Abstract: The article substantiates the institutional changes associated with the formation of the model of corporate governance at the municipal level. It reveals the essence of municipal-private interaction of subjects of the social and economic relations of municipal areas on the basis of the factor model of quality management of population`s life. The problems of innovative development of the territory in the conditions of development of municipal-private partnership connected with activity of municipal authorities are defined.
Keywords: Innovative development of territories, subjects of socio-economic relations, quality of life, municipal-private partnership, corporate governance model.
Проблемы инновационного развития территорий в первую очередь связаны с кардинальными изменениями системы корпоративного управления в России, в рамках которой формируется принципиально новая модель взаимодействия между субъектами социально-экономических отношений. Большая роль в процессе формирования системы корпоративного управления на местах, направленная на инновационное развитие отводится органам муниципальной власти. Следует заметить, что управление муниципальными районами традиционно связывается с административными функциями по обеспечению жизнедеятельности района в соответствии с полным перечнем полномочий, а эффективность деятельности муниципальных органов власти оценивается с помощью системы социально-экономических показателей по вполне конкретным направлениям хозяйственной деятельности [1]. Однако, именно на муниципальные органы власти возлагается ответственность за создание инвестиционно-инновационных условий для обеспечения динамического развития территории. Вместе с тем, технологии оценки создания инновационной среды и инвестиционного климата слабо разработаны в практике управления не только муниципальными районами, но и в целом страны. Одной из таких технологий является механизм государственно-частного, муниципально-частного партнерства, который понимается на местах в очень узком смысле, без осознания глубинных процессов, которые необходимо наладить между хозяйствующими субъектами [2]. Согласно целевым установкам реформ, муниципальные органы власти отвечают за все процессы, в том числе инновационное развитие территории, происходящие в районе, но имеют ограниченный круг возможностей по обеспечению этих процессов. Рассматривая инновационное развитие территории, следует выделить ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на процессы и динамику изменения ситуации. К ним относятся инвестиционный климат, инновационная инфраструктура района, институциональная среда, наличие факторов производства, соответствующих требованиям времени [3]. Однако, создать благоприятный климат для инвестиций, сформировать развитую инновационную структуру в действующей институциональной среде представляется весьма непростой задачей, а влияние муниципальных органов власти на использование факторов производства, находящихся, согласно внедряемой системе корпоративного управления, в частной или государственной собственности, ограничено рамками закона.
В современных условиях внедрения механизмов государственно-частного/муниципально-частного партнерства перед субъектами корпоративных отношений открываются широкие возможности свободного управления факторами производства, которыми они владеют [4]. Формирование доходов населения, согласно одному из постулатов неоклассической школы, заключается в том, что, в состоянии равновесия рыночных сил, доходы населения соответствуют вкладу соответствующего человеческого ресурса в экономику. С позиций факторного подхода, доходы населения, определяющие качество его жизни, не ограничиваются только получением платы за труд, но включают доходы за вложенные капиталы в виде дивидендов или процентов, доходы от собственности в виде ренты или арендной платы, а также реализации предпринимательских способностей, предусматривающей получение прибыли [5]. Другие хозяйствующие субъекты, в том числе, юридические лица, муниципалитеты, государство, имеют аналогичные возможности получать дополнительные доходы за перечень факторов производства, находящихся в собственности. В этой ситуации, инновационное развитие территорий зависит от условий, созданных для реализации возможностей со стороны управляющих органов, однако оказать воздействие на решение собственников на факторы производства фактически невозможно. Управляющее воздействие на развитие территорий представлено в виде факторной модели управления качеством жизни населения на рис.1 [6].
Рисунок 1. Факторная модель управления качеством жизни населения [1]
Как видно из рисунка, оценка деятельности органов местного самоуправления по полному кругу вопросов, в том числе, касающихся динамики инновационного развития района, весьма проблематична. Необходимо искать новые формы и технологии управления данными процессами, а государственно-частное партнерство, как система взаимоотношений (взаимодействия) собственников на факторы производства в рамках правовых и организационных ограничений, может рассматриваться как одна из них.
Партнерство — это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль. Партнерство обязано принимать все меры для достижения стратегических целей партнерства, кроме тех, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Именно с этих позиций понимания муниципально – частного партнерства возможно создание благоприятных условий для развития территории, а внедрение инновационных технологий на основе взаимовыгодных условий сотрудничества хозяйствующих субъектов, позволит создавать качественные, соответствующие времени, товары, работы и услуги, обеспечивающие повышение конкурентоспособности территории. Муниципально-частное партнерство способствует развитию связей и интегрированию процессов взаимодействия всех субъектов корпоративных отношений, обеспечивает развитие информационного пространства. Кроме того, без организации и координации взаимодействия участников муниципально-частного партнерства по эффективному использованию факторов производства практически невозможно разработать единую стратегию развития территории.
В связи с этим, обозначается круг проблем инновационного развития территорий, связанных с узостью понимания механизмов муниципально-частного партнерства:
- с одной стороны, муниципальные органы власти имеют широкий круг полномочий, а, с другой стороны, налицо отсутствие рычагов воздействия на собственников факторов производства;
- с одной стороны, полная ответственность за экономическое развитие территории, а, с другой стороны, отсутствие финансовых рычагов воздействия;
- с одной стороны, напряженная конкурентная борьба за факторы производства, человеческий потенциал, инвестиции и т.д., а, с другой стороны, отсутствие культуры и навыков корпоративных взаимоотношений по осуществлению процессов взаимодействия между субъектами муниципально-частного партнерства.
Следовательно, одной из важнейших задач современного управления инновационным развитием территории является разработка эффективных технологий осуществления муниципально-частного партнерства
Библиографический список
1. Захарова С.Г., Мальцев А.Н. Оценка системы управления муниципальных районов по критерию качества жизни населения// Власть.№8. 2016.С.67-732. Захарова С.Г. Использование механизмов муниципально-частного партнерства как условие инновационного социально-ориентированного управления территорией// Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов и организаций: VI Международная научно-практическая конференция.2016. С. 39-44
3. Захарова С.Г. Социально ориентированное управление человеческими ресурсами сельских муниципальных районов и его влияние на качество жизни населения// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3. 2016. С. 7-16
4. Захарова С.Г. К вопросу о муниципально-частном партнерстве в период институциональных преобразований в России / Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2018. № 4 (7). С. 60-68. Режим доступа: http://scipress.ru/economy/articles/k-voprosu-o-munitsipalno-chastnom-partnerstve-v-period-institutsionalnykh-preobrazovanij-v-rossii.html (Дата обращения: 18.12.2018)
5. Захарова С.Г., Борисов С.А. Оценка условий формирования среднего класса в России с позиции факторной модели управления качеством жизни населения//Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Социальные науки. 2018. №1 (49). С.14-24
6. Захарова С.Г. Факторный подход к управлению качеством жизни населения: социологический аспект //Экономические исследования и разработки. 2017. №1. С.70-77