Abstract: Taxes are one of the most effective levers of influence on the state economy. The article analyzes approaches to profit taxation in Russia and abroad. This tax is one of the most important, both for the state in terms of budgetary importance, and for organizations operating on the territory of the state in terms of the cost of payment.
Keywords: tax system, income tax, tax rate.
В современном мире невозможно представить себе существование государства без налоговой системы. Налоги — один из основных источников дохода для бюджета государства. Основными налогоплательщиками в любой налоговой системе являются организации [1, 2]. В данной статье мы рассмотрели основные аспекты налога на прибыль организации в Российской Федерации, Франции и Объединённых Арабских Эмиратах [3].
Налог на прибыль – это прямой налог, взимаемый с суммарной прибыли компании, налоговой базой служит общий доход организации, после вычета всех налоговых вычетов, которые можно произвести в соответствии с положениями 25 главы Налогового кодекса РФ. Налог на прибыль организации помогает реализовать регулирующую функцию налогового законодательства Российской Федерации, стимулируя развитие определенных отраслей, в которых нуждается государство, так как может снижать ставку налога и предусматривать льготы для приоритетных сфер развития на территории РФ [4, 5].
Налог на прибыль существует практически во всех странах в той или иной форме. Размер налоговой ставки составляет значительную долю налогового бремени организаций, осуществляющих деятельность на территории страны. Хотя это и не является главным показателем степени стимулирования бизнеса государством и его налоговой нагрузки, так как во многих странах компании подвержены ещё и иному давлению по уплате прочих видов налогов, установленных законодательно [6]. Тем не менее одним из основных показателей влияния государства на бизнес является налог на прибыль [7].
Рассмотрим подробнее налог на прибыль в таких странах, как Российская Федерация, Франция и Объединённые Арабские Эмираты.
В Российской Федерации налог на прибыль впервые был введен в 1992 году и первоначальное название было «налог на прибыль предприятия», первого января 2002 года он официально был переименован в «налог на прибыль организаций». Данное название налог сохраняет и на данный момент [8, 9].
Регулирование взимания данного налога осуществляется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиков определяет 246 статья данного кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль являются все российские организации, в их числе (банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации связанные с торговлей ценными бумагами, а так же клиринговые организации и пр.), находящиеся на общей системе налогообложения, а также налогоплательщиком являются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации используя представительства организации, получающие доход от источников в РФ [10].
Не платят налог на прибыль организаций, компании на специальных налоговых режимах, организации из сферы игорного бизнеса, резиденты «Сколково».
В РФ прослеживается тенденция снижения ставки налога на прибыль. Так, в 1992 году согласно закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливалась ставка 32% для предприятий и 45% для бирж, брокерских контор и прочих предприятий по прибыли сторонних организаций. Налог на прибыль в 2002 году был снижен до 24%. С 1 января 2009 года основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2019 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональные бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Нулевая ставка сохраняется для организаций, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность при соблюдении законодательно установленных условий [11, 12]. Налоговой базой является прибыль, определенная по данным налогового учета. Налог взимается на федеральном уровне.
Франция. В последние годы наблюдения, ставка налога на прибыль организаций держится на уровне 33,33%. При доходах ниже 38120 евро, ставка налога составляет 15%. Крупные компании, наоборот, уплачивают дополнительный социальный сбор в размере 3,3% от средней суммы налога.
От данного налога полностью освобождаются организации, связанные с энергосберегающей промышленностью, а также научно-исследовательской деятельности получают некие льготы. Декларация о прибыли и доходов подаются 1 апреля. По истечению периода пересчитываются авансовые платежи, в счет декларации [13, 14].
Объединённые Арабские Эмираты. Как известно, в Объединенных Арабских Эмиратах, практически не существует налогов, для местных жителей, на территории этой страны более распространена система лицензий и сборов. Тем не менее, есть несколько отраслей, которые уплачивают налог, организации банковского сектора, а также нефтяные предприятия.
Иностранные компании, занятые в секторе добычи газа и нефти, а также в производстве углеводородного сырья, облагаются налогом в минимальном размере равном 55% от общей выручки. Данная цифра приблизительна, так как размер налоговой ставки определяется по личному соглашению правительства эмирата и руководства компании, которая входит на территорию страны, так как получить разрешение на работу в ОАЭ сложно, особенно в сфере добычи сырья. Размер налога конфиденциален, но известно, что он может составлять от 55% до 85% от прибыли организации за вычетом издержек, предусмотренных законодательством ОАЭ [15, 16].
Работа отделений иностранных банков также облагается налогом. В основных крупнейших эмиратах, таких как: Шарджа, Дубай, Абу-Даби и Фуджейра иностранные банки уплачивают налоги в размере 20% от прибыли, полученной по проведенным операциям. В зависимости от эмирата размер налоговой ставки может варьироваться [17].
В целом, проведя сравнение налогообложения прибыли в Российской Федерации, Франции и ОАЭ, можно сказать, что налоговая система в сфере налогообложения прибыли гораздо лояльнее по отношению к налогоплательщику в России. Сравнение системы налогообложения ОАЭ с налоговыми системами остальных развитых государств, так как в этой стране особые условия для резидентов, для них налоги как таковые отсутствуют, а для иностранных компаний ставка налога запредельна, доходит до 85%, что относительно общемировых средних значений просто не соизмеримо. Касательно Российской Федерации, налоговая система находится в постоянном развитии, что говорит нам о правильном векторе развития экономики. Ставка налога на прибыль постепенно снижается, с 1992 года снижение составило 12%. Система становится все более понятной для населения, и лояльной для организации. Что говорит о неумолимом росте конъектуры для создания бизнеса в России, так же это способствует упрощению работы малого и среднего бизнеса, налоговое бремя для которого существенно снижено относительно ситуации, которая сохранялась в начале нулевых годов.
Библиографический список
1. Бухгалтерский финансовый учет: учебник 1 -е издание/Дмитриева И.М., Чиркова М.Б., Малицкая В,Б, и др. -М.: Издательство Юрайт, 2016. -539с2. Понкратов В.В., Кузнецов Н.В. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в России // Вестник университета. 2017. №11. С. 134-140.
3. Ващекина И. В. Зарождение кредитной системы в России // Вестник РГТЭУ. – 2013. – № 1 (72). – С. 32-41.
4. Башкирова Н.Н. Налоговое администрирование: тенденции развития и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2015. №4. С. 3-13.
5. Понкратов В.В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ в налоговых системах государств-участников ЕАЭС в условиях нарастания интеграционных процессов // Экономика и предпринимательство. 2016. №12-1. С. 713-717.
6. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. State control in cooperation of Russian business with offshore jurisdictions // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 1. С. 23-25.
7. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля -необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 43-49.
8. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. О развитии моделей непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей в Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. – 2017. – № 6 (18). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy-gosuda/.
9. Морозова Т.В. Перспективные направления разработки плана счетов предприятиями малого бизнеса / Т.В. Морозова / От научных идей к стратегии бизнес-развития: сб. науч. тр. и результатов совместных н.-и. проектов. -М.: ТЕЗАУРУС, 2015. -С. 285-295.
10. Калачева О.Н. Лизинговые отношения как важный источник финансирования деятельности организаций малого и среднего бизнеса // Аудитор. 2017. № 11. С. 49-55.
11. Морозова Т. В. Методы оценки имущества предприятий // Бухгалтерский учет, 1995, №2. С.50 - 51.
12. Ахмадеев Р.Г. Налоговые льготы для малых инновационных предприятий в России//Международная торговля и торговая политика. -№ 7-8 (87). 2014. С. 67-76
13. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля -необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 43-49.
14. Чиркова М.Б., Малицкая В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие/М.Б. Чиркова, В.Б. Малицкая. – часть 2. – Воронеж: Воронежский филиал РГТУ, 2010. – 178 с.
15. Ekimova K., Nikeriasova V., Ivanova Y., Hvostenko O. Mortgage lending as a financial management tool // Espacios. 2017. Т. 38. № 49. С. 34.
16. Караваева К.С. Возможные способы сближения бухгалтерского и налогового учета // Научные стремления. 2019. № 25. С. 37-39Kosov, M.E., Akhmadeev, R.G., Smirnov, D.A., Solyannikova, S.P., Rycova, I.N. (2018) Energy industry: Effectiveness from innovations, International Journal of Energy Economics and Policy, 8(4): 83-89.
17. Морозова Т.В. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства: монография. М.: Перо, 2014. 108 с