Abstract: The author of the article considers the possibility of expanding the paid parking space as a way of solving a complex of problems related to the high traffic load of the Kaluga city road network.
Keywords: vehicle, paid parking space, unloading.
Оборотной стороной технического прогресса и повышения качества жизни является увеличение роста автомобилизации общества. Сегодня это становится существенной проблемой по причине невозможности обеспечить население машиноместами в деловых частях мегаполисов и крупных городов. Данная проблема является актуальной и для России. Зачастую исторический центр российских городов не способен вместить в себя все транспортные средства, которые ежедневно паркуют жители. В среднем обеспеченность местами для парковки автомобилей у мест притяжения основных объектов инфраструктуры в среднем составляет 75%. Остальные 25% транспортных средств образуют стихийные парковки, которые препятствуют нормальной циркуляции движения и могут явиться причиной дорожно-транспортного происшествия. Указанная проблема заставляет власти искать эффективные решения в области организации размещения парковочного пространства на территории деловой части города. За пример возьмем внедрение платных парковок в городе Калуге.
С сентября 2014г. в Калуге успешно реализуется «пилотный» проект платного парковочного пространства. Наряду с тем, что появление платных парковок заметно разгрузило областной центр и способствовало улучшению движения транспортного потока, муниципалитету была предоставлена возможность дополнительного привлечения денежных средств в казну города, на которые были проведены мероприятия по улучшению качества жизни проживающих (строительство детских площадок, асфальтирование дорог).
Основными задачами проекта организации платных парковок являются:
- снижение количества нарушений правил парковки на улично-дорожной сети;
- повышение скорости движения в зонах платной парковки;
- увеличение оборачиваемости парковочных мест;
- сокращение потоков личного автотранспорта, въезжающего в пределы платной зоны и стимулирование использования общественного транспорта.
Ожидаемые результаты:
— увеличение скорости движения;
— сокращение количества нарушений правил парковки;
— сокращение количества личного транспорта, въезжающего в пределы парковочного пространства;
— увеличение оборачиваемости машиномест.
Реализация данного проекта в городе Калуге является успешным инновационным опытом организации платного парковочного пространства на территории муниципальных образований в масштабах Российской Федерации. В то же время Калуга является единственным муниципальным образованием, успешно применившим административное делопроизводство по статье субъекта РФ за неуплату размещения транспортных средств на платных парковках с использованием устройств видеофиксации на уровне города, а не субъекта РФ (в отличие от Москвы и Екатеринбурга)[1, с. 28].
В целом «пилотный» проект показал экономическую эффективность для города, качество предоставляемых услуг и высокий уровень специалистов поддержки. Однако, относительно небольшая зона проекта служит причиной снижения как транспортной, так и экономической эффективности проекта вследствие смещения транспортного потока из зоны платной парковки на соседние улицы с бесплатной парковкой (т.н. «эффект выдавливания»). Это, в свою очередь, служит причиной осложнения транспортной ситуации на прилегающих к зоне проекта улицах.
В качестве следующего этапа развития Калужского парковочного пространства предлагаем рассмотреть возможность расширения зон платных парковок на территории, указанной на рисунке 1. Синим цветом обозначена «пилотная» зона платных парковок, зеленым цветом – перспективная зона. Перспективная зона выбрана на основании проведенного экспресс обследования улично-дорожной сети.
Рис. 1. Потенциальная емкость платной парковочной территории
Потенциальный объем расширения количества парковочных мест составляет 1500-1700 единиц с результирующей емкостью парковочного пространства 2300-2500 парковочных мест. Оптимальное количество дополнительного оборудования новой парковочной зоны будет определено на этапе проектирования.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующий перечень характеристик парковочного пространства:
— загруженность припаркованными транспортными средствами улично-дорожной сети города по исследуемым улицам (количество припаркованных автомобилей на километр);
— среднее время стоянки автомобилей на соответствующих участках (в минутах);
— оборачиваемость машиномест в различных зонах автомобилей (кол-во автомобилей на одно машиноместо).
Также, в рамках нашего исследования, для некоторых участков был применен метод обследования путем видеосъемки припаркованных транспортных средств в соответствии с предполагаемой загруженностью улично-дорожной сети. Для данных участков был рассчитан показатель общего числа транспортных средств на каждом участке улично-дорожной сети.
Была обследована следующая территория:
- ул. Марата (от ул. Достоевская до ул. Баженова);
- ул. Космонавта Пацаева (от ул. Достоевская до ул. Дарвина);
- ул. Чебышева (от ул. Достоевская до ул. Театральная);
- ул. Дарвина (от ул. Марата до ул. Воскресенская);
- ул. Воскресенская (от ул. Дарвина до ул. Карпова);
- ул. Карпова (от ул. Марата до ул. Воскресенская);
- ул. Кропоткина (от ул. Марата до Гостинорядского пер.);
- Гостинорядский пер. (от ул. Баженова до ул. Карпова)[5].
На основании перечня улиц взятым для исследования, был осуществлен предварительный расчет (способом фотофиксации) вместимости существующего парковочного пространства.
Рисунок 2. Вместимость парковочного пространства на исследуемых участках УДС
Контроль загруженности исследуемых участков улично-дорожной сети города Калуги выявил недостатки в способах постановки транспортных средств и ее высокую загруженность припаркованными транспортными средствами, что значительно сокращает пропускную способность проезжей части и препятствует движению общественного транспорта.
Важно обратить внимание на то, что реализация проекта платного парковочного пространства имеет положительный эффект при решении проблем, связанных с разгрузкой центра города от автотранспорта. В России данный инструментарий только зарождается, что требует повышенного внимания к процессу организации, поддержки функционирования и отработки правовой базы.
Библиографический список
1. Александров Е.Л., Круглов В.Н. Построение инновационных векторов региональной экономики /Инновационное развитие российской экономики. VII Международный научно-практический форум. Ч.1. - М.: Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики, 2014. - С.27-30.2. Александров Е.Л., Круглов В.Н. Достижение устойчивого развития территорий на основе инновационного роста: монография. - М.: Изд-во ООО «ТРП», 2016. - 102с.
3. Варнавский В.Г. Новые формы управления крупномасштабными инфраструктурными системами /Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2013): Материалы седьмой международной конференции (30 сентября - 2 октября 2013г., Москва, Россия). Т.1 (пленарные доклады, секция 1-3) /Учреждение Российской академии наук Институт проблем управления РАН. – 2013. – С.30-36.
4. Иванов О.В. Теория и мировая практика государственно-частного партнерства. – М.: МГИМО-Университет. – 2016. – 298с.
5. Официальный сайт «Парковочного пространства Калуги»: URL: https://kalugaparking.ru/ru/pages/about. (Дата обращения: 12.03.2017).
6. Официальный сайт «Парковочного пространства Москвы»: URL: http://parking.mos.ru/. (Дата обращения: 12.03.2017).