Индекс УДК 001.895
Дата публикации: 30.11.2019

К вопросу о понятии «инновации»

On the concept of «innovation»

Камяненко О.С.
Научный руководитель: Цициашвили Сергей Семенович
1. Магистрант 2-го курса по направлению «Финансы и кредит»
2. канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Kamyanenko O.S.
Scientific adviser: Tsitsiashvili Sergey Semenovich
1. Undergraduate 2nd year in the direction of «Finance and credit»
2. PhD in Economics, Associate Professor
Kuban state University
Аннотация: В статье рассмотрены современные научные подходы к определению понятия «инновации». Формируется вывод о том, что содержание данного понятия зависит от его конкретного вида и сферы применения. Обосновано, что под инновацией необходимо разуметь не каждое новшество и нововведение, а только то, которое имеет значительный положительный эффект и востребовано рынком.

Abstract: The article deals with modern scientific approaches to the definition of «innovation». The conclusion is formed that the content of this concept depends on its specific type and scope. It is proved that under innovation it is necessary to understand not every innovation and innovation, but only that which has a significant positive effect and is in demand by the market.
Ключевые слова: инновации, новшество, нововведение, процесс, система, изменения, результат.

Keywords: innovation, innovation, innovation, process, system, change, result.


Сегодня любая организация, будь то банк или промышленное предприятие, работает в условиях жесткой конкуренции. Потребитель может при помощи сети Интернет, выбрать услуги или товары (а вместе с тем и предприятие, их реализующее), наилучшим образом удовлетворяющие его потребности. И для того, чтобы выстоять в условиях жесткой конкуренции организациям, в первую очередь, необходимо постоянно развиваться, внедрять новые технологии, совершенствовать свой ассортимент, предлагая новые услуги и товары или существенно модифицируя старые.

Как видим, современным организациям будет сложно функционировать в конкурентной среде, без внедрения различного рода инноваций. В результате, сам термин «инновации» сегодня востребован и широко применяется бизнесменами и учеными. Однако, к сожалению, на настоящий момент отсутствует единое понимание данного понятия [6], в связи с чем считаем целесообразным проанализировать данный термин, выявить его сущность и рассмотреть имеющиеся позиции ученых.

Актуальность данного исследования подтверждается тем, что наличие различных взглядов на исследуемую категорию приводит к сложности ее понимания, что требует систематизации имеющихся подходов к толкованию понятия «инновации».

Отметим, что сам термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что переводится как «обновление», и приставки «in», обозначающей «в направление». Дословно «innovatio» переводится как «в направлении изменений».

В Словаре иностранных слов русского языка термин «инновация» понимается в следующих значениях:

  • введение чего-либо нового; нововведенная вещь; реформа; модернизация;
  • экономическое вложение средств в новую технологию, новые формы организации трудовой деятельности и управления, охватывающие не только отдельную фирму, но и их совокупность, отрасль [6].

Во многих других словарях данный термин отожествляется с такими понятиями как «нововведение» и «новшество». Хотя, по мнению А.В. Голлай и И.Н. Голлай, «не является ни тем, не иным» [1].

Впервые данный термин в качестве отдельного научного направления стал исследовать И.А. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» [7], который включал следующие комбинации:

  • изготовление нового продукта;
  • исследование новой техники и новых технологических процессов;
  • применение новых видов сырья;
  • изменение организации процесса производства.

Исследуемый нами термин И.А. Шумпетер трактует как новую комбинацию производственных факторов. Главным признаком инновации, по мнению И.А. Шумпетера, является новизна. Инновация рассматривается в качестве важнейшего фактора производства и изменения для внедрения, а также применения новейших видов производственных товаров, рынков и форм организации.

На базе идей И.А. Шумпетера немецким ученым О.Г. Меншем была разработана классификация инноваций, в основе которой заложены три важнейших их вида (рисунок 1).

В свою очередь, американский экономист Б. Твисс предполагал, что инновации – это процесс, в котором новая идея или изобретение обретает экономическое содержание.

Венгерский экономист Б. Санто под исследуемым нами термином понимал общественно-экономический процесс, который путем внедрения изобретений и идей приводит к формированию и применению лучших по функциям и свойствам изделий, технологий, процессов. Если инновация сориентирована на скорейшее получение экономического эффекта, значимым критерием ее эффективности применения выступает полученная прибыль. Кроме того, инновация исследуется в качестве экономически значимого фактора, имеющего значение в повышении производительности труда и роста числа рабочих мест на предприятии.

Рисунок 1. Виды инноваций по О.Г. Меншу

В соответствии с понятием «инноваций», данным Б. Санто, данный термин выступает не только в качестве фактора роста экономической эффективности, но и затрагивает духовную и интеллектуальную сферу жизни общества.

Некоторые ученные рассматривают понятие инновации как результат, к числу которых следует причислить и Р.А. Фатхутдинова, предложившего определять инновацию в качестве итогового результата внедрения и применения новшества для изменения объекта управления и получения социального, экономического, научно-технического, экологического и других эффектов [5]. Исходя из данного определения новшество является результатом прикладных и фундаментальных исследований, разработок либо экспериментальных работ в разнообразных областях деятельности по росту эффективности деятельности.

В свою очередь, по мнению И.Н. Молчанова, инновация является результатом научного труда, направленным на оптимизацию и обновление общественной практики и предназначенным для реализации в общественном производстве [3].

По мнению А.С. Казанцева, инновация является итогом комплексного процесса по созданию, разработки, внедрения, распространения новшества, способного удовлетворить конкретные потребности [2].

Таким образом, существуют разные подходы к определению понятия инновации. В общем виде данные подходы можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Подходы к определению понятия «инновации»

Проведенное исследование позволяет утверждать, что сегодня имеются различные подходы к определению понятия «инновация». Были выявлены основные из них, в соответствии с которыми инновация понимается как: процесс, система, изменения, результат. В результате можно заключить, что каждая из перечисленных точек зрения имеет право быть. Полагаем, что содержание понятия «инновации» зависит от его конкретного вида и сферы применения. Считаем также, что под инновацией необходимо разуметь не каждое новшество и нововведение, а только то, которое имеет значительный положительный эффект и востребовано рынком.

Библиографический список

1. Голлай А.В., Голлай И.Н. Определение инновации: уточнение понятия «нового» и «значительно» улучшенного // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – С. 59-62.
2. Казанцев А.С. Понятие «инновации»: основные подходы к трактовке содержания понятия // Техника и технологии строительства. – 2017. – № 3 (11). – С. 63-66.
3. Молчанов И. Н. Инновационный процесс. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. – 143 с.
4. Словарь иностранных слов русского языка. URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 01.10.2019).
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»,1998. – 600 с.
6. Чернова Д.В., Туахир Ю. Понятие «инновации» в системе социально-экономических категорий // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции. 2018. – С. 105-113.
7. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.