Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2018

Позитивный и нормативный анализ последствий вступления России в ВТО

The positive and normative analysis of the consequences of Russia's accession to the WTO

Соболева Дарья Викторовна, Титова Оксана Васильевна

1. студент гр. ОЗ-МЭК-17-1
2. кандидат экономических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»

Soboleva Darya Victorovna, Titiova Oksana Vasilyevna
1. student of group M-OZ-MEK-17-1
2. Candidate of economic sciences, assistant professor
Lipetsk State Technical University
Аннотация: Действия российского правительства должны включать в себя меры, направленные на быструю и безболезненную реструктуризацию конкурентоспособных отраслей российской экономики, а также меры, которые могут повысить позитивное влияние членства во Всемирной торговой организации. Основной положительный эффект вступления России во Всемирную торговую организацию - это общая конкурентоспособность экономики, но для того, чтобы эти изменения реально повлияли на ситуацию, потребуется время. В статье проведен анализ ситуаций, с которыми сталкиваются отрасли и предприятия, входящие в ВТО. Участие в ВТО должно пройти с минимальными потерями для российской экономики. Рекомендации направлены на снижение издержек и преимущественное развитие конкурентоспособных отраслей и предприятий, а также для перенаправления тех, которые не могут быть конкурентоспособными в рамках существующего международного разделения труда.

Abstract: The actions of the federal government in the field of security, as well as measures that can enhance the positive impact of membership during a trading organization. The main positive effect of Russia's accession to the World Trade Organization is the general competitiveness of the economy, but in order for these changes to really affect the situation, time. The article analyzes the situation faced by the industries and enterprises that are members of the WTO. Participation in the WTO must pass with minimal losses for the Russian economy. Consultations to reduce costs and develop the development of industrial sectors and industries, as well as to redirect those that cannot be competitive within the existing international division of labor.
Ключевые слова: вступление в ВТО, экономика России, социально-экономические последствия, экспорт, импорт, поддержка малого бизнеса.

Keywords: accession to the WTO, the Russian economy, social and economic consequences, exports, imports, support for small businesses.


Введение

Спустя 18 лет, Россия стала членом ВТО в качестве развитой страны. Законодательный анализ показал, что Россия ликвидировала правовые пробелы в определенных областях, внесла изменения в старые законы, разработала новые, таким образом, законодательство стало соответствовать правилам ВТО. Необходимые изменения были проведены на особых экономических зонах — снижение импортных тарифов, установление экспортных пошлин, отменена тарифных квот, за исключением некоторых сельскохозяйственных товаров, поставляемых для сельскохозяйственной поддержки, созданы услуги доступа к рынку защиты прав интеллектуальной собственности, регулируются инвестиции, а также, санитарные, и другие проблемы. Анализируя социально-экономические, а также политические и правовые последствия членства на федеральном уровне, мы пришли к выводу о том, что вступление в ВТО во многом — политическое решение, так как это повышает престиж страны на международной арене, позволяет участвовать в формирование правил международной торговли, с помощью ВТО разрешаются торговые споры, улучшается деловой имидж страны. Присоединение к ВТО было необходимо для проведения социально-экономических реформ, реструктуризации экономики, введение систематического делового законодательства, совместимого с нормами международного права и устранения правовых пробелов. Говоря о социально-экономических последствиях, стоит отметить, что их очень трудно предсказать, из-за путаницы межотраслевых отношений, влияние государственной политики и других факторов. Среди положительных эффектов следующие факты следует упомянуть:

1) благосостояние экономики в долгосрочной перспективе достигло 0,96% в год;

2) увеличение совокупного потребления составляет около 0,4%. (Всемирный банк — до 3,3%);

3) иностранные инвестиции;

4) повышение производительности и эффективности;

5) увеличение спроса на квалифицированную рабочую силу (рост реальной заработной платы — 0,85%).

Среди негативных факторов можно выделить следующие:

1) доходы федерального бюджета сокращение (снижение в среднем на 5,5%), и общий спад производства (менее 1%);

2) сокращение занятости (каждое снижение процента в производстве — потеря 0,2% рабочих мест);

3) уменьшение менее квалифицированных работников на рынке труда (снижение реальной заработной платы — 0,56%).

Неопределенные социальные и экономические последствия были классифицированы следующим образом:

1) сохранение ВНП на определенно уровне (Российские исследователи 1-3%, аналитики Всемирного банка 3-5%, некоторые другие исследования указывают на снижение ВНП)

2) клиенты извлекают выгоду из-за падения закупочных цен (до 3%), и это товар импортер может взять на запас

3) рост экспорта и импорта может сыграть негативную роль в краткосрочной перспективе и положительную роль в долгосрочной перспективе.

При рассмотрении вопроса влияния вступления в ВТО на различных участках экономики были выделены следующие отрасли экономики:

1) ориентированные на экспорт и значительно отличающаяся металлургическая промышленность (3,63% от базового года), промышленность цветных металлов (14,45%), химическая и нефтехимическая промышленности (2,05%), оборонная и угольная промышленность;

2) услуги (услуга снижения цен, расширение услуг, улучшение качества, ориентация на потребности клиента, улучшения правовых пробелов).

Критическими отраслями экономики по-прежнему остаются:

1) неконкурентные импортозамещающие отрасли промышленности: машиностроение (сельскохозяйственное, автомобильное и оборудование развивающаяся промышленность) (-2,77%), пищевой и легкой промышленности (-4,35%, процент от уровня базового года), деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажное производство, производство изделий из дерева (-6,74%), авиационной промышленности, электроники, фармацевтических препаратов (0,5% -2%).

2) сельское хозяйство (наиболее уязвимые продукты: мясо, мясные продукты, молочные продукты с длительным сроком хранения, рис, сахар, овощи), который был ранее наиболее защищен тарифными таможенными правилами. Нейтральный эффект присоединения будут иметь те отрасли, которые не регулируются правилами ВТО (сырая нефть, газ и оружие), а также те, которые ранее не подвергались дискриминации или с минимальными барьерами (виды минерального сырья и некоторые химические продукты).

Вступление в ВТО

Вступление в ВТО способствует росту внешней торговли, иностранных инвестиций, особенно в более развитых и «открытых» регионах с экспортными отраслями экономики, растущей сферы услуг и решения корпоративного управления. Преобладающее число таких регионов локализованы на Урале, в Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах [1]. Неразвитость, «закрытость» экономики регионов, локализация проблемных зон, концентрация моногородов являются основными факторами риска для вступления в ВТО. Большинство проблемных регионов расположены в Сибири, Северо — Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Основной положительный эффект от присоединения России к Всемирной торговой организации, можно назвать общее повышение конкурентоспособности нашей экономики, хотя, чтобы изменить ситуацию, нам нужно время. Важно продолжать мониторинг товарных рынков, концентрировать внимание на наиболее волнующих вопросах для наших людей, особенно в продуктах питания. В соответствии с предложением предпринимательского сообщества, парламентариев и экспертов правительства реализуется план адаптации отдельных отраслей к работе в ВТО [2]. Мы должны предвидеть влияние членства на активность некоторых компаний, так как она сама по себе не может сделать наши товары конкурентоспособными, более востребованными на внешнем рынке. Важно использовать и правильно распорядиться возможностями, предоставляемыми членством в ВТО, использовать максимально допустимые механизмы, процедуры, в том числе «Орган по разрешению споров ВТО». Этот орган рассматривает жалобы, но мы должны быть готовы, если что начать эти переговоры. Основная цель заключается в устранении необоснованных ограничений торговли применительно к России. На самом деле, эти ограничения в некоторых случаях все еще используются в противоречие с общими правилами Всемирной торговой организации. Некоторые из них непосредственно затрагивают интересы наших инвесторов и экспортеров [3].

Экспорт легкой промышленности увеличился на 8%. Производство льняных тканей сократилось на 15,5%, чулочно-носочных изделий и теплые куртки — 13%, трикотажных изделий — 6%. Покупатели предпочитают высококачественные импортированные продукты. Качество сырья — льна, шерсти, химического волокна, кожевенного сырья и красителей является очень низким. Из-за отсутствия инвестиций, оборудования увеличивается на сегодняшний день на 3-5% в год. Его средний возраст составляет 15-20 лет и более.

Также наблюдается упадок лесной промышленности во всех сегментах, за исключением ориентированного внутреннего жилищного строительства. Производство мебели снизилось на 11%. Но отрасль переживает инвестиционный подъем: инвестиции в основной капитал в древесине увеличился в 1,7 раза в целлюлозно-бумажной промышленности и производства мебели — в 1,6 раза.

Переориентация внутреннего рынка очевидна: цены на экспортируемую продукцию снижаются, в то время как на внутреннем рынке немного растут. Самым неожиданным оказалось итоги первого года ВТО для металлургической промышленности. Эта отрасль считается главенствующей отраслью для полноценного участия России в мировой торговле. Из-за рецессии в Еврозоне и слабости других рынков, спрос на стальную продукцию упал, в результате чего российский экспорт сократился более чем на 8%. Другие отечественные производители испытывали невероятное давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке [4]. Снижение производства привело к сокращению спроса на сталь — импортерами сырья. Но импорт черных металлов вырос сразу на 30% (доля импорта уже приближается к 10% нашего отечественного производства), стальных труб — четверть (импортная доля — более 10%). Таким образом, импорт обсадных труб из Китая увеличился на 45-40%, или в 46 раз, — насосно-компрессорных труб в три раза, бурильных — в два раза. Несмотря на то, что цены на сталь на внутреннем рынке упали на 13% на прокат — 19% по сравнению с первой половиной 2012 года, импорт уверенно теснит российских производителей. Это является прямым следствием вступления России в ВТО.

Девальвация российского рубля и критическая зависимость от импорта

Очевидно, что русский рубль продолжит дешеветь по отношению к свободно конвертируемой валюте, называемой резервной валютой. Девальвация рубля может быть полезной для многих учреждений, особенно для Министерства финансов, который в срочном порядке требуется увеличение размера бюджетных поступлений от внешней торговли, который обеспечивает 55% федерального бюджета [5]. Принимая во внимание эффект мультипликации, а также металлургию, производство удобрений, нефтеперерабатывающую, лесную промышленность и другие ориентированные на экспорт отрасли, эксплуатирующие ренты природных ресурсов, вкладывающие сырьевой комплекс в доход федерального бюджета доходит до 70-75 %. Более актуальным вопрос о девальвации наблюдается в плане экономического кризиса, спад в промышленности, а также уменьшение размера налоговой базы и доходов от Федеральной налоговой службы. Следует отметить, что в течение первой половины 2013 года в стагнации промышленного производства: Росстат сообщил о нулевой ставке роста производства. В производственном секторе выпуск товаров снизился до 0,2%, в то время как производство и распределение электроэнергии, газа и водоснабжения снизилась до 0,8%. Объем капитальных вложений в основной капитал сократился до 0,7%, а грузооборот транспорта в целом и, в частности, на железнодорожном упал до 0,9 и 2,9%, соответственно. Погрузка грузов на железной дороге упал почти до 3,5%. Экспорт сокращается до 3,8%. Импорт растет до 4,4%. Темпы роста оборота розничной торговли замедлился с 7,4% в январе-июле 2012 года до 3,8% в текущем году. Инфляция ускорилась с 4,1% до 7,1% за тот же период. В обрабатывающей промышленности, размер прибыли уменьшился на 28,5%, в добыче сырья — на 7,6%, транспорт и связь — 17%, в оптовой и розничной торговле — 26,7%, в рыболовстве — 31,3%, сельское хозяйство — 38,7%, а чистый финансовый результат строительного сектора упала на 50,9%. Глубокое и быстрое снижение прибыльных организаций (особенно в отраслях промышленности) обусловлено существенной конкуренцией с иностранными производителями из-за вступления России в ВТО [6]. Самозанятые люди также является результатом налоговых новаций и увеличение платежей социального обеспечения (для индивидуальных предпринимателей с начала 2013 года почти в два раза). В такой ситуации, создать конкурентные преимущества для отечественных производителей и увеличить рентабельность в производственном комплексе, сделать производство интенсивным и направлять инвестиции активно в отрасль, просто невозможно, особенно в рамках, введенного ВТО.

 

 

Сектор обслуживания 

После вступления в ВТО конкуренции с иностранными поставщиками будет стимулировать отечественных производителей расширять свой сектор услуг, чтобы улучшить качество, снизить цены, чтобы более чутко реагировать на потребности клиентов. Это может стать полезным для потребителей и приведет к увеличению спроса в качестве основы для дальнейших услуг. Принятие норм ВТО в этой области будет способствовать устранению правовых пробелов. Несмотря на положительный эффект от либерализации сектора услуг, существует угроза проникновения недобросовестных производителей во внутренний рынок. Наибольшую озабоченность доставляют определенные рыночные ниши опытными иностранными компаниями и поток высококвалифицированной рабочей силы других компаний. Исключение составляют лишь аудит — консалтинговые и бухгалтерские услуги, где пять ведущих транснациональных компаний занимают 60% российского рынка, а также связи (более 40%). По данным Всемирного экономического форума, уровень развития финансового сектора в России находится на 127 месте в мире. Эффективная организация труда в банках страны в четыре раза ниже, так же, как и в иностранных банках, например, в Америке. В тексте присоединения к ВТО, рассмотрение финансового сектора имеет большое значение с точки зрения национальной экономической безопасности. Как описано выше, Россия сохранила почти существующий спектр финансовых услуг по вступлению в ВТО [7]. Эксперты считают оправданным страхование, расширяющееся число участников рынка за счет иностранных страховых компаний и возможного улучшения качества услуг. Повышение роли иностранных страховых компаний, может существенно снизить стоимость страховых услуг. Аналогичным образом, мы можем сказать, что перестрахование в первую очередь выгодно для российских финансовых компаний.

Проблема переработки

Европейский союз включил Россию в число стран, которые тормозят развитие европейских компаний из-за своей собственной защиты рынка. Об этом говорится в ежегодном докладе Европейского союза о торговых и инвестиционных барьерах. ЕС призвал Москву привести в соответствие с ВТО санитарные и фитосанитарные меры (СФС), а также ускорения реализации соглашения об импорте древесины [8].

Высший законодательный орган ЕС, Европейская комиссия (ЕК), продолжает кампанию по борьбе с утилизационными сборами. Была информация о том, что ЕС попросил ВТО собрать группу для урегулирования спора о законности российского налога на утилизацию отходов. Конфронтация официально началась 9 июля 2013 года, когда ЕС подал жалобу в ВТО. В начале сентября, «мирное» урегулирование вопроса истекло. Комиссия уже провела официальные консультации с российской стороной по этому вопросу, а также подняла этот вопрос в ходе переговоров, но до сих пор фактические действия, в соответствии с Европейским Союзом, не были приняты. По мнению ЕК, импортирующиеся из Казахстана и Белоруссии автомобили нарушают основные принципы ВТО. Они запрещают создание более благоприятных конкурентных условий для отечественного производства по сравнению с импортом. Госдума приняла поправки, которые обязаны платить взносы по утилизации не только импортированных машин, но и всех производителей, работающих в России, как отечественных, так и зарубежных [9]. Изменение сбора, введенный в России 1 сентября 2012 года, по сути, должен был быть компенсацией сокращения механизма импортных пошлин на импортные автомобили с 30 до 25% — на этот шаг российские власти должны были пойти после вступления страны в ВТО. Оплатить новый сбор является обязательным для всех производителей и импортеров легковых и грузовых автомобилей. Базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей, а для грузовых автомобилей — 150 тысяч рублей. Российские отечественные и зарубежные компании, работающие в России, которые обещали перерабатывать собственные отходы, освобождаются от уплаты пошлины. Среди них все крупные российские автопроизводители — «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Группа ГАЗ».

Заключение

Анализируя последствия, связанные с присоединением к ВТО можно узнать, какие были экономические потери и выгоды. Экономические потери, связанны в первую очередь с частичной либерализации тарифов. В то же время, либерализация тарифов в некоторых секторах приводит к увеличению объемов производства. Кроме того, положительный эффект от вступления в ВТО являются улучшение доступа российских экспортеров на внешние рынки и роста прямых инвестиций в либерализации сектора услуг. Чтобы свести к минимуму потери, во-первых, необходимо сформировать социальную политику, направленную на ускорение рабочего движения от неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те секторы и регионы, которые имеют потенциал роста. Основной задачей правительства является решение проблем, связанных с моногородами. Для усиления положительного влияния вступления России в ВТО не должно увеличить потенциал российского экспорта сырьевых товаров за счет снижения барьеров для выхода отечественных компаний на внешние рынки и меры поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО.

Эти меры включают в себя как снижение административной нагрузки на экспорт бизнеса и инвестиций в экспортную инфраструктуру. Не менее важно улучшение делового климата в стране. Это не только сделает сектора экономики более привлекательными для прямых иностранных инвестиций, но и смягчит негативные последствий ВТО. Развитие транспортной инфраструктуры свяжет город с другими регионами страны и сделает возможным развитие торговли с иностранными производителями, сосредоточит внимание на естественные преимущества, связанные с расположением города. Например, граничащие города могут быть использованы в качестве затвора для экспортной торговли.

Таким образом, Китай реализует различные программы по созданию особых экономических зон, в том числе строительство городов на границе с Россией. Стимулы для крупных инвестиций. Основные коммерческие предприятия (как в промышленности, так и в банковском секторе), действующих в рамках государственного заказа любого рода, должны быть обязаны обеспечить приобретение товаров и услуг от малого и среднего бизнеса в проблемных регионах и городах. Сокращение расходов, связанные с получением доступа к коммунальной инфраструктуре также важно, чтобы привлечь инвесторов.

Финансирование малого и среднего бизнеса. Должен быть стимул для создания альянсов между государственными и региональными банками. Такие меры необходимы для обеспечения того, чтобы потенциальные предприниматели могли получить кредит, в том числе могли участвовать в приватизации непрофильных активов. Особые условия должны применяться для получения лизинга оборудования. В настоящее время эта практика применяется в России, но его масштаб не имеет существенного значения.

Среди мер, направленных на поощрение создания малого бизнеса может быть финансирование процентных ставок. Среди наиболее важных функций региональных служб занятости является предоставление государственных услуг, таких как помощь в поисках работы, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных. В случае ухудшения на рынке труда важность этой деятельности возрастает, как качество услуг и эффективность поставок в первую очередь зависит от скорости адаптации работников к изменяющимся экономическим условиям. В то же время, нагрузка возрастает в центрах занятости, когда все больше и больше людей обращаются к ним за помощью. В этой ситуации возникает вопрос о готовности служб занятости для эффективного содействия обучению и трудоустройству горожан.

В целом, следует отметить, что целенаправленная политика федеральных и региональных органов власти по адаптации российской экономики к вступлению в ВТО принесет больше преимуществ, чем недостатков в долгосрочной перспективе. Китайский опыт показывает, что членство в ВТО дает возможность для продвижения продукции на мировые рынки и в то же время дает возможность защитить внутренний рынок. Китайский опыт преодоления проблем в сельском хозяйстве, автомобильной промышленности, а также модернизации внутренней экономики имеет большое значение для России. Для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов, как это видно из китайского опыта, необходимо улучшить деловой климат. Эта область должна включать в себя сокращение административных барьеров, реформирование российской судебной системы, обеспечение гарантий защиты прав собственности, борьба с коррупцией, развитие инфраструктуры и инвестиций в современной системе профессионального образования. Согласно китайскому опыту, большой потенциал для развития ставится в политику стимулирования экспорта. Создание условий для преодоления информационных, лицензированных, таможенных, административных и инфраструктурных барьеров в экспортном бизнесе необходимо для России.

Мероприятия по минимизации потерь от вступления в ВТО, должны быть следующие:

— создание последовательной и четкой государственной политики по содействию ряда отраслей промышленности;

— сформулировать четкие национальные цели, задачи и определить средства для их достижения.

— подготовка и реализация стратегий развития / модернизации отраслей промышленности, в том числе государственных инвестиций в капиталоемких производственных и инфраструктурных проектов с учетом обязательств страны в качестве члена ВТО.

— профилактическая реформа индивидуальных предприятий и моногородов, которые не в состоянии конкурировать в новых условиях, чтобы компенсировать негативные социальные последствия.

— создание финансируемых государством комиссий, торгово-промышленных палат и юридических услуг в ВТО для разрешения споров и продвижения отечественной продукции.

— создание организаций для участия в создании норм и правил ВТО, отвечающего интересам России.

— подготовка юристов, экономистов, менеджеров и поддерживание формирования сопутствующих услуг на рынке в России.

— разработка перспективных технологий для предыдущих секторов в режиме софинансирования научно-фундаментальных исследований.

— продвижение зарубежных технологий без негативного воздействия на конечный продукт.

— устранение административных барьеров и коррупции в контролирующих и регулирующих органах.

— повышение мобильности и создание национальных бирж труда и занятости.

— предоставление долгосрочных кредитов по низкой ставке для экономики.

— увеличение инвестиций в инфраструктуру и образование.

— улучшение налоговой политики.

— создание институтов, содействующих развитию малых и средних предприятий на зарубежных рынках.

— четкое регулирование экспорта для малых и средних предприятий.

Библиографический список

1. Байбекова Р.А. Меры государственного регулирования развития сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Специалисты АПК нового поколения: материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2013. С. 239-240.
2. Даников А.О. The impact of association with WTO on the economy of commonwealth of independent states (CIS) //
Интернаука. - 2018. - № 8 (42).- С. 47-49.
3. Дембицкий С.Г., Семенович В.С., Желтенков А.В. Анализ экономических проблем после вступления России в ВТО // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013. №2. С. 21-30.
4. Ибрагимова Э.Н. Всемирная торговая организация (ВТО) и Россия: история и последствия вступления в ВТО //
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире.- 2017. -№ 18-2. - С. 114-116.
5. Красиков Д.В. Внутреннее законодательство членов ВТО как предмет оспаривания в рамках системы ВТО по разрешению споров // Юридическая наука. – 2014. - №1. - С. 105-109.
6. Кухливская А.Н., Юношева Н.С., Бресская А.Е. Вступление России в ВТО: влияние ВТО на развитие экономики страны //
В сборнике: развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 168-171.
7. Повал Л.М. Основные принципы ВТО и санкции группы стран – членов ВТО против Российской Федерации // Точка роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции, инновации. Сборник материалов международной научно – практической конференции. – 2015. – С. 29-38.
8. Путылин В.И. Использование интеграционных преимуществ вступления России в ВТО в повышении конкурентоспособности экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. №2. С. 29-36.
9. Синягин А.К. Первые уроки пребывания России в ВТО // Бюджет. 2013. №6. С. 76-79.