Индекс УДК 339.924
Дата публикации: 28.04.2023

Экономическое развитие ЕАЭС, как одного из важнейших объединений на Евразийском пространстве

Economic development of the EAEU as one of the most important associations in the Eurasian space

Эсауленко П.В.,
Научный руководитель: Кудрова Н.А.
1. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, студент 4 курса экономического факультета
2. Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой международных экономических отношений, к.э.н., доцент

Esaulenko P.V.,
Scientific adviser: Kudrova N.A.,

1. St. Petersburg named after V.B. Bobkova branch of the Russian Customs Academy, 4th year student of the Faculty of Economics
2. St. Petersburg named after V.B. Bobkova Branch of the Russian Customs Academy, Head of the Department of International Economic Relations, Candidate of Economics, Associate Professor
Аннотация: В статье рассматриваются экономический, инвестиционный потенциал ЕАЭС, а также его роль на Евразийском пространстве. Председательство России в этом году способствует расширению и углублению процессов взаимодействия как внутри ЕАЭС, так и за его пределами, создавая при этом благоприятный климат для развития международных экономических связей.

Abstract: The article discusses the economic and investment potential of the EAEU, as well as its role in the Eurasian space. Russia's chairmanship this year contributes to the expansion and deepening of interaction processes both within the EAEU and beyond, while creating a favorable climate for the development of international economic ties.
Ключевые слова: ЕАЭС, экономическое развитие, сотрудничество, объединение, инвестиции.

Keywords: EAEU, economic development, cooperation, unification, investment.


Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является сильным экономическим, геополитическим и идеологическим проектом, который имеет огромный потенциал для развития на Евразийском пространстве. Годом образования Союза считается 2015 г., где основными участниками и в настоящее время являются пять государств-участников: Россия, Белоруссия, Кыргызстан, Казахстан и Армения. В ЕАЭС статус государства-наблюдателя имеют Молдова, Узбекистан и Куба.

С 1 января 2023 г. Россия стала председателем ЕАЭС. Приоритеты российского председательства в объединении на этот год направлены на [9]:

  • определение стратегических ориентиров;
  • создание нового базового документа о развитии экономической интеграции, поскольку действующий документ рассчитан на период до 2025 г.;
  • укрепление технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС, а также формирование общей инновационной базы в стратегических отраслях для интеграции;
  • укрепление и наращивание инвестиционного сотрудничества, создание благоприятных условий для взаимных капиталовложений;
  • регулирование и упрощение административных процедур и гармонизации режима налогового регулирования;
  • развитие научных и образовательных контактов, межвузовского сотрудничества (так, например, Совет Евразийской ассоциации университетов включил университет при МПА ЕврАзЭС в число членов ассоциации, что позволит университету расширить свое участие в формировании евразийского научно-образовательного пространства. Данный университет уже сотрудничает со многими зарубежными университетами. В декабре 2022 г. на Евразийском форуме было подписано соглашение о сотрудничестве с Китайским вузом по взаимному сотрудничеству и осуществлению передачи опыта не только в рамках совместной научной деятельности, но и в рамках программ мобильности (программ по обмену)) и т.д.

В связи со спецоперацией и усилением торговых барьеров имеются сложности во взаимной торговле, однако это удается компенсировать во многом благодаря росту взаимной торговли внутри Союза. Так рост взаимной торговли за 2022 г. составил более 13 % по отношению к достаточно высокой базе прошлого года. Если говорить про кооперационные связи, то они также выросли и составили 15,7 %. Увеличение таких связей в долгосрочной перспективе способствует укреплению взаимовыгодных отношений между потребителем и производителем материалов, комплектующих, обеспечит продвижение продукции как на внутренних, так и на внешних рынках на площадке Союза и за его пределами.

ЕАЭС объединяет пять стран с общей численностью более 184 млн. человек, на их территории, что составляет 14 % суши [8]. Союз занимает лидирующие места в мире по добыче нефти, газа, угля, выработке электроэнергии, производству минеральных удобрений и др. Суммарный ВВП стран превышает 2 трлн. долл., что примерно 85 % всех стран СНГ (рис. 1).

Рисунок 1 – Объем ВВП ЕАЭС за 2015–2021 гг., млрд. долл. [7]

ВВП показал рост практически на всем рассматриваемом периоде, что прежде всего вызвано увеличением объемов производства промышленной продукции, грузовых и пассажирских перевозок, строительных работ, внешней и взаимной торговли, снижением торговых барьеров и т.д. [5]. ВВП по итогам 2022 г. сократился на 1,6% по сравнению с 2021 г., по причине введения жестких санкций в отношении России и ее союзников.

Союз занимает шестое место в мире по объему промышленного производства, где на Россию приходиться 80–87 % всего экономического потенциала стран-участников. Ежегодный прирост совокупного ВВП ЕАЭС при разумном и эффективном использовании потенциала всех стран-участниц Союза позволит увеличить ВВП в пределах 4,5–5,5% при сохранении внутренней устойчивости экономик стран [10].

Инвестиции в основной капитал практически на всем рассматриваемом периоде с 2015 по 2022 гг. показывали положительные тепы роста относительно предыдущего года (рис. 2). Весомое значение для роста индекса физического объема инвестиций сыграли следующие факторы:

  • создание и реализация эффективных совместных инвестиционных проектов с государствами-участниками Союза;
  • стимулирование инвестиций в стратегически важные отрасти для экономики ЕАЭС с помощью механизмов субсидирования (поддержка местных производителей, создание совместных производств на площадке ЕАЭС), налоговых льгот и изменения в отраслевом регулировании;
  • улучшение инвестиционного климата,
  • создание предсказуемого таможенного регулирования (например, внедрение механизма «единого окна») и т.д.

Рисунок 2 – Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

за 2015–2022 гг., в процентах к предыдущему году; в постоянных ценах [4]

В связи с пандемией в 2020 г. наблюдалось серьезное падение инвестиций, которое сопровождалось ростом валютно-финансовых спекуляций и вывозом капитала за границу [1]. В целом, вывоз капитала частным сектором по ЕАЭС составил 3,3 % ВВП, где большую часть капитала было вывезено 5,8 % ВВП в Белоруссии и 7,7 % в Кыргызстане. Сокращение капитала наблюдалось в обороте розничной торговле (на 4,1 %), грузообороте (на 4,8 %) и пассажирообороте (на 49,1 %). Также сильный провал наблюдался в инвестициях малого бизнеса – их падение оценивалось примерно в 36 %. Важными мерами для стабилизации положения стала государственная поддержка и смягчение налоговой нагрузки.

В 2022 г. инвестиции в основной капитал в странах ЕАЭС увеличились на 4,3 % по сравнению с предыдущим годом, которые составили почти 32 трлн. руб. Наибольший рост показала Армения – инвестиции увеличились на 12,5 % [3].

Рассматривая структуру инвестиций за 2022 г. в основной капитал, видно, что большую их часть занимает транспорт и обрабатывающая промышленность (рис. 3). Это вызвано усилением взаимоотношений и притоком ПИИ со стороны азиатских стран (Китая, Индии, Турции, ОАЭ, Ирана и т.д.), возрастанием значимости транспортных путей (многие страны закрыли свои границы для России) и др.

Рисунок 3 – Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности ЕАЭС за 2022 г., % [4]

За все время существования Союза, объем взаимных ПИИ увеличился более чем на 24 %, была увеличена доля национальных частных компаний (на 55 %), уже функционируют совместные предприятиях ЕАЭС [6].

ЕАЭС является центром инвестиционного взаимодействия на постсоветском пространстве. Объемы накопленных взаимных инвестиций ЕАЭС и СНГ постоянно растут, что свидетельствует о высокой полноте заинтересованности стран в сотрудничестве.

Геополитическое положение Союза делает его потенциально важнейшим транзитным транспортным узлом, соединяя Европу и Азию [8]. В основном сотрудничество с ЕАЭС осуществляется в двух формах – в рамках договоров о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и меморандумов о сотрудничестве. В ЗСТ ЕАЭС входят три страны: Вьетнам, Сербия и Сингапур. Возможность присоединиться к ЗСТ рассматривают такие сильные страны, как Израиль, Индия, Индонезия и Китай. В рамках данного вопроса ЕАЭС и Индонезия в начале апреля провели первый раунд переговоров о сотрудничестве. По итогам 2022 г. их взаимная торговля увеличилась на 58 %, относительно 2021 г. Это дает основание полагать, что укрепление взаимной торговли станет хорошим шагом для укрепления торговых позиций ЕАЭС.

Одной из отличительных особенностей имеющихся интеграционных процессов является участие целевого ряда стран, заинтересованных в достижении определенных целей и задач. Процесс формирования нескольких центров регионального сотрудничества отражает стремление большинства государств континента Евразии максимально использовать возможности развития региональных связей для решения текущих социально-экономических проблем, ускорения экономического роста и достижения целей устойчивого развития.

Наиболее перспективными объединениями на Евразийском пространстве помимо ЕАЭС также представляются ШОС и БРИКС. Сотрудничество ЕАЭС и ШОС в большей мере проявляется в проекте «Один пояс, один путь», где выгодно связаны эти платформы в единую региональную территорию процветания. ЕАЭС совместно с БРИКС ведет разработку универсальной платёжной системы, которая станет альтернативой имеющейся системы, и созданию независимых международных институтов [2].

Проекты взаимосвязи и интеграции для данных объединений будут помогать странам евразийского региона, объединять стратегии развития между собой, раскрывать потенциал регионального рынка, активизировать инвестиции и потребление, создавать спрос и новые рабочие места, расширять гуманитарные обмены между народами, культурами.

В рамках инициативы «Один пояс, один путь» возможна наиболее углубленная интеграция в направлении цифровой трансформации и региональной экономической интеграции китайского проекта «Цифровой Шелковый путь». Расширение проекта позволит увеличить возможности для масштабного инвестирования за-за рубежа на развитие инфраструктуры и логистики, появление «умных городов» и научных парков, внедрение информационно-коммуникационных технологий по всем странам объединений.

Несмотря на неблагоприятные экономические и политические условия ЕАЭС сумел не только стабилизировать макроэкономическую ситуацию, но и добиться улучшения целого ряда важнейших показателей. Будучи объединением с высоким потенциалом для развития, ЕАЭС фокусирует свое внимание на формировании цифрового пространства и расширении цифровой инфраструктуры, в частности в таможенном оформлении, расширяет сети торговых отношений с третьими странами и другими интеграционными объединениями (ШОС, БРИКС и т.д.), углубляет промышленную и экономическую кооперацию, а самое главное строит совместные финансовые инфраструктуры.

Библиографический список

1. Годовой доклад за 2020 год об итогах социально-экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза и мерах, предпринятых государствами-членами в области макроэкономической политики / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0ce/Annual-report-2020.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
2. ЕАЭС и БРИКС проработают создание универсальной платежной системы и независимых международных институтов / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/eaes-i-briks-prorabotayut-sozdanie-universalnoy-platezhnoy-sistemy-i-nezavisimykh-mezhdunarodnykh-in/ (дата обращения: 10.04.2023).
3. Инвестиции в основной капитал в ЕАЭС достигли 31 трлн российских рублей и увеличились на 4,3% в 2022 году / Платформа Альта-Софт. ‒ Режим доступа: https://www.alta.ru/ts_news/98859/ (дата обращения: 10.04.2023).
4. Инвестиции в основной капитал / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/investments.aspx (дата обращения: 12.04.2023).
5. Макроэкономические показатели ЕАЭС / Проект Института международной экономики и финансов и Института развития интеграционных процессов. ‒ Режим доступа: https://eaeu.economy.gov.ru/macroeconomic_indicators (дата обращения: 12.04.2023).
6. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР / Евразийский банк развития. ‒ Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/ed2/EDB_2021_Report_Mutual-Investments_rus-_1_.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
7. Национальные счета / Платформа Trans.ru. ‒ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/national.aspx (дата обращения: 12.04.2023).
8. Потенциал ЕАЭС / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/potentsial-eaes (дата обращения: 12.04.2023).
9. Путин обозначил приоритеты председательства России в ЕАЭС на 2023 год / Социальный фонд России. ‒ Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/potentsial-eaes (дата обращения: 12.04.2023).
10. Председатель ЕЭК оценил экономический потенциал ЕАЭС / Платформа Альта-Софт. ‒ Режим доступа: https://www.alta.ru/ts_news/97491/ (дата обращения: 12.04.2023).