Abstract: The article deals with the formation of certain types of risks in the field of reflection of accounting objects and the formation of the accounting policy of the organization. The text of the article provides specific examples of the occurrence of accounting risks. In particular, the risk of formation of financial results, completeness and reliability of accounting statements and other types of risks are considered. Based on the conducted research, it is concluded that it is necessary to identify and neutralize accounting risks.
Keywords: accounting, reporting, accounting policy, risks, management, decision-making.
Введение
В современных условиях турбулентного развития экономики и применения недружественными странами сильнейшего санкционного давления, российские организации при выработке стратегии дальнейшего развития ориентируются, как правило, на стратегию устойчивого развития [12, с.412]. Данная стратегия в качестве одного из направлений предполагает выявление возможных угроз настоящей и будущей деятельности, а инструментарием для выявления угроз при этом может служить оценка рисков и выработка мер по их предотвращению или нейтрализации [7, с.67].
Как известно, системный бухгалтерский учет, наряду с планированием, прогнозированием, контролем и анализом, относится к основным функциям управления организацией. Именно в системе сплошного, документированного и систематизированного формирования информации определяются ключевые показатели финансового положения и финансовых результатов деятельности организации, напрямую влияющие на выработку основных действий управленческого персонала по реализации стратегии и тактики развития организации. Поскольку на основании информации учетной системы реализуются функции контроля, анализа и принятия решений, необходимо своевременно анализировать риски, возникающие именно в учетной системе.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть исследования
В учетной системе риски могут возникать на уровне формирования объектов учета. Законом «О бухгалтерском учете» определено, что к объектам бухгалтерского учета относятся факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы. На стадии формирования объектов учета возникает риск отражения в системном учете и отчетности мнимых и притворных объектов учета [4, с.836].
Так, под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете неправомерно. Например, организация отражает в учете:
— неосуществленные расходы в части оказания консалтинговых и маркетинговых услуг,
— несуществующие обязательства перед фиктивным контрагентом,
— не имевшие места факты выплаты заработной платы и т.д.
Гражданское законодательство, в частности ст. 170 Гражданского кодекса РФ, признает мнимые сделки ничтожными. Например, организация переписала объекты основных средств на другое юридическое лицо не с целью действительной передачи активов, а с целью сохранения контроля над ними.
Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его. Например, в организации имела место реализация объектов недвижимости по завышенным ценам или реализация товаров по договору мены по заниженным ценам, что несет помимо учетных рисков и серьезные налоговые риски. Та же ст. 170 Гражданского кодекса РФ гласит, что притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть или заменить собой другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, является ничтожной, что признается по решению суда.
На стадии формирования учетной политики организации возникает целый ряд учетных рисков, что связано с применением профессионального суждения бухгалтера [11, с.93]. Регулирование учетной политики организации определено российским положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и международным стандартом IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В указанных документах рекомендованы основные методы ведения учета, формирования учетной политики, оценочных значений и способов исправления ошибок в бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем, бухгалтер самостоятельно разрабатывает способ ведения учёта, если действующими стандартами такой способ не предусмотрен. Другими словами, риск произвольной интерпретации законодательных и нормативных документов возрастает в зависимости от наличия профессиональной подготовленности, компетентности, практического опыта руководителя учетной службы и соблюдения им этических норм бухгалтерской профессии [5, с.37]. При этом формирование некачественной учетной информации может существенно повлиять на решение пользователей бухгалтерской отчетности и привести к неадекватным экономическим решениям [10, с.73].
Например, бухгалтер акционерного общества, используя профессиональное суждение, решила, что создание оценочного резерва по сомнительным долгам, как элемента учетной политики организации, является необязательным в силу нестабильных финансовых показателей и невысокой прибыли за отчетный период [9, с.734].. Такое решение влечет за собой наступление рисков: надежности информации и полноты ее отражения, рисков учетной политики, рисков правильности формирования финансовых результатов, а главное — рисков некорректного использования законодательных актов.
Другой пример. Организацией был получен долгосрочный займ три года назад, при этом по состоянию на отчетную дату до погашения займа осталось менее одного года. Используя свое профессиональное суждение, бухгалтер решила в учетной политике не применять положение о переводе долгосрочных займов в краткосрочные и, соответственно, отразила сумму займа в балансе в разделе «Долгосрочные обязательства». Таким образом, на уровне учетной политики были заложены риски: достоверности и надежности информации, правильности оценки обязательств, деформации структуры баланса и правильности расчета аналитических финансовых коэффициентов, в частности, коэффициента текущей ликвидности [8, с.63]. В системе управления организацией недостоверность информационной базы для проведения анализа может привести к ошибочному управленческому решению.
Еще один пример. Бухгалтер организации, используя свое профессиональное суждение, при формировании учетной политики посчитала нецелесообразным применение положения о сбалансированности отдельных показателей бухгалтерской отчетности в силу его очевидности. В ходе проверки правильности составления бухгалтерской отчетности внутренним аудитором было выявлено отсутствие взаимоувязки показателей форм бухгалтерской отчетности. Так, показатель остатка денежных средств организации на отчетную дату в отчете о движении денежных средств не совпадал с аналогичным показателем в активе баланса в разделе текущих активов. В этом случае на уровне учетной политики были заложены следующие риски: риск достоверности, полноты и надежности информации и риск, связанный с порядком формирования бухгалтерской отчетности.
Область формирования учетной политики может быть сопряжена со следующими видами учетных рисков, исходя из отраслевой принадлежности организации и формы организации капитала:
-порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств и отражение их результатов в учете и отчетности – риск достоверности и полноты формирования отчетности и риск формирования финансовых результатов,
-установление стоимостной границы между основными средствами и оборотными активами — риск, связанный с порядком формирования бухгалтерской отчетности, и риск деформации структуры баланса и правильности расчета аналитических финансовых коэффициентов,
-способ оценки запасов при отпуске их в производство — риск правильности формирования себестоимости продукции и финансовых результатов,
-первоначальную и последующую оценку основных средств и запасов — риск достоверности и полноты формирования отчетности, риск правильности формирования себестоимости продукции и финансовых результатов,
— порядок распределения чистой прибыли и образования фондов — риск достоверности и полноты формирования отчетности и т.д.
Заключение
Бухгалтерская отчетность на заключительной стадии учетного процесса должна быть полной, прозрачной, достоверной, нейтральной и сопоставимой, что напрямую связано с определением конкретных учетных рисков, их устранения или нейтрализации и раскрытию информации о бизнес — рисках, в целом сопровождающих деятельность экономического субъекта, применяющего стратегию устойчивого развития.
Принцип оценки существенности информации должен опираться на оценку рисков, связанных не только с определением объектов учета и формированием учетной политики организации, но и с оценкой и методикой ведения учета отдельных активов и обязательств. Например, при учете и контроле в организации по отдельным бизнес- процессам возникают такие учетные риски, как:
— риск релевантности информации по процессам производства, реализации и сбыта;
— риск формирования достоверных финансовых результатов;
— риск правильности и реальности оценки активов и обязательств;
— риск инвестирования в финансовые и нефинансовые активы;
— риск рационального кредитования и другие риски.
Создание гибкой системы управления подразумевает тесное взаимодействие производственных, маркетинговых, экономических, учетных и иных структур организации для повышения эффективности их работы и реализации стратегии устойчивого развития организации в целом.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ https://www.consultant.ru/2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ https://www.consultant.ru/
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) https://www.consultant.ru/
4. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840.
5. Парамонов А.В., Харакоз Ю.К. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг - 2013. Рейтинг компаний // Аудитор. 2014. № 10 (236). С. 36-41.
6. Риски в экономике: задачи и примеры решения с комментариями и ответами: учебник / Л.А. Чайковская, Г.П. Фомин, Д.А. Максимов – М.: КноРУС; 2021.- 256 с.
7. Харакоз Ю.К. Практические рекомендации по организации бюджетирования // Аудитор. 2014. № 8. С. 65-71.
8. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
9. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.
10. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
11. Харакоз Ю.К. Особенности развития управленческого учета // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2007. - № 2. - С. 91-95.
12. Prodanova, N., Plaskova, N., Popova, L., Maslova, I., Dmitrieva, I., Sitnikova, V., & Kharakoz, J. (2019a). The role of IT tools when introducing integrated reporting in corporate communication. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11(8 Special Issue), 411-415.