дашков, К. В. Балдин и др.] ; под ред. В. Н. Щербакова. – 3-е изд. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2020. – 658 с
3. OCED https://www.oecd.org/ (Дата обращения 25.12.2022)
4. Deutchland.de https://www.deutschland.de/ru/nastolko-peredovoy-yavlyaetsya-germaniya (Дата обращения 28.12.2022)
5. German digital strategy 2025 https://www.de.digital/DIGITAL/Redaktion/EN/Publikation/digital-strategy-2025.pdf?__blob=publicationFile&v=9#:~:text=The%20Digital%20Strategy%202025%20programme,which%20areas%20require%20immediate%20action. (Дата обращения 01.01.2023)
6. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
7. Дмитриева, А. Б. Особенности, проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европейском союзе на современном этапе его развития / А. Б. Дмитриева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – Т. 5(71). – № 3. – С. 68-79.
8. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
9. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
10. Интеграционные процессы в мировой экономике: основные направления, тенденции развития / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Т. В. Сидоренко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 178 с. – (100 лет Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации). – ISBN 978-5-4365-2570-9.
11. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 91-99. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.
12. Секачева, А. Б. Современное состояние и проблемы двусторонних отношений Франции и Германии в Европейском союзе / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 3. – С. 106-118.
13. Харакоз Ю.К. Применение системы управленческого учета в сфере образования // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2012. № 5. - С. 211-214.
14. Харакоз Ю.К. Методы признания обесценения финансовых активов // Экономика и предпринимательство. - 2022. -№ 1 (138). - С. 1246-1249.
15. Харакоз Ю.К. Конвергенция российских и международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 1278-1282.
16. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
17. Экономика Европейского Союза : Учебник для магистрантов / Е. Б. Стародубцева, Б. Е. Зарицкий, Л. Г. Чувахина [и др.] ; Под редакцией Б.Е. Зарицкого, Е.Б. Стародубцевой. – Москва : ООО "Издательский Дом "Вузовский учебник", Издательский Дом "Инфра-М", 2017. – 328 с. – ISBN 978-5-9558-0553-5.