Abstract: In accounting, 44 is used to reflect sales costs. But Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation, which regulates the rules for calculating the profit tax, does not allocate costs for sales. In this connection, there is an uncertainty about the reflection of expenses in the tax accounting and their identification. In addition, advertising costs as an element of selling costs in some cases are standardized. The article considers the tax accounting of expenses for merchandising with references to the decisions of arbitration courts.
Keywords: Sales costs, merchandising, advertising costs, standardized costs, tax accounting.
В Инструкции по применению Плана счетов сказано, что для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, предназначен счет 44. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 могут быть отражены расходы:
— на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
— по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
— на комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям;
— на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
— на рекламу;
— на представительские затраты;
— аналогичные по назначению.
В перечне представлены основные расходы на продажу, которые возникают у промышленных предприятий при сбыте продукции.
Однако в 25 главе Налогового кодекса РФ расходы на продажу (сбыт) не выделены, в связи с чем возникает проблема их классификации. В п. 2 ст. 252 НК РФ сказано, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные. К первой группе относятся (п. 1 ст. 253 НК РФ) расходы:
— связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
— расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
— на освоение природных ресурсов;
— на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
— на обязательное и добровольное страхование и пр.
Может показаться, что наиболее близки к сбытовым затраты, указанные первыми в списке. Трудность в том, что они разбиты, в свою очередь, на несколько составляющих: материальные расходы, оплату труда, суммы начисленной амортизации. В материальных затратах поименована и стоимость приобретения материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку). А это один из видов сбытовых расходов. Причем он квалифицируется как косвенные материальные затраты (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Как же тогда классифицируются остальные затраты на продажу в налоговом учете? Оказывается, они включены в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Выделим наиболее близкие к расходам на продажу прочие налоговые затраты, связанные с производством и реализацией:
— суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними сбытовыми организациями работы (предоставленные услуги) (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ);
— расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264);
— расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп. 28 п. 1 ст. 264);
— представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264).
Все названные расходы — косвенные, отражаемые в налоговом учете в момент осуществления и признания. В отдельных пунктах ст. 264 предъявляются дополнительные требования к рекламным расходам. На них остановимся подробнее.
Список рекламных затрат, нормируемых и ненормируемых (согласно в п. 4 ст. 264 НК РФ), представлен в таблице 1.
Таблица 1
Нормируемые и ненормируемые рекламные расходы
Виды налоговых рекламных расходов | Квалификация |
Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании | Ненормируемые |
Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов | Ненормируемые |
Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании | Ненормируемые |
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей призов во время рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы | Нормируются по облагаемой выручке |
Перечень ненормируемых рекламных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли в полном объеме, является закрытым. Открыт список нормируемых расходов. Для целей налогообложения такие расходы принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в ст. 249 НК РФ.
Чтобы учитывать по указанным правилам рекламные расходы, нужно знать, что не любые близкие к ним затраты таковыми являются.
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 «Закона о рекламе» Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Затраты, связанные с информированием о деятельности предприятия, следует рассматривать как иные прочие затраты, связанные с производством и реализацией. Нормы пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривают расходы на юридические и информационные услуги, а положения пп. 15 п. 1 ст. 264 относят к налоговым расходы на консультационные и аналогичные услуги. Сюда можно отнести и размещение информации о юридическом лице, осуществляемой им деятельности и других важных идентификационных данных. Причем на эти сведения не распространяются требования Закона о рекламе, ограничивающие рекламу в отдельных ситуациях.
Также соответствующие расходы не подпадают под налоговое нормирование отдельных рекламных затрат. Поэтому возникает ряд проблем с классификаций расходов на продажу (как нормируемых, так и ненормируемых), прочих затрат.
Например, на сегодняшний день стали очень популярны услуги мерчандайзинга. Однако в российском налоговом законодательстве понятие «мерчандайзинг» (с англ. «искусство торговать») отсутствует.
Услуга по мерчандайзингу – это комплексный вид деятельности, включающий подготовку к продаже товаров в розничной торговой сети; оформление торговый прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре. Именно комплексный характер деятельности обеспечивает затруднение при идентификации данной услуги в налоговом учете.
Согласно ст. 252 НК РФ документальное подтверждение является таким же обязательным условием признания налоговых расходов, как и их экономическая обоснованность. Право налогоплательщика на уменьшение полученных доходов в целях обложения налогом на прибыль на величину произведенных расходов непосредственно зависит от наличия соответствующих документов, подтверждающих затраты.
В то же время в зависимости от вида расходов на продажу и от того, кто считается исполнителем (сторонняя организация или сама организация), к документам, подтверждающим произведенные расходы, могут относиться:
— договор на оказание рекламных услуг;
— акт об оказании услуг;
— акт приемки-передачи выполненных работ;
— накладная на передачу упаковки для продукции (или других материальных ценностей) для использования в целях ее реализации.
Если налогоплательщик не в состоянии представить налоговикам названные документы, у них есть шансы доказать в суде отсутствие должного документального подтверждения расходов на продажу. Например, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2016 N Ф06-6351/2016 налогоплательщику не удалось отстоять рекламные расходы, реальность которых необходимо было подтвердить документами. Бухгалтеру прежде всего нужно обратить внимание на документы, предоставляемые контрагентами, помогающими в сбыте продукции.
Аналогичная ситуация содержится в Постановлении Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.12 №А40-70444/12-20-391. Однако в нем рассмотрена ситуация, когда суд наоборот не согласился с решением налоговой инспекции о неправильном документальном оформлении услуги и постановил решение в пользу налогоплательщика, аннулировав штрафные санкции и доначисление налога. Как указано в оспариваемом решении, унифицированных форм для оформления расходов на мерчандайзинг не предусмотрено, поэтому организация должна составлять документы самостоятельно, учитывая требования к оформлению. Детального перечня услуг данная услуга в себя включать не может, поскольку на практике данная услуга представляет из себя совокупность вышеуказанных действий, выполняемых сотрудником в месте нахождения товаров на территории розничной торговой точки по мере необходимости, определяемой непосредственно сотрудником. Поэтому ссылка налогового органа на отсутствие в актах расшифровки сумм за оказанные услуги, расшифровки наименования выполненных работ, расшифровки затраченных человеко-часов на выполнение работ противоречит п.2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которая содержит требование к наличию в первичной документации измерителя хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении и не содержит требования к их расшифровке, тем более, что специфика оказания услуг не позволяет максимально детализировать процесс их оказания ввиду нематериальности результата.
В силу ст. 252 НК РФ данные затраты, как и любые другие, для целей налогообложения прибыли должны быть экономически обоснованными. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (Письма Минфина России от 26.11.2015 N 03-03-06/1/68811, от 14.08.2015 N 03-03-06/2/47263).
Необходимо отметить, что качественная выкладка товара является необходимым условием для осуществления розничной торговли в соответствии с ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования».
Кроме того, мероприятия по специальной выкладке товаров способствуют привлечению внимания потребителей и соответственно, увеличивают объем продаж товаров, что напрямую влияет на финансовый результат деятельности общества.
Мерчандайзинг — это часть процесса маркетинга определяющая методику продажи товара в магазине. Мерчандайзинг призван определять набор продаваемых в розничном магазине товаров, способы выкладки товаров, снабжение их рекламными материалами, цены. Мерчендайзинг — вид деятельности, направленный на продвижение товаров и торговых марок на региональном рынке, используемый крупными предприятиями розничной торговли (супермаркетами, гипермаркетами).
Таким образом, качественная выкладка товара является необходимым мероприятием как с точки зрения требования законодательства, так и с точки зрения финансовой эффективности торговой деятельности, и напрямую влияет на интерес потребителей к товарам и объемы реализации.
Исходя из вышеперечисленного, проблем с налоговой оправданностью возникнуть не должно. Однако они все же возникают. Постановлением Арбитражного суда Московской области от 25.02.2015 N Ф05-621/2015 признаны необоснованными выводы ревизоров о неправомерности отнесения заявителем спорных затрат в расходы по налогу на прибыль в связи с нарушением отраслевого законодательства, поскольку налоговое законодательство не устанавливает такого основания в качестве отказа в принятии налогоплательщиком расходов, связанных с предпринимательской деятельностью. Главное, что произведенные в ходе рекламной акции расходы документально подтверждены и являются экономически оправданными и сопряженными с деятельностью, направленной на получение прибыли. В связи с этим включение названных расходов в состав налоговых затрат отвечает нормам НК РФ. Также Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.16 №Ф09-8133/15 содержит решение о том, что суд признал недействительным решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика – поставщика товаров в торговые сети к ответственности за занижение налоговой базы по налогу на прибыль в результате исключения из нее затрат на оплату услуг по мерчандайзингу, проведению промоакций и рекламных акций, по размещению ценников на товары при их реализации в магазинах, посчитав их неэффективными, не приводящими к увеличению объема реализации, а значит и экономически необоснованными. Суд постановил, что расходы на рекламу не обязаны быть эффективными, и потому классифицировал мерчандайзинг как ненормируемые рекламные расходы (причислив их к оформлению витрин).
Таким образом, расходы на мерчандайзинг могут быть учтены налогоплательщиком как в составе нормируемых рекламных расходов, так и в полном объеме в составе прочих затрат, связанных с производством и (или) реализацией. Однако, принимая решение о признании данных расходов в качестве прочих, не стоит исключать риск возникновения претензий со стороны налоговых инспекторов.
Библиографический список
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ2.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ
3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
4.Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
5.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2008 г. № 94-н.
6.Банк решений арбитражных судов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ras.arbitr.ru/, свободный.