Индекс УДК 338.48
Дата публикации: 26.07.2017

Мультикультурализм как основа развития этнографического туризма в регионах России и Армении

Multiculturalism as the basis of the development of ethnographic tourism in the regions of Russia and Armenia

Антамошкина Елена Николаевна, Саакян Мария Арменаковна
1. к.э.н., доцент, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
2. к.э.н., доцент кафедры управления, бизнеса и туризма, Российско-Армянский университет, Ереван, Республика Армения

Antamoshkina Elena Nikolaevna, Saakyan Maria Armenakovna
1. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Volgograd State Agrarian University, Volgograd
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Business and Tourism,
Russian-Armenian University, Yerevan, Republic of Armenia
Аннотация: В статье характеризуется влияние фактора мультикультурализа на развитие этнографического туризма. Проводится оценка социально-культурного потенциала Армении и ряда регионов Юга России, в частности, Волгоградской области для развития этнографического туризма как приоритетного направления въездного и внутреннего туризма. В результате проведенного анализа установлено, что развитие туристских дестинаций, должно осуществляться с учетом необходимости соблюдения баланса экологических, социально-культурных и экономических воздействий в рамках комплексного подхода к социально-экономическому развитию регионов.



Abstract: The article describes the influence of the multicultural factor on the development of ethnographic tourism. The socio-cultural potential of Armenia and a number of regions of the South of Russia, in particular, the Volgograd region, is being evaluated for the development of ethnographic tourism as a priority for inbound and outbound tourism. As a result of the analysis it was established that the development of tourist destinations should be carried out taking into account the need to balance the environmental, socio-cultural and economic impacts within the framework of an integrated approach to the socio-economic development of the regions.
Ключевые слова: индустрия туризма, мультикультурализм, этнографический туризм, регионы Юга России, республика Армения.

Keywords: tourism industry, multiculturalism, ethnographic tourism, regions of the South of Russia, the Republic of Armenia.


Введение. Закономерности развития человеческого общества и, прежде всего, социально-экономической сферы, во многом определяются культурной средой и культурным многообразием. Мультикультурализм, основанный на «мультинациональности», «мультиэтничности», «мультирелигиозности», «мультирасовости», «сегментарности» влияет на социум и сферу экономики. Наиболее благоприятной сферой для реализации принципов и идей мультикультурализма, по мнению авторов статьи, является индустрия туризма. Соответственно для обеспечения устойчивого развития экономик стран и регионов, вовлечённых в активную туристскую деятельность, пропагандирующих толерантность к представителям разнообразных культур, а также в целом для устойчивого развития государств и туристского обмена между ними необходимо учитывать влияние фактора мультикультурализма.

Устойчивое развитие туризма на различных по масштабам территориях (регионы, муниципальные районы, отдельные населённые пункты) может быть обеспечено во многом благодаря глубокому изучению проблем сосуществования представителей различных национальностей, этносов, рас, конфессий, социально-культурных и субкультурных течений. Этнические и религиозные особенности непосредственно влияют на «туристский облик» той или иной территории. В регионах России не сегодняшний день наблюдается растущий интерес к турпакетам, построенным на синтезе этно-, эко-, религио- компонентов.

Индустрия туризма может использовать все положительные стороны мультикультурализма, что позволяет меньшинствам сохранять свой этнокультурный облик и формировать положительный образ своей культуры в чужой среде, развивать в обществе толерантное отношение друг к другу. Юг России, в частности, Волгоградская область и республика Армения представляют собой регионы, где веками проживало большое количество разнообразных народов и групп. Нижнее Поволжье с древних времен развивалось как полиэтническое, поликонфессиональное и мультикультурное общество, став перекрестком цивилизаций с высоким уровнем религиозной терпимости, а также одним из важных направлений миграционных потоков.

Методы исследования. Использование мультикультурного подхода в туристском районировании позволит успешно решить прикладные задачи создания привлекательных и востребованных на рынке туристских дестинаций. Мультикультурное районирование территорий, основанное на картографическом инструментарии географии, методах туристской науки (таких, как кластерный подход), методах социально-культурных исследований позволит с научной точки зрения исследовать и выработать практические рекомендации к формированию востребованных туристских дестинаций, способствующих формированию современного  мультикультурного пространства.

Этнографический туризм на Юге России. На развитие внутреннего туризма в России позитивное влияние оказала реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011−2018 годы)» [15]. В рамках реализации программы было запланировано создание туристских кластеров в целом ряде регионов России, в том числе и в двух субъектах Южного федерального округа. В частности, кластеры формируются в республиках Татарстан, Марий Эл, Коми, Дагестан, в Удмуртской республике и республике Карелия, а также в Новгородской, Вологодской, Новосибирской, Московской, Мурманской областях. Помимо этого, создаются туристские кластеры в Брянской, Волгоградской, Тульской, Архангельской областях, а также на территории Краснодарского и Забайкальского края [2, с. 10-13]. Кластерный подход к отрасли туризма предполагает формирование и развитие отдельных туристских дестинаций в регионах России.

Волгоградская область относится к регионам, в которых достаточно высок удельный вес аграрного сектора экономики. При формировании стратегии социально-экономического развития таких регионов необходимо стремиться к установлению рационального баланса использования имеющихся в регионе ресурсов [2, с. 11]. Приоритетным фактором успешного социально-экономического развития таких регионов является развитие транспортной, торговой, информационной инфраструктуры. Соответственно, меры по развитию аграрного производства в регионе должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, охватывающими не только сельское хозяйство, но и местную промышленность, строительство, сферу торговли, туризм, социально-бытовое обеспечение, сферу гостиничного и ресторанного сервиса.

Потенциал региона открывает широкие возможности для развития всех видов въездного и внутреннего туризма. Отдельные сельские территории и поселения в Волгоградской области, являются объектами исторического и культурного наследия, фольклора. В области большое количество памятных объектов как регионального, так и федерального значения, есть все условия для развития разнообразных видов туризма: этнографического, экологического, аграрного [3, с. 22-26; 8].

Этнографический туризм приобретает особую значимость с точки зрения сохранения культурных традиций, обычаев, фольклора [13; 14; 16]. Это во многом способствует воспитанию и поддержанию толерантности, терпимости к другим народам и культурам, что отмечается целым рядом современных исследователей [8; 10; 11]. Население регионов Юга России традиционно является многонациональным. Сохранение и развитие в отдельно взятой стране, регионе и в мире в целом культурных различий является основой политики мультикультурализма. В связи с этим именно этнографический туризм может способствовать мультикультурному развитию сельских территорий.

Волгоградская область, исторически формировавшаяся как многонациональная территория, имеет богатый потенциал для развития этнотуризма. В частности, в регионе действует множество музеев, посвященных истории казачества. На территории области расположены этнографический музей-заповедник народной архитектуры и быта Иловлинских казаков, музей Усть-Медведицкого казачества, музей истории донских казаков и ряд других объектов [9]. В целом в регионе функционируют около 30 музеев краеведческого назначения, в каждом из которых представлены экспозиции, посвященные разнообразным этническим группам.

Этнотуры могут включать в себя пользующиеся большой популярностью уникальные мероприятия событийного туризма. Так, в станице Букановской Кумылженского района каждый турист может ощутить себя частью огромной, дружной и гостеприимной казачьей семьи, принимая участие в «потешном майдане» с песнями и частушками, отведав «казачий стол» с традиционными угощениями, посетив праздничную ярмарку «Хопёрские зори Михаила Шолохова».

Особого внимания заслуживает государственный историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта». Комплекс из 26 зданий бывшей гернгутской колонии сегодня может много рассказать об истории европейцев, которые во времена Екатерины II принесли на нашу территорию свою культуру. Ежегодный фольклорно-этнографический татарский праздник «Сабантуй» — один из самых ярких и многонациональных – представляет собой театрализованное шествие творческих коллективов, концертную программу, конные скачки, национальные игры и состязания, знакомящие с давними народными традициями. В качестве ценных этнографических ресурсов региона следует упомянуть казахский этнографический центр «Алтын-Нур», расположенный в Палласовском районе [2].

Особый интерес для Волгоградской области может представлять опыт Краснодарского края, где посещение казачьих станиц, в которых сохранились и развиваются народные промыслы, включено как в обзорные экскурсии, так и в специальные этнографические туры с проживанием в семьях местного населения. Так, на берегу Азовского моря раскинулась казачья станица невероятных размеров с широким спектром кубанских забав для всей семьи – Атамань, уже успевшая прославиться не только на Кубани, но и по всей стране [16].

Станица стала настоящим образцом идеального этнотуристского объекта: этнотуристический комплекс, представляющий собой историческую реконструкцию казачьей станицы с улицами и хатами, в которых живут ремесленники: гончар, кузнец, винодел и цирюльник. Туристов ждет посещение школы народных ремесел, где можно не только посмотреть, но и принять участие в резьбе по дереву, научиться гончарному искусству или технологиям древней живописи. Вся деятельность комплекса направлена на сохранение и развитие национальных, культурных традиций, родного языка, изучение истории, быта народов, населяющих край.

Если говорить о проблемах развития этнографического туризма в Волгоградской области, то они традиционны для большинства регионов: правовое, кадровое обеспечение, финансирование и государственная поддержка, наличие необходимой инфраструктуры. В качестве приоритетных направлений развития этнографического туризма в Волгоградской области необходимы:

  • организационно-правовые мероприятия, регулирующие и координирующие развитие данного вида туризма в регионе;
  • развитие системы подготовки квалифицированных кадров, в том числе посредством системы дополнительного профессионального образования;
  • разработка, продвижение и реализация регионального туристского продукта в сфере этнографического туризма;
  • освещение и популяризация посредством СМИ проектов по развитию этнографического туризма на территории региона.

Развитие этнографического туризма в регионе позволит создать дополнительные рабочие места, обеспечит рост доходов сельского населения, увеличит размер налоговых поступлений в региональный бюджет, будет способствовать развитию транспортной, торговой, информационной инфраструктуры в сельской местности. В перспективе этнографический туризм на территории региона может стать одним из приоритетных факторов развития и диверсификации экономики сельских территорий Волгоградской области.

Этнографический туризм в Армении. В основе происхождения армян лежит библейское сказание о том, что один из правнуков Ноя – Торгом, еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Один из сыноей – Айк и стал родоначальником армян. Сквозь тысячилетия менялась территория Армении (в период процветания Армянской империи она составляла 300 тыс кв. км., а сегодня – 30 тыс кв. км). Нынешняя столица Армении – Ереван основана в 782г. до н.э. и на 29 лет старше Рима [12, с. 3]. В течении своей многовековой истории Армения претерпевала взлеты и падения, но сквозь тысячелетия сохранила свою этническую самобытность, чем и обусловлен большой интерес туристов всего мира к этой маленькой стране.

Изучение и объективное представление историко-архитектурных, археологических и культурных памятников Армении имеет важное значение для развития туризма в регионах страны, а обоснованное районирование – это одно из необходимых условий устойчивого развития туристской дестинации. Армения является мононациональным государством, на ее территории переплетается огромное количество исторических и культурных течений и направлений. Находясь на перекрестке Европы и Азии историческая Армения одновременно и «впитала» в себя различные культурные особенности соседних этносов, и повлияла на становление и развитие этих этносов с точки зрения культуры, языка и религии. Армения не только первая страна в мире принявшая христианство в качестве государственной религии, но и одна из первых в мире по количеству сохранившихся христианских манускриптов и памятников (церквей, хачкаров и др.) [7, с. 10, 1 с.2]. Только в Институте древних рукописей Матенадаран в Ереване чранится более 11 тыс. целых манускриптов на армянском языке и 262 фрагментов древних книг [6, с.7].

Этнографический и религиозный туризм на сегодняшний день являются одними из приоритетных направлений развития индустрии туризма республики Армения.

Одновременно, регионы Армении, будучи населенными в большинстве армянами, имеют очень значимые культурные различия, которые выражены не только в искусстве, архитектуре, диалекте, ремеслах, но и в мировозрении и традициях. Все эти отличия образуют интересный для иностранного туриста колорит, что должно быть исследовано для разработки нового туристского продукта. Районирование на основе мультикультуризации также может стать эффективным инструментом для разработки альтернативных вариантов международного сотрудничества в рамках формирования международных туристских кластеров с участием Армении.

Выводы. Кроме неоспоримого и актуального сегодня фактора сохранения социально-культурной среды посещаемой местности, следует отметить влияние этнотуризма на социально-экономическое развитие туристских дестинаций, которое при условии соблюдения баланса экологических, социально-культурных и экономических воздействий может стать самостоятельным направлением комплексного подхода к социально-экономическому развитию регионов Юга России и республики Армения.

Библиографический список

1. Агатангелос. История Армении. Перевод с древнеармянского К.С. Тер-Давтян, С.С. Аревшатян. Изд-во: Наири, 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hayasanews.com/wp-content/uploads/2012/12.pdf
2. Антамошкина Е.Н., Бараташвили Э.Э. Социально-экономические условия развития туристских дестинаций в регионах ЮФО Туризм: право, экономика. 2017. № 2. С. 10-13.
3. Бараташвили Э.Э., Кривцов И.В. Аграрный туризм в Волгоградской области: накопленный опыт, проблемы и перспективы развития // Агроэкологический туризм как инструмент устойчивого развития сельских территорий в России и за рубежом // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 24-25 сентября 2015 г. Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2015 г. С. 22-26.
4. Варданесова Т.В. Культура хачкаров IX-XVII вв. Арагацотна и Котайка // Историко-археологическое исследование. Изд-во: Ереванского государственного университеа, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publishing.ysu.am/files/Tatyan_Vardanesova.pdf
5. Доня С.В. Этнографические экскурсии в туризме: современное состояние и перспективы развития // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 2 (6). С. 101-104.
6. Казарян В.О., Манукян С.С. Матенадаран: Армянские рукописи VI-XIV вв. Том 1. Москва. Изд-во: Книга, 1991.
7. Казарян И. Краткий очерк Армянской церкви с I по VIII века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orthodoxengland.org.uk/pdf/armenia/a_kratkiy.pdf
8. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право. 2014. № 3. С. 24-29. http://www.creativeconomy.ru/articles/6034
9. Кривцов И.В. Этнографический потенциал развития сельского туризма в Волгоградской области // Туризм: право и экономика. 2012. № 2. С. 18-21.
10. Матюнин В.М. Актуальные вопросы развития туризма в России и регионах // Российское предпринимательство. 2013. № 9 (231). с. 126-132. URL: http://bgscience.ru/lib/8054/
11. Монахова Н.С. Этнографический туризм в России: основные виды и факторы развития // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2010. № 2. С. 164-168.
12. Сароян Г.А. История армянского народа (в кратком изложении).- Краснодар: Изд-во: Фамилия, 2015.
13. Семкина Н.С., Прокопьева Т.А. Перспективы развития этнографического туризма в России // Sochi Journal of Economy. 2010. № 3. С. 105-111.
14. Старикова Д.В. Социокультурные аспекты развития экологи-этнографического туризма // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 18. С. 93-96.
15. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011−2018 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/
16. Юрченко А.А., Немцова В.О. Этнографический туризм. Национальные особенности народов Кубани // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2016. Т. 2. С. 53-57.